Рабочая парциальная программа "Пластичные чудеса" для подготовительной группы
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Парциальная программа «Чудесные фантазии» составлена на основе различных методик нетрадиционной техники работы с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной и т.д.), разработанная с целью комбинирования различных приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Колосок» с. Нижний Саянтуй
«Чудесные фантазии»
Парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста
разработала: Петрова О.А
воспитатель
I квалификационной категории
2019-2020 год
Содержание рабочей программы
1. Целевой раздел………………………………………………………………….3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………3
1.2. Планируемые результаты……………………………………………………5
2. Содержательный раздел………………………………………………………..5
2.1. Описание форм способов, методов и средств реализации парциальной программы………………………………………………………………………….5
2.2. Перспективный план взаимодействия с родителями…………………...…6
3. Организационный раздел………………………………………………………6
3.1. Перспективный план работы парциальной программы «Чудесные фантазии» с детьми подготовительной группы……………………………………6
3.2. Перечень используемой литературы………………………………………17
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Парциальная программа «Чудесные фантазии» составлена на основе различных методик не традиционной техники работы с пластичными материалами такими как: пластилин, тесто, глина и т.д. Разработанная с целью комбинирования различных приемов. Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительно искусства – пластилинографии, которая плодотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнения замысла, «графия» – создавать, изображать. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины или фигуры с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основным инструментом в пластилинографии и тестопластики - рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Парциальная программа «Чудесные фантазии» в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности на 2019-2020 учебный год разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайловой.
Актуальность: Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я стала обращать внимание на то, что многие дети мало работают пальцами рук и вообще им сложно держать карандаш или ручку правильно. У них быстро устают руки, и соответственно теряется интерес к творчеству. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии и тестопластики.
Задачи программы:
- Продолжать знакомить с одним из способов рисования – пластилинографией и тестопластики.
- Подготавливатьруку ребенка к письму.
- Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе (стекло, картон, паедки и т.д.).
- Продолжать развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
- Продолжать развивать мелкую моторику рук
1.2. Планируемые результаты освоения программы «Чудесные фантазии».
- Увлечь детей, работать новым способом изображения – пластилинографией и тестопластики.
- Развитие восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
- У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы «Чудесные фантазии».
Форма проведения занятий: занятия проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа. Методы и приёмы: наглядный, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций. Средства: пластилин (пузырьковый, обычный), тесто, глина. Изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ. Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации программы.
2.2. Перспективный план взаимодействия с родителями
Дата | Мероприятия |
Сентябрь | Консультация «Мы рисуем пластилином» Буклет «Что такое пластилинография и тестопластики?» |
Октябрь | Консультация «Роль пластилинографии в развитии мелкой моторики у ребенка» |
Декабрь | Мастер класс по пластилинографии для родителей |
Январь | Фотовыставка «Как я вместе со своей семьей развиваем пальчики средствами пластилинографией и тестопластикой» |
Март | Ярморка мастеров |
Май | Презинтация «Наше творчество» (отчет) |
3. Организационный раздел
3.1. Перспективный план работы парциальной программы «Чудесные фантазии» с детьми подготовительной группы:
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь 1 неделя | "Листик кленовый" (на картоне) | Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой |
Сентябрь 2 неделя | "Астры и хризантемы" (составление осеннего пейзажа) | Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручиватьпластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх-пластилиновой основы. |
Сентя рь 3 неделя | «Гроздь рябины» (Пластилинография) | Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение. Учить детей, отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, выкладывать из тонких колбасок силуэт грозди рябины сложный листик. |
Сентябрь 4 неделя | «Яблоки поспели» (работа с глиной) | Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения детей аккуратно использовать глину в своей работе. |
Октябрь 1 неделя | "Букет из осенних листьев". (Тестопластика) . | Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; закреплять умения детей в работе с тестом на плоскости. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. |
Октябрь 2 неделя | "Ежик с грибами" (пластилин) | Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество. |
Октябрь 3 неделя | "Во дворе" (пузырьковый пластилин) | Продолжать освоение приемов лепки пузырькового пластилина. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. |
Октябрь 4 неделя | «Петушок-золотой гребешок» (глина) | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа. Создавать лепную фигуру с выпуклым изображением, полу объемным контуром. Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала. |
Ноябрь 1-2 неделя | «Букет для мамы» (тестопластика) (2 занятия) | Создавать основу композиции – корзинку, переплетая колбаски. Раскрасить их коричневым и белым цветом в шахматном порядке. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. |
