Мастер-класс "Лепка из глины" для взрослых и детей.
учебно-методический материал по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Либина Елена Александровна

Методика лепки из глины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_lepke_1_dokument_microsoft_word.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» г Зерноград

Мастер-класс

для молодых специалистов ДОУ:

«Лепим из глины»

Подготовила педагог дополнительного образования

Либина Елена Александровна

2018г

Мастер-класс для молодых специалистов ДОУ

1 слайд.

Цель: Передача опыта работы педагога по работе с глиной.

 Задачи:

 1. Дать практические знания молодым педагогам о правильной подготовке глины к работе, сушке глиняного изделия, его обжиге.

 2. Повысить интерес к глине, как к природному по-своему уникальному материалу и пробудить желание работать с ней.

 3. Привлечь воспитателей к совместной работе с глиной при изготовлении игрушки.

 4. Повысить уровень мастерства педагогов.

 5. Вызвать положительный настрой в работе с глиной

(Теория и практика сопровождается презентацией)

2 слайд.

Здравствуйте, я рада встречи с вами. Тема мастер - класса «Как научить ребёнка лепить из глины, пластилина»

Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)

Польза игр с пластилином не ограничивается только развитием мелкой моторики и воображения. Это также прекрасный толчок для формирования первых представлений о форме и цвете, улучшение координации движений и развитие усидчивости.

Для того чтобы узнать, как научить ребенка лепить из пластилина, прежде всего, стоит ознакомиться с простейшими правилами, которые помогут заинтересовать малыша и увлечь его в прекрасную страну детского творчества!

3 слайд.

Я хочу рассказать вам о глине, о материале, который у нас всегда под рукой, вернее под ногами. Издавна люди использовали глину: делали из неё кирпичи, строили дома. В старые времена печи называли «горны», отсюда и пошло слово «гончары». Из глины делали посуду и, конечно же, игрушки – себе на забаву, детишкам на потеху. А ещё глиной лечились. Так что же такое глина?

Глина – пластичный природный материал. Она не пропускает воду, не гниёт. В природе встречается бурая глина, красная, голубая, белая и чёрная. Глина бывает жирная, тощая, средняя.

Подготовка глины.

 Для лепки пригодна глина с низким содержанием песка (15% песка). Глину измельчают, помещают в ёмкость, накрывают тканью. Затем через ткань льют кипяток на глину, покрывают сверху плёнкой, а затем тканью. В таком виде глину оставляют на ночь, чтоб «настоялась». После этого, необходимо взять ситцевую влажную ткань и завернуть в неё небольшой ком глины. Через ткань глину разминают в тонкую лепёшку, сворачивают и снова разминают. Периодически ткань прополаскивают, отжимают и снова разминают глину через ткань. Эту процедуру повторять до тех пор, пока глина не станет пластичной. Глина не должна содержать никаких примесей, мелких камешек, воздуха. Чтобы узнать готовность глины, надо скатать из неё колбаску и свернуть калачом. При сворачивании на глине не образуется трещин, - значит, глина готова к лепке. Если трещины появились, то глина ещё не готова к работе. Если в глине много воды, надо взять сухую ткань и разминать глину через сухую ткань (ткань забирает лишнюю влагу). При сухости глины используют влажную ткань.

4,5 слайд.

 Оборудование.

 Рабочее место должно быть чистым, удобным, чтобы всё было под рукой. Нам понадобится глина, ёмкость с водой, тряпочки, разные по размеру стеки, деревянные лопаточки, ножи. Часть инструментов у вас всегда найдётся в доме. Это вилки, тёрки, скалка, формочки для выпечки, расчёска, зубочистка и т. д. Хорошо приобрести или сделать самим турнетку – подставку для глиняной поделки. С помощью турнетки вам не придётся каждый раз брать изделие в руки. Достаточно лишь повернуть колесо турнетки вокруг себя. Глиняную игрушку при желании можно расписать яркими красками, покрыть лаком.

6 слайд.

 Рекомендации.

 Изделие надо делать полыми (пустыми) внутри, чтобы поделка быстро, равномерно сохла и не была очень тяжёлой. Все неровности надо выравнивать, затирать влажной тряпочкой, а детали тщательно примазывать друг к другу. Если вам необходимо выполнить отверстия, то делать их надо сразу. Иначе, после высыхания изделия сделать это будет практически невозможно. Во время лепки глину необходимо накрывать влажной тканью, чтобы она не высыхала.

7 слайд

 Сушка.

 Сушить изделие нужно 2-3 дня подальше от отопительных приборов, естественным путём. Через 3 дня поделку можно досушить на противне. Если на изделии появились трещины, то их надо замазать шликером (специальный водно-глиняный клей) и вновь просушить. Неровности затереть наждачной бумагой.

8 слайд

 Обжиг.

 Обжиг изделия нужно проводить в муфельной печи (можно в русской печи) при температуре 800 градусов. После обжига глина (кроме белой) меняет цвет на бурый, красный, зеленоватый, цвета топлёного молока, масла, в зависимости от первоначального цвета глины. Если технология лепки из глины выполнена правильно (глина хорошо вымешана, не имеет примесей, достаточно высушена, то после обжига глина приобретает цвет, это керамика. Если технология приготовления глины и сушка нарушены, то при обжиге изделие может лопнуть. Иногда перед обжигом изделие покрывают суриком свинцовым (окись свинца) для придания красивого оттенка.

9 слайд

Лепка:

*Развивает у детей наблюдательность, чувство осязания;

*Вырабатывает более полные образные представления;

*Укрепляет зрительную память, мелкую мускулатуру рук;

*Развивает воображение и творческие способности;

*Отвечает возрастным особенностям детей, удовлетворяя их потребность в деятельности.

10 слайд

Виды лепки.

* сюжетная

*декоративная

*предметная

11 слайд

Приёмы лепки.

Младший дошкольный возраст:

* Раскатывание

* Скатывание

* Вдавливание пальцем

* Прищипывание

* Сплющивание

* Оттягивание

* Присоединение

12 слайд

Средний дошкольный возраст добавляются:

* Примазывание

* Защипывание

* Вытягивание

* Сглаживание

13 слайд.

Старший дошкольный возраст:

*Совершенствуется техника лепки

*Используются знакомые приемы лепки.

14 слайд.

Способы лепки.

Тематика лепки очень разнообразна. Дети лепят почти все окружающие их предметы. Часто во время лепки для детей существует одна цель – создать предмет, с которым можно играть. Дети очень любят лепить животных, но они будут делать это лучше, если им помогут взрослые.

Лепку животных можно начинать после того как дети усвоят изображение основных форм (шар, цилиндр), технику их создания.

15 слайд.

2-я младшая группа

Дети учатся делить кусок глины на 2-3 неравные части и составлять предмет из отдельных частей конструктивным способом. Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев.

16 слайд.

Средняя группа

Дети изображают животных, форма туловища которых представляет собой овоид (фигура в форме яйца; термин овоид детям не дается), конусы, цилиндры, шары. Знакомятся с решением некоторых технических задач: вертикальной установкой фигуры, скреплением частей, утяжелением нижней части фигуры, приблизительным соизмерением пропорций и частей, которых становится больше (до5-6). Можно познакомить детей с изображением бегущего животного. Обратить внимание на изображение характерных признаков.

17 слайд.

Старшая группа

Больше внимания уделяется изображению формы, ее уточнению. Детей учат передавать фактуру (шерсть зверей, перья птиц) объемным (высоким) или углубленным рельефом. Используют способ лепки из целого куска, что дает возможность придать фигуре большую динамичность.

18 слайд.

Подготовительная к школе группа

Больше внимания уделяется изображению формы, ее уточнению. Детей учат передавать фактуру (шерсть зверей, перья птиц) объемным (высоким) или углубленным рельефом. Используют способ лепки из целого куска, что дает возможность придать фигуре большую динамичность.

19 слайд.

Техника лепки.

Основным материалом для лепки является глина.

Глина – это природный материал, который легко готовится, имеет нейтральные и удобные для работы цвета, дает ребенку возможность понять целостность формы предметов. При лепке животных используют каркасы (палочки разной длины и толщины) для устойчивости и динамичности фигуры.

При лепке можно использовать пластилин и соленое тесто. Пластилин – упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Тесто – доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал.

19 слайд.

В этой деятельности используются различные способы лепки:

Конструктивный способ

Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. При лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали.

Пластический способ

Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины.

Лепка «с катушки»

Таким способом лепят животных: собаку, медведя, корову, лошадь.

Последовательность операций:

*приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони;

*скатать шар яйцевидной формы;

*визуально разделить яйцо на три части и, захватывая верхнюю часть яйца двумя пальцами правой руки (большим и указательным), вытягиваем голову (голова не лепится, а формируется легким отминанием, т.е. круговыми движениями пальцев);

*так же отминается нижняя часть яйца;

*если лапки (ноги) делаются разведенными по сторонам, то ребром ладони намечается разделительная линия на тельце;

далее прищипыванием и оттягиванием продолжаем лепить сначала голову, потом верхние и нижние лапы (ноги).

Лепка «с яйца».

Таким способом лепят петушка, курочку, барана.

Последовательность операций:

*приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони; *скатать шар яйцевидной формы;

*визуально разделить яйцо на три части и, захватывая верхнюю часть яйца двумя пальцами правой руки (большим и указательным), оформить голову отминанием, т.е. круговыми движениями пальцев. При изготовлении барана первая отделяемая часть (с учетом рогов) должна быть больше;

*приподнять выглаживанием глины (скользящими движениями пальцев по направлению вверх) гребешок. При этом «набирается» достаточное количество глины для гребешка или рогов и ушек;

*на лицевой части головы отметить симметрично глазки вдавливанием внутренней и внешней стороной первой фаланги указательного пальца;

*сформировать грудку так, чтоб она была выпуклой, широкой;

*«набрать» лапки так, чтобы у игрушки точкой опоры был животик и хвост (делаем его в виде короткого цилиндрика);

*далее прищипыванием и оттягиванием продолжаем лепить мелкие детали.

 Комбинированный способ.

Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ.

Рельефная лепка:

*путем нанесения рисунка;

*путем наложения формы на основу;

*путем выбирания глины.

Модульная лепка

Напоминает составление объемной мозаики или конструирование из большого количества одинаковых деталей.

Способ налепа.

Таким приёмом можно украсить печенье маленькими шариками. Налепы – шарики крепятся сверху.

20 слайд.

Вот теперь, когда мы вспомнили простейшие правила работы с глиной, просто необходимо применить хотя бы некоторые знания на примере лепки дымковской игрушки. Я предлагаю работать комбинированным способом и лепить мы будем вот эти игрушки: конь, уточка, козлик, поросенок.

1.Для начала «познакомимся» с заранее мною приготовленной глиной. Вынем ее из влажной тряпочки. Настроимся на позитивный лад для творчества, улыбнемся.

21 слайд.

2. Вооружаемся стекой для разделения цельного куска на части выполняемой фигуры. Я вам сейчас продемонстрирую эти несложные действия. Держим кусок глины в левой руке, а правой рукой при помощи стеки надрезаем задние ноги фигуры и отгибаем их вниз. Теперь переворачиваем кусок глины к стеке другим концом и делим поперек его, как бы разделяя вниз ноги, а вверх голову.

3.У нас с вами получилась пока еще бесформенная фигурка, которой необходимо сформировать узнаваемые, ровные, гладкие части изделия.

4.Придаем игрушкам устойчивую форму, располагая их на турнетке. Проворачивая игрушку, разглаживаем все неровности и полируем поверхность влажной тряпочкой.

22 слайд.

5.Наши игрушки готовы, но теперь им надо хорошо высохнуть в естественных условиях и отшлифовать при помощи наждачной бумаги.  Потом мы можем дополнительно их просушить в духовке и расписать по мотивам дымковской игрушки.

Думаю, что наша сегодня работа принесла всем хорошее настроение, желание продолжать заниматься таким чудесным делом, как лепка не только с детьми, но и самостоятельно для собственного удовольствия. Ведь глина живой материал и она способна приносить радость, здоровье и массу положительных эмоций всем, кто прикасается к ней.

   

Используемая литература:

  • Грибовская  А.А.,  Халезова-Зацепина  М.Б.  Лепка  в  детском  саду.  Конспекты занятий для детей 2— 7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 80 с. (Детский сад с любовью).
  • Косминская  В.Б.,  Хшеюва  Н.Б.  Основы  изобразительного  искусства  и  методика руководства изобразительной деятельностью детей М 1981.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М, 2005.
  • Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхшш Г.В. Лепка в детском саду. М, 1986.
  • Халезова  Н.Б.  Декоративная  лепка  в  детском  саду  /  Под  ред.  М.Б.  Халезовой-Зацепиной. М., 2005.
  • Хашова-Зацепина М.Б., Грибовская А.А. Лепка в детском саду. Альбом для детского художественного творчества для детей 2—7 лет В 3 ч. М., 2009.
  • Г.Н. Давыдова  «Пластилинография» - 1,2. – Москва: Издательство «Скрипторий 2003г»,2006

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем

В страну сказок улетаем,

Раз, два, три, четыре, пять

Смотрим глазками опять.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем разминать.

Сильно, сильно я сжимаю –

И лепить я начинаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного праздника взрослых и детей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"

Совместный праздник детей и взрослых (педагогов, родителей, воспитанников)  посвященный дню Семьи  ....

Сценарий праздника с участием детей и родителей «Неразлучные друзья - взрослые и дети»

Задачи  нравственного  воспитания  в группе  общеразвивающей  направленности  для  детей  4-5  лет:1. Развивать у детей интерес к театрально-игровой ...

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.

Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...

Конкурс совместного творчества детей и взрослых "Вместе – взрослые и дети!"

В апреле 2013 года в  детском саду «Солнышко» п. Каменск, проводился конкурс совместного творчества детей и взрослых «Планета детства»....

Семейный развлекательный досуг для детей и взрослых «Неразлучные друзья взрослые и дети»

К сожалению, мы стали все реже говорить о таких ценных нравственных качествах как дружба, верность, преданность, честь… А ведь это именно то, чего так не хватает  детям в нашем противоречивом мир...

Семейный развлекательный досуг для детей и взрослых «Неразлучные друзья взрослые и дети»

К сожалению, мы стали все реже говорить о таких ценных нравственных качествах как дружба, верность, преданность, честь… А ведь это именно то, чего так не хватает  детям в нашем противоречи...