Проект для детей старшего дошкольного возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
проект по аппликации, лепке (старшая группа)

Ермолинская Алевтина Викторовна

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное  подразделение «Детский сад № 2» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы № 2 городского округа Октябрьск Самарской области

Название работы   Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

 

Номинация конкурса   «Детские исследовательские работы, проекты»

Автор: Ермолинская Алевтина Викторовна,

старший воспитатель, 8(84646)21934

Россия, Русь! Куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки, и цветы,hello_html_m723de9fd.jpg

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив печальных у воды…

Люблю навек, до вечного покоя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н. Рубцов.

Введение

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.П.Зиньковского, Д.С.Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие этноса.

Именно дошкольное детство является тем периодом, в который начинает проходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры о общечеловеческим ценностям.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа был создан и реализован проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской культуре».

Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

Тип проекта

Групповой, краткосрочный, творческий

Направления развития

- Познавательное

- Социально-коммуникативное

- Речевое

- Художественно-эстетическое

Участники проекта

Педагоги, дети, музыкальный руководитель, родители

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста

Основание для разработки проекта

Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, устным народным творчеством.

Цель:

  • Воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; 
  • создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОО.

Задачи:

  • Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
  • Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
  • Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
  • Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
  • Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
  • Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
  • Пополнение образовательной - культурной среды в  ДОО дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Национальный орнамент", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры"; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
  • Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
  • Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

Планируемые результаты

  • Расширение представлений детей об окружающем мире.
  • Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
  • Повышение уровня сформированности нравственно - патриотических чувств воспитанников.
  • Знание правил народных игр, умение в них играть.
  • Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

1. Социально-коммуникативное и речевое развитие.

Ситуативные разговоры, свободное общение:

  • «Традиции русского народа»;
  • «О русских народных промыслах»;
  • «Русская матрёшка»;
  • «Устное народное творчество в России»;
  • «Русские народные музыкальные инструменты».

Коммуникативное развитие (развитие речи):

  • Составление рассказов по пословицам и поговоркам.
  • Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
  • Пересказ русских народных сказок.
  • Викторина по русским народным сказкам.

Разучивание:

  1. Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки».
  2. Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру...», «Ласточка-ласточка».

Сюжетно-ролевые игры:

  • «К нам гости пришли»;
  • «Ярмарка».

Дидактические игры:

«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,

Русские народные подвижные игры и игры-забавы:

«Гуси-лебеди», «Сова», «Баба- Яга», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог», «Колпачок», «Плетень», «У медведя во бору», «Гори-гори ясно».

2. Познавательное развитие.

Беседы:

  • Народные обряды и обычаи встречи весны;
  • «Исконные символы России»;
  • «Чудо-чудное, диво-дивное»;
  • «Как раньше в гости ходили».

Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева); иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.

Презентации:

  • «Быт и предметы утвари»;
  • «Русская народная кукла».

  1. Художественно-эстетическое развитие.

Чтение:

  1. Русский фольклор: «Николенька-гусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь».
  2. Русские народные сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».

Предметы художественных промыслов:

  • Предметы городецкой росписи;
  • Филимоновские дымковские игрушки;
  • Загорские и Семёновские матрёшки.

Репродукции картин художников:

А.М.Кучумов «Весна»; И.Левитан «Весна. Большая вода»; Б.М.Кустодиев «Масленица»; А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; А.М.Васнецов «Родина».

Книги энциклопедического характера:

  1. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду.
  2. «Русские художественные промыслы».
  3. Альбом «Народная игрушка».
  4. Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».

Иллюстрации:

  • О праздниках на Руси;
  • Устройство русской печи;
  • Иллюстрации старинных предметов;
  • Иллюстрации художника Ю.Васнецова к сказкам.

Музыка.

Попевки:

«Андрей-Воробей» обр. Е.Тиличеевой; «Сорока» обр. Т.Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус.нар.прибаутка, обр. Т.Попатенко.

Слушание:

П.И.Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н. песня.

Пляски и игры:

  • «Заинька», обр. С.Кондратьева;
  • «Кострома» и «Казачок», обр. М.Иорданского;
  • Р.н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;
  • Игры с деревянными ложками.

Пение:

  • Заклички, приговорки, прибаутки.
  • Р.н. песни: «Ах, улица», обр. Е.Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись».

Изобразительная деятельность.

Декоративное рисование:

«Знакомство с русским народным костюмом»,

«Русская матрёшка»

Лепка: «Пряники печатные».

Самостоятельное художественное творчество:

  1. Изготовление масок животных к русским народным сказкам.
  2. Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.
  3. Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
  4. Пение русских народных песенок и попевок.
  5. Придумывание пословиц и поговорок.
  6. Инсценированное чтение потешек.
  7. Рассказывание сказок по ролям.

Центр театрализованных игр:

Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.

  1. Взаимодействие с семьёй:
  1. Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».
  2. Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».
  3. Приобщение детей к семейным традициям.

Для эффективного приобщения детей к