«Аппликация - как средство развития творческих способностей у детей с РАС»
учебно-методический материал по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Пахотных Оксана Александровна

Нетрадиционные техники аппликации для детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

на тему: «Аппликация - как средство развития творческих способностей у детей с РАС»


                                                         

Главная проблема детей с РАС заключается в связи с миром в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, но они так же, как и обычные дети нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку. Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии   сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я,  раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире. Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему. Всем детям с РАС необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества.

В настоящее время уровень цивилизации прямо пропорционален снижению уровня мелкой моторики. В наш кнопочный век существует множество компьютерных игр и программ, развивающие  познавательные процессы детей, но такие технологии не способны обеспечить полноценное развитие. Дети должны работать руками. Некоторые дети испытывают трудности при застёгивании пуговиц, молний, шнуровке обуви. Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к обучению.

Считаю, что уникальным средством развития творческих способностей детей является аппликация.

Работая с детьми, обратила внимание на то, что дети испытывают:

  • -растерянность при использовании способов нестандартного творчества и   экспериментирования с  материалами;
  • -большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца; 
  • -затруднения в проявлении творчества;
  • -детям не хватает уверенности в себе, воображения           самостоятельности.
  •  -слабо развита моторика рук.

   Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить практическую деятельность детей  по аппликации.

   Цель: развитие творческих способностей детей с РАС средствами нетрадиционных техник на занятиях аппликацией.

   Для решения поставленной цели  были сформулированы задачи:

  • Развитие эстетического восприятие мира, природы, художественного творчества  детей.
  • Привлечение детей к работе с разнообразными материалами, учить создавать  красивые работы.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Воспитание уважительного отношения между детьми в совместной творческой деятельности.

Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы. Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.

Во время работы  знакомлю детей со свойствами разных материалов, учу различать геометрические фигуры,  цвет предметов, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. В процессе  аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Аппликация создаёт основу для полноценного содержательного общения детей между собой и  взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное  эмоциональное состояние. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своей  аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения .

В ходе работы с детьми  были опробованы следующие нетрадиционные техники аппликации:

Объёмная аппликация из бумажных салфеток.

 Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Аппликация из природного материала.

 В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес . 

Аппликация в технике мозаика из геометрических фигур.

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки. Собирание мозаики важно для психического развития ребёнка.

 Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Можно не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям. Только представьте, сколько малышу необходимо терпения и внимательности, чтобы научиться вырезать ножницами нужные, в том числе и маленькие, детали, составлять их в правильном порядке и аккуратно наклеивать на бумагу. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт развитие ребёнка, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей. 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

В данной статье хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в совместной изобразительной деятельности педагога с детьми....

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Статья  для  воспитателей дошкольных  учреждений  о  развитии  творческих  способностей  дошкольников посредством  использования нетрадиционных  техни...

Презентация Необычная аппликация как средство развития творческих способностей у детей

Аппликация – один из самых   доступных способов творческой самореализации ребенка. В переводе с латинского языка слово «аппликация» означает «прикладывание&raqu...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Аппликация как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Аппликация как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити...