Приемы и методы ритмического моделирования в арт-терапии
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

 Арт-терапия— это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод профилактики, развития и психологической коррекции детей. Практические  упражнения, которые можно использовать на занятиях представлены в этой статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Приемы и методы ритмического моделирования в       арттерапиии.  

     Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим предложить вам несколько приемов из многих, существующих в арттерапии, которые  мы используем на занятиях с детьми.

     Арттерапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования, и здесь очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех.

     Изобразить движение на плоскости  листа  или  холста мы сможем только  если будем понимать  и чувствовать ритм. Очень важно не  только воспринимать  ритм,  но  и  уметь создавать  свой  ритм звуков, движений, форм и цветов.

     Работа по созданию ритмов начинается с подготовительного этапа, а именно  с  раскрытия понятия  “ритм” на понятном для детей языке.

Ритм - это когда через определенные промежутки повторяются звуки, слова, движения.

Затем мы с ребятами совершаем экскурсию по группе и не только  по группе, а и по детскому саду, и ищем ритмы. Это  не только полезно,  но и очень увлекательно.

На занятиях мы говорим о ритме, когда знакомимся с клеткой в тетради и выводим графические диктанты.

     Дети уже познакомились  с понятием формы и цвета окружающих предметов,  знают,  что такое ритм. Теперь мы можем начинать работу по созданию собственных ритмов.

    1.Первый ритм, который мы будем создавать – это ритм формы

     Детям раздаются разлинованные листы, в которых столько строчек, сколько ритмов нужно изобразить.

Сейчас рисовать ритмы будем простым или черным карандашо. Это простые ритмы из геометрических фигур.

     1  строчка : ритм - кружок, кружок, кружок. Надо стараться, чтобы круги были одного размера, расстояние между ними делать одинаковое. Рисуем до конца строчки.

     2 строчка : ритм:   большой кружок - маленький кружок, большой кружок - маленький кружок.

     3 строчка:  овал, овал, овал

     4 строчка:  большой квадрат – маленький прямоугольник, маленький прямоугольник большой квадрат - маленький прямоугольник. маленький прямоугольник.

Эту строчку мы даем,  чтобы дети поняли,  что можно ритм составить из разных фигур,  а также разных размеров, главное, что должен сохраняться ритм.

     5 строчка:  на пятой строчке объединим две фигуры вместе: треугольник и кружок.

Показать детям как должна выглядеть совмещенная фигура

На шестой строчке создайте свой собственный ритм формы.

Прочитайте пожалуйста свой ритм.

     Следующий этап работы – это работа с цветом.

     Сейчас вы увидите, как  на глазах меняются строчки,  когда начнете раскрашивать фигуры. Мы с помощью цвета сделаем из этих строчек  цветовой ритм этих фигур.

     У детей недостаточно развито воображение, поэтому   сначала надо показать способы закрашивания. Например, весь круг  раскрасить красным или синим, можно использовать  и другие цвета;  поделить круг вертикально пополам, половинку круга раскрасить в синий цвет, половинку в желтый,  также горизонтально поделить круг и раскрасить по половинке; можно заштриховать линиями; сделать круг пятнистым.

     Первая строчка составит такой ритм: синий кружок- красный кружок, синий кружок – красный кружок. Можно взять два других чередующихся цвета.

     У детей недостаточно развито произвольное внимание, поэтому рекомуем детям в будущих красных кружках поставить красные точки, а в будущих синих -  синие. Уместите пожалуйста на строчке 8 кругов.

      На начальных этапах можно  предложить варианты закрашивания

– большой и маленький кружок – желтые, большой и маленький кружок – зеленые.  Можно  чередовать:  большие круги–желтые, маленькие - зеленые.

      Третья строчка:  придумайте сами  свой цветовой ритм.

       Прочитайте   свой ритм, пожалуйста.

       Давайте сделаем пятую строчку.

 Кого эти две совмещенные фигуры напоминают?

Похоже на человечка, клоуна. Чередуем веселое лицо и грустное лицо. У шапочек (треугольников)  чередуем кисточку и помпончик, кисточка – помпончик.  Можно чередовать так: 1 фигура - красный круг с зеленым треугольником, 2 фигура – зеленый круг с красным треугольником.

     Следующий этап. Лепка ритма.

     Небольшое отступление: И в школе и в детском саду  программа составлена так,  что в основном нагружается левое  полушарие, особенно в школе.  Для установления межполушарного взаимодействия мы будем лепить двумя руками.

     Давайте слепим  ритм первой строчки.  

Возьмем в одну руку пасму с пластилина, а другой будем отщипывать равные кусочки красного и синего пластилина. Будем лепить шарики.  В каждую руку возьмем по кусочку пластилина. Первые  шарик крутим большим и указательным пальцами, второй шарик  лепим большим и средним пальцами, третий - большим и безымянным, четвертый –большим и мизинцем. Теперь тоже самое делаем из красного пластилина. Складываем на листочек.  Получились шарики. Чтобы сделать кружочки, мы должны эти шарики сплющить.   Берем шарики и поочередно зажимаем между  пальцами так, как мы лепили сами шарики, т.е. между большим и указательным, между большим и средним пальцем и т.д.

Теперь выкладываем ритм.

     Давайте  слепим ритм из овалов.  Делаем тоже самое, что и с шариками, только лепим короткие колбаски. Детям можно приговаривать туда-сюда.

Сплющиваем.

                            Ритм из цветной бумаги.

     Нарезаем полоски соответственно размерам фигур.

     Складываем  первую полоску цветной бумаги так,  чтобы  каждое сложение было в  форме прямоугольника, а вторую полоску, чтобы каждое сложение составляло квадрат. Для младших школьников можно усложнить : одну из чередующихся фигур заменить на круг.

     Арттерапия позволяет сделать процесс создания ритмов радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих и безоценочное принятие ими продуктов творчества ребенка, повышают  его самооценку и степень самопринятия.

Ребенок может экспериментировать с цветом и формой. Здесь нет “плохо-хорошо” правильно-неправильно . Есть самостоятельный выбор  и фантазия.

Вместе с тем  формируется самоконтроль и произвольность внимания, устанавливаются межполушарные  связи,  развивается зрительно-моторная координация. Проговаривая ритмы, дети учатся правильно распределять свое дыхание, а также такие  занятия служат средством  коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям"

Консультация для воспитателей на тему: «Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям» ...

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

«Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям»

Методы и приёмы обучения музыкально- ритмическим движениям....

"Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В данной работе подробно описывается применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотво...

Использование метода наглядного моделирования в развитии темпо-ритмической стороны речи

Информация будет интересна и полезна учмтелям-логопедам, т.к. содержит практический материал для организации указанного вида работы...

Материал из опыта работы " Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В представленной работе раскрывается  организация занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования. Представленный материал, поможет решить п...

Презентация «Приемы и методы Тико-моделирования в работе с дошкольниками»

Цель: создание условий для развития конструктивного мышления у детей через применение технологии ТИКО-моделирования...