Рабочая программа образовательной области "Художественное творчество" по разделу «Аппликация» (Старшая группа)
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Остапенко Нина Владимировна

  Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным стандартом. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya.docx (48.44 КБ)48.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Пояснительная записка

  Детский сад работает по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой,  М.: Мозаика – Синтез -2016, которая комплексно представляет все содержательные линии воспитания и образования ребёнка от 2 до 7 лет.

  Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным стандартом. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного образования.

 Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшей группы.

Данная образовательная область включает в себя следующие дисциплины: рисование, лепка, аппликация, ручной труд.  Влияет на всестороннее развитие личности ребенка, развиваются такие психические процессы, как воображение, логическое мышление, пространственное восприятие. Такие занятия развивают мелкую моторику, фантазию, творческую самостоятельность.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшей группы   (5—6 лет).

Сроки реализации данной программы

Программа рассчитан на 1 год (2017 – 2018 учебный год).

Реализуемые образовательные области: образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Раздел «Изобразительная деятельность (аппликация)».

НОД планируется 2 раза в месяц, в чередовании с лепкой, продолжительностью до 25 минут. Всего 18 в год.

Цели и задачи программы:

            Цель: приобщение детей к искусству аппликации.

           Задачи:

1.Закреплять  умение разрезать  бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать  круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать  одни геометрические узоры в другие (квадрат – в два – четыре треугольника, прямоугольник в полоски).

2.Учить  детей создавать аппликации по представлению и с натуры.

3.Формировать  умение вырезать  одинаковые фигуры или  их  детали  из бумаги сложенной гармошкой.

4. Учить  детей  изображению характерных  особенностей формы; развивать  умение передавать  элементарные  пропорции.

5. Познакомить детей с приемом обрывания с  целью  создания  выразительных  образов.

6. Побуждать  создавать  предметные  и сюжетные  композиции,  дополнять их  деталями,  обогащающими изображения.

7. Развивать  зрительно двигательную координацию  при  овладении приема  вырезывания  округлых форм.

8.  Формировать  аккуратное и бережное отношение к материалам.  

Формы работы

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Дидактическая игра
  • Индивидуальная работа
  • Досуг (утренник, праздник, викторина и т. п.)
  • Самостоятельная деятельность в развивающей среде.
  • Обучение в повседневных бытовых ситуациях.
  • Рассматривание различных иллюстраций на определенные темы;
  • Просмотр видеороликов.
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Выставки детских работ для родителей
  • Выставки с участием родителей
  • Работа в микро-группах, изготовление украшений, подарков, предметов, экспериментирование, выставки декоративно – прикладного искусства, рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусств, создание коллекции, наблюдение.
  • Работу в паре (дети работают на одном общем листе бумаги, предварительно договорившись о том, что вырезать и где располагать на листе);
  • Работу в мини-группе из 4-6 детей (выбирается ведущий, составляется эскиз, распределяются обязанности).
  • Коллективную работу на одном общем листе ватмана.

Особенности детей целевой группы.

Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.  Аппликация  оказывает положительное влияние на развитие восприятия. Образовательная  деятельность  проводится по лексическим темам. В старшей группе  дети свободно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций. В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Рекомендуется больше внимания уделять  развитию  воображения и творческих  способностей  детей. В качестве  развивающих упражнений  можно использовать  вырезание симметричных фигур из бумаги  сложенной  вдвое, гармошкой, вырезывание  силуэтных  изображений по контуру, аппликация  способом  обрывания. Такие задания развивают у ребенка эстетические чувства,  чувства ритма, цвета, композиции.  Сам процесс создания нового  приносит  детям  радость  творчества, учит видеть  прекрасное  в  окружающей жизни.                                                                                          

Планируемые результаты:

  • Различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).
  • Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Знать особенности изобразительных материалов.
  • Композиционно правильно располагать изображения;
  • Составлять узоры и декоративные композиции из геометрических ирастительных форм
  • использовать прием симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое;
  • Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительного образа;
  • Правильно держать ножницы и пользоваться ими
  • Изображает предметы и создаёт несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, обрывания бумаги.

Система оценки индивидуального развития детей

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику (по методике Н.А.Коротковой, П.Г. Нежнова). Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).

Содержание воспитательно - образовательной работы

Содержание

Объём организованной образовательной деятельности

1

2

3

4.

5.

Предметная

Коллективная

Сюжетная.

Прикладное творчество

По замыслу

11

3

1

3

1

18

 Перспективное календарно- тематическое планирование.

Месяц

Тема

Содержание программы

Оборудование

Организованная образовательная деятельность

1

Сентябрь

«Весёлые портреты»

Вырезание овала (лица) из бумаги, сложенной  вдвое; оформление причёски обрывной аппликацией.  Познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной в двое (по самостоятельно нарисованному контуру)

Цветная бумага, прямоугольники розовой бумаги для лица, фантики, белый и цветной картон, фломастеры, ножницы, клей, салфетки

1.Коммуникативная: предложить детям устроить выставку своих портретов.

2.Познавательная: рассматривание портретов .

3. Продуктивная: показ последовательности выполнения работы.

4.выставка работ.

2

Сентябрь

Сад. Фрукты. Ягоды.

Блюда с фруктами (коллективная

Учить детей передавать колорит осени, упражнять в вырезывании различными способами, составлять пейзаж.  Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие. Воспитывать навыки коллективной работы, аккуратность

Круг диаметром 50 см любого мягкого тона. Наборы цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка

1.Игровая. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

2. Познавательно – исследовательская. Рассматривание муляжей фруктов: яблоко, груша, слива,  персик,. виноград. Определение  формы,  величины.

3. Физминутка. Подвижная игра «Ветерок на полянке»

4. Продуктивная. Показ приемов вырезывания. Выполнение аппликации.

5. Выставка работ

3

Октябрь

Осень. Лес. Грибы.

Осенний ковер» (коллективная работа).

Продолжать  отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы. Учить детей делать ножницами выемки для передачи  характерных особенностей предметов. Развивать чувство композиции.  Формировать  навыки коллективной работы, аккуратного наклеивания.

Большой лист бумаги (ковер). Цветная бумага,  ножницы, клей,  кисть для клея,  салфетка (на каждого ребенка) Большой лист бумаги в форме  круга и цвета фруктов

  1. Познавательно – исследовательская. Показать мотивы ковра (цветы, гроздья рябины,  осенние листья).

Продуктивная. Выполнение работы.

Игровая. Физминутка: «Осенний вальс».

Выставка работ 

.

Октябрь

Обувь.

«Башмак в луже»

Аппликация силуэтная из фактурной бумаги

Учить детей вырезать  двойные силуэты парных предметов (сапожки кроссовки, туфли). Совершенствовать  и разнообразить аппликативную технику. Учить точно передавать форму. Воспитывать  интерес к познанию окружающего мира.

Листы бумаги белого, синего, серого цвета.  Фактурная бумага, ножницы, клей, сапожок,

Чтение. Чтение стихотворения Е Стеквашовой «Как пройти мне через лужу..»

Познавательно – исследовательская. Рассматривание обуви. Определить  форму основных частей.

Продуктивная. Выполнение аппликации.

Динамическая пауза «Бабушка Маланья».

Выставка работ.

5

Ноябрь

Посуда Продукты.

«Большой и маленький бокальчик»

Учить детей вырезывать симметричные предметы из бумаги. Развивать  образное, эстетическое восприятие. Вызывать желание дополнять композицию дополнительными деталями. Воспитывать  аккуратность, самостоятельность в работе.

Бокальчик большой и маленький, бумажные  прямоугольники разных цветов для вырезывания бокальчиков, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Коммуникативная. Беседа о посуде: бокалы, какие они бывают: фарфоровые, стекляные, хрустальные и т.д.

Познавательно – исследовательская. Рассматривание с детьми:  бокальчик, расширяющийся к верху. С двух сторон он одинаковый. Показ детям приемов вырезывания.

Игровая. Подвижная игра «Кто быстрее спустит обруч»

Продуктивная. Выполнение аппликации.

Выставка работ.

6

Ноябрь Продукты. Посуда.

«Жила – была конфета

(по замыслу)

Обогатить содержания художественной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития. Учить детей грамотно отбирать  содержание рисунка (витрину кондитерского магазина)

Листы  цветной (мягкого тона) бумаги для фона,  наборы цветной бумаги,  ножницы,  клей,  кисть для клея,  салфетка (на каждого ребенка).гуашь, кисти.

Коммуникаативная: чтение стихотворения Ю. Мориц «Жила – конфета».

Познавательная : рассматривание фантиков, упаковок . Фото кондитерского магазина.

Продуктивная: вырезание фантиков упаковок для шоколада.

Выставка работ.

7

Декабрь

Дикие живот ные. Домашние живот ные.

«Наш любимый мишка»

Учить детей  создавать  изображение животного из частей,  правильно передавая форму и величину.  Закреплять умение вырезывать части круглой и овальной формы. Развивать чувство композиции. Воспитывать  бережное отношение к животным.

Бумага белая ½  альбомного листа для фона, цветная бумага для вырезывания фигуры мишки, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка); иллюстрации с изображением медведей, белые, бурые.

Игровая. Введение игрового момента: показ знакомой игрушки мишка.

Познавательно – исследовательская. Рассматривание иллюстраций с изображением разных медведей. Показ приемов вырезывания передавая форму и относительную величину.

Продуктивная. Выполнение аппликации.

Игровая. Подвижная игра «Белые медведи».

Выставка работ.

8

Декабрь

начало зимы. Новый год.

«Новогод няя открытка»

Учит детей делать  поздравительные открытки. Закреплять умение вырезать  детали разной формы. Развивать эстетическое восприятие, образное  представления, воображение. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

3 – 4 новогодних открытки, ½ альбомного листа,  согнутая пополам, открытка, белого или любого мягкого  тона, наборы цветной бумаги.

Коммукативная. Выразительное  чтение  стихотворения про Новый год.

Познавательно – исследовательская. Рассматривание новогодних открыток. Предложить детям самим сделать поздравительную открытку.

Игровая. Динамическая пауза: «Снежок».

Продуктивная. Выполнение аппликации.

Выставка работ.

9

Январь Зима. Зимние забавы.

«Петрушка на елке»

Учит  детей  вырезывать симметричные части  одежды из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство цвета. Воспитывать  аккуратность, стремление доводить дело до конца.

Бумага  разного цвета костюмов  Петрушек; большой лист бумаги с вырезанной елкой, на который  будут  наклеивать изображения;  листочки цветной бумаги для украшения.

Игровая. Сюрпризный момент -  появляется  Петрушка.

Коммуникативная.

Игровая. Подвижная игра. «Смени флажок»

 Продуктивная. Выполнение  аппликации.

Выставка работ.

10

Январь.

Зима.  Зимние забавы.

«Где-то на белом свете» (сюжетная)

Инициировать поиск  изобразительно – выразительных средств для создания несложного  сюжета в аппликации (симметричная, обрывная, накладная). Расширить  спектр технических приёмов обрывной аппликации (разрывание, сминание, обрывание, выщипывание) Развивать чувство формы и композиции.

Цветная бумага; рисунки, клей, альбомные листы, кисти для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Коммуникативная. Рассказ воспитателя  об аквариумных рыбках, их повадках, форме.

Игровая. Подвижная игра «»».

Продуктивная. Выполнение аппликации.

Выставка работ.

11

Февраль

Птицы.

«Снегирь» моделирование из ваты и бумаги

Показать  возможность лепки из ваты  в сравнении с техникой папье – маше. Расширить представление детей о способах создания пластичных образов. Учить самостоя тельно выбирать и грамотно выбирать разные изобразитель ные техники при создании одной поделки (апплика ция, лепка, рисова ние). Развивать восприятие объёмных форм в трёхмерном пространстве.

Комочки ваты, мягкая бумага для папье- маше, бумажные салфетки, прямоугольники чёрного цвета ножницы,  клей,  кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка). Игрушка – птичка снегирь

Игровая. 

Познавательно – исследовательская. Рассматривание  иллюстраций с изображением снегирей. Уточнить форму и расположение частей. Уточнить  приемы вырезывания, последовательность  создания  изображения.

Игровая. Динамическая пауза: «Мы играем, мы играем…»

Продуктивная. Выполнение  аппликации.

 Выставка работ.

12

Февраль

Транс порт.

«Пароход»

Учить  детей создавать образную картину, применяя  полученные ранее навыки: срезание  углов  у прямоугольников. Упражнять в вырезывании  частей из бумаги, сложенной гармошкой.  Развивать воображение.  Формировать  умение оценивать работы.

Цветная бумага для вырезывания кораблей; бумага разного цвета для моря (на выбор); картинки с изображением пароходов; стихотворения, рассказы о караблях; ножницы, клей, кисти для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Познавательно – исследовательская. Отгадывание загадки:

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое? (Пароход)

Игровая.  Подвижная игра «Море волнуется».

Коммуникативная. Беседа с детьми о кораблях, рассматривание  картинок с изображением  пароходов.

 Продуктивная. Выполнение аппликации.

Выставка работ.

13

Март

Семья.

Международный женский день.

«Цветы для мамы»

(объёмная )

научить делать цветок из салфетки, учить составлять сюжетную композицию; развивать мелкую моторику рук; воспитывать терпение и усидчивость.

иллюстрации гвоздики, пиона; цветной картон и цветные салфетки по числу детей, небольшие прямоугольники из бумаги зеленого цвета, ножницы, клей ПВА или клей-карандаш, степлер.

Коммуникативная: сюрпризный момент «Письмо от Смешариков»

Продуктивная.

Показ детям каждого момента выполнениея аппликации.

Выставка работ.

14

Март

Народ ная культура и традиции

«Красивый платок»

Продолжать знакомить детей с народными промыслами (павлово - посадские платки). Учить составлять декоративную аппликацию на основе народного искусства. Закреплять знания детей об элементах и правилах расположения узора на платках. Упражнять детей в аппликации из ткани на ткань. Учить выполнять работу коллективно. Воспитывать чуткое, доброе отношение, желание помочь, сделать приятное

Платок белый с бахромой, но без рисунка, подносы, ножницы, клей ПВА, кисти, салфетки, кусочки накрахмаленной ткани с изображением цветов и листьев, кукла Галя, оформление павлово - посадскими платками.

Игровая.

Внесение веток вербы.

 Позновательно - исследовательская.  Рассматривание  павловского- посадского платка

Продуктивная. Выполнение аппликаци

 Пальчиковая гимнастика «Давай подружим пальчики».

 Выставка работ.

15

Апрель

Весна.

«Весенний ковер»

Закреплять  умение создавать  части  коллективной композиции.  Упражнять  в симметричном  расположении на квадрате и полосе, в различных приемах вырезывания. Развивать эстетические чувства(композиции, цвета,ритма). Воспитывать  бережное отношение к природе.

Бумажные квадраты размером16 /16 см, полосы 10\16см,  бумага для фона бледно – желтого цвета или бледно – зеленого цвета, большой квадратный лист  для ковра, белая и желтая бумага двух оттенков для  цветов и зеленая для листьев, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка)

Познавательно – исследовательская. Предварительная работа: Рассматривание весенних цветов на прогулке, букетов  в  группе.

Коммуникативная. Введение сюрпризного момента: в гости пришла «Веснянка».

 Продуктианая. Предложить  детям всем  вместе  создать весенний ковер.

Игровая. Подвижная игра «Веснянка».

Выставка работ.

16

Апрель

Наш город. Республика.

Алтын чирче (золотая чаша)

познакомить   с   народными   традициями   и   обычаями с   самобытной   культурой древнего хакасского содействовать воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к своему народу, Родине, традициям, многонациональной культуры народа;

Цветной картон, манка, гречка, пшено, клей ПВА, кисточки, салфетки.

Позновательно – исследовательская. Рассматривание  игрушки тролейбуса, уточнить форму, её особенности.

Приемы вырезывания. Уточнить последова тельность  работы.

Продуктивная. Выполнение аппликации.

Игровая. Динамическая пауза: «Доскажи словечко».

Выставка работ.

17

Май

День Победы.

«Пригласительный билет  родителям  на праздник «День Победы»

Закреплять умение детей задумывать  содержание своей работы. Учить  красиво подбирать цвета,  правильно  передавать   соотношение по величине. Развивать эстетические чувства,  воображение.

Разнообразные поздравительные  открытки с простыми, доступными детям  изображениями. Цветная бумага, нарезанная прямоугольниками и полосками,  ножницы, клей,  кисть для клея,  салфетка (на каждого ребенка)

Позновательно – исследовательская. Вводная беседа с детьми по вопросам:А) – Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?

- Почему мы должны знать  об этом историческом  событии?

Б) Рассматривание фотографий военныой техники,  исторических памятников. Поздровительных открыток.

Продуктивная Выполнение аппликации:  Предложить каждому ребенку  подумать, какую поздравительную  открытку он будет делать.

 Игровая.Подвижная игра «Снайперы».

Выставка  работ

18

М Май

Насекомые

«Нарядные бабочки»

Учить детей вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и украшать по своему желанию графическими или аппликационными средствами; показать  варианты  формы и декора крылышек бабочек; развивать чувства формы и ритма.

 Наборы цветной бумаги, готовые бумажные формы- цветные квадраты и прямоугольники, фантики на бумажной основе, ножницы, простые карандаши, салфетки, клей, кисточки. Незавершённая панорамная композиция «Наш луг» с розетковыми цветами.

Позновательно -  исследовательская. Показ аппликативной  панорамы «Наш луг»

Коммуникативная: чтение стихотворения  А. Фета «Бабочка»

 Продуктивная. Выполнение аппликации.

Выставка работ.

                                                       Список литературы

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией  Н.Е. Вераксы Т. С. Комаровой,  М .А. Васильевой. -   М.: Мозаика – Синтез, -2016,

2. Комарова Т. С.  изобразительная деятельность в  детском саду. Старшая группа— М.: Мозаика-Синтез, 2016.

3. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. – 305 с.

4. Лыкова  И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. –М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА»,2007.- 208с.,

5. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лабораторный практикум: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 388 с.
6. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2001.
Фрил К. Художественное творчество и ребенок/ Под. ред. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1972. – 256 с.

7.Швайко  Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. Учреждений.- М.:2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми старшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьмистаршей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольногообразования «От рождения до школы» под ред...

Рабочая программа для детей 5-6 лет старшей группы №1 «Утята» на 2017 – 2018 учебный год (на основе примерной основной образовательной программы МБДОУ №4 «Золотой ключик»)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» г. Константиновска...

Рабочая программа образовательной деятельности «Английский язык» для старших и подготовительных к школе групп на 2019 – 2020 учебный год.

На сегодняшний день  широко известно, что изучение иностранного языка позволяет обогатить дошкольное образование, поскольку дети данного возраста обладают врожденной и еще неутраченной способност...

Рабочая программа, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", старшая группа

Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой (обязательная часть) и программы художествен...

Рабочая программа, образовательная область "Социально-коммуникативное развитие", старшая группа

Рабочая программа разработана с учетом комплесной образовательной программой дошкольного образования "Детство"...

Рабочая программа образования детей 5-6 лет, Старшая группа Составлена на основе Федеральной образовательной программы ДО

Рабочая программа образования (далее – рабочая программа) детей разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой ДО и ФГОС ДО.Рабочая программа образования обеспечивает ...

Рабочая программа образования детей 5-6 лет, Старшая группа Составлена на основе Федеральной образовательной программы ДО

Рабочая программа образования (далее – рабочая программа) детей разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой ДО и ФГОС ДО.Рабочая программа образования обеспечивает разнос...