Методика обучения дошкольников работе с ножницами
учебно-методический материал по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Межова Светлана Леонидовна

Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук малыша. Учить детей пользоваться ножницами в детском саду нужно начинать в средней группе. Обязательно нужно помнить о технике безопасности.

Это сложный инструмент для детей. Воспитатель при знакомстве с ними должен использовать и художественное слово и рассказ об этом инструменте и обязательно показ — как правильно держать ножницы, как следует двигать рычагами ножниц, как держать бумагу, чтобы она не мялась, а разрезалась.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методические рекомендации20 КБ

Предварительный просмотр:

Учим ребенка вырезать ножницами

        Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук малыша. Учить детей пользоваться ножницами в детском саду нужно начинать в средней группе. Обязательно нужно помнить о технике безопасности.

        Это сложный инструмент для детей. Воспитатель при знакомстве с ними должен использовать и художественное слово и рассказ об этом инструменте и обязательно показ — как правильно держать ножницы, как следует двигать рычагами ножниц, как держать бумагу, чтобы она не мялась, а разрезалась.

Выбираем ножницы

        К выбору ножниц для малыша нужно подойти со всей ответственностью. Главным критерием должны служить безопасность и удобство. Ножницы должны быть среднего размера с тупыми концами на лезвиях. Хорошо если ручки у ножниц будут резиновыми — они мягче и не скользят. Колечки у ручек ножниц должны подходить по размеру малышу. Лучше если одно колечко будет круглое (для большого пальчика), а  другое удлиненное (для указательного и среднего пальчика). Чтобы учесть индивидуальные особенности ребенка — то есть и ножницы для леворуких детей.

Техника безопасности

        Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы — это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Ниже описаны основные правилa безопасности использования ножниц:

- Ножницы нельзя брать без разрешения

- Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить

- Ножницы нельзя оставлять в открытом виде

- Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится

- Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед

- Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх

- Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться

- Ножницами нельзя вырезать на ходу

Это основные правила безопасности, которые вы должны объяснить ребенку перед началом работы с ножницами. Вы же сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках. При работе с ножницами нужно постоянно помнить об этих правилах и повторять их с детьми, можно это делать используя схему- напоминание.

Первые шаги к умению вырезать ножницами

        Казалось бы шаги эти довольно просты. Раз — открыли ножницы, два — закрыли их. Просто и понятно. Но для малыша это самое сложное, нудное и не интересное. Ведь ножницы нужно не просто открыть и закрыть, их нужно правильно держать. А не умелые детские пальчики так не хотят слушаться. Не получилось раз, не получилось два и малышу становиться скучно. Но ведь если не научить малыша правильно держать ножницы, открывать и закрывать их не меняя положения руки, то вырезать он ничего не сможет. Для развития интереса ребенка к занятиям с ножницами можно использовать стихи, имитировать птичку — открывание и закрывание клювика, можно вместе с детьми или самостоятельно придумать сказку про птицек, организовать диалог птичек и т.п. Ножницы будут выполнять роль длинных клювов журавля или цапли. Можно организовать театр теней, чтобы тень была похожа на клювы птиц, ножницы необходимо держать правильно.

Начинаем резать бумагу

         Начинать лучше с нарезания полосок. Дайте ребенку узкую прямоугольную заготовку цветной бумаги, сложенную пополам.  Ширина полоски 3-4 см, которая разрезается двумя движениями ножниц. Пополам сложенная бумага плотнее, а значит ее труднее порвать не правильными движениями ножниц. Затем покажите, как нужно нарезать полоски.

Ребенок должен держать прямоугольную заготовку сгибом к себе. Лучше если эта работа займет не более двух шагов ножницами. А уже из этих полосок с помощью клея-карандаша можно быстро смастерить цветок, гирлянду (они же бусы) и даже целую елку. А вечерами можно использовать игровую ситуацию и «наварить цветные макароны» или «испечь печенье» нарезая цветные журнальные страницы в кастрюльку или на поднос. Если у малыша не очень хорошо получается нарезать полоски и бумага рвется, то попробуйте сделать тоже самое из плотных обложек журналов. Или же просто дайте ребенку небольшие кусочки журнальных обложек и пусть он режет их как ему угодно.

Вырезаем предметы по контурам

        Как только малыш освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с четкими линиями. Например геометрические фигуры. Сначала квадрат или прямоугольник, затем треугольник или трапецию и наконец круг. Затем можно пробовать вырезать более сложные фигуры. Лучше всего вырезать из детских книжек на плотной бумаге или раскрасок. Тонкую бумагу вырезать сложнее, она при любом неудачном повороте ножниц может легко порваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация методики обучения дошкольников основам нотной грамоты

Инновационная  методику  обучения  детей  дошкольного  возраста  основам  нотной  грамоты  "Развиваем  играя",  способствующая  разви...

Практические задания по методике обучения дошкольников физическими упражнениями

Практические задания по методике обучения дошкольников физическими упражнениями Гуси-лебеди (средняя группа ) Цель игры. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать...

Выступление на педагогическом совете "Методика обучения детей работе по картинам"

Методические рекомендации по проведению нескольких видов занятий с картинным материалом....

Дипломная работа по дополнительной профессиональной образовательной программе професиональной переподготовки «Педагогическое образование: инструктор по физ. культуре в дош. образ. организации» Тема: «Методика обучения дошкольников спортивным играм"

ВведениеИгра с давних пор занимает неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагру...

Материал для обучения детей работе с ножницами "Учимся вырезать круги"

С трехлетнего возраста дошкольники учатся вырезать безопасными ножницами. Важно научить ребенка правильно держать ножницы, вести срез и конечно не порезаться. Данный материал поможет ребенку научиться...

Обучение детей работе с ножницами. Вырезание из бумаги

Вырезать ножницами начинаем со средней группы – после четырех лет. На занятиях по аппликации в средней группе дети впервые знакомятся с ножницами....

Обучение детей работе с ножницами "Учимся вырезать круги"

Важно научить ребенка правильно держать ножницы, вести срез и конечно не порезаться. Данный материал поможет ребенку научиться вырезать круги по красной линии. Благодаря яркому представлению материала...