Формирование пластических навыков и становления образности в лепке у детей младшего дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (младшая, средняя группа)

Османова Хелиса Сейфуллаховна

      Вопросами формирования пластических навыков у детей и становления образности в лепке занимались многие педагоги: Е.А Флёрина, Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина, Т.Г. Казакова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osmanova_statya_8.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование пластических навыков и становления образности в лепке у детей младшего дошкольного возраста

Автор статьи Османова Х.С., ГБОУ «Школа № 718»

        В системе эстетического воспитания детей, лепка, также  как и рисунок занимает важное место и имеет свою специфику. Современные исследования и практика работы детского сада говорят о том, что в результате обучения детей дошкольного возраста могут быть подведены к созданию выразительного образа, так как во время лепки они используют многие изобразительные и технические средства, которыми пользуется скульптор (передают объём, движение, обогащают замысел различными деталями), ног используют их своеобразно, что зависит от степени знаний и умений детей [55].

      Вопросами формирования пластических навыков у детей и становления образности в лепке занимались многие педагоги: Е.А Флёрина, Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина, Т.Г. Казакова. Педагогами было отмечено, что лепка- это такой вид изобразительной деятельности, в процессе которого ребёнок знакомиться с объёмной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируется навык работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное представление [55].

      Флёрина Е.А. указывает на то, что «основной особенностью детской пластической формы является объём. Реальное ощущение объёма, который даёт сам материал, и отношение ребёнка к своей лепке, как к живым предметам и игрушкам, которые ребёнок вертит в руках, переставляет, двигает, поддерживают в нём это стремление к объёму. Это значит, что, работая вполне сознательно над несложным образом, ребёнок стремится и добивается его объёмного соответствия с изображаемым предметом» [59].

     Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения.

      В нашей работе нас интересует лепка детей младшего дошкольного возраста, на данном вопросе мы остановимся подробнее.

      Лепка детей младшего дошкольного возраста имеет ряд особенностей. Одной из таких особенностей является то, что лепка на данном этапе, как и вся изобразительная деятельность, отражает переход от до изобразительного в изобразительный период. Дети осваивают первоначальные умения обращаться с пластическим материалом, и создавать из него формы, которые дети будут использовать при изображении предметов.

        В возрасте с 3 до 4 лет, у ребёнка начинают  формироваться технические навыки, что способствует созданию более выразительных пластических образов [59].

      Много внимания данному вопросу уделяла в своих исследованиях Е.А Флёрина. Она отмечала, что в лепке у ребёнка быстрее формируется образное видение, так как лепка обладает реальным объёмом и является более доступным видом изобразительной деятельности по сравнению с рисованием.

      Отмечая отношение детей к лепке Е.А Флёрина говорит, что пластический материал осязается, что в активное познание материала и создание формы включается мускульная энергия, которая обуславливает его особую прелесть для ребёнка. Полнота чувственной реакции, ощутимость результатов не только для зрения, но и для осязания доставляют ребёнку радость: радость от ощущения и познания материала, расщепляемости, изменяемости формы, величины, радость от движения, радость от производимого шума [59].

      Е.А Флёрина выделяла существование ступеней в начальном периоде детской лепки. Она отмечала, что в процессе лепки первые моменты движении   импульсивного   характера  сводятся  к  нескольким секундам  воздействия  на  материал.  Действия   с  осязаемым   материалом  быстро  вызывают  осмысленный  интерес,  и  движения  становятся  упорядоченными,  ритмическими. Направленность  и  характер движений  быстро  фиксируются  в  сознании  ребёнка  и  моторной  памяти [59].

      Таким образом, мы  можем  отметить, что Е.А.Флёрина  подчёркивает значимость  эмоциональной реакции, заинтересованности  материалом в приобщении  ребёнка  к  новому  виду  деятельности.

       Далее  мы  рассмотрим  подробно  содержание  стадий  в  данном периоде  лепки  детей  3-х  лет:

      1 ступень - отрывание  комочков  глины  и  оставление  их  без  обработки. На  данной  стадии  ребёнок обнаруживает тенденцию двигательного   и  познавательного  характера.

      2ступень  связана  с  обработкой  материала  и  созданием  форм, доступных  ребёнку  с  помощью  движений  руки (обколачивание  об  стол, катание  валиков,  шариков,  расплющивание  лепёшек). Интерес  ребёнка в этом  случае  сочетает  в  себе  стремление  к  созданию  форм, при этом  ярко  выражено  стремление  к  процессу  ритмического движения.

      3ступень - появление  содержания  в  детской  лепке, которое определяется  формой,  случайно  или  намеренно  созданной [59].

        Здесь  мы  видим,  что  ребёнок  постепенно  входит  в  новый  вид деятельности и  накапливает  определённый  опыт.

        Педагоги  подчёркивают, что  процесс  лепки  крайне  разнообразен. В лепке  ребёнок  наблюдает,  действует,  исследует,  экспериментирует -  всё  это  развивает  интерес  ребёнка  к  изобразительному процессу. Мы  знаем,  что  изобразительная  деятельность и  лепка,  в том числе  имеет  образную  основу. Далее мы  рассмотрим, как происходит  становление  образа  в  лепке  детей  младшего  дошкольного возраста,  а  именно  в  возрасте трёх - трёх с  половиной  лет.

       Т.Г. Казакова указывает, что изобразительная деятельность в данном возрасте имеет художественно- образную основу. Создание об¬раза связано с проявлением разнообразных чувств, эмоций. Воспитание у детей эмоционального отношения к изображаемым  явлениям  необходимо, так  как  процесс  лепки  не  только  передача отдельных  черт,  свойств,  но  и  момент  вхождения  в  образ,  когда  перед  ребёнком  как  бы  оживают  формы,  линии [19].

       На  первом  этапе  изобразительной  деятельности  ребёнка  при возникновении  пластического  образа  большое  внимание  уделяется речи,  игре, звукоподражанию.  Первые  действия  малыша  с  комком глины  обусловлены  содержанием  предмета,  которые  он  воспринимает. Полученный  образ  начинает  узнаваться  постепенно. Происходящий при  этом  процесс  восприятия  своей  лепки  приятен  для  ребенка и радует  его [19].

       Путь возникновения  образа  в  раннем  возрасте,  по  определению Е.А. Флёриной,  происходит " ассоциативно,  без  предварительного замысла". Возрастные  границы  данного  процесса  неустойчивы, поэтому  отдельных детей  к  трём  годам  наблюдается  становление замысла. Н.П. Сакулина  называет  первые  созданные  изображения «живыми  образами»,  начинается  как  бы  взаимодействие  двух  процессов: возникновение  простейших  изображений,  образное  восприятие  их  детьми  и  включение  этих  изображений  в  различные  игровые  ситуации [50].

      Характеризуя  изобразительную деятельность  младших дошкольников, Е.А. Флёрина  отмечала,  что  у  них  в  лепке  возникает  " временной  образ". В доизобразительной  стадии  он  возникает  без  замысла, путём  ассоциации  формы,  действия  предмета.  Он  не  изображается, но  реально  осуществляется  ребенком.  В  лепке  это  реальное  игровое  развёртывание  действия  выступает  очень  ярко.  Так  почти каждый  комочек  глины,  в  силу  своей  объемности,  напоминает предмет [59].

      В возрасте 3-4 лет  игровые  действия  ребёнка  уже  не  сливаются с изображением.  Дети  с  удовольствием  разворачивают  игровые действия  по  окончании  процесса  лепки, или  довольствуются движением  руки (движение  " машины"  по  столу).  Сам  процесс  лепки привлекает  их  уже  в  большей  степени.

      Таким  образом,  мы  можем  сказать,  что  для  ребёнка  важна  динамика  развития  образа.  Всё,  что  изображено,  он  воспринимает определённом  временном  соотношении. Ребёнок  стремится  к  активному  действию,  поэтому  у  него  возникают  живые  образы.

     В  отличие  от  детей  раннего  возраста  у  младших  дошкольников в лепке  наблюдается  объективное  сходство  с  предметами  и  явлениями.  Узнаваемость  помогает  закрепить  в  сознании  ребёнка  связь между  действиями  руки  и  получаемым  образом.  Малыш  овладевает способностью, необходимой  для  создания  пластического  образа, - произвольностью  движений [19].

      В этом  возрасте изобразительный  процесс  становится  значимым  для ребёнка. Ребёнок  продолжает  с  лёгкостью  превращать  одну  форму в другую,  один  образ  в  другой,  но  качество  этих  превращений носит  уже  иной  характер,  более  осмысленный,  не  случайный [54].

      Создаваемые  ребёнком  образы  отличаются  устойчивостью,  понятной внешней  формой  выражения.  Это  уже  не  те  случайно  вспыхивающие ассоциации,  которыми  ребёнок  владел  ранее.  Объективное сходство с предметом помогает ему  увидеть  живой  образ. У детей меняется характер восприятия изображения, дети рассказывают,  что  у них  получилось [14].

      Таким образом, у детей в лепке происходит  переход  от ассоциативного  образа, в преднамеренный.  Ребёнок начинает понимать, что в лепке можно передавать образы  предметов,  у  него  появляется  желание  выразить  своё  отношение  к  ним.

      Рассмотрев процесс возникновения образа в лепке и его развитие, нам необходимо  остановиться на  особенностях  содержания детской лепки  и  создания  пластических  форм детьми  данного  возраста.

       Халезовой Н.Б. отмечено, что в  ранний  период  лепка  не  носит тематического  характера, она  обладает  для  него  важным вне изобразительным  содержанием.  Это познание  и  овладение  свойствами  материала  и  создание  простейших  пластических форм (диск, валик,  шарик).  Благодаря  реальной  объёмности  указанные  формы  быстро ассоциируются  с  предметом,  получают  названия (" блинчик", колбаска", "конфетка", "мячик"). Таким  образом,  от  вне изобразительного  содержания  ребёнок  непосредственно  переходит  к  содержанию  изобразительного  порядка. [53]

       Конкретное  содержание  в  лепке  детей  отличается  разнообразием. Большое  место  занимают  предметы  питания,  причём  это  не  деталь к образу, а самостоятельные  темы: " лепёшки", "баранки", "блины", т. д. Всё  это  близкие  предметы,  приятные  для  ребёнка,  форма которых  проста,  доступна  и  легко  воспроизводима.

     Флёрина  Е.А.  отмечает  интересный  путь  создания  ребёнком  пластического  образа,  а  именно  путь  создания  формы,  которое  осу-ществляется  несколькими  способами.

      1.Видоизменение, усложнение  объёмной  формы: сгибание  валика  и соединение  его  концов ("баранка"),  сгибание  краёв  лепёшки (" лодка", "стул" и т. д.)

      2.Объединение  нескольких  однородных  или  разнородных  форм  в ОДНО  целое (валик  и  шарик - "человек", валик  и  лепёшка - "гриб").                                   3.Комбинированный путь:  объединение  первого  и  второго  способа. Данный  способ  обычно  появляется  после  накопления  технического опыта. [59]

      Сама техника лепки  детей  трёх - четырёх  лет  и  характер  движений  обуславливают  два  основных  типа  формы: объём  (шарик, толстый  валик),  плоскость (диск,  лепешка). Этими  формами  и  располагает  ребёнок.  Дети  постепенно  овладевают  действиями: скатывания, вдавливания, сплющивания  и т. Д. Во  время  лепки  маленький ребёнок  действует  и  ладонями  и  пальцами  рук.  Постепенно  техника  лепки  усложняется,  становится  более тонкой.  Детей  данного возраста  учат  передавать  в  лепке  фигуру  человека  в  обобщенной форме. [19]

      Таким  образом  содержание  детской  лепки  усложняется,  формируются технические  навыки,  формообразующие  движения,  при  этом  уточняется  представления  о  форме  предметов, их  строении.

       Педагогами  Курочкиной Н.А.,  Пантюхиной Г.В.  отмечается  важность организации  анализа  детских  работ.  Ребёнку  предлагается  выбрать лучшие  из  предложенных. Это  развивает  у  детей  эстетическое  восприятие  формы,  пропорций.

      Дороновой  Т.Н.  и Якобсон С.Г.  отмечен  важный  игровой  аспект. Игра  способна  превратить  обучение  основам  изобразительной  деятельности  в  осознанное  и  интересное  для  ребёнка  дело.  Игра обеспечивает  малышу  естественный  переход  к  обучению  на  занятиях [14].

     Подводя  итоги в  данной  главы,  мы  можем  сделать  следующие выводы:  лепка  как  вид  изобразительной  деятельности  является наиболее  доступным  видом,  так  как  полученные  пластические  формы  обладают  объёмом, пластикой,  реальной  формой.

      Именно  в  лепке  у  детей  младшего  дошкольного  возраста  более легко  формируется  образное  видение  полученных  изображений. Лепка - самое  динамичное  радостное  детское  творчество.

                                           Список литературы

1.         Алехин А.Д. Изобразительное искусство. [Текст] / А.Д. Алехин.-М.: Просвещение, 2009.-  160 с.

2.        Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников. [Текст] / В.В. Бабаева- М.: Просвещение, 1982г. – 54 с.

3.        Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. [Текст] / А.В. Бакушинский -М.: Культура и просвещение 1992г.  - 39 с.

4.        Богатеева З.А. Занятия лепки в детском саду. [Текст] / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 2009.-  224 с.

5.        Бельтюкова Н., Петров С., Кард ,В. Учимся лепить. [Текст] / Н. Бельтюкова, С. Петров, В. Кард.-М.: Академия, 2011.- 224 с.

6.        Буре Р.С. Готовим детей к школе. [Текст] / Р.C.  Буре. - М.: Просвещение, 2010

7.        Васильева М., Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников. Дошкольное воспитание. [Текст] / М. Васильева, Т. Юнг 2006г. №2  61 с.

8.        Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. [Текст] / Л.А. Венгер, В.С Мухина - М.: Просвещение, 1988г.- 336с.

9.        Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. [Текст] / Н.А. Ветлугина – М.: Просвещение, 1974г. – 175 с.

10.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский- М: Просвещение, 1991г. – 90 с.

11.        Григорьева Г.Г.; «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие», [Текст] / Г.Г. Григорьева- М., 1999г.

12.        Гульянц Э.К., Базик И.Я. Учите детей мастерить. [Текст] / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик.- М.: Просвещение, 2009.-  159 с.

13.        Детское творчество. Сборник научных трудов/под редакцией Кониной М.М., [Текст] / М.М. Конина- М.: МПГУ, 1970г.

14.        Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон- М.: Просвещение, 1992г. – 143 с.

15.        Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Игры на занятиях по изобразительной деятельности. [Текст] / Т.Н. Доронова-Дошкольное воспитание 1998г. № 1.

16.        Зеньковский В.В. Психология детства. [Текст] / В.В. Зеньковский – М.: Академия, 1996г – 348 с.

17.        Игнатьев Е.Н. Психология изобразительной деятельности. [Текст] / Е.Н. Игнатьев-М.: Учпедгиз, 1961г. – 175 с.

18.        Казакова Т.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. [Текст] / Т.Г. Казакова – М.: МГПИ, 1985г. – 75 с.

19.         Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. [Текст] / Т.Г. Казакова – М.: Просвещение, 1980г. – 160 с.

20.        Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. [Текст] / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2009.- 159 с.

21.        Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. [Текст] / Т.Г. Казакова – М.: Просвещение 1985г. – 192  с.

22.        Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей.- 2-е издание, дораб. [Текст] / Т.Г. Казакова– М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г - 159с.

23.        Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. [Текст] / Т.С. Комарова.- М.: Просвещение, 2009. – 176 с.

24.        Комарова Т.С. Что такое изобразительное творчество ребенка? [Текст]/Т.С.    Комарова- Дошкольное воспитание, 1991г. № 1.

25.        Комарова Т.С. Дети в мире творчества. [Текст] / Т.С. Комарова- М.: Мнемозина, 1995 год – 157 с.

26.        Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Халезова Н.Б. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования [Текст] / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова; под редакцией Т.С.  Комаровой М.: Просвещение, 1991г. – 256 с.

27.        Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. [Текст] / Т.С. Комарова– 3 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение 1991г. – 176 с.

28.        Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество. [Текст] / Т.С. Комарова-М.: Мозаика- синтез, 2005г.-117с.

29.        Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. [Текст] / Т.С. Комарова, А.И. Савенков- М.: Педагогическое общество России, 2000г.

30.        Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. [Текст] / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова- М.: Просвещение, 1981г. – 114 с.

31.        Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. Пособие для воспитателей. [Текст] / Е.А. Коссаковская – М.: Просвещение, 1972г. – 71 с.

32.        Костарёва Л. Учу детей творить. [Текст] / Л. Костарева- Дошкольное воспитание №2, с 61.

33.        Курочкина Н.А.Сенсорные основы лепки у детей дошкольного возраста.:  [Текст] / Н.А. Курочкина-Сборник статей. Дошкольная педагогика. Научные записки, Т. 340 – Ленинград 1980г.– 275 с.

34.        Курочкина Н.А., Флерина Е.А. О содержании обучения изобразительной деятельности. [Текст] / Н.А. Курочкина, Е.А. Флерина- Дошкольное воспитание, 1986г. № 6.

35.        Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. [Текст] / Г.В. Лабунская – М.: Просвещение, 1965г.– 207 с.

36.        Лабунская Т.В. Изобразительное творчество детей. [Текст] / Т.В. Лабунская-М.: Просвещение, 1985г.– 270 с.

37.        Лилов А. Природа художественного творчества. [Текст] / А. Лилов -М.: 1981г. – 91 с.

38.        Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа [Текст] / И.А. Лыкова – М.: «Карапуз – дидактика», 2007г. – 144 с.

39.        Лыкова И.А.; «Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возрасти» [Текст] / И.А. Лыкова- М.: ТЦ «Сфера» 2000г.

40.        Лыкова И.А., Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества. [Текст] / И.А. Лыкова- М.: «Карапуз» 2004г.

41.        Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию, под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой  1989г.

42.        Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. [Текст] / Н.А. Морева. –М.: Педагогика, 2010. – 320 с.

43.        Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/под ред. Н.ПСакулиной, [Текст] / Н.П. Сакулина-  М.: Просвещение, 1971г.– 40 с.

44.        Мухина В.С. Детская психология.  [Текст] / В.С. Мухина-М.: Просвещение, 1985г.– 270 с.

45.        Мухина В.С. Психология дошкольника. Под ред. Венгера Л.А.  [Текст] / В.С. Мухина. Под ред. Л.А. Венгера– М.: Просвещение 1975г.– 239 с.

46.        Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2 книгах. Книга 2. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов– М.: Просвещение: Владос, 1994г.– 496 с.

47.        Орен Р. Секреты пластилина. [Текст] / Р. Орен. – М.: Просвещение, 2010. – 109 с.

48.        Психология. Словарь/под ред. Петровского А.В., Ярошевского [Текст] / А.В. Петровского, Ярошевского- М.М.: Политиздат, 1990г.– 484 с.

49.        Психология процессов художественного творчества/под ред. Мейлах Б.С. [Текст] / под ред. Б.С. Мейлах 1980г.– 326 с.

50.        Сакулина Н.П. и Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду (пособие для воспитателей). [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С., Комарова-М.: Просвещение 1973г.– 203 с.

51.        Скопинина О.А. Проблема развития детского изобразительного творчества в лепке в художественно-педагогических трудах Н.Б.Халезовой. Развитие дошкольного образования. [Текст] / О.А. Скопинина в художественно-педагогических трудах  Н.Б. Халезовой- М., 1998г.

52.        Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. [Текст] / Л. Стрелкова -Обруч, 1996г.  4.

53.        Халезова Н.Б. Лепка в детском саду. [Текст] / Н.Б. Халезова- М.: Просвещение 1986г.

54.        Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. [Текст] / Н.Б. Халезова– М.: Просвещение 1984г.– 112 с.

55.        Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. [Текст] / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина.- М.: Просвещение, 1986г.– 144 с.

56.        Хананова И. Соленое тесто. [Текст] / И. Хананова. – М.: Аст – Пресс Книга, 2011. – 104 с.

57.        Художественное творчество и ребенок. [Текст] / Под. ред. Н.А.Ветлугиной.– М.: Педагогика 1972г.–287 с.

58.        Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. [Текст] /  Под.ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение 1984г.– 112 с.

59.        Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. [Текст] / Е.А. Флерина- М.: Учпедгиз, 1956г.

60.        Фрулькин А. Лепили самые маленькие. [Текст] / А. Фрулькин.- Дошкольное воспитание, 1975г.№ 1

61.        Этнов С. В. Лепим из соленого теста. [Текст] / С.В. Этнов. – М.: Карапуз, 2010

62.        Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. [Текст] / Е.А. Янушко. – М.: Мозаика – синтез, 2005г.– 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние образной игрушки на игры детей младшего дошкольного возраста.

Влияние образной игрушки на игры детей младшего дошкольного возраста....

Дидактическое пособие по лепке для детей младшего дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7195851","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7195856","at...

Описание опыта работы по теме: "Формирование изобразительных навыков и умений в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста".

Тему опыта  работы «Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраст» я выбрала потому, что считаю ее актуальной, так как пробле...

Самообразование Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего  дошкольного возраста...

Образная игрушка в жизни детей младшего дошкольного возраста.

Описание значения и познавательных возможностей образных игрушек....

«Периоды становления грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста и работа над речевыми ошибками детей»

В консультации для педагогов ДОУ раскрываются основные периоды становления речи младших дошкольников и методы исправления речевых ошибок....