Консультация «Виды, способы и значение лепки в развитии ребенка»
консультация по аппликации, лепке

Кучмина Екатерина Валерьевна

Цель: Дать теоретическое обоснование выделения видов, способов и значения лепки в развитии ребенка.

Ожидаемый результат: Систематизация знаний  слушателей   по  образовательной  области «Художественно – эстетическое развитие»  в  соответствии с требованиями  ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_sposoby_i_znachenie_lepki_v_razvitii_detey.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №2 МАДОУ детский сад № 18 г.Туймазы муниципального района  Туймазинский район  Республики  Башкортостан

Выступление на районном методическом объединение воспитателей,  работающих  в старших  группах на тему: «Лепка - средство  художественно- эстетического  развития  детей  дошкольного  возраста».

                                      Туймазы-2017    

Тема: «Виды, способы и  значение лепки  в  развитии ребенка»

Воспитатель: Кучмина Е.В.

Дата проведения: 15.03.2017.г.

Форма проведения: Выступление в сопровождении презентации.

Цель: Дать теоретическое обоснование выделения видов, способов и значения лепки в развитии ребенка.

Ожидаемый результат: Систематизация знаний  слушателей   по  образовательной  области «Художественно – эстетическое развитие»  в  соответствии с требованиями  ФГОС.

Ход выступления:

СЛ.1Лепка – вид  изобразительной  деятельности, согласно  ФГОС  ДО она  относится  к  образовательной  области  «Художественно- эстетическое  развитие». В  лепке  ребенок придает  форму  пластическому  материалу(глине, пластилину, тесту, снегу, песку) с помощью  рук и  вспомогательных  инструментов, создает  объемные  образы полной  или частичной трехмерности, которые  имеют высоту, ширину, толщину и  отображает воспринятое, свои  эмоции. Основное  назначение  лепки -  это  образное  познание   и  отражение действительности в  объемном способе  изображения предметов.

СЛ.2В  работе  с  детьми  используются  три  вида  лепки: предметная, сюжетная, декоративная.

Предметная – это лепка отдельно взятого   предмета.    Главная  задача  предметной  лепки- передача  пропорций, овладение  определенными  техническими  навыками;

СЛ.3Сюжетная лепка – это изображение действий  нескольких  предметов  во  взаимосвязи на  плоскости,т.е.создание  композиции из 2-3 персонажей на  определенной  платформе.Проводится в  старших  группах, так  как  для  сюжетной  лепки  нужен багаж  знаний и представлений;

СЛ.4 Декоративная.В целях  развития  художественного  вкуса, расширения  кругозора в  младших  группах дети  знакомятся с  народным  прикладным  искусством, с  разными  его  видами. В  старших  группах дети  создают  интересные  изделия, работают  с  инструментом. Лепка  сопровождается росписью по  изделиям.

СЛ.5Существуют следующие способы  лепки:

-конструктивный;

-пластический;

-комбинированный;

-рельефный;

- модульный.

СЛ.6Конструктивный - лепка предмета из отдельных частей.

Работа  начинается с  основной,  наиболее крупной части. При лепке животного сначала  лепится  туловище, затем ноги, голова, и т.д.

СЛ.7Пластический -  лепка  из  целого куска, т.е.детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина  или  глины.

СЛ.8Комбинированный - сочетание в одном изделии лепки из  целого  куска  и  отдельных  частей.

СЛ.9Рельефная лепка- объёмное изображение, путем  наложения  формы  на  основу.

 СЛ.10Модульная  лепка   напоминает  составление  объемной  мозаики  из  большого  количества  одинаковых  деталей.

СЛ.11  По  способу  создания образа  выделяют  следующие   виды  лепки:

-с натуры;

- по  памяти;

- по  представлению;

- по   замыслу;

- по  рисунку;

-  по  схеме.

СЛ.12 Значение  лепки для  развития  ребенка  велико. Она  комплексно  воздействует  на  развитие  ребенка:

-  способствует тонкому  восприятию  сенсорных  эталонов, создает  условия  для самовыражения;

- формирует интерес  к  эстетической  стороне  окружающей действительности и   умение  планировать  работу  по  реализации замысла, предвидеть  результат и  достигать  его, при  необходимости  вносить  коррективы  в  первоначальный замысел;

- развивает общую  ручную  умелость, мелкую  моторику, синхронизирует работу  обеих  рук;

- воспитывает  усидчивость, трудолюбие, творческую  активность, умение  работать  на  результат, созидать по  законам  красоты.

СЛ.13Психолого - педагогические условия  организации  лепки:

 - отбор материала для лепки;

 - определение  содержания и приемов обучения;

-создание Центра по  образовательной  области:   «Художественно-  эстетическое развитие».

Обычно в детском саду, как  материал  для  лепки, используют глину и пластилин.

 

СЛ14 Глина - наиболее ценный материал, приятна в работе, гибкая, снимает нервное  напряжение, обладает  целебными  свойствами.

   Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Однотонный цвет  дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.

Пластилиновая лепка больше подходит для детей с развитой мускулатурой пальцев рук, в более старшем возрасте 5-7 лет, однако его использование должно ограничиваться лишь в небольшом количестве занятий.

К вспомогательным материалам лепки относят каркасы, обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными. Работы из глины, выполненные на каркасах, часто дают трещины, а поэтому, как только изделия подсохнут, каркас можно осторожно удалить, вытягивая его из формы, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.

     В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью снимается лишняя глина с формы, делаются надрезы, передается   фактура  предмета.

СЛ.15  Для демонстрации модели в старшей и подготовительной группах хорошо применять высокие подставки (на 25-30  см выше  детского  стола) с вращающимся диском, чтобы можно было показать предмет со всех сторон, не загораживая его руками.

   Демонстрационный  материал, особенно для  лепки  с  натуры, должен  быть  ярким, иметь правильные  пропорции.

   В  приемной необходимо  выделить  место для  выставки  детских  работ, ребенку  важна  родительская  поддержка.

Большое  значение  имеет  организация рабочей зоны для организованной  образовательной  деятельности. Свет должен падать  слева  и  сзади, расстояние  между  столом  воспитателя и первым  детским  столом  составляет не  менее  1,5  м. дети  сидят  лицом к воспитателю.

    Мебель  должна  соответствовать  росту  ребенка, что  обеспечит  правильную  посадку  за  столом. Материал, которым  работает  ребенок  должен  отвечать  педагогическим и санитарным  требованиям.

    ООД «Лепка» проводится  начиная с 2-х  лет.

СЛ.16 Структура  ООД  включает  вводную, основную  и  заключительную  части.  

     Задача  вводной  части(3-5  минут)  - создание  мотивации  и  проблемной  ситуации, т.е  в  ООД приходит Красная  Шапочка и просит  слепить  пирожки   для  бабушки, так  как по  дороге  потеряла корзинку  с пирожками.

В  основной  части(15- 20 минут) педагог  использует  различные  приемы для  решения  проблемной  ситуации, задач ООД. Обеспечивает  эмоциональное  восприятие предмета, анализирует его  строение, пропорции через  использование  таких  педагогических  технологий, как  проблемное  обучение,  проектная  и исследовательская деятельность. В  целях  обеспечения  целостности  во  время  продуктивной  деятельности  не  проводится  физминутка, обязательное  условие  -  проведение перед  деятельностью  разминки  для  пальцев.  

  В  заключительной  части(3-5  минут) организуется  анализ  детских  работ  и  подводится  итог ООД. После  ООД дать  возможность  детям двигаться.

Анализируется:

-умение  ребенка  работать  в  соответствии  с  полученными  указаниями;

-  технические  и  изобразительные  умения и   навыки;

- есть  ли  сходство  между  изображением и    действительным  предметом;

- правильно  ли  передано ребенком   строение, пропорции предмета;

- отражение в речи ребенком результатов  деятельности.

    При подведении  итога ООД воспитателем осуществляется педагогическая  поддержка  детей (ты, Дима,   постарался, а  у  тебя Лена, в другой  раз получится  лучше и т.д.) и  дается общая  оценка       деятельности детей .

СЛ.17   Создание  психолого-  педагогических условий обогащает чувственный  опыт восприятия окружающего мира и обеспечивает усвоение детьми  сенсорной культуры  через  ознакомление его с  сенсорными  эталонами, способами  обследования, наблюдения, сравнения  предметов.

Лепка дает ребенку удивительную возможность ощутить гармонию окружающего мира, моделировать его и свое представление о нем в образе.

Спасибо  за  внимание!