Проект "Лепка из солёного теста"
проект по аппликации, лепке на тему

Безденежных Наталия Александровна

Солёное тесто стало очень популярным материалом для лепки.Работа с ним доставляет удовольствие и радость.Тестопластика является одним из видов декоративно-прикладного искусства.Влияние занятий декоративной лепкой на развитие ребёнка очень широко.Оно отражается на особенностях развития личности ребёнка,его познавательной сферы и деятельности.Формируются такие качества,как усидчивость,целеустремлённость,настойчивость,терпение.Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию.отвлекая детей от печальных событий,обид,снимает нервное напряжение,страх,вызывает радостное,приподнятое настроение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Лепка из солёного теста"228.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Черновская основная общеобразовательная школа

              Структурное подразделение детский сад

Проект

Тема:  «Лепка из соленого теста».

 Разработала:

 Воспитатель: Безденежных Н.А

с.Чёрное

2017г

Введение

    В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше современное общество также требует творческих, нестандартно мыслящих людей. Поэтому развитие творческой  личности – одна из главных  задач дошкольного  воспитания.  

   Дошкольный возраст уникален, именно поэтому, важно не упустить этот период для развития всесторонней гармонично развитой личности, раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, способного адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ему наше общество.

   Как утверждал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».            

   Поэтому задача педагога выявить индивидуальные способности каждого ребенка, создать благоприятные условия для развития и проявления творчества детей, а также, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. 


Актуальность проекта.

 Проект носит творческий характер, и на сегодняшний день является актуальным, так как помогает детям дошкольного возраста не только отражать свою индивидуальность, реализовать свой творческий потенциал и развивать свои способности и возможности в художественно-творческой деятельности, но и способствует развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений, а, следовательно, развитию речи и всех психических процессов. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить свои чувства в собственном «творческом продукте» через лепку.
Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, самое динамичное, жизнерадостное детское творчество, самый осязаемый вид художественного творчества. В процессе создания своей поделки, ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, рассматривает и по мере необходимости изменяет. Занятия лепкой не просто вооружает ребенка умениями и навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственному желанию и замыслу пластический материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, развивают творческие способности, фантазию, воображение.

Проблема

Одним из наиболее любимых детьми пластичных материалов является соленое тесто. Поэтому проблему развития мелкой моторики руки ребенка и речевого развития перед переходом во взрослую, школьную жизнь поможет решить тестопластика – искусство, близкое ему и доступное. 

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали декоративные изделия. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами. В Германии и Скандинавии принято было изготавливать пасхальные и рождественские сувениры. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу и благоденствие. Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения, а для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Влияние занятий декоративной лепкой на развитие ребенка очень широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности. Формируются такие качества, как усидчивость, целеустремленность, настойчивость, терпение. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает  радостное, приподнятое настроение.

Цель проекта:

Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей и возможностей ребенка; развитие сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через практическое освоение технологии изготовления изделий из солёного теста.

Задачи проекта:

1.Приобщить детей к народному искусству, познакомить детей с историей тестопластики, с замешиванием теста.

2.Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

3.Развивать творческие способности, эстетический вкус,  воображение, память, внимание, мышление, мелкую моторику, координацию и тактильные ощущения рук.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Тип проекта: долгосрочный. Срок реализации проекта: сентябрь – май

Преимущества  проекта:


- способствует оздоровлению детей, так как в качестве материала для творчества используется соленое тесто – материал экологически чистый, безопасный в использовании, очень мягкий, пластический, приятный на ощупь. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы, а значит, развивает детскую фантазию,творчество детей;

- занятия с мягким тестом успокаивают ребенка, раскрепощают его, учат быть сосредоточенным в работе,заряжают положительными эмоциями;

-   при работе с тестом у детей происходит массаж активных точек пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех внутренних органов, нормализуется психологическое состояние, что особенно важно с позиций здоровьесберегающих условий детского сада.

Предполагаемый результат.

Создание детьми  поделок из соленого теста; применение знаний, умений и навыков в самостоятельной творческой деятельности; экспериментирование с разнообразными материалами для выразительности образа объекта.

Развитие любознательности, самостоятельности, творческой активности.

Формирование дружелюбных отношений в детском коллективе.

Проявление интереса родителей к совместному творчеству с детьми  при  реализации проекта.

Предварительная работа: 

Подбор и изучение методической литературы и литературы по изготовлению поделок из соленого теста.

Основные этапы реализации проекта:
1 этап - Подготовительный.

-Проведение родительского собрания с целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми;

Выделили  основные задачи работы в семье:

1) показать значение труда с соленым тестом для всестороннего развития  ребенка;

2) раскрыть родителям содержание тестопластики.

3) вооружить родителей элементарными умениями работы с соленым тестом.

Чтобы помочь родителям определить характер помощи детям в процессе работы провели на родительском собрании беседу: «Тестопластика, что это?».

Подобрали литературу по тестопластике. В доступной форме были раскрыты особенности работы с соленым тестом и использование его в целях решения воспитательно-образовательных задач, и  роли  взрослого в процессе руководства трудом.

Мы  стремились к тому, чтобы родители поняли свою ответственность за организацию работы с соленым тестом, вовремя смогли поддержать положительные интересы детей, давая советы и оказывая своевременную помощь, создать условия для работы, а для этого всегда должен быть материал: мука, соль, вода, простейшие инструменты.

- Обогащение личного опыта детей (рассматривание с детьми книги "Чудеса из солёного теста",беседа с детьми о том,из какого материала можно лепить; экспериментирование"Соль,

мука,вода "; знакомство детей с творчеством народных мастеров);

-Организация выставки для детей ;(чудесные превращения)
-Обсуждение проекта: определить цели и задачи; выявить интересы, индивидуальные способности детей;
-Обеспечение материалами, необходимыми для реализации проекта.

2 этап – Реализация проекта 

Реализация проекта построена на интеграции образовательных областей: социально- коммуникативное, познавтельное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Сначала познакомили детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами (раскатывание на определенную толщину, смачивание для склеивания частей и т.д.). Тесто замешивалось в присутствии детей. Им давалась возможность подействовать с тестом: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_4485.jpg

Затем дети учились лепить и украшать плоские фигурки, сердечки, звёздочки, цветочки и т.д. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.

C:\Users\Наталия\Desktop\Лепим из солёного теста\IMG_3344.JPG                                       C:\Users\Наталия\Desktop\Лепим из солёного теста\IMG_3483.JPG

Для раскатывания использовали скалочки, а для вырезывания – формочки для печенья.

C:\Users\Наталия\Desktop\Лепим из солёного теста\IMG_3467.JPG

Затем учились лепить объемные формы, торты, пирожные, бублики, пироги, пельмени, куличи и т.д. Нравиться  детям  лепить фигурки  и  по замыслу,самостоятельно.

                                                C:\Users\Наталия\Desktop\Лепим из солёного теста\IMG_3501.JPGC:\Users\Наталия\Desktop\Лепим из солёного теста\IMG_3509.JPGC:\Users\Наталия\Desktop\Лепим из солёного теста\IMG_3494.JPG

   

3  этап -Заключительный. 


Проект познакомил детей с новым материалом для лепки – соленым тестом, его свойствами, особенностями, правилами работы с ним; научились самостоятельно замешивать соленое тесто, выбирали способ окрашивания теста в разные цвета; пользоваться инструментами для лепки. 
Дети с удовольствием создавали композиции для оформления групповой комнаты, в качестве подарков для родных и друзей, а также атрибутов для сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности. Свободно использовали полученные знания и умения в свободной деятельности. 

Активно и с интересом экспериментировали с соленым цветным тестом, смешивая цвета между собой. Вылепленные изделия дети декорировали, используя дополнительный материал (бусинки, пуговицы, бисер) и природный. Это в свою очередь способствовало развитию фантазии, воображения, мелкой моторики, глазомера.

C:\Users\Наталия\Desktop\Лепим из солёного теста\IMG_3480.JPG

Дети раскрашивали лепные поделки, подбирая разные цвета и оттенки, что способствовало развитию эстетического восприятия, формированию художественного вкуса. 
В совместной деятельности дети обговаривали все этапы работы, кто за что отвечает, какой дополнительный материал использовать. Все это способствовало формированию коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.


В ходе реализации проекта у детей улучшилась моторика пальцев рук, дети получили возможность почувствовать себя свободными в своей деятельности, обрели уверенность в себе, научились доводить начатое дело до конца. 

Проект позволил раскрыть творческие способности детей, помог каждому ребенку почувствовать себя и свои работы важными для окружающих.
У родителей появился интерес к проектной деятельности. Они с удовольствием принимали

участие в совместному с детьми изготовлению поделок из соленого теста, активно интересовались всеми тонкостями работы с соленым тестом. 

Проект оказался экономически выгодным. Муку и соль приобрели за счёт спонсорской помощи.


Продукт проектной деятельности.


1.Оформление альбома с работами детей «Наше творчество».
2. Выставка совместных работ родителей и детей из соленого теста.
3. Выставка детских работ из соленого теста по проекту.
4.Организация в группе уголка творчества.

Фотоотчет:

В рамках реализации проекта   в нашей группе прошло итоговое мероприятие "Готовимся к чаепитию".   Вместе с родителями дети изготовили из солёного теста угощение для игрушек, которым впоследствии будет наполнена групповая игровая зона "Магазин».

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_4495.jpg

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_4511.jpgC:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_4612.jpg

C:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_4616.jpgC:\Users\Наталия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_4605.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Продуктивная деятельность» (лепка из солёного теста) «Булочки для Лунтика»

Программные задачи:1.     Заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, крендели, ватрушки, торт;2.     Упражнять в умении использ...

конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и лепке из солёного теста «Планета Z».

     Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и лепке ...

Мастер - класс "Развитие тонкой моторики посредством лепки из солёного теста"

Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования тестопластики в обучении детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи в рамках учебно-воспитательного п...

Методические рекомендации по лепке из солёного теста для воспитателей и родителей.

Лепить можно по старинке – из глины или пластилина, но интересно попробовать и что-то новое – например солёное тесто. ...

Фантазии из солёного теста

Влияние занятий декоративной лепкой на развитие ребёнка широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребёнка, его познавательной сферы и деятельности....

Рабочая программа кружковой работы по лепке из солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе

Рабочая программа кружковой работы по лепке из  солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе...