Пластилинография - новое направление детского творчества
консультация по аппликации, лепке (средняя группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Пластилинография и семейный досуг, новое направление детского творчества и развитие их творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пластилинография, как новое направление детского творчества, и как средство развития творческих способностей дошкольников

Невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества рисования, аппликации, неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребят, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой. В продаже можно найти любой вид пластичного материала для домашнего творчества и организовать самостоятельные занятия, ведь пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография. Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный способ рисования – увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Родителям необходимо самим научиться необычным изобразительным приемам и научить свое дитя, так как у пластилинографии цель – не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики. Подобные творческие занятия с детками несложно организовать в домашних условиях. Главное, родители сами должны быть заинтересованы пластилинографией, тогда и ребёнок увлечется этим видом творчества. Такая техника вполне доступна дошкольникам, и при правильном подходе пластилинография как средство развития творческих способностей детей может стать серьезной поддержкой семейного воспитания. Занятия можно проводить уже с трехлетними детьми. Главное при создании картин из пластилина – учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству. Поэтому малышей сначала знакомят с простейшими приемами «азбуки лепки».

Размазывание – самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе. Раскатывание – возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика. Сплющивание и вытягивание – наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно-прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы: «Солнышко», где на голубом фоне сплющиваем желтый шарик, а лучики примазываем вокруг; «Цветы на траве», где зеленый пластилин размазываем по гладкой основе, а сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху. Подобным образом декоративно изображаются «Осенние листья на земле», «Падающий снег», «Ежик», «Разноцветный салют», «Гирлянды на елочку». Обязательно надо использовать стихи, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству и поощрить ребенка, например, мы слепили колобков, и сплющили их с боков. Тут же получился блин, очень мягкий пластилин. Работа с пластилином – достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям: твердую массу разогреть в теплой воде, а во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление ребенка.

Когда простейшие способы детьми освоены то, переходим на более сложный этап обучения, показываем новые приемы и разновидность пластилинографии, создавая определенную систему работы над картиной.

Приемы пластилинографии, характерные для данной техники.

Заглаживание – прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошкольникам.

Прищипывание – используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.

Примазывание, придавливание – приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.

Налепливание – соединяем одну часть изображения с другой или наносим необходимые детали на уже готовый рисунок.

Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков, необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.

Для придания большей выразительности пластилиновым картинам хорошо воспользоваться элементами природного материала: листьями, скорлупой, орешками, семенами, мелкими камешками, бобовыми зернышками. Красиво будут смотреться бусинки, бисер, мелкие пуговички в украшении изображений.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук предполагает постепенный переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет появиться новым замыслам и творческим находкам.

Для старших дошкольников сюжетами картин могут стать более сложные, чем у малышей, композиции на темы времен года, например, "Снег идет", "Бабочки на лугу", "Корзинка с грибами", "Натюрморт из фруктов", "Ваза с полевыми цветами", "Радуга и дождик". Детям нравится создавать картины из жизни животных ("Обитатели зоопарка", "Ежик с грибами", "Собака играет с мячиком", "Котенок и клубок"), из жизни людей ("Праздник", "Космос", "Дети лепят снежную бабу") или сказочных персонажей. Не забывайте радоваться вместе со своими детками каждой их творческой находке. Старайтесь сохранять поделки надолго, дарить их близким, друзьям, чтобы придать значимость детским творениям. Чтобы родителям было несложно организовать обучение ребятишек в домашних условиях, специалистами разработана методика пластилинографии для детей, которая предполагает следующую пошаговую работу. Сначала учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым.

Малышам предлагаем готовую основу или просим незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со взрослым создать контур.

Готовить основу картин учим старших ребят, у которых уже есть навык работы с лепным материалом. Поправляем движения руки при размазывании пластилина от центра к краям.

Маленьким деткам предлагаем не более двух приемов при изготовлении простых изображений. Старшие выполняют сложные в декоративном плане картины, используя целый комплекс приемов.

Чтобы получить новый цветовой оттенок для рисунка, даже маленьких детей учим соединять разные цвета пластилина, например, желтый и красный для оранжевого, синий и желтый для изумрудного, синий и белый для голубого.

Старшим дошколятам показываем, что мазки могут быть похожи на шелк, стекло или керамику, быть шероховатыми или рельефными.

Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.

Учим детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.

Чтобы придать картине устойчивость и избежать деформации, используйте для основы рисунка только плотный картон. Чтобы избежать появления на основе рисунка неопрятных пластилиновых пятен, покройте ее клейкой пленкой. Чтобы избежать ошибок в процессе лепки, нанесите предварительно контур рисунка на картон под пленкой. Чтобы картина не портилась длительное время, покройте ее бесцветным лаком. Чтобы работа над картиной шла быстро, подготовьте заранее необходимые материалы: картон, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, набор природного материала, доску для лепки. Применяют различные виды пластилинографии, которые несложно организовать и дома. Родителям нужно знать, что и как используется в разные возрастные периоды. Всем дошкольникам будет доступна прямая пластилинография, в которой лепное изображение строится на ровной поверхности. При выполнении картины нужно сначала скатать объемные формы, например, колобки, колбаски, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали. Малыши легко осваивают эту технику уже в двух - трехлетнем возрасте. Им предлагается незатейливый рисунок без мелких деталей, на начальном этапе с готовой основой. Ребята постарше создают более сложные композиции. Они самостоятельно готовят основу, выполняют контур, который постепенно заполняется размягченным пластилином.

Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе. Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальчиками или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности.

Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

Мозаичная пластилинография – любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.

Контурная пластилинография – предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета. Педагоги советуют воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.

Многослойная пластилинография – представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая, подбираются разные цвета пластилина, из которых делаются тонкие лепешечки. Затем заготовки накладываются друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком. Фактурная пластилинография – самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения. Чтобы получить такие картины, можно воспользоваться специальным валиком с нанесенным на него изображением. В магазинах можно приобрести готовые шаблоны для данной техники.

Заботливые родители всегда найдут возможность влиять на развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии. Это, пожалуй, самый доступный и увлекательный способ решить многие вопросы развития и воспитания, тем самым подготавливая дошколят к школьному обучению и обогащая семейный досуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пластилинография как вид детского творчества

Дети очень любят лепить. Лепка является одним из самых увлекательных и интересных видов детской деятельности. Если у вас, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, есть время пообщаться со своим ребенко...

Пластилинография –как средство развития детского творчества, развития мелкой моторики.

Представляю вашему вниманию презентацию "Пластилинография –как средство развития детского творчества,  развития мелкой моторики".         На занитии дети ...

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ДОУ

ошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Дети о...

Пластилинография как вид детского творчества

Что такое пластилинография, и как сделать изображение в этой технике...

методическая разработка на тему:«Пластилинография в системе занятий по развитию детского творчества»

Знакомство детей с нетрадиционной техникой изобразительного искусства пластилинографией, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной п...

Пластилинография как вида детского творчества.

Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степе...

"Пластилинография как вид детского творчества в ДОУ"

Термин «пластилинография» образован от двух основ: пластилин – пластический материал определенного состава и графо – пишу, изображаю. Принцип данной техники заключается в созда...