Консультация «Виды, способы и значение лепки в развитии ребенка»
консультация по аппликации, лепке

Кучмина Екатерина Валерьевна

Цель: Дать теоретическое обоснование выделения видов, способов и значения лепки в развитии ребенка.

Ожидаемый результат: Систематизация знаний  слушателей   по  образовательной  области «Художественно – эстетическое развитие»  в  соответствии с требованиями  ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_sposoby_i_znachenie_lepki_v_razvitii_detey.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №2 МАДОУ детский сад № 18 г.Туймазы муниципального района  Туймазинский район  Республики  Башкортостан

Выступление на районном методическом объединение воспитателей,  работающих  в старших  группах на тему: «Лепка - средство  художественно- эстетического  развития  детей  дошкольного  возраста».

                                      Туймазы-2017    

Тема: «Виды, способы и  значение лепки  в  развитии ребенка»

Воспитатель: Кучмина Е.В.

Дата проведения: 15.03.2017.г.

Форма проведения: Выступление в сопровождении презентации.

Цель: Дать теоретическое обоснование выделения видов, способов и значения лепки в развитии ребенка.

Ожидаемый результат: Систематизация знаний  слушателей   по  образовательной  области «Художественно – эстетическое развитие»  в  соответствии с требованиями  ФГОС.

Ход выступления:

СЛ.1Лепка – вид  изобразительной  деятельности, согласно  ФГОС  ДО она  относится  к  образовательной  области  «Художественно- эстетическое  развитие». В  лепке  ребенок придает  форму  пластическому  материалу(глине, пластилину, тесту, снегу, песку) с помощью  рук и  вспомогательных  инструментов, создает  объемные  образы полной  или частичной трехмерности, которые  имеют высоту, ширину, толщину и  отображает воспринятое, свои  эмоции. Основное  назначение  лепки -  это  образное  познание   и  отражение действительности в  объемном способе  изображения предметов.

СЛ.2В  работе  с  детьми  используются  три  вида  лепки: предметная, сюжетная, декоративная.

Предметная – это лепка отдельно взятого   предмета.    Главная  задача  предметной  лепки- передача  пропорций, овладение  определенными  техническими  навыками;

СЛ.3Сюжетная лепка – это изображение действий  нескольких  предметов  во  взаимосвязи на  плоскости,т.е.создание  композиции из 2-3 персонажей на  определенной  платформе.Проводится в  старших  группах, так  как  для  сюжетной  лепки  нужен багаж  знаний и представлений;

СЛ.4 Декоративная.В целях  развития  художественного  вкуса, расширения  кругозора в  младших  группах дети  знакомятся с  народным  прикладным  искусством, с  разными  его  видами. В  старших  группах дети  создают  интересные  изделия, работают  с  инструментом. Лепка  сопровождается росписью по  изделиям.

СЛ.5Существуют следующие способы  лепки:

-конструктивный;

-пластический;

-комбинированный;

-рельефный;

- модульный.

СЛ.6Конструктивный - лепка предмета из отдельных частей.

Работа  начинается с  основной,  наиболее крупной части. При лепке животного сначала  лепится  туловище, затем ноги, голова, и т.д.

СЛ.7Пластический -  лепка  из  целого куска, т.е.детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина  или  глины.

СЛ.8Комбинированный - сочетание в одном изделии лепки из  целого  куска  и  отдельных  частей.

СЛ.9Рельефная лепка- объёмное изображение, путем  наложения  формы  на  основу.

 СЛ.10Модульная  лепка   напоминает  составление  объемной  мозаики  из  большого  количества  одинаковых  деталей.

СЛ.11  По  способу  создания образа  выделяют  следующие   виды  лепки:

-с натуры;

- по  памяти;

- по  представлению;

- по   замыслу;

- по  рисунку;

-  по  схеме.

СЛ.12 Значение  лепки для  развития  ребенка  велико. Она  комплексно  воздействует  на  развитие  ребенка:

-  способствует тонкому  восприятию  сенсорных  эталонов, создает  условия  для самовыражения;

- формирует интерес  к  эстетической  стороне  окружающей действительности и   умение  планировать  работу  по  реализации замысла, предвидеть  результат и  достигать  его, при  необходимости  вносить  коррективы  в  первоначальный замысел;

- развивает общую  ручную  умелость, мелкую  моторику, синхронизирует работу  обеих  рук;

- воспитывает  усидчивость, трудолюбие, творческую  активность, умение  работать  на  результат, созидать по  законам  красоты.

СЛ.13Психолого - педагогические условия  организации  лепки:

 - отбор материала для лепки;

 - определение  содержания и приемов обучения;

-создание Центра по  образовательной  области:   «Художественно-  эстетическое развитие».

Обычно в детском саду, как  материал  для  лепки, используют глину и пластилин.

 

СЛ14 Глина - наиболее ценный материал, приятна в работе, гибкая, снимает нервное  напряжение, обладает  целебными  свойствами.

   Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Однотонный цвет  дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.

Пластилиновая лепка больше подходит для детей с развитой мускулатурой пальцев рук, в более старшем возрасте 5-7 лет, однако его использование должно ограничиваться лишь в небольшом количестве занятий.

К вспомогательным материалам лепки относят каркасы, обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными. Работы из глины, выполненные на каркасах, часто дают трещины, а поэтому, как только изделия подсохнут, каркас можно осторожно удалить, вытягивая его из формы, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.

     В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью снимается лишняя глина с формы, делаются надрезы, передается   фактура  предмета.

СЛ.15  Для демонстрации модели в старшей и подготовительной группах хорошо применять высокие подставки (на 25-30  см выше  детского  стола) с вращающимся диском, чтобы можно было показать предмет со всех сторон, не загораживая его руками.

   Демонстрационный  материал, особенно для  лепки  с  натуры, должен  быть  ярким, иметь правильные  пропорции.

   В  приемной необходимо  выделить  место для  выставки  детских  работ, ребенку  важна  родительская  поддержка.

Большое  значение  имеет  организация рабочей зоны для организованной  образовательной  деятельности. Свет должен падать  слева  и  сзади, расстояние  между  столом  воспитателя и первым  детским  столом  составляет не  менее  1,5  м. дети  сидят  лицом к воспитателю.

    Мебель  должна  соответствовать  росту  ребенка, что  обеспечит  правильную  посадку  за  столом. Материал, которым  работает  ребенок  должен  отвечать  педагогическим и санитарным  требованиям.

    ООД «Лепка» проводится  начиная с 2-х  лет.

СЛ.16 Структура  ООД  включает  вводную, основную  и  заключительную  части.  

     Задача  вводной  части(3-5  минут)  - создание  мотивации  и  проблемной  ситуации, т.е  в  ООД приходит Красная  Шапочка и просит  слепить  пирожки   для  бабушки, так  как по  дороге  потеряла корзинку  с пирожками.

В  основной  части(15- 20 минут) педагог  использует  различные  приемы для  решения  проблемной  ситуации, задач ООД. Обеспечивает  эмоциональное  восприятие предмета, анализирует его  строение, пропорции через  использование  таких  педагогических  технологий, как  проблемное  обучение,  проектная  и исследовательская деятельность. В  целях  обеспечения  целостности  во  время  продуктивной  деятельности  не  проводится  физминутка, обязательное  условие  -  проведение перед  деятельностью  разминки  для  пальцев.  

  В  заключительной  части(3-5  минут) организуется  анализ  детских  работ  и  подводится  итог ООД. После  ООД дать  возможность  детям двигаться.

Анализируется:

-умение  ребенка  работать  в  соответствии  с  полученными  указаниями;

-  технические  и  изобразительные  умения и   навыки;

- есть  ли  сходство  между  изображением и    действительным  предметом;

- правильно  ли  передано ребенком   строение, пропорции предмета;

- отражение в речи ребенком результатов  деятельности.

    При подведении  итога ООД воспитателем осуществляется педагогическая  поддержка  детей (ты, Дима,   постарался, а  у  тебя Лена, в другой  раз получится  лучше и т.д.) и  дается общая  оценка       деятельности детей .

СЛ.17   Создание  психолого-  педагогических условий обогащает чувственный  опыт восприятия окружающего мира и обеспечивает усвоение детьми  сенсорной культуры  через  ознакомление его с  сенсорными  эталонами, способами  обследования, наблюдения, сравнения  предметов.

Лепка дает ребенку удивительную возможность ощутить гармонию окружающего мира, моделировать его и свое представление о нем в образе.

Спасибо  за  внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Консультация для родителей. "20 способов утихомирить разбушевавшегося ребенка".

Если ребенок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и соверше...

Консультация для родителей детского сада. Способы улучшения здоровья ребенка

Консультация для родителей детского сада. Способы улучшения здоровья ребенка...

Консультация для родителей детского сада: «Способы улучшения здоровья ребенка»

В данной консультации даются рекомендации по ознакомлению родителей с правильным закаливанием ребенка и различные упражнения для здоровья ребенка. Данный материал будет полезен прежде всего родителям....

консультация для родителей "4 способа правильно похвалить ребенка"

консультация для родителей "4  способа правильно похвалить ребенка"...

«Виды, способы и техники лепки в детском саду» (Способы и техники лепки животных)

Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пласт...

Консультация "Десять способов улучшить память ребенка"

Консультация «10 способов улучшить память ребёнка»Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы...