НОД "Хлуднево, дивная птица"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Коваленко Юлия Александровна

конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hludnevo_divnaya_ptitsa.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                     Детский сад «Родничок» г. Кондрово

Конспект НОД

по лепке в старшей группе

на тему: «Дивная птица»

Воспитатель: Коваленко Юлия Александровна.

Цель:

Воспитывать интерес и любовь к народной игрушке калужского края.    

Задачи:

-Закреплять знания детей о процессе создания игрушек.

 - Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки. 

-Учить детей лепить птицу из целого куска, оттягивая части и придавая им нужную форму.

-Формировать умение работать с глиной.

     -Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, мелкую  моторику пальцев рук, интерес к лепке из глины.

-Воспитывать аккуратность.

-Пополнить словарный запас: Хлудневская, оберег, грематухи, гончары.

      Предварительная работа:

- рассматривание  народных  игрушек  и беседа о них;

-рассматривание Хлудневских игрушек, просмотр слайдов об  истории возникновения  и  изготовлении   Хлудневской  игрушки.

Оборудование:

Иллюстрации «Народная игрушка»,плетеная корзина с народными игрушками (хлудневские,филимоновские),  половик, русский платок,  д/и «мастера –золотые руки», поднос, глина, стеки, вода, доски,  салфетки, таблица последовательности лепки. Музыкальное сопровождение: «Березка», «Калинка».

ХодНОД:

Дети входят в группу.

Воспитатель в роли мастерицы созывает ребят:

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары,

Всяки разные товары.

Подходите, подходите,

Посмотрите, посмотрите.

  Воспитатель обращает внимание детей на яркий, русский платок, предлагает посмотреть, что под  ним. Находит вместе с детьми плетеную корзину с народными игрушками.

Воспитатель : Что же это за игрушки такие?

(Ответы детей: народные, филимоновские, хлудневские).

Воспитатель:

Понравились вам яркие, нарядные игрушки? А где мы можем познакомиться с различными народными игрушками? Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно, на ярмарке, в музее или на выставке народных промыслов. Именно здесь мы увидим различные игрушки, изготовленные руками народных умельцев.

Вот и я предлагаю вам организовать две выставки народных игрушек. Сейчас мы с вами разделимся на 2 команды. Одна команда устроит выставку Хлудневской игрушки, а другая –Филимоновской.
(Дети делятся на 2 команды). А чтобы быть уверенным, что вы правильно выбрали игрушки, я проверю ваши знания о них. Для этого мы поиграем в игру «Мастера – золотые руки». Есть у меня красивый сундучок, в нём находятся разрезные картинки. (Открывает сундучок). Дети, посмотрите, все  картинки  высыпались и перепутались. Давайте приведем все в порядок. Каждая команда должна найти элементы хлудневской  илифилимоновской игрушки  и составить из деталей картинку.

Звучит народная  музыка. Проводится д/и «Мастера – золотые руки».

Посмотрим, что получились у наших умельцев. Воспитатель обходит  группы, уточняет название  игрушек и где они изготовлены.

Какие вы все молодцы! Обе команды отлично справились с заданием, вас действительно можно назвать «Мастера – золотые руки». Теперь можно и выставку оформлять. Из множества игрушек,  дети отбирают лишь те, которые нужны для выставки.

Воспитатель:

В далекие времена на Руси проводились большие  ярмарки.  Там и можно было купить игрушки.Народ  торговал, плясал, развлекался. Вот и я вас приглашаю всех повеселиться,поиграть в русскую народную игру. Проводится подвижная игра: «Резные ворота».

Двое детей стоят лицом друг к другу, держатся за обе руки, подняв их вверх, образовав ворота. Остальные берутся за руки и проходят цепочкой через ворота по несколько раз, пока звучит песня.

Резные ворота пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз разрешается,

А на третий раз не пропустим вас!

С последними словами двое игроков, изображающих ворота, резко опускают руки, пытаясь поймать в свой круг кого-нибудь. Кого поймают – тот встаёт вместе с воротами. Теперь в цепочке меньше детей и больше дырок, куда можно проходить в ворота. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают последнего.

Воспитатель:

 Как весело мы поиграли, настроение подняли.

А теперь скажите мне, понравилась вам наша выставка?   Сами хотите научиться делать такие чудесные игрушки? Тогда я предлагаю вам внимательно посмотретьна поделки еще раз. Из чего сделаны наши игрушки? (ответы детей) Правильно! Вот и я сегодня принесла  глину. Вы с ней хорошо знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в красивые игрушки.

Чечары, чечары, собирайтесь гончары.

Хватит охать и зевать – надо глины накопать!

Мы копали, так копали – чуть лопаты не сломали,

Глину месим, глину мнем,

А теперь лепить начнем,

Вот вам и игрушка – кукла грематушка.

Воспитатель:

А чтобы узнать, кого мы будем лепить отгадайте загадку:

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет.

Кто же это? (Петушок)

Молодцы! Ребята, в давние времена птица считалась символом весны, пробуждением земли, рассвета и главное – оберегом семьи.  Сегодня наша группа превратится в творческую мастерскую, а мы с вами в мастеров.  Будем лепить Хлудневского петушка. Друзья, мастерить надо с любовью, тогда наши игрушки получатся красивыми и будут радовать не только нас, но и всех людей. А сейчас согреем глину, теплом наших рук, аккуратно разомнем ее. Глина к работе готова.Еще раз посмотрите на петушка, закройте глазки и представте  какого вы хотите слепить. Теперь посмотрите на таблицы последовательности лепки и преступайте  мои мастера к увлекательной работе.

Дети  лепят, воспитатель следит за работой, советует, показывает приемы работы на куске глины.

Воспитатель:

Ребятки, петушка лепить сложно, ваши ручки наверное чуть  - чуть устали, поэтому, я предлагаю получить заряд бодрости. (Проводится физминутка:«Петя – петушок).

 Ах, ты Петя – петушок,Вытянуться и кивать головой.

На макушке гребешок,                     Сложить ладошки, приложить к макушке.

А под клювом – то бородка,            Сложить ладони, приложить к подбородку.

Очень гордая походка.                     Ходьба с высоким подниманием колена.

Рано – рано поутру,                          Похлопать « крыльями».

Он кричит: ку –ка – ре – ку.

Воспитатель:

Взбодрились, а теперь снова за работу. По окончании лепки дети моют руки.

Воспитатель:

 Вы очень постарались мои умельцы. Красивые петушки получились! Посмотрите ребятки, какой я принесла чудесный поднос. На него мы поставим сделанные вами игрушки.(Дети приносят петушков на поднос).

Воспитатель: А теперь присядьте на половичок и послушайте стихотворение.

На родимой стороне, на калужской на земле,

Не велико, не мало, стоит Хлуднево -  село,

А в селе с древней поры жили были гончары

И лепили мастера, старые и детвора,

Крынки, плошки и горшки

Да игрушки – петушки.

Воспитатель: О чем говориться в стихотворении?

Какое настроение вызывают Хлудневские игрушки?

Особенности игрушки?

Из какого материала они сделаны?

Какими цветами расписывают игрушки?

Воспитатель: Умницы ребята! Вы много чего знаете о хлудневском  промысле. А теперь  сами научились лепить знаменитых петушков.

Сейчас мы возьмем поднос с нашими игрушками и отнесем их на обжиг. А потом будем вместе с вашими родителями расписывать красками петушков. И пускай эти игрушки оберегают вашу семью.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми по проекту " Чудо-чудное, диво-дивное".

В помощь воспитателям, занимающимся проектной деятельностью....

"Дивные птицы" Художественное творчество (рисование)

Для детей старшего разновозрастного возраста...

Ручной труд "Птица чудная - птица дивная"

Ручной труд из бумажных полосок, представляет собой изготовление индивидуальных поделок. Занятие проводится с целью приобщения к изобразительному искусству, расширения представлений о графике (выразит...

Птица дивная

Птица Дивная...

куклотерапия с детьми. конспект индивидуального занятия "Птица-дивная"

В настоящее время все чаще психологи и педагоги стали использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы, а в частности, технологии Арттерапии. Арттерапия представляет собой совокупность...

Конспект НОД по конструированию «Птица дивная».

Конспект НОД по конструированию«Птица дивная»....