Консультации для родителей на тему: «Изобразительная деятельность и декоративная лепка»
консультация по аппликации, лепке на тему

Гусева Наталья Геннадьевна

Консультации для родителей на тему: «Изобразительная деятельность и декоративная лепка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей на тему:

«Изобразительная деятельность и декоративная лепка»

Цели и задачи:

Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей; во всех видах искусства вызывать непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду.

Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

Изобразительная деятельность, как одна из форм познания действительности, является важнейшей частью всестороннего гармонического развития личности, обогащает ум и чувства ребенка. Декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств. Немаловажное место отводится и занятиям декоративной лепкой. При этом детям необходимо рассказывать о предметах народного искусства, обучению приемам декоративной лепки. Деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность.

«Воспитание эстетического отношения»

Работа по эстетическому воспитанию предусматривает:

  • Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры;
  • Эстетическое воспитание средствами искусства (художественное воспитание).
  • Для того чтобы правильно организовать работу по эстетическому воспитанию, целесообразно наметить ее примерное содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам воспитания, для детей каждой возрастной группы. Это позволит избежать случайности, стихийности, односторонности в отборе средств и методов эстетического воспитания, поможет планировать работу, располагать материал в определенной последовательности , видеть ее конечные цели.
  • Программа эстетического воспитания предполагает формирование восприятия, воображения, памяти, развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни.
  • Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный  путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Для детей от 2 до 3 лет.

  • Воспринимать красочное оформление помещения, радоваться празднику;
  • Соблюдать простейшие правила поведения в коллективе: проявлять желание помочь кому-либо, стремиться участвовать в совместной деятельности.
  • Радоваться, слушая песни, инструментальные пьесы, стихи, потешки;
  • Рисовать, лепить, читать стихи, петь, танцевать – делать все это с удовольствием;
  • Рассматривать иллюстрации в книгах, рисовать по собственному желанию;
  • Плясать, петь вместе с родителями (подпевать) несложные песенки;
  • Слушать сказки, песни, смотреть сценки кукольного спектакля, активно реагировать на зрелище, радоваться развлечениям.

Для детей от 3 до 4 лет

  • Замечать, что в комнате красиво, чистота, порядок; принимать участие в подготовке помещения к празднику; радоваться красочному оформлению домов, улиц, площадей и нарядной одежде людей.
  • Проявлять интерес, уметь сосредоточиться, рассматривая картины, прислушиваясь к звукам музыки, стихам; различать форму и цвет игрушек; приучаться петь, танцевать, читать стихи самостоятельно и в коллективе, заниматься рисованием и лепкой, радоваться этим занятиям; быть внимательным к успехам своих сверстников, братьев, сестер.

Для детей от 4 до 5 лет

  • Испытывать интерес к окружающей жизни, во время прогулок замечать красивые здания, окраску и форму машин;
  • Поддерживать чистоту в групповой комнате, отрицательно реагировать на беспорядок, замечать убранство помещений;
  • Испытывать радость, готовясь к праздникe; принимать участие в украшении комнаты;
  • Слушать музыку, стихи, рассматривать картинки, художественные игрушки;
  • Учиться правильно воспринимать произведения искусства: не мешать исполнителю, сосредоточенно рассматривать картину, вникать в содержание – что изображено, о чем рассказывается, поется. Отмечать доступные выразительные и изобразительные средства произведения;
  • Испытать потребность в самостоятельном художественном творчестве: рисовать, лепить, петь, танцевать, читать стихи;
  • Проявлять творческие способности: удачно изображать предметы и явления в рисунках, лепке, уметь рассказывать с помощью взрослого содержание картины, песни, игры, рисунка.
  • По собственной инициативе рассматривать картинки и раскрашивать их, рисовать, лепить понравившиеся предметы.

Для детей от 5 до 6

  • Гордиться своей страной; рассматривать картины, изображающие Красную площадь в столице; знать, что Родину защищают смелые, отважные солдаты; рассматривать картины, рассказывающие о жизни разных народов, кукол в национальной одежде; проявлять интерес к труду людей, чьими руками построено много красивых вещей, одежду и обувь;
  • Замечать красоту убранства комнат;
  • Следить, чтобы все было аккуратно и красиво; отрицательно относиться к беспорядку;
  • Совместно обсуждать, как провести праздник, как он прошел;
  • Делиться своими впечатлениями; рассматривая рисунки, лепку, аппликации, оценивать их качество;
  • Понимать, что некоторые явления можно передать средствами искусства (сказки, песни, картины);
  • Отмечать некоторые выразительные и изобразительные средства при передаче характера, настроения художественных произведений; эмоционально откликаться на их содержание;
  • Проявлять интерес к занятиям различными видами искусства, стремясь усвоить определенные навыки, точно выполнять несложные задания;
  • Правильно представлять содержание занятия (учимся рисовать, лепить, вырезать, читать стихи и т.д.);
  • Понимать соотношение предметов лепке, расположение их в рисунках, аппликации;
  • Выделять главное в картине – тему, образ персонажей, изобразительные средства (колорит, композиция);
  • Оценивать качество работ;
  • Пользоваться по выбору карандашами, красками;

Для детей от 6 до 7 лет

  • Знать и любить свою Родину, ее столицу Москву с древним Кремлем, рассматривать герб, флаг, гордиться ею, знать о подвигах ее защитников;
  • Любить свой край, деревню;
  • Замечать особенности оформления различных помещений; стремиться поддерживать в них чистоту и порядок;
  • Отмечать красоту поступков поведения (скромность, смелость, честность, организованность, отсутствие грубости, жадности);
  • Эмоционально воспринимать содержание художественного произведения, улавливать связь, между содержанием и средством его выражения;
  • Узнавать знакомые произведения, запоминать новые, сравнивать их с ранее исполнявшимися;
  • Охотно занимаясь всеми видами художественной деятельности, отдавать иногда предпочтенье одному из них;
  • Выполняя задание по изобразительной деятельности, доводить замысел до конца;
  • Усваивать технически навыки в языке, рисовании, аппликации;
  • Знать, что нужно для того, чтобы рисунок был хорошо нарисован;
  • Видеть композицию, симметричность произведения изобразительного искусства.

«Характер образа»

Задача: Передать характерные признаки, позы, движения персонажей.

Комплексное воздействие различных видов художественной деятельности способствует созданию эмоционального отношения к образу. Рисуя карандашом, красками, лепя из глины, ребенок лучше воспринимает очертания форм, яркость цветовых пятен, если этому помогают поэтическое слово или песня.

Дети знакомятся с разными материалами, приобретают первые навыки работы с ними, знания о том, что на бумаге рисуют карандашом, кистью, которые держат в правой руке (левой), что лепят из глины, раскатывая ее в ладонях.

Дети учатся замечать линии, мазки, комочки и понимать, какие они могут изображать предметы и явления. Развивая у них наблюдательность и внимание, они учатся находить сходство с явлениями действительности и воспроизводить несложные предметы. Первые образы: нарисованные, вылепленные, ребенок воспринимает как живые и очень им рад.

Возникновению образов в первых детских рисунках способствует применение различного художественного материала – карандашей, красок, которыми можно рисовать на цветном фоне.

Например, оранжевое пятно – «Огонек», будет «гореть» только на темно-синем или черном фоне. Чтобы образ стал понятнее, взрослый говорит: «Наступил вечер, и загорелись на улице яркие фонарики» - Таким образом, взрослый направляет развитие творческого начала в детских рисунках.

Действуя вместе со взрослыми, ребенок чувствует себя увереннее. Предлагая рисовать краской, взрослый обращает внимание ребенка на ее цвет, на гладкость бумаги, мягкий ворс кисточки и делает с ним совместно два-три первых мазка.

Задания, в которых внимание детей обращается на особенности формы, должны носить образный характер. В процессе рисования по замыслу дети самостоятельно воспроизводят  знакомые образы (цветы растут, рыбки плывут, солнышко светит и т.д.), обогащая свою творческую фантазию.

Так же, как при рисовании, в лепке возникают ассоциативные образы, с помощью которых дети дают названия полученным формам, фигурам. По отдельным очертаниям находят, например, сходство комка с животным.

Для творческих заданий важно выбирать такие явления, которые вызывали бы эмоциональное отношение к образу, например, поражали бы своей неожиданностью (первый снег, первая травка, яркие цветовые сочетания и т.д.).

Тематика может охватывать явления природы, нашу действительность, а также сказку.

«Колорит и композиция»

Задача:

1) Использовать цвет для передачи содержания и выразительности сюжета;

2) Композиционно правильно передавать взаимоотношения персонажей, динамику действия.

Если город, деревня, село расположены вблизи реки или водоема, дети могут получить много впечатлений, наблюдая за ними в разное время года, при солнечной или пасмурной погоде.

Многообразна также трудовая жизнь. Чтобы точнее передать содержание какого-либо события, сюжета литературного произведения, необходимо руководить формированием детского замысла. Спросить, что дети решили нарисовать, затем уточнить, где и как они это изобразят, и отобрать основное. Тогда у ребенка появляется уверенность и самостоятельность в работе.

Задумав рисунок, ребенок представляет себе не только его содержание, но и композицию, расположение персонажей относительно друг друга, цветовую характеристику образа.

Детские рисунки высокого уровня отличаются интересным сюжетом, передачей характерных особенностей формы, фигуры, красочностью цветового решения, оригинальностью композиции, выразительностью образа. Для детей большое значение приобретает передача выразительности образа в лепке. Здесь также следует определить и раскрыть содержание и конкретный характер каждого творческого задания.

Использование скульптуры перед занятиями и на занятиях рисованием, лепкой помогает детям воспринимать художественный образ, яснее представить его облик, характерные особенности.

Старших дошкольников следует ознакомить со смешением красок на палитре, чтобы они могли получать различные оттенки цветов.

Следует постоянно отмечать каждого ребенка, как он научился передавать форму предметов, их строение, как освоил технические приемы пользования красками, клеем, карандашами в передаче ярких художественных образов.

«Художественный труд»

Ручной труд является одним из наиболее любимых занятий ребенка. На этих занятиях проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются.

Ручной труд – конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, в быту.

Роль декоративно-прикладного искусства в становлении некоторых традиционных видов художественного ручного труда дошкольников, в их трудовом, нравственно-эстетическом, патриотическом воспитании неоценизма.

Содержание художественного труда дошкольников составляют:

  • Работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, театральных кукол, предметов сортировки стола, сувениров);
  • Работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур – анималистика, декоративных коллажей из сухих растений, соломки, плетение изделий из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов из сухих и живых растений, оформление живого уголка);
  • Работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников);
  • Работа по дереву;
  • Работа с глиной;
  • Работа с искусственными материалами.

Правильно организованный ручной труд в детском саду, начальной школе, в семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться, стремление овладеть особенностями ремесленного мастерства, приобщает к народно-декоративному искусству, т.е. подготавливает каждого ребенка к последующему обучению в школе. В процессе художественного ручного труда перед дошкольниками ставятся две задачи:

  1. Научиться определять и реализовать художественные цели при создании замысла (эскиза) изделия, уметь планировать конечный результат своей работы;
  2. Овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами (бумага, ткань, нитки, клей, игла и т.д.).

Итак, под термином «художественный ручной труд» понимается труд ребенка с различными материалами с целью создания полезных и эстетически оформленных предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает прежде всего эстетические качества материалов, пользуясь ими на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе» (2-3 лет)

Консультация для родителей: «Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе» (2-3 лет)...

Консультация для родителей Материалы для изобразительной деятельности и способы их использования в семье.

                  Правила для родителей1.          Удивляйтесь, переживайте, радуйтесь вместе с ребенко...

Консультация для родителей «Материалы для изобразительной деятельности и способы их использования в семье»

Особая роль в воспитании детей принадлежит искусству. Детское изобразительное творчество нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Создавая детям условия...

Консультация для родителей "Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей"

Основная задача родителей и педагогов  - совместно содействовать развитию инициативы, выдумки, проявлению художественных наклонностей, интересов, вкусов детей. Дети наиболее полно проявляют...

Консультация для родителей "Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома"

Повышение педагогической культуры родителей.Консультировать по вопросам организации художественно-творческой деятельности в домашних условиях, расширять представления о разнообразии изобразител...

Консультация для родителей на тему: «Изобразительная деятельность детей 2-3 лет»

Консультация для родителей на тему: «Изобразительная деятельность детей 2-3 лет»...

Консультация для родителей на тему: « Изобразительная деятельность детей 2-3 лет»

Консультация для родителей на тему:« Изобразительная деятельность детей     2-3 лет»...