Аппликация руками малышей
проект по аппликации, лепке на тему

Людиновская Наталия Дмитриевна

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_proekt_applikatsiya_.docx80.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

        «Детский сад № 10» комбинированного вида г. Карабаша.

                  «АППЛИКАЦИЯ РУКАМИ МАЛЫШЕЙ»

          Разработала dоспитатель : Людиновская Н.Д.

           II младшая группа «Б» «Капитошка»  

           Методическая разработка

Разрабатываем годовой проект «Аппликация руками малышей»

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования обрывной техники в аппликации»

Введение

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Аппликация – это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.

Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности. Которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, гармоничное сочетание цветовых пятен, декоративность.

Новизна данной темы заключается в использовании элементов нетрадиционной техник в аппликации, а именно отрывная техника, с детьми младшего дошкольного возраста.

Занятия аппликацией имеют большое значение для развития ребенка:

        

- Для умственного развития  детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов, различных величинах, многообразии материалов и оттенков цветов.

- Для речевого развития детей: усвоение и название материалов, цветов и их оттенков; при обследовании предметов; при создании работы и т. д.

- Для нравственного воспитания: в процессе работы над аппликацией у детей воспитываются нравственно-волевые качества – потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности, помогать товарищу и т. д.

- В процессе работы над аппликацией сочетаются умственная и физическая активности. Для создания работы необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.

- Для эстетического воспитания: в процессе работы над аппликацией создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоции, которые постепенно переходят в эстетические чувства. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы.

Также аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей, развивают ручные умения, чувства формы, цветоощущение. Аппликация активизирует сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие.

Актуальность

Аппликация, способствует разностороннему развитию детской личности: его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, сенсорному и умственному развитию, формированию потребностно- мотивационной и эмоциональной сферы, социализации, вызреванию ряда учебных умений, развития моторики.         

Одним из привлекательных и относительно мало изученных видов изодеятельности является аппликация. Особый интерес представляет освоение детьми аппликации.

Цель: способствовать развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Определить специфику освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте.
  2. Выявить особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики.
  3. Разработать годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с использованием элементов нетрадиционных техник.

Методы и приемы обучения.

На занятии воспитатель должен организовать непосредственное восприятие игрушки, предмета. Дети рассматривают предмет, определяют форму его частей, величину, цвет, уточняют строение. Воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание на те или иные качества предмета, использует образное слово, обрисовывающий жест.

                                                         

Важным моментом в обучении детей на занятии является показ способов выкладывания и наклеивания. Процесс выкладывания нужно демонстрировать так, чтобы он был хорошо виден всем детям. Для этого можно использовать, мольберт или доску. Слегка смазанные клеем с обратной стороны в серединке формы можно раскладывать на вертикальной поверхности, не прибегая к помощи кнопок или пластилина. Кроме того, их можно перемещать в случае необходимости.

Процесс наклеивания состоит из нескольких последовательных этапов, которые дети должны усвоить: правильно держать кисть в правой руке и брать достаточное количество клея, класть форму на клеенку вверх нецветной стороной, хорошо смазывать клеем всю поверхность формы и, положив кисть на подставку, осторожно перевернуть смазанную форму, положить в определенное место на листе бумаги клеем вниз, прикрыть сверху салфеткой и прижать форму ладошкой, промакнуть лишний клей. На первых занятиях, когда дети осваивают последовательные этапы наклеивания, приемы работы нужно демонстрировать на вертикальной поверхности так, чтобы все действия воспитателя были видны детям. Клееночку для намазывания форм лучше всего прикрепить справа от листа бумаги и показывать все действия по порядку, сопровождая их четкими словесными пояснениями.

В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых предметах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активность.

Использование элементов нетрадиционных техник в отрывной аппликации

Занятия по отрывной аппликации с использованием нетрадиционных материалов – это «кладовая» для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок или сюжетов не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Занятие нетрадиционным апплицированием способствует развитию воображения, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления. Оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.                                                        

Значимыми моментами использования нетрадиционных техник в развитии отрывной аппликации у детей младшего дошкольного возраста являются:

- развитие мелкой моторики, благодаря разнообразию материалов, которые стимулируют их обследование и, следовательно, совершенствуют сенсорную сферу детей;

- создание интересного образа, благодаря различным материалам, которые могут «подсказывать» детям оригинальные сюжеты;

- многообразие материалов для отрывной аппликации, техник и способов крепления позволяет активизировать творческое экспериментирование;

-простота некоторых техник облегает получение результата.

тем, характеризуя нетрадиционные изобразительные техники, авторы выделяют ряд их особенностей:

а) для создания образа используется не только обычно применяемые изобразительные материалы (цветная бумага, картон), но и сочетания данных материалов;

б) применяются дополнительные материалы, вещества ( цветная бумага, салфетка,);

в) используются приемы, инструменты создания изображения.

Результативность. Обобщенный анализ использования нетрадиционных техник позволяет предположить, что нетрадиционные техник способствуют:

- накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами);

- обогащение изобразительного, эстетического опыта;

- развитию моторики рук ( вызывают не такие сложности, как в рисовании);

- экспериментированию с различными материалами;

- развитию воображения, творчества ребенка;

- развитию интереса к аппликации ( наклеивание различных материалов).        5

Анализ исследований, методических разработок, общеобразовательной программы «Детство» позволяют говорить о сочетаемости и интегративности данной технологии в педагогическом процессе и позволяет определить преимущества развития аппликации в процессе освоения нетрадиционных техник детьми младшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

для детей: дети получат знания о видах бумаги и способах работы с ней, научаться беречь и экономить бумагу ,разовьются творческие способности ,мелкая моторика, воображение ,пространственное мышление.

для родителей:  родители будут вовлечены в совместную деятельность с детьми.

для  ДОУ:

Годовое тематическое планирование в II младшей группе по аппликации с -элементами нетрадиционных техник.

Месяц

Тема

Задачи

материалы

1

2

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

ь

«Поиграем с волшебным мышонком Джимми»

«Знакомство с

волшебным мышонком Джимми и его необычной мастерской»

-знакомство детей с игровым персонажем

«Волшебным мышонком Джимми» различными иснтрументами материалами, для аппликации.

-Рассматривание

изображений,вы-полненных в разных техниках.

-создание благоприятной

эмоциональной

атмосферы.

-Экспериментирование

с материалами.

-Знакомство со способами крепления различного материала.

Кисточка ,,клей салфетка,

клеенка.

3

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

«Сделаем ковер

Из листьев»

-Знакомство детей с отрывной техникой в аппликации,.

-Учить детей рвать салфетку на мелкие кусочки,.

-Учить детей правильно держать

кисточку, набирать  клей , промазывать поверхность изображения,.

-поддерживать поощрять умения детей в аппликации.

Лист бумаги, салфетки

желтого ,

красного,

зеленого цвета, клей,

кисточка.

4

«Мое чудо дерево»

-продолжать осваивать технику отрывной аппликации,.

-учить заполнять кусочками бумаги, салфетки определенную область изображения(крона

Дерева).

-продолжать правильно пользоваться кисточкой ,клеем.

Лист бумаги с изображением дерева, клей ,кисточка, салфетки, цветная бумага.

5

Н

О

Я

Б

Р

ь

«Желтый птенчик»

-знакомство детей с аппликацией из цветной бумаги.

-продолжать учить правильно держать кисточку ,набирать клей и промазывать поверхность изображения.,

-продолжать вызывать интерес к данной деятельности.

Лист бумаги

(половинаА4)с изображени-ем  ципленка ,из

цветной бумаги, клей,

кисточка.

6

«Бурый мишка»

-Продолжать знакомить детей с отрывной аппликацией из салфетки.

-продолжать учить распределять на определенную поверхность изображения.

-продолжать обращать внимание на правильность и аккуратность при работе с кисточкой и клеем.

Лист бумаги с изображением мишки, гофирированная бумага ,клей и кисточка.

7

д

е

к

а

б

ы

р

ь

«Первый снег»

-знакомство детей с

аппликацией из салфеток.

-учить детей отрывать мелкие кусочки ,немного скатывать их

  И приклеивать на лист бумаги.

-Учить правильно наносить  клей на лист бумаги (делать клеевые точки)

Темный лист бумаги .салфетка ,клей ,кисточка.

8

9

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Здравствуй дедушка Мороз»

«Елочка нарядная»

Продолжать знакомить детей с аппликацией из салфеток

-учить заполнять ватой определенную

Поверхность

-создать эмоционально благоприятный фон.

-познакомить детей с аппликацией из салфеток ,фантиков и фольги.

-учить украшать елочку .кусочками материалов ,предварительно скатывая их в шарики.

-продолжать вызывать интерес к данной деятельности.

Изображение Деда мороза. ,салфетка,клей,кисточки.

Изображение елочки ,фантики ,фольга, салфетки ,клей .

10

«Снеговик»

-Продолжать знакомить детей с аппликацией из папиросной бумаги.

-учить подбирать правильный отрыв бумаги с помощью наложения на готовый силуэт снеговика.

-обращать внимание на аккуратность при

общении с клеем.

Лист с изображением силуэта снеговика,(клей. Кисточки).

11

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Веселый барашек»  

-познакомить детей с аппликацией из гафрированной бумаги.

-учить промазывать клеем всю поверхность  изображения (шубка барашка) и заполнять ее полосками.

-учить аккуратно пользоваться клеем

Прижимать салфетку пальчиками, чтобы она крепко держалась.

Изображение барашка, бумага полосками , клей кисточки.

12

«Деревянный домик в лесу»

-продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки

-продолжать учить промазывать изображение клеем и аккуратно приклеивать прямые полоски в виде бревнышек.,

-создавть эмоционально положительную атмосферу  для детей.

Изображение домика, прямые  полоски клей ,кисточки.

13

М

А

Р

т

«Подари мне веточку мимозы»

-продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки.,

-учить детей отрывать мелкие кусочки салфетки, скручивать его пальчиками в маленький шарик.,

-продолжать промазывать необходимую область клеем(гроздь мимозы)и заполнять ее шариками.

Шаблон мимозы, желтая салфетка ,клей кисточки.

14

А

П

Р

Е

Л

ь

«Бабочка на поляне»

-продолжать знакомить детей с аппликацией из фантиков.,

-учить украшать крылья бабочки с помощью фантиков

Различных орывных фигур.,

-обращать внимание на контрастные цвета

При украшении изображении.

Шаблон бабочки, различных кусочков фантиков ,клей кисточки.

15

«Веточка вербы»

-продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты . салфетки.

-продолжать учить скатывать ,салфетку в шарики и приклеивать в определенное место.,

-обращая внимание на аккуратность при работе с клеем.

Силуэт веточки ,салфетка ,клей кисточки.

16

М

А

Й

1.

«Наш аквариум»

Коллективная работа.

2.-познакомитьдетей с элементами прямого отрыва.

-учить детей складывать рыбку из различной бумаги(журнальная газета ,цветные фантики)

-обращать внимание на правильность и аккуратность

Складывания и приклеивания рыбки.

-познакомить детей с аппликацией из фальги салфеток ,

-учить правильно аккуратно приклеивать материалы ,создавая дно аквариума.,

-учить детей работать в подгруппах

,помогать друг другу.

Изображение пустого аквариума на ватмане.,

Клей кисточки.

Клей ,кисточки.

«СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Аппликация для малышей. Волшебная бумага».

         Аппликация из бумаги для детей может стать очень интересным и развивающим занятием. А вы занимаетесь с ребенком аппликациями? Скорее всего, если и занимаетесь,...

Непосредственно - образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию для детей старшей группы. Аппликация «Подарок малышам - фликер»

Для пешехода очень важно быть заметным, так как большинство наездов транспорта на пешеходов происходят именно из-за плохой видимости пеших людей. Это особенно часто случается на плохо освещенных улица...

Аппликации для малышей

Аппликация- это прежде всего, игра....

"Готовим руку малыша к письму"

quot;Готовим руку малыша к письму"...

Книга своими руками "Малышам" (русский народный фольклор)

Книга "Малышам" предназначена для детей раннего возраста. Произведения русского  народного творчества  способствуют развитию речи  детей, формируют отношение к окружающему мир...

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по теме «Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность» Дизайн-премьера. «Шедевры руками малышей»

Дошкольникам можно предложить вариант украшения столовых тарелок (одноразовые тарелочки). Которые послужат отличным подарком. Использовать такие тарелочки для приёма пищи нельзя....

Консультация "Развиваем руку малыша"

Консультация для родителей, молодых педагогов по теме развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....