Главные вкладки

    Разновозрастная старшая группа №11. МБДОУ д\сад №32. Открытый просмотр по художественному творчеству «Снегирь на ветке рябины» «Снегирь на ветке рябины».
    план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

    Вороная Елена Александровна

    Обучение детей аппликационным способам изображения птиц ,внешнем виде и частях тела. уточнять и расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах. Учить детей изображать снегиря, наклеивая частично одну деталь на другую.  Совершенствовать навыки вырезания овала из прямоугольника и круга из квадрата способом закругления углов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    Разновозрастная старшая группа №11.

    МБДОУ д\сад №32.

    Открытый просмотр по художественному творчеству «Снегирь на ветке рябины»

    «Снегирь на ветке рябины».

    Образовательная область: Художественное творчество.

    Цель: Обучение детей аппликационным способам изображения птиц.

    Программные задачи:        

    Образовательные:

    Познание:

    - внешнем виде и частях тела. уточнять и расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах, их

    Художественное творчество:

    - учить детей изображать снегиря, наклеивая частично одну деталь на другую;

    -совершенствовать навыки вырезания овала из прямоугольника и круга из квадрата способом закругления углов.

    Коррекционно-развивающие:

    Познание:

    - развивать конкретно-образное мышление и зрительное восприятие в процессе анализа предмета, выделения его составных частей, их сравнения;

    - закреплять пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа);

    - совершенствовать умение работать по схеме.

    Художественное творчество:

    - учить координировать свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи.

    Социализация:

    - повышать мотивацию изобразительной деятельности, через осознание её нравственной значимости.

    Здоровье:

    - совершенствовать общую и мелкую моторику.

    Речевые:

    Коммуникация:

    - учить отвечать на вопросы полными предложениями;

    - развивать связную речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом;

    - побуждать к словесному обозначению выполняемых действий и их результата.

    Воспитательные:

    Социализация:

    - воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца;

    - вызывать сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им.

    Лексический материал:

    Вырезать, наклеивать, слева, справа, вверху, внизу.

    Красногрудый, чернокрылый.

    Предварительная работа:

    - чтение стихотворений о птицах;

    - загадывание загадок;

    - чтение стихотворения А. Барто «Снегирь»;

    - рассматривание тематического альбома «Птицы», уточнение названий;

    - выделение особенностей строения и внешнего вида;

    - наблюдение за птицами, прилетающими на участок;

    - разучивание физкультминутки «Прилетели птички»;

    - оформление листов-панно для аппликаций;

    - заготовка деталей хвоста и крыла;

    Оборудование: плакат с изображением рябины, плоскостные изображения птиц, образец, схема-опора, части тела снегиря для выкладывания, лист-панно серо-голубого цвета с веткой рябины (на каждого ребёнка), принадлежности для выполнения аппликации (кисти, ножницы, клеёнки, салфетки, подставки для кистей, клей), магнитофон.

    Методы и приёмы: показ образца, обследование предмета, показ приёмов изображения, словесное объяснение, рассказывание по цепочке, анализ работ, сличение работы с образцом, комментирование действий, сравнение, вопросы к детям.

    Действия детей

    Действия педагога

    Примечания

    1.Организационный момент:

    Дети стоят в кругу.

    -Какое сейчас время года?

    - Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости в Царство птиц.

    Скоро зимушка придёт,

    Нас в дорогу позовёт.

    Мы отправимся гулять,

    Будем дружно мы шагать.

    По тропинке мы пройдём

    Друг за дружкою гуськом.

    Вот пришли мы в лесок,

     стали дружненько в кружок.

    Мотивация детей на участие в процессе обучения

    2.Вступительная беседа:

    Дети садятся на ковёр в удобных позах.

    Дети проявляют интерес к создавшейся ситуации, высказывают свои предположения, отвечают на вопросы воспитателя.

    Взрослый предлагает ребятам присесть.

    - Вот мы с вами и оказались в Царстве птиц.

    Каких вы знаете птиц?

    Птицы очень полезны. Многие из них защищают поля, огороды и сады от вредителей. Велико и эстетическое значение самых красивых представителей животного мира

    – Посмотрите, сколько разных птиц нас встречает (рассматривание картинок, иллюстраций). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)

    – Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (Перелетные и зимующие.)

    – Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края?

    (Ответы детей.)

    – Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – потому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

    – А теперь давайте рассмотрим птиц второй группы. Какие птицы вам знакомы, каких птиц вы видели на улицах, в скверах, парках в зимнее время года? (Рассматривание картинок с зимующими птицами.)

    – Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие.)

    – Почему мы их называем “зимующие” птицы?

    – Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

    – Вот тут-то и на помощь приходит человек, а как мы можем помочь зимующим птицам? (Ответы детей.)

    - Улетели перелётные птицы в тёплые края, и остался снегирь один, и совсем загрустил.

    Звучит музыка - голоса птиц.

    Закрепление знаний детей о внешних особенностях птиц, активизация  в речи прилагательных.

    3.Основная часть

    а) Сообщение темы

    Дети предлагают варианты решения проблемы.

    - Что мы можем сделать, чтобы поднять ему настроение?

    - Очень хорошая идея - найти нашему снегирю друзей. Сегодня я предлагаю вам сделать аппликацию «Снегирь на веткерябины».

    Определение темы и цели деятельности

    б) Показ и анализ образца

    (см. Приложение 1)

    Дети садятся на стулья.

    Дети называют части тела птицы, их цвет, форму, взаимное расположение, соотношение по размеру.

    Воспитатель приглашает детей пройти за столы.

    - Посмотрите на снегиря. Где мы можем увидеть эту птицу?

    - Назовите части тела птицы.

    - Какая по форме голова птицы?

    - Какое по форме туловище снегиря?

    - Какой формы глаз?

    - Какой по форме клюв?

    - Какого цвета бумага нам понадобится для работы?

    - Какие части тела у снегиря чёрного цвета?

    - Какое по цвету туловище у снегиря?

    - Если быть точными, то у снегиря красная только грудка.

    - Где на листе расположен снегирь?

    - Как расположено туловище птицы?

    - Где расположена голова?

    - Где расположен хвост?

    - Где находится крыло?

    - Где расположены лапки?

    -Где на голове нашего снегиря находится глаз?

    - Где расположен клюв?

    - В какую сторону смотрит снегирь?

    - Сравните голову и туловище. Что больше?

    Уточнение особенностей внешнего вида снегиря.

    в) Составление последовательности выполнения работы

    Дети, под руководством педагога, планируют свою работу, опираясь на схемы – опоры. (см. Приложение 2)

    - Посмотрите на первую схему и скажите, с чего начнём нашу работу.

    - Сначала из красного прямоугольника, закругляя углы, вырежем овал. Это будет туловище птицы.

    - Что будем делать потом?

    - Потом из чёрного квадрата, закругляя углы, вырежем круг. Это будет голова снегиря.

    - Посмотрите на следующую схему. Что будем делать дальше?

    - Надо разложить все детали.

    - Расскажите о следующем шаге.

    - Теперь будем наклеивать детали: сначала туловище, затем голову, после хвост и крыло.

    Развитие связной речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом.

    г) Физминутка

    Дети встают в круг, выполняют движения, проговаривая стихотворение:

    руки скрещены, повернуть ладонями к себе,

    большие пальцы соединены друг с другом;

    ладони имитируют взмахи крыльев;

    присесть на корточки, руки за спину;

    пальцами постучать по полу;

    покружиться на месте;

    наклоны головы вверх-вниз;

    руки на пояс, движения локтями;

    повороты головы вправо-влево;

    бегут на стульчики.

    -Покружились, покружились

    И все в птиц мы превратились.

    Ну-ка, птички полетели,

    Полетели и присели,

    Поклевали зёрнышки,

    Поиграли в полюшке,

    Водичку попили,

    Пёрышки помыли,

    В стороны посмотрели

    И на место улетели.

    Снижение физической усталости, морального напряжения.

    Развитие общей и мелкой моторики.

    д) Повторение последовательности выполнения работы

    Дети по схеме восстанавливают последовательность выполнения работы.

    Ребёнок выходит к  доске и выкладывает детали.

    - Давайте ещё раз, по цепочке, повторим в какой последовательности, мы будем выполнять задание.

    Вырезать из красного прямоугольника овал. Это будет туловище.

    Вырезать из чёрного квадрата круг. Это будет голова.

    Разложить все детали на картоне.

    - Выложи детали так, чтобы снегирь смотрел вправо.

    - Что будем делать дальше?

    Сначала надо наклеить туловище.

    Потом наклеить голову.

    Затем будем клеить хвост.

    Потом приклеить крыло.

    Дорисовать лапы, клюв, глаза.

    - Те, кто быстро справится с заданием, могут нарисовать на ветках ягоды рябины и падающий снег.

    Развитие планирующей функции речи.

    е) Самостоятельная деятельность детей

    Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

    В процессе работы дети комментируют выполняемые действия, задают вопросы педагогу или друг другу.

    В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь. С помощью инструкций и побуждающих вопросов регулирует деятельность детей, учит давать словесный отчёт о своих действиях.

    Развитие регулирующей функции речи и изобразительных навыков.

    з) Анализ детских работ

    Дети рассматривают работы друг друга, сопоставляют их с образцом.

    Ребята отмечают работы, которые им понравились,свой выбор аргументируют.

    Дети хлопают в ладоши.

    Чтение стихотворения.

    - Посмотрите на всех птиц.

    - Какие красивые снегири у нас получились. Я хотела бы рассказать об этой птице. (Воспитатель анализирует одну из работ)

    - Этот снегирь расположен в центре листа. Голова у него круглая, а туловище овальное. Аккуратно вырезаны крыло и хвост. Части тела расположены правильно: туловище приподнято вверх, крыло – в верхней части туловища, лапки – короткие, касаются ветки, глаз нарисован в центре головы, клюв слева.

    - Расскажите о понравившейся вам птице

    - Каждый из вас сделал по одной птице. А друзей у нашего снегиря теперь сколько?

    - Снегирь очень рад и благодарит вас за помощь.

    - Давайте порадуемся вместе с ним.

    - Пришло время возвращаться в детский сад. Надо прочитать стихотворение о снегире.Воспитатель читает детям стихотворение «Снегири» :

    Стынут лапы на морозе у сосны и ели.

    Что за чудо на берёзе -яблоки поспели.

    Подойду поближе к ней

    И глазам не верится.

    Стайка алых снегирей

    Облепила деревце.

    Обучение умению оценивать свою работу и работы сверстников.

    Закрепление знаний о характерных особенностях внешнего вида птицы (названии частей, их цвете, форме, пропорциях и взаимном расположении).

    4.Организационное окончание.

    Свободные высказывания детей о том, чем они занимались.

    Дети наводят порядок на рабочих местах и собираются на прогулку, чтобы понаблюдать за птицами и покормить их.

    - Вот мы и вернулись в детский сад.

    - Скажите, что мы делали сегодня в Царстве птиц и что вам особенно понравилось?

    - Расскажите, как мы выполняли аппликацию?

    - Вы сегодня хорошо справились с заданием, молодцы. Сейчас мы возьмём хлебные крошки и пойдём на улицу кормить птиц.

    Обучение элементам рефлексии

    Приложение.

    снегирь на ветке

    снегирь на ветке

    снегирь на ветке

    снегирь на ветке

    снегирь на ветке

    снегирь на ветке

    снегирь на ветке

    – Угадайте, что за птица
    Скачет по дорожке,
    Словно кошки не боится – 
    Собирает крошки,
    По ночам ночует, – зернышки ворует? 
    (Воробей.

    – Кто присел на толстый сук
    И стучит “Тук – тук, тук – тук?” 
    (Дятел.)

    – Как лиса среди зверей,
    Эта птица всех хитрей.
    Прячется в зеленых кронах.
    А зовут ее -… 
    (Ворона.)

    – Кто так громко всех стрекочет,
    Рассказать нам что-то хочет? 
    (Сорока.)

    – Мы построили вдвоем,
    Для гостей весенний дом,
    А верней сказать – дворец,
    Прилетай скорей … (Скворец.)

    – Всех прелестных птиц черней,
    Чистит пашню от червей,
    Взад – вперед по пашне, вскачь,
    А зовется птица… 
    (Грач.)

    – На одной ноге стоит,
    В воду пристально глядит.
    Тычет клювом наугад –
    Ищет в речке лягушат
    На носу повисла капля…
    Узнаете? Это… 
    (Цапля.)

    – В лесу ночном кукует птица.
    Она позвать себя боится
    Ку-ку…ку-ку не спит опушка
    А птицу эту звать?
     (Кукушка.)

    – Чернокрылый, красногрудый.
    И зимой найдет приют:
    Не боится он простуды-

    С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)

    Упражнение «Отгадай и присядь»

    - Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия кружковой работы с использованием нетрадиционных техник рисования "Снегири на ветках рябины" в средней группе.

    Конспект занятия кружковой работы с использованием нетрадиционных техник рисования  в средней группе. На занятии использовалась техника нетрадиционного изображения - пластилинография....

    открытое занятие по познании (окружающий мир) "Стайка снегирей на ветках рябины"

    Расширять представления детей многообразия птиц. Учить выделять характерные осовености снегиря. Воспитывать бережное отношение к природе, к птицам....

    Конспект ООД пластилинография «Снегирь на ветке рябины» старшая группа

    Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности (пластилинография).Рисуем пластилином снегиря на ветке рябины....

    Конспект образовательной деятельности: «художественно-эстетическое развитие» Тема: «Снегири на ветке рябины»

    Художественное слово, чтение стихов, игровая мотивация, беседа, объяснении, показ, хоровые и индивидуальные ответы детей, физкультминутка, дидактические игры....