Ноябрь 3 неделя | " Кудряшки для овечки " (пластилин) | Развивать согласованность в работе обеих рук. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином. Учить детей для создания “кудряшек “ у овечки пользоваться вспомогательным приспособлением – круглой стекой. |
Ноябрь 4 неделя | "Ателье мод" (пластилинография) | Развивать у детей эстетическое восприятие, красоту в своем творчестве. |
Декабрь 1 неделя | «Снежинка» (пластилин) | Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Учить детей, выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. |
Декабрь 2 неделя | «Снегурочка» (Глина) | Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с глиной, использовать ее свойства при раскатывании и сплющивании. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
Декабрь 3 неделя | «Елка» (пластилин) | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей. Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки); Воспитывать самостоятельность. |
Декабрь 4 неделя | «Новогодние игрушки» (тестопластика) | Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с тестом. Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребенку и всем окружающим его людям. |
Январь 2 неделя | «Снеговик» (пузырьковый пластилин) | Закреплять умение работать с пузырьковым пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал. |
Январь 3 неделя | "Творю что хочу" (самостоятельная деятельность детей) | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других |
Февраль 1 неделя | «Живые яблочки на веточках» (пластилин) | Развивать цветовосприятие. Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки. Воспитывать самостоятельность. |
Февраль 2 неделя | «Сердечки-валентинки» (тесто) | Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы. |
Февраль 3 неделя | "Кактус в горшке" (пластилинография) | Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. |
Февраль 4 неделя | "Галстук для папы" (глина) | Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы. |
Март 1 неделя | «Фиалочки для мамочки» (пластилин) | Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
Март 2 неделя | «Подснежники» (пластилинография) | Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники); осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, примазывания; испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Воспитывать самостоятельность. |
Март 3 неделя | "Подводный мир» (пластилинография) | Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление. |
Март 4 неделя | "Украшение для мамы". (Тестопластика) | Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов |
Апрель 1 неделя | "Весенняя капель" (Пластилин) | Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук. |
Апрель 2 неделя | "Пасхальное яичко" (тестопластика) | Знакомить детей с историей праздника Пасхи, прививать интерес к старинным семейным традициям, донести до детей красоту, духовность народных традиций. Продолжать учить детей, проявлять свою фантазию и воображение в лепке. |
Апрель 3 неделя | «Цветущая веточка» (Пластилин) | Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание. |
Май 1 неделя | «Бабочки, жучки» (Глина) | Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию |
Май 2 неделя | «Земляничка» (Пластилин) | Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином. |
Май 3 неделя | «Божья коровка налеп ромашке» (Пластилин) | Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Использовать знания и представления об особенности строения насекомых в своей работе. Воспитывать умения с помощью взрослого находить ответы на вопросы в ходе работы. |
3.2. Используемая литература
1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника. М.АСТ. А Стрель2006.
2. Бондоренкою А. К. Словесные игры в детском саду. Просвещение.1997.
3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
4. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2.3.4 – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
5. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валерий СПб», 1997 – 160 » (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
6. Ляхов П.Р. - Я познаю мир. Животные. Детская энциклопедия-М.2003.
7. Ткаченко Т. Б. Сторадуп К.И.Лепим из пластилина.- Ростов на Дону - Издательство» Феникс» 2003
8. Фролова Г.А. Физкультминутка. Дмитров. Издательский дом «Карапуз».1998.
10. Мастерилка Н.Г Чаянова: Соленое тесто Дрофа плюс 2009 год.
11. Поделки из соленого теста. ООО "Издательство Оникс", 2009
- https://gorshkova
- nfdou2.edumsko.ru/articles/konspekt_zanyatiya_po_plastilinografii_v_podgoto
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2014/12/06/konspekty-zanyatiy-po-plastilinografii
- http://ped-kopilka.ru/blogs/ana-aleksandrovna-mahotina/konspekt-zanjatija-podgotovitelnoi-grupe-ruskaja-matreshka.html
- https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5234
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-324327-1382956279.jpg)
Рабочая программа в старшей, подготовительной группе
Рабочая программа в старшей, подготовительной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/03/picture-394902-1391452801.jpg)
Рабочая программа воспитателя в подготовительной группе в соответствии с ФГОС по программе Детство.
Титульный лист. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-477754-1410099299.jpg)
Рабочая учебная программа воспитателя подготовительной группы
Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/02/picture-651806-1438548446.jpg)
Рабочая программа для воспитанников подготовительной группы МБДОУ детский сад №3 на 2014-2015г.
Рабочая программа для детей ощеразвивающей направленности от 6 до 7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-668250-1538156546.jpg)
Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительная группа
Расбочая программа воспитателя в подготовительной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/23/picture-499881-1445600252.jpg)
Рабочая программа по ФК ( подготовительная группа)
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564773-1421260589.jpg)
Рабочая программа воспитателя по подготовительной группе
Цели и задачи:- забота о здоровье;- обеспечение равных возможностей для полного развития;- создание в группах доброжелательной атмосферы- реализация Программы в формах, специфических для детей...