Программа «Фантазируй и твори» - выявление и развитие способностей воспитанников.
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Шкундина Валентина

Программа «Фантазируй и твори» - выявление и развитие способностей воспитанников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Фантазируй и твори»

Шкундина Валентина Павловна 
Программа «Фантазируй и твори»

Цель: выявление и развитие способностей воспитанников.

Планируемые результаты:

создание базы данных детей с разными способностями;

рост достижений воспитанников в видах деятельности, к которым у них есть способности;

Сферы одарённости ребёнка:

1. Интеллектуальная сфера

ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью;

охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания;

проявляет исключительные способности к решению задач;

проявляет выраженную и разностороннюю любознательность;

часто с головой уходит в то или иное занятие;

выделяется умением хорошо излагать свои мысли.

2. Творчество

ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с «головой уходить» в интересную работу, занятие;

демонстрирует высокую продуктивность деятельности;

часто делает всё по-своему;

изобретателен в изобразительной деятельности, играх;

часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;

способен продуцировать оригинальные идеи;

способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.

3. Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):

ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;

проводит много времени за рисованием и лепкой;

демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

осознанно строит композицию картин или рисунков;

работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

4. Двигательная сфера:

ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

любит движения (бег, пряжки, лазание);

прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;

для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.

При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты и методики, предложенные авторами Э. П. Торренсом, В. Синельниковым, В. Кудрявцевым. Рассмотрим данные тесты и методики более подробно.

Тест № 1«Круги» — на выявление творческих способностей;

Тест «Круги»

Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.

http://www.alegri.ru/images/sposreb2.jpg

Обработка результатов

Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.

Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.

Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.

Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.

Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.

Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».

Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.

Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.

Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.

Интерпретация результатов

Критерии творческих способностей

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Оригинальность

0—2 балла

2—6 баллов

свыше 8 баллов

Гибкость

1—2 балла

3—4 балла

свыше 5 баллов

Беглость

0—9 баллов

10—13 баллов

свыше 14 баллов

Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества.

Тест №2Задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса.
Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: «Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеете в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу.»
Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Оригинальность 
0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.
1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.
2 б. - нос, остров.
3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.
4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.
5 б. - остальные рисунки.
Разработанность: один балл за каждую значимую деталь. Название:
0 - обычное название.
1 - простое описание.
2 - описательное название.
3 - релевантное название.


Тест № 3. Методика "Складная картинка"

(авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев).

Основание. Умение видеть целое раньше частей.
Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)
Инструкция к проведению.
Предъявляем ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, складываем картинку и спрашиваем: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".
Обработка данных.
В ходе обследования ребенка педагог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего -15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бывает") - 1 балл.
2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла
3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

Тест № 4 Методика "Дощечка"
Основание. Детское экспериментирование.
Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.
Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)
Инструкция к проведению.
Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Педагог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".
Как только ребенок сложил доску в первый раз, педагог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"
Услышав ответ ребенка, педагог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
Обработка данных.
При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

(Ф. Татл, Л. Бекер)

Анкета для педагогов и родителей, которая дает общее представление относительно данных ребенка.

Предлагается ответить «да» или «нет» на следующие утверждения:

1. Ребенок инициативный, живой, подвижный.

2. Он с готовностью откликается на все новое.

3. Любит все загадочное, непонятное.

4. Часто нуждается в поддержке старших.

5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

Оценка результатов: если на все пять утверждений был дан ответ «да», есть основания считать данного ребенка способным. Если на четвертый и пятый пункты был дан ответ «нет», надо обратиться к следующим утверждениям:

Любит задавать и решать трудные вопросы.

Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

Начатое дело доводит до конца.

Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.

Настойчив в достижении поставленной цели.

Задает много вопросов по интересующим его предметам, темам.

Интересы достаточно стабильны.

Любознательность достаточно устойчива.

Имеет много друзей среди своих сверстников.

Часто не соглашается с мнением взрослого.

Часто бывает эгоистичен.

Оценка результатов: если на все вопросы дан ответ «да», то ребенка можно считать одаренным (с нашей точки зрения, отрицательные ответы на пункты 7—11 не противоречат выводу о возможной одаренности ребенка-дошкольника, так как в дошкольном возрасте и у одаренных детей наряду с широтой интересов может наблюдаться их быстрая смена; если ребенок не ходит в детский сад, у него может не быть друзей среди ровесников; в дошкольном возрасте авторитет взрослого до статочно высок, и маловероятно, чтобы ребенок-дошкольник часто вступал в противоречие с взрослым.).

Для более дифференцированной оценки возможностей дошкольника можно использовать опросник, карта одаренности. В нем выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребенка. Оценивая степень проявления этих особенностей по пяти градациям: очень редко или никогда; редко; иногда; часто; почти всегда, — вы получите представление о выраженности у ребенка признаков одаренности.

Экспресс - анкета «Одаренный ребенок»

Группа:

Анкету заполнил:

№ Вопросы Ответы

1 Кого из детей в группе Вы считаете одаренными?

2 В чем проявляется одаренность ребенка? Фамилия, имя

ребенка Проявление одаренности

3 Какое поведение у этих детей? Фамилия, имя ребенка. В нескольких словах о поведении каждого ребенка

4 Взаимоотношения детей со сверстниками Фамилия, имя

Ребенка. Как сложились отношения с остальными детьми

5 Есть ли трудности в работе с этими детьми?

6 Кто из родителей в группе считает своего ребенка одаренным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Выявление и развитие способностей воспитанников дошкольного учреждения "

        Качественный скачок в развитии новых технологий привел к  востребованности    человека, способного нестандартно решать новые проблемы, вносить но...

Программа выявления и развития способностей воспитанников

Программа выявления и развития способностей воспитанников...

Программа по выявлению и развитию способностей воспитанников "Интеллект"

Программа по выявлению и развитию способностей воспитанников "Интеллект"...

Рабочая программа «Выявление и развитие способностей воспитанников дошкольного учреждения»

Рабочая программа «Выявление и развитие способностей воспитанников дошкольного учреждения»...

Программа по выявлению и развитию способностей воспитанников «Интеллект»

Программа по выявлению и развитию способностей воспитанников «Интеллект»...

Программа дополнительного образования по выявлению и развитию способностей воспитанников на 2020-2021уч.год в средней группе «Почемучки»,

Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много, имен...