консультация Пластилинография
план-конспект занятия по аппликации, лепке

Горюнова Мария Владимировна

Консультация для родителей " Пластилинография как средство обучения дошкольников технике рисования пластилином"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_plastilinografiya.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУЦРР №8 Д/С « САЛЮТ»

Консультация для родителей

Воспитатель:

  Горюнова М. В.

Г. Смоленск

2018уч.год

   Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей, фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.  С раннего возраста ребенок знает такой мягкий, податливый материал, как пластилин, из которого можно лепить, но не каждый знает о том, что пластилином можно рисовать.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.

Принцип данной техники – это создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Основной материал — пластилин, а «инструментом» в пластилинографии является рука, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимулятором мозговой деятельности ребенка. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Данная техника хороша и тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более разнообразным, увлекательным и интересным.

Пластилинография  позволяет решать не только практические задачи, но ивоспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети не только получают знания, умения, навыки, но одновременно закрепляют информацию, полученную на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, знакомятся с миром разных предметов в процессе использования нетрадиционного материала (бросового, что способствует расширению возможности изобразительной деятельности детей.

 Пластилинография развивает  психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, а также творческие способности, креативность. Развивается восприятие, пространственной ориентация, сенсомоторная координация детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Одновременно воспитываются культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, характер ребенка, умение работать в сотворчестве.

Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью данной техники, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.

Пластилинография  также развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.

    В 2010 году я начала работу по самообразованию по данной теме. Изучив труд Г. Н. Давыдовой, перечитав множество литературы. С первого занятия я поняла, что не ошиблась с выбором темы. Дети увлечённо работали, загорались новыми идеями, им нравилось, что всё всегда получается. Особенно подкупает детей то, что оказывается, пластилином можно рисовать, а  не только лепить.

 

Развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Программа дополнительного образования является развитием творческого начала детей, фантазии, вкуса и воображения ребенка. Она составлена с учетом возрастных физиологических, психологических и познавательных особенностей детей.

 

Для успешного освоения детьми техники пластилинографии очень важен подготовительный этап, когда дети знакомятся с пластилином и учатся простым приемам пластилинографии. Так, на первых занятиях они учатся надавливать подушечкой пальца на пластилиновый шарик, прикрепляя его, например, к спинке божьей коровки, шляпке мухомора или собирая «витаминки» в баночку и т.д. Затем дети осваивают новый прием: размазывание пластилина кончиком (подушечкой) пальца. При его освоении воспитателю нужно следить за тем, чтобы ребенок размазывал пластилин именно подушечкой пальца, а не царапал ногтем. Так дети изображают иголочки ежика, дождик для цветочков, травку для курочки, полоски тигра и т.д. Параллельно они учатся работать на ограниченном пространстве и с пластилином нескольких цветов. На этом же этапе для усиления выразительности своих работ дети учатся пользоваться специальной стекой.

На основном этапе обучения дети совершенствуют технику рисования пластилином (учатся не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин из столбика или шарика, рисуя различные деревья, солнышко и т.д.). На этом этапе дети приступают к рисованию, т.е. размазывают пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. Цвет пластилина дети выбирают самостоятельно. На этом же этапе дети учатся создавать изображения из большого количества одинаковых деталей (столбиков) (чтобы построить, например, домик для кошки, нужно заготовить много бревен). учатся создавать композиции, используя разные виды изобразительной деятельности: рисование, аппликацию и пластилинографию (например, для снеговика дети сначала подготавливают основу, рисуя снежную вьюгу, а уж затем размазывают пластилин по контуру снеговика). Для придания работам выразительности дети закрепляют навык использования вспомогательных предметов (так, чтобы крылышки и хвостик птички дети делают из перышек, а для лепестков ромашки используют ватные палочки, а цветок тюльпана выполняют из пластмассовой ложки

На третьем, итоговом этапе дети  будут самостоятельно выполняют задания, активно перерабатывая их, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому (например, для разукрашивания дети самостоятельно выбирают цвет пластилина, а при создании подружек для сороки самостоятельно создают образ птички: у одного она клюет зернышки, у другого машет крылышками).

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимательности и усидчивости, поэтому в середине занятия мы проводим физкультминутку.

Мой небольшой, пока еще, опыт по работе над данной темой уже показывает, что одним из наиболее важных условий развития художественного творчества является разнообразие и вариантность, новизна обстановки, а так же необычное начало работы и возможность выбора. Все это обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельно

Рисование пластилином - как работать в технике пластилинография

Какие правила обработки материалов существуют? Как подготовить пластилин? Есть ли какие-то хитрости, которые помогут сделать работу легче и позволят сохранить результат на более долгое время?

Существуют рекомендации по выполнению работ в технике пластилинографии :

Пластилин нужно размягчить. Некоторые марки пластилина достаточно твердые. Это затруднит работу с ним, а значит дети быстро потеряют интерес к деятельности. Поэтому пластилин можно разогреть в мисочке с горячей водой (не следует заливать кипятком). Это сделает материал мягким и податливым.

Нельзя использовать тонкие листы бумаги. Для пластилинографии лучше всего подходит разноцветный яркий плотный картон, поскольку тонкая бумага быстро подвергнется деформации – ведь ребенок будет придавливать, примазывать, сплющивать пластилиновые детали.

Картонную основу можно покрыть скотчем. Со временем на изображениях, созданных техникой пластилинографии, могут появиться малопривлекательные жирные пятна. Скотч предотвратит эту неприятность. Особенно этот прием актуален для работы с нарисованным контуром (контур под влиянием жира расползется).

Во время работы с пластилином на столе должна быть тканевая салфетка(отлично подойдет старое вафельное полотенце), ею нужно пользоваться и во время работы, и в конце – перед тем, как отправиться в ванную комнату и вымыть руки теплой водой с мылом.

Если работа удалась (Вам хочется ее увековечить или преподнести близким и друзьям в подарок), есть смысл покрыть поверхность пластилиновой поверхности бесцветным лаком. Под ним пластилин затвердеет, изделие не только сохранит свою яркость, но и станет еще ярче со временем. Хранить такую работу легче, поскольку пластилин хорошо собирает пыль и трудно поддается очистке.

Материалы и оборудование:  плотный картон с изображением цветов с толстым контуром, размер А4;  набор пластилина;  салфетка для рук;  доска для лепки;  стека.

В процессе обучения детей пластилинографией не следует ставить очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься этим интересным рисованием.

Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т.д.)

Этапы выполнения работы:

1. первое крылышко - Из куска пластилина ощипываем не большие кусочки пластилина, скатываем их в большие шарики и выкладываем на крылышко. Цвета пластилина выбирают сами дети. (выложено  крылышко шариками)

2. Второе крышко  - Скатать длинную колбаску одно цвета. Аккуратно выкладываем полученную колбаску по контору крылышка, тем самым выкладывая от края крылышка к середине. Цвета для крылышек  дети выбирают сами.( второе крылышко выложено ввиде жгутиков по всему крылышку )

 3. Третье  – Сначала делаем небольшой шарик, кладем на лист бумаги надавливаем на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура. В дальнейшем можно смешивать пластилин одного цвета с другим.( просто размазывание крылышка ).

Туловище жгутик и усики.