методические разработки .Программа по аппликации
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

КРИШТАЛЕВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

программа по аппликации , лепке за 2019-2020у.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya.docx26.2 КБ
Файл lepka.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 99»

_________________________________________________________________

Принято                                                                                                 Утверждаю:

Педагогическим  советом                                          Заведующий МБДОУ № 99

Протокол № 1_                                                         ___________Каштанова Е.С.

От «28» августа 2019г.                                                  Приказ № 71

                                                                                     от «30.08.2019 г.»                              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по реализации базового вида деятельности «Аппликация»

к программе «От рождения до школы»

(Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева)

для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

на 2019 – 2020 учебный год

Составитель:

воспитатель группы № 1

Медведева Н.М.

Кришталева Л.Н.

2019/20у.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа базируется на общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под. редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой по направлению "Изобразительная деятельность. Аппликация", с использованием методического пособия Т.С. Комаровой, где представлены методические рекомендации, планирование работы и конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми 3-4 лет.

Цели:

  • Развитие интереса к  аппликации; совершенствование умений в аппликации.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
  • Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Задачи:

  • Приобщать к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить детей предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, величины, цвета, раскладывать их в определенной последовательности, составляя задуманный ребенком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.
  •  Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке), прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
  •  Вызывать у детей радость от созданного ими изображения. Формировать навыки аккуратной работы.
  •  Учить детей создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат,  и др.) не только предметные, но и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.

Принципы:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям  возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • принцип культуросообразности,  который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • принцип единства  воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач  образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые  качества  в развитии дошкольников;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принцип комплексно-тематического  построения образовательного процесса;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где  основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  • варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
  • принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Формы реализации:

Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной  

деятельности.    

Занятия проходят 2 раза в месяц  продолжительностью 15 минут.

Возраст детей:  с 3 до 4 лет

Условия реализации рабочей программы:

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) начинается в 9.00ч., продолжительность НОД в младшей группе 15 минут.

Методическое обеспечение

Методическая литература для педагога:

  • Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ( под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой ), Мозайка-Синтез Москва. 2014
  • Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3-4 лет). Т.С. Комарова, Мозайка-Синтез Москва, 2014

Наглядно-дидактические пособия:

  • Серия «Искусство - детям»: Волшебный пластилин

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  • Комарова Т.С. "Изобразительная деятельность в детском саду"

Непосредственно образовательная деятельность-аппликация

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, художественное творчество.

дата проведения

тема

программное содержание

количество

часов

 1 академ час

примечание

1

04.09.2019

диагностика

2

18.09.2019

Аппликация

 «Большие и маленькие мячи»

Учить:

 Выбирать большие и маленькие предметы круглой формы;

аккуратно 
наклеивать 
изображения.

Закреплять представление о предметах 
круглой формы

15 мин

3

09.10.2019

Аппликация

«Большие и маленькие яблоки на тарелочке»

Учить детей наклеивать круглые предметы.

15 мин

4

23.10.2019

Аппликация

 «Ягоды и яблоки лежат на блюдечке»

Закреплять:

Представление о различии предметов по величине

Правильные приемы наклеивания деталей

15 мин

5

06.11.2019

Аппликация на полосе «Шарики и кубики»

Познакомить с новой формой – квадратом.

Учить:

сравнивать круг и квадрат

наклеивать фигуры, чередуя их.Уточнить знание цветов (красный, желтый, синий, зеленый)

15 мин

7

20.11.2019

Аппликация

«Снеговик»

Закреплять:

знание о круглой форме

знание о различении предметов по величине

Учить составлять изображение из частей

15 мин

8

04.12.2019

Аппликация

«Пирамидка»

Учить детей передавать в аппликации образ игрушки; изображать предмет, состоящий из нескольких частей.

15 мин

9

25.12.2019

Аппликация

«Наклей,какую хочешь, игрушку »

Развивать воображение, творчество детей.

15 мин

10

15.01.2020

Аппликация «Красивая салфеточка»

Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине листа большие кружки одного цвета.

15 мин

11

29.01.2020

Аппликация на полосе «Шарики и кубики»

Познакомить с новой формой – квадратом.

Учить:

сравнивать круг и квадрат

наклеивать фигуры, чередуя их. Уточнить знание цветов (красный, желтый, синий, зеленый)

15 мин

12

12.02.2020

Аппликация

«Узор на круге»

Учить детей располагать узор по краю круга.

15 мин

13

26.02.2020

Аппликация

«Цветы в подарок маме, бабушке»

Учить детей составлять изображение из деталей.

15 мин

14

12.03.2020

Аппликация

«Флажки»

Закреплять умение детей создавать в аппликации изображение предмета прямоугольной формы.

15 мин

15

26.03.2020

Аппликация «Салфетка»

Учить составлять узор из кружков и квадратиков на салфетке квадратной формы.

15 мин

16

08.04.2020

Аппликация «Скворечник»

Учить составлять изображение из деталей

Воспитывать стремление сделать красивую вещь

15 мин

17

22.04.2020

Аппликация

 «Скоро праздник придет»

Учить составлять изображение из деталей

Воспитывать стремление сделать красивую вещь (подарок)

Развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление

15 мин

18

06.05.2020

Аппликация

 «Цыплята на лугу»

Учить детей составлять композицию из нескольких предметов.

19

20.05.2020

диагностика

заполнение таблицы

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Уметь создавать изображения предметов из готовых фигур; украшать заготовки из бумаги разной формы; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 99»

_________________________________________________________________

Принято                                                                                                 Утверждаю:

Педагогическим  советом                                          Заведующий МБДОУ № 99

Протокол № 1_                                                         ___________Каштанова Е.С.

От «28» августа 2019г.                                                  Приказ № 71

                                                                                     от «30.08.2019 г.»          

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по реализации программы «От рождения до школы»

образовательная область ««Художественно-эстетическое развитие»»

(Изобразительная деятельность. Лепка)

для детей младшего дошкольного  возраста (3-4г)

на 2019-2020 учебный год

Составитель:

воспитатель группы № 1

Медведева Н.М.

Кришталева Л.Н.

2019/20 у. г.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Лепка и аппликация в младшей группе» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такие виды деятельности как  лепка.

Цель программы является развитие наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации.  Педагогу необходимо помочь ребенку  проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Актуальность программы состоит в том, что занятия по лепке и аппликации являются первым шагом для приобщения детей к художественной деятельности и творчеству, стимулируют эстетическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Педагогу нужно разбудить в каждом ребёнке интерес к труду, к освоению нового материала, сделать занятия увлекательными и интересными.

Задачи:

  • Приобщение ребенка к окружающей среде.
  • Воспитание эстетическое восприятия детей.
  • Приобщение к миру искусства.
  • Развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства.
  • Развитие детского творчества в изобразительной деятельности.
  • Формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
  • Развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке материалов, которые ребенок сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.  

Новизна данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что занятия построены таким образом, чтобы ребёнок мог усвоить сначала первоначальный материал, а затем более сложный; процесс обучения совмещается с практической деятельностью детей.

Лепка.

Воспитателю необходимо формировать интерес детей к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом (спичку); учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и д.р.). Предлагать объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и д.р.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.     

Для детей трёх-четырёх лет рекомендуется лепить: столбикиапельсинывишенки,бубликикренделькикоржикипирожкивареники и др. Можно использовать такие приёмы лепки, как раскатывание глины прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание глины (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы), оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.).

Рассмотрим конкретно, какими умениями и навыками по лепке должен овладеть ребёнок на каждом возрастном этапе. Так, детей третьего года жизни педагог учит:

  • отрывать кусочки пластилина (глины) и круговыми движениями обеих рук образовывать несложные предметы из пластилина (глины) (конфетки, шарики, орешки), разрывать глину на части, мять, раскатывать и расплющивать её ладонями;
  • делить пластилин (глину) на части и прямыми движениями рук, образовывать несложные предметы (столбики, сосиски, конфетки);
  • раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук и создавать столбики, края которых соединяют (бублики);
  • раскатывать пластилин (глину) круговыми движениями рук и сплющивать между ладонями, образовывая дископодобные формы (пирожки, коржики, котлеты и др.);
  • делить пластилин (глину) на 2-3 части, раскатывать его прямыми и круговыми движениями и лепить несложные предметы (гриб, птичка, зайчик, неваляшка).

Для ребёнка четвёртого года жизни, который уже имеет определённый опыт работы с пластилином (глиной), эту работу нужно несколько усложнить, одновременно закрепляя навыки, которые он приобрёл в предыдущей группе:

  • делить пластилин (глину) на части и раскатывать его между ладонями прямыми движениями рук, образовывая несложные предметы (столбики, колбаски, рогалики, конфетки);
  • раскатывать пластилин (глину) круговыми движениями рук и образовывать разные предметы (орешки, конфетки, мячики);
  • расплющивать пластилин (глину), образовывая диск, и на основе этой формы лепить несложные предметы (пирожки, вареники, котлеты), сгибать и защипывать форму пальцами рук;
  • делить пластилин (глину) на 2-3 части и лепить предметы, в основе которых лежит шар (башенка, матрёшка-неваляшка, птичка), диск и цилиндр (гриб);
  • соединять части прикладыванием и прижиманием.

Принципы:

•        принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

•        принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям  возрастной психологии и дошкольной педагогики);

•        принцип культуросообразности,  который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;

•        соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

•        принцип единства  воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач  образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые  качества  в развитии дошкольников;

•        принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

•        принцип комплексно-тематического  построения образовательного процесса;

•        построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где  основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

•        варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

•        принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

ФОРМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ:

Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут.

Возраст детей:  с 3 до 4 лет

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

Методическая литература для педагога:

  • Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ( под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой ), Мозайка-Синтез Москва. 2014
  • Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3-4 лет). Т.С. Комарова, Мозайка-Синтез Москва, 2014

Непосредственно образовательная деятельность-лепка

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, художественное творчество.

дата проведения

тема

программное содержание

количество

часов

1 академ час

примечание

1

11.09.2019

диагностика

заполнение таблицы

15 мин

2

25.09.2019

Знакомство с пластилином

Дать представление

о свойствах пластилина):

мягкий материал, легко раскатывается, сминается.

Научить: класть пластилин 
на доску, работать аккуратно;

Развивать 
желание 
лепить

15 мин

3

02.10.2019

Колобок

Вызывать желание создавать образы сказочных персонажей.

Учить рисовать палочкой некоторые детали

15 мин

4

16.10.2019

Подарок любимому щенку (котёнку)

Учить использовать ранее
приобретенные навыки.

Воспитывать доброе отношение к животным

15 мин

5

30.10.2019

Мышка-норушка

Учить использовать ранее
приобретенные навыки.

Воспитывать доброе отношение к животным

15 мин

6

13.11.2019

Крендельки

Учить по - разному свертывать получившиеся колбаски.

Формировать умение рассматривать работу, выделять сходства, различия, 
замечать разнообразие созданных изображений

15 мин

7

27.11.2019

Печенье

Продолжить отрабатывать 
навыки лепки.

Закреплять умение работать с пластилином

15 мин

8

11.12.2019

Лепёшки, большие и маленькие

Продолжать учить отщипывать от пластилина большие 
и маленькие 
комочки. Раскатывать комочки глины круговыми движениями. Закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ладонями. Развивать творческие способности.

15 мин

9

18.12.2019

Башенка (Пирамидка из колец)

Продолжать  учить раскатывать комочки между ладонями круговыми движениями. расплющивать шар между ладонями; Учить составлять предмет из нескольких частей, накладывая одну на другую. Закреплять умение лепить аккуратно

15 мин

10

22.01.2020

Мандарины и апельсины

Закреплять умение лепить предметы круглой формы.

Учить лепить предметы разной величины

15 мин

11

05.02.2020

Воробушки и кот

Учить использовать ранее
приобретенные навыки.

Воспитывать доброе отношение к животным

15 мин

12

19.02.2020

Большие и маленькие птицы на кормушке

Продолжать формировать у детей желание передавать в лепке образы птиц, правильно передавая форму тела, головы, хвоста. Закреплять приемы лепки. Развивать умение рассказывать о том, что слепили. Воспитывать творчество, инициативу, самостоятельность. Развивать воображение

15 мин

13

05.03.2020

Неваляшка

Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу.

Вызыватьстремление украшать предмет мелкими деталями ( помпон на шапочке, пуговицы на платье). Уточнять представления детей о величине предметов. Закреплять умение лепить аккуратно. Развивать творчество.

15 мин

14

19.03.2020

Угощение для кукол, мишек, зайчиков

Развивать умение выбирать из названных предметов содержание 
своей лепки. Воспитывать самостоятельность. Закреплять приемы лепки. Формировать желание лепить что-то нужное для игры. Развивать воображение.

15 мин

15

01.04.2020

Зайчик (кролик)

Развивать интерес к лепке предметов, состоящих из нескольких частей. Учить делить комок пластилина на нужное количество частей; при лепке туловища и головы пользоваться приемом раскатывания кругообразными движениями между ладонями, при лепке ушей - приемами раскатывания палочек и сплющивания.

Закреплять умение прочно соединять части, прижимая их друг к другу.

15 мин

16

15.04.2020

Красивая птичка

Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей по образу народной игрушки.

Закреплять:прием прищипываниякончи-
ками пальцев 
(клюв, хвостик);

умение прочно скреплять части, плотно прижимая

 их друг к другу.

15 мин

17

29.04.2020

Миски трёх медведей

Закреплять умение прочно соединять части, прижимая их друг к другу.

15 мин

18

13.05.2020

Угощение для кукол

Закреплять умение отбирать из полученных впечатлений то, что можно изобразить в лепке. Закреплять правильные приемы работы с пластилином. Развивать воображение, творчество.

15 мин

19

27.05.2020

диагностика

заполнение таблицы

15 мин

20

21

22

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • создает изображения предметов из готовых фигур, умеет аккуратно использовать материалы, участвует в разговорах во время рассматривания предметов, пытается в аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого
  • участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал), испытывает положительные эмоции от познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, умеет взаимодействовать со сверстниками

Список использованной литературы:

  1. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.
  2. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование коллективной аппликации для развития сотрудничества детей дошкольного возраста"

Данная разработка предлагает одну из форм взаимодействия ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельнос...

Методическая разработка на тему "Аппликация (коллаж) как средство развития творческих способностей, воображения детей"

Методическая разработка по развитию творческих способностей воспитанников социально-реабилитационного центра средствами аппликации....

Методическая разработка образовательной деятельности аппликация по теме «Осень. Деревья осенью»

Возраст воспитанников: старший дошкольный( шестой год жизни)Вид деятельности: коммуникативная, изобразительная, познавательно- исследовательская.Образовательные области: социально-коммуникативное разв...

Методическая разработка образовательной деятельности аппликация по теме « Весна»

Возраст воспитанников: средний дошкольныйВид деятельности: коммуникативная,  изобразительная, познавательно- исследовательская.Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художес...

Учебно методическая разработка - Конспект по аппликации и рисованию в первой младшей группе «Подарок папе»

Учебно методическая разработка - Конспект по аппликации и рисованию  в первой младшей группе «Подарок папе»...