«Коллаж интересов»
материал (средняя группа) по теме

«Коллаж интересов»,  как средство выявления склонностей, интересов, особенностей воспитанников с целью индивидуализации планирования образовательной деятельности

Современные требования дошкольного образования направлены на индивидуализацию образовательного процесса. Для того, чтобы освоение социального опыта проходило эффективно, образовательная деятельность должна выстраиваться на понятных и интересных для ребенка событиях и через адекватные возрасту виды деятельности. Планирование на основе детского интереса невозможно, если педагог не выявил потребности детей. С целью выявления интересов, склонностей, особенностей, увлечений воспитанников использую технику «Коллаж интересов».

Цель: выявление интересов, склонностей, предпочтений, особенностей воспитанников для индивидуализации образовательных задач и создания условий, направленных на создание социальной ситуации развития для каждого ребенка.

Техника изготовления коллажа интересов

Для того, чтобы изготовить коллаж интересов ребенка, нужно взять лист ватмана (желательно большого формата), подготовить необходимые материалы – карандаши, фломастеры, клей, нитки и др. Коллаж выполняется при активном участии самого ребенка и помощника-взрослого. Использовать можно самые разнообразные техники – рисование, аппликацию, смешанные техники. В центре коллажа размещается фигура ребенка. Фигуру можно нарисовать, либо наклеить фотографию. Вокруг фигуры ребенка в произвольном порядке размещаются ключевые понятия, которые позволяют выявить то, чем ребенок любит заниматься, во что играть, что читать. Важную роль в формировании ключевых понятий играет взрослый, так как ребенку, особенно младшего возраста еще трудно рассказать о себе. Взрослый задает наводящие вопросы и предлагает разместить на листе ватмана (нарисовать, наклеить) то, что озвучивает ребенок. Возможные варианты ключевых понятий, отражающих «самое любимое»: мультфильмы, песенки, книжки, друзья, игрушки, время года, игры, животные.

Данные, собранные в коллаже интересов, дают педагогу информацию о том, что действительно интересует воспитанников и на базе выявленных предпочтений развернуть совместную деятельность с детьми. Это могут быть беседы на интересующие темы, вечер любимых мультфильмов, чтение перед сном любимых сказок. Коллаж интересов может выявить интересные темы для детских проектов и образовательных событий.  При таких условиях воспитатель может планировать образовательные ситуации на основе детских предпочтений.

Возможности техники «Коллаж интересов» для планирования велики. Так, например, эту технику можно использовать при совместном с детьми планировании образовательной деятельности по определенной теме. Например, при планировании темы «Есть у нас огород»,  коллаж интересов поможет выявить круг детских вопросов в рамках этой темы (все дети высказываются, что им интересно было бы узнать об овощах, труде в огороде…). В данном случае коллаж может быть как индивидуальным, так и коллективным. В последнем случае в центр помещается символ, обозначающий группу воспитанников.

Коллаж интересов может быть выполнен родителями и детьми. В этом случае семья выступает в качестве партнера и помогает увидеть в ребенке то, что, возможно, не проявляется в условиях детского сада. Это тоже очень ценная информация для педагога.

Задание для воспитателей (Выберите любой коллаж, выполненный родителями совместно с детьми из представленных на стенде и попробуйте нарисовать словесный портрет ребенка).

Коллаж интересов может быть  активно использован и в совместной деятельности с детьми в группе. Так, например, у нас в группе выделяется время, которое мы условно назвали «Здравствуйте, это я!» - ребенок проводит короткую самопрезентацию – рассказывает о себе своим друзьям. Таким образом, развивается связная речь воспитанников, умение задавать вопросы, решаются задачи воспитания чувства сплоченности, умения выслушать сверстника, понимание общности интересов и их различий у каждого ребенка.

В нашей группе индивидуальные коллажи детей размещаются в свободном доступе для всех воспитанников и являются богатым материалом для организации разнообразной деятельности как коллективной так и индивидуальной.

Считаю технику «коллаж интересов» эффективным средством, помогающим педагогу спланировать образовательную деятельность с учетом детских интересов и особенностей и рекомендую к внедрению в педагогическую практику.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конструированию объёмных коллажей для инсценирования сказок., конструированию объёмных коллажей»

Для оформления стен групп, я использую как детские работы, так и коллажи на темы сказок.  При изготовлении коллажей можно использовать различный упаковочный материал для подарков и цветов: фетр,...

Воспитание разносторонних интересов у детей с нарушением зрения в семье. Рекомендуемая художественная литература для домашнего чтения. Воспитание у детей интереса к книге.

Консультации для родителей, которые хотят видеть своих детей жизнерадостными, активными, разносторонними. Родители должны подводить ребенка к поиску ответов на возникающие вопросы, а в этом ему помогу...

Почему мой ребенок ничем не интересуется или как развивать познавательный интерес.

Как помочь родителям в воспитании   и развитии ребенка....

Родителей всегда интересовал и будет интересовать вопрос: «Чем же любят больше всего заниматься их дети?»

       Творчество должно присутствовать в жизни каждого ребенка, даже если он не станет великим художником или писателем. Рисовать, клеить коллажи, мастерить поделки или соч...

Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...

Рисование на пищевой плёнке. Нетрадиционная техника рисования. Цель: Способствовать развитию у детей интереса к изобразительное деятельности ; интереса к исследовательской деятельности ; эстетических чувств и эмоций; видение художественного образа и замыс

Рисование на пищевой плёнке. Нетрадиционная техника рисования. Цель: Способствовать развитию у детей интереса к изобразительное деятельности ; интереса к исследовательской деятельности ; эстетических ...