Консультация для родителей.
картотека по аппликации, лепке (младшая группа)

Тараканова Олеся Фёдоровна
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Сенсорным называется развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о свойствах и качествах предметов: размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Ребёнку уже на раннем этапе развития важно помочь освоить мир и подтолкнуть к самосовершенствованию. Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребёнка. В раннем детстве восприятие остается очень не совершенным; устойчивой связи между словами – названиями цвета (формы, величины и пр.) и конкретным цветом (формой, величиной и пр.) ещё не образовалось. У ребёнка раннего возраста развивается пять основных сенсорных качеств: осязание, обоняние, зрение, вкус и слух. Каждому качеству надо уделять особое внимание. Задача взрослых – максимальное развитие органов чувств малыша. Ведущий тип деятельности ребёнка раннего возраста – предметно-игровая деятельность, где происходит усвоение способов действий с предметами, поэтому сенсорное воспитание осуществляется в процессе данной деятельности. Психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения важности общения ребёнка и взрослого именно в ней. Коܙнечно же, и без взроܙслоܙго ребёноܙк старается оܙсвоܙить и поܙзнать мир, но без правильноܙго сенсоܙрноܙго развития, этоܙт проܙцесс моܙжет оܙказаться слоܙжным или непоܙлным. При сенсорном развитии ребёнка необходимо помнить об его индивидуальных особенностях восприятия и знать, какие возможности и условия воспитания есть в семье. Наилучшим способом замотивировать ребёнка на получение информации об окружающем мире была и остаётся предметно-игровая деятельность. Родители могут быть полезными помощниками по изготовлению сенсорных игр. Для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности используют разнообразные игры. В данном возрасте они будут способствовать комплексному развитию сенсорных представлений о внешних формах предметов (форме, величине, цвете, развитию зрительной реакции на предметы окружающего мира, умения замечать их форму, цвет), знакомству с правилами этих игр, развитию внимания, восприятия, памяти, воображения, познавательной деятельности, развитию умения воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам, развитию мелкой моторики рук. Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие: 1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами; 2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки); 3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью; 4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы «Лего»). Есть простые дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку), «Узнай фигуру» ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру). « Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов), « Найди предмет указанной формы» ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму), «Из каких фигур состоит …?» (нужно по рисунку определить из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их), «Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки. Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам) «Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка). Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета. «Какого цвета не стало?» «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета) «Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом). С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель познание мира, остается неизменной.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...