Организация предметно – пространственной развивающей среды в ДОО
творческая работа учащихся по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Орлова Алла Ивановна

Современный детский сад – это место, где воспитанники получают опыт широкого эмоционально взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группах детского сада предметно – пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех воспитанников. Развивающая среда способствует становлению, утверждению у воспитанника чувства уверенности в себе, даёт ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вопрос организации предметно – развивающей среды в группах детского сада особо актуален на сегодняшний день. Именно поэтому, педагоги – практики, испытывают повышенный интерес к обновлению предметно – пространственной среды в группах детского сада.

 

Насыщенная предметно – развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого воспитанника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно – пространственной

развивающей среды в ДОО (слайд 1)

Подготовили: Гаврюшкина Л.Н., Орлова А.И.

воспитатели МАДОУ «Детский сад «Белочка»

С. Новая Таволжанка Шебекинский район

                                          Белгородская область

(слайд 2) Современный детский сад – это место, где воспитанники получают опыт широкого эмоционально взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группах детского сада предметно – пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех воспитанников. Развивающая среда способствует становлению, утверждению у воспитанника чувства уверенности в себе, даёт ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

 

(слайд 3) С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вопрос организации предметно – развивающей среды в группах детского сада особо актуален на сегодняшний день. Именно поэтому, педагоги – практики, испытывают повышенный интерес к обновлению предметно – пространственной среды в группах детского сада.

Насыщенная предметно – развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого воспитанника.

Она должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения, образовательной программы.

Создавая благоприятную среду развития для наших воспитанников, мы хотим видеть их овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех воспитанников к активной самостоятельной деятельности. Каждый воспитанник выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из–за игрового оборудования, пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих воспитанников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Свободная деятельность воспитанников в развивающих центрах, помогает самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

Необходимо помнить о том, что окружающая среда в детском саду, прежде всего должна обеспечивать безопасность жизни воспитанников, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Она не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации

предметно –развивающей среды в ДОУ, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

В дошкольных образовательных организациях предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей, одна из которых художественно – эстетическое развитие.

(слайд 4) Большое место в организации самостоятельной художественной деятельности детей в группе, отводится уголку изобразительной деятельности или, как его часто называют, центру детского творчества, так как изобразительная деятельность — одна из самых любимых у детей. Она позволяет воспитанникам отображать свои впечатления об окружающем, выражать своё отношение к ним.

(слайд 5) В старшей группе была создана обстановка для творческой активности воспитанников под название «Таким я вижу мир», способствующей возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности, на основании положения о наполняемости центров художественного творчества с учётом интегрированного подхода.

          Для того, чтобы уголок изобразительной деятельности действительно стал центром детского творчества, необходимо было обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно:

(слайд 6) расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, универсальность, подвижность;    использование детского дизайна в оформлении; наличие произведений искусства; соблюдение возрастных требований; изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность; оборудование для рисования, лепки, аппликации; работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);  различная техника изобразительного творчества (образцы); развитие композиционных умений (учебно-наглядный материал, дидактические игры); знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры); жанры живописи - старший дошкольный возраст; образцы из глины  (игрушки, предметы народного промысла); уголок художественного ручного труда  (образцы тканей, швов и др. материал); организация работы с детьми вне зоны художественно – эстетического развития – перспективные планы; наличие игрового персонажа «Мишка художник». Всеми любимый персонаж из мультипликационного фильма «Маша и Медведь». 

(слайд 7) В центре творчества размещены бумага для рисования, раскраски, цветная бумага и картон для аппликации, цветные карандаши, фломастеры, трафареты, лекала и различные линейки, а также природные материалы (засушенные листья, семена растений, желуди, каштаны, крупы и т.д.), пластилин. Это способствует разнообразным проявлениям самостоятельного творчества детей.  

(слайд 8) Учёт гендерной специфики – предполагает обеспечение среды центра, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Это могут быть подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки, карточки для индивидуальной работы для мальчиков и девочек. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Важно иметь большое количество подручных материалов (верёвок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, пуговиц, бусин, резинок, которые творчески используются для решения различных игровых проблем).

            Здесь же представлены красочные книги по детскому творчеству, где дети могут посмотреть образцы аппликации, поделок из пластилина и природных материалов; альбомы произведений известных художников; меняющиеся выставки детских работ, выставки народного творчества;

 

(слайд 9) Представлена коллекция образцов народного декоративного искусства и небольшое собрание красочных книг и иллюстраций о народном творчестве; игры на развитие мелкой моторики рук.

Если в ходе непосредственно образовательной деятельности воспитанники знакомятся с дымковским промыслом, то в центр развития детского творчества помещаем соответствующие поделки, предметы и иллюстрации.

 

(слайд 10) Поделки используем для сюжетно – ролевой игры «Супермаркет», где воспитанники с удовольствием окунаются в реальную жизнь выбора и покупки, наиболее понравившегося сувенира.

             Для ознакомления детей с видами изобразительного искусства: с жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр) используются иллюстрации, репродукции, наборы открыток, дидактические игры. Репродукцию из подборки «Жанры живописи» можно использовать как наглядный материал для развития связной речи.  

             Разнообразить формы организации самостоятельной изобразительной деятельности воспитанников в центре развития детского творчества позволяют столы, мольберт, рулонная бумага для рисования.

            Выставка работ детского творчества оформлена в виде настенной книги, в раздевалке. Родители могут полистать, сравнить с работами других детей. 

           В каждой группе необходимым элементом современного центра развития детского творчества имеются технические средства обучения. Это музыкальный центр с дисками, ноутбук с колонками, магнитная доска.

И всё это мы постарались создать, пополнить, так как воспитанники обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги, занимаясь плетением бус, браслетов. Здесь воспитанники получают возможность знакомиться с новыми материалами, обогащаются их тактильные ощущения. Во второй половине дня здесь же могут заниматься дети по карточкам для индивидуальной работы или заниматься творчеством по интересам.

 

(слайд 11) Таким образом правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда позволит каждому воспитаннику найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

 

  

 

    

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации   предметно-развивающей   среды  в разных возрастных группах...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...