Статья. "Детское творчество в детском саду".
статья по аппликации, лепке

Горяинова Анна Викторовна

Статья.

"Детское творчество в детском саду".

 Дошкольный возраст – самый пластичный, «впитывающий» и творческий. В это время ребенок в полной мере осваивает речь, получает знания о мире, развивает мелкую и общую моторику. Кроме того, именно дошкольники считаются самыми творческими натурами. Они фантазируют, выдумывают, творят на уровень выше, чем взрослые люди. Поэтому все виды изобразительной деятельности актуальны и важны в дошкольном возрасте. Сегодня я вам расскажу о занятиях лепке и аппликации, которые проводятся у нас на занятиях.+

Одним из видов изобразительной деятельности является лепка. Лепка развивает у ребенка мелкую моторику, что благотворно сказывается на развитии речи, помогает усвоить малышу цвета и формы, поддержать в нем творческое начало. Кроме того, работа со всеми пластичными материалами помогает снять психологическую нагрузку, оказывает положительное влияние на эмоциональный фон малыша. А еще это весело и интересно!

Лепка в детском саду делиться на предметную, сюжетную и декоративную.

Предметная лепка появляется на занятиях в детском саду самой первой. Дети учатся лепить простые объекты и предметы: животных, людей, мебель, посуду. Наряду с освоением мастерства лепки, малыш познает что-то новое о живой и неживой природе. Например, изображая животных и людей то, какие части тела у них есть. Кроме того, ребенок обогащает свой словарный запас, а также усваивает обобщающие понятия: мебель, посуда, животные. Темы этих занятий: «Бублики», «Яблоки и ягоды», «Большие и маленькие морковки»,  «Грибы (овощи, фрукты) для игры в магазин», «Корзина с грибами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелке».

Сюжетная лепка появляется немного позже. Это достаточно сложный вид изобразительной деятельности, так как требует от дошкольника серьезных интеллектуальных усилий. Ведь необходимо продумать сюжет, составить план действий (какие детали и фигуры необходимо слепить), расставить все элементы в нужной композиции, а еще соблюсти пропорции предметов. Дети лепят по сюжетам сказок и небольших рассказов, затем учатся связно рассказывать о своем сюжетном изображении. Это развивает плавную, развернутую речь, творческие способности. Темы этих занятий:  «Погремушка», «Башенка», «Колобок», «Котенок», «Маленькие куколки гуляют на полянке», «Девочка фигуры человека в движении», «Петушок с семьей», Ребенок с котенком», «Девочка и мальчик пляшут», «Доктор Айболит и его друзья», «Птицы на кормушке».

Декоративная лепка связана с выполнением заданий на изготовление и украшение различных предметов. Она формирует эстетический вкус малыша, творческие способности, знакомит с народными промыслами. Так как в декоративной лепке много мелких деталей (в орнаментах, узорах), то она активно развивает тонкие и точные движения пальцев малыша, учатся работать стеками. Это стимулирует речевые центры мозга, подготавливает руку к письму. Дети лепят и украшают посуду, изготавливают сувениры, украшения. Темы этих занятий: «Уточка», «Козлик» «Декоративная пластина», «Олешек», «Дымковские барышни», «Пластина с декоративными элементами».

Лепка – это удивительное занятие, которое в, казалось бы, простом действии несет многофункциональную развивающую нагрузку. При этом те положительные эмоции, которые испытывает ребенок во время лепки, помогают усвоить новое весело и без особого труда.

Аппликация – одно из любимых детьми занятий. Ребенок, видя, как из-под его рук рождается нечто красивое и яркое, воодушевляется на создание новых композиций. Его творческий потенциал растет с каждой работой, малыш учится понимать прекрасное и придумывать увлекательные сюжеты своих работ. Кроме того – им очень нравится, наклеивая различные фигуры получать красивые картинки, которыми потом так гордятся их родители.

        Аппликация считается наиболее сложным из видов изобразительного творчества, способом создания художественных работ, поскольку на занятиях от детей требую не только умение гармонично расположить элементы картины, но и аккуратно вырезать и приклеить их в определенном порядке..

Как и лепка, аппликация в детском саду делиться на предметную, сюжетную и декоративную.

Предметная состоит из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек);

Сюжетная отображает совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели»);

Декоративная включает орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Воспитанники младших групп, пока не освоившие навык владения ножницами, на занятиях аппликацией учатся приклеивать готовые элементы композиции к основе. Педагоги обращают внимание детей на форму, цвет, размеры наклеиваемых деталей, одновременно закрепляя сенсорные навыки, учат аккуратно пользоваться кисточкой и клеем, салфетками. Чаще всего в младших группах  выполняем общую групповую композицию («Новогодняя елочка», «Цветочная полянка», «Аквариум», «Волшебное дерево»), где каждый ребенок сможет прикрепить свой элемент в определенное место.

 В средней группе дети учатся пользоваться ножницами, им поручается вырезать детали по прямым линиям, нанесенным карандашом, а затем приклеить их на основу. Темы занятий в этом возрасте: «Красивые флажки», «Нарежь полоски и наклей лесенку», «Укрась салфетку», «Украшение платочка», «Лодки плывут по реке», «Вырежи и наклей, какую хочешь постройку», «Бусы на елке», «Красная Шапочка», «Волшебный сад».

Навыки и умения 5-7-летних детей позволяют воспитателям применять самые разнообразные виды аппликации, причем дошколята самостоятельно выбирают, какие они будут использовать элементы, вырезают и прикрепляют их к основе, располагая в определенном месте. Я лишь направляю, чтобы подсказать лучшие варианты создания композиции. Темы занятий: «Осенний ковер», «Ваза с фруктами, ветками и цветами», «Праздничный хоровод», «Рыбки в аквариуме», «Вырежи и наклей любимую игрушку», «Царевна- лягушка», «Корабли на рейде», «Радужный хоровод», «Полет на Луну», Цветы в вазе».

Картины старших дошкольников отличаются более высоким качеством, интересным сюжетом, разнообразием используемых деталей в декоративных аппликациях.

Занимаясь аппликацией у дошколят развиваются: творческие способности, фантазия и воображение, воспитываются усидчивость, аккуратность, внимательность, улучшаются навыки пользования ножницами, кисточкой и клеем, закрепляются знания о свойствах и качествах материалов. Кроме того, аппликация помогает улучшить речь: этому способствуют действия с мелкими предметами, помогающие совершенствовать мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe-tvorchestvo-v-detskom-sadu.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Детское творчество в детском саду

Дошкольный возраст – самый пластичный, «впитывающий» и творческий. В это время ребенок в полной мере осваивает речь, получает знания о мире, развивает мелкую и общую моторику. Кроме того, именно дошкольники считаются самыми творческими натурами. Они фантазируют, выдумывают, творят на уровень выше, чем взрослые люди. Поэтому все виды изобразительной деятельности актуальны и важны в дошкольном возрасте. Сегодня я вам расскажу о занятиях лепке и аппликации, которые проводятся у нас на занятиях.

Одним из видов изобразительной деятельности является лепка. Лепка развивает у ребенка мелкую моторику, что благотворно сказывается на развитии речи, помогает усвоить малышу цвета и формы, поддержать в нем творческое начало. Кроме того, работа со всеми пластичными материалами помогает снять психологическую нагрузку, оказывает положительное влияние на эмоциональный фон малыша. А еще это весело и интересно!

Лепка в детском саду делиться на предметную, сюжетную и декоративную.

Предметная лепка появляется на занятиях в детском саду самой первой. Дети учатся лепить простые объекты и предметы: животных, людей, мебель, посуду. Наряду с освоением мастерства лепки, малыш познает что-то новое о живой и неживой природе. Например, изображая животных и людей то, какие части тела у них есть. Кроме того, ребенок обогащает свой словарный запас, а также усваивает обобщающие понятия: мебель, посуда, животные. Темы этих занятий: «Бублики», «Яблоки и ягоды», «Большие и маленькие морковки»,  «Грибы (овощи, фрукты) для игры в магазин», «Корзина с грибами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелке».

Сюжетная лепка появляется немного позже. Это достаточно сложный вид изобразительной деятельности, так как требует от дошкольника серьезных интеллектуальных усилий. Ведь необходимо продумать сюжет, составить план действий (какие детали и фигуры необходимо слепить), расставить все элементы в нужной композиции, а еще соблюсти пропорции предметов. Дети лепят по сюжетам сказок и небольших рассказов, затем учатся связно рассказывать о своем сюжетном изображении. Это развивает плавную, развернутую речь, творческие способности. Темы этих занятий:  «Погремушка», «Башенка», «Колобок», «Котенок», «Маленькие куколки гуляют на полянке», «Девочка фигуры человека в движении», «Петушок с семьей», Ребенок с котенком», «Девочка и мальчик пляшут», «Доктор Айболит и его друзья», «Птицы на кормушке».

Декоративная лепка связана с выполнением заданий на изготовление и украшение различных предметов. Она формирует эстетический вкус малыша, творческие способности, знакомит с народными промыслами. Так как в декоративной лепке много мелких деталей (в орнаментах, узорах), то она активно развивает тонкие и точные движения пальцев малыша, учатся работать стеками. Это стимулирует речевые центры мозга, подготавливает руку к письму. Дети лепят и украшают посуду, изготавливают сувениры, украшения. Темы этих занятий: «Уточка», «Козлик» «Декоративная пластина», «Олешек», «Дымковские барышни», «Пластина с декоративными элементами».

Лепка – это удивительное занятие, которое в, казалось бы, простом действии несет многофункциональную развивающую нагрузку. При этом те положительные эмоции, которые испытывает ребенок во время лепки, помогают усвоить новое весело и без особого труда.

Аппликация – одно из любимых детьми занятий. Ребенок, видя, как из-под его рук рождается нечто красивое и яркое, воодушевляется на создание новых композиций. Его творческий потенциал растет с каждой работой, малыш учится понимать прекрасное и придумывать увлекательные сюжеты своих работ. Кроме того – им очень нравится, наклеивая различные фигуры получать красивые картинки, которыми потом так гордятся их родители.

        Аппликация считается наиболее сложным из видов изобразительного творчества, способом создания художественных работ, поскольку на занятиях от детей требую не только умение гармонично расположить элементы картины, но и аккуратно вырезать и приклеить их в определенном порядке..

Как и лепка, аппликация в детском саду делиться на предметную, сюжетную и декоративную.

Предметная состоит из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек);

Сюжетная отображает совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели»);

Декоративная включает орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Воспитанники младших групп, пока не освоившие навык владения ножницами, на занятиях аппликацией учатся приклеивать готовые элементы композиции к основе. Педагоги обращают внимание детей на форму, цвет, размеры наклеиваемых деталей, одновременно закрепляя сенсорные навыки, учат аккуратно пользоваться кисточкой и клеем, салфетками. Чаще всего в младших группах  выполняем общую групповую композицию («Новогодняя елочка», «Цветочная полянка», «Аквариум», «Волшебное дерево»), где каждый ребенок сможет прикрепить свой элемент в определенное место.

 В средней группе дети учатся пользоваться ножницами, им поручается вырезать детали по прямым линиям, нанесенным карандашом, а затем приклеить их на основу. Темы занятий в этом возрасте: «Красивые флажки», «Нарежь полоски и наклей лесенку», «Укрась салфетку», «Украшение платочка», «Лодки плывут по реке», «Вырежи и наклей, какую хочешь постройку», «Бусы на елке», «Красная Шапочка», «Волшебный сад».

Навыки и умения 5-7-летних детей позволяют воспитателям применять самые разнообразные виды аппликации, причем дошколята самостоятельно выбирают, какие они будут использовать элементы, вырезают и прикрепляют их к основе, располагая в определенном месте. Я лишь направляю, чтобы подсказать лучшие варианты создания композиции. Темы занятий: «Осенний ковер», «Ваза с фруктами, ветками и цветами», «Праздничный хоровод», «Рыбки в аквариуме», «Вырежи и наклей любимую игрушку», «Царевна- лягушка», «Корабли на рейде», «Радужный хоровод», «Полет на Луну», Цветы в вазе».

Картины старших дошкольников отличаются более высоким качеством, интересным сюжетом, разнообразием используемых деталей в декоративных аппликациях.

Занимаясь аппликацией у дошколят развиваются: творческие способности, фантазия и воображение, воспитываются усидчивость, аккуратность, внимательность, улучшаются навыки пользования ножницами, кисточкой и клеем, закрепляются знания о свойствах и качествах материалов. Кроме того, аппликация помогает улучшить речь: этому способствуют действия с мелкими предметами, помогающие совершенствовать мелкую моторику рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество в детском саду

Презентация для педагогов к семинару по Изо....

Художественное творчество в детском саду: история и потенциал.

Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребен...

сообщение на тему "Развитие музыкального творчества в детском саду"

Развитие творческих способностей детей через все виды музыкальной деятельности...

Консультация для педагогов по созданию альбомов устного детского творчества в детском саду

Сформированная связанная речь – важнейшие условие успешности обучения ребёнка в школе. Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказа или 3-5 предложений по карт...

Мастер класс. Детско – взрослое творчество в детском саду «Вытынанка из бумаги»

Развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя ...

«Детское творчество в детском саду»

статья о применении изобразительной деятельности в группе с детьми с нарушением интеллекта...

Положения о конкурсах детского творчества в детском саду

Положения о конкурсах детского творчества в детском саду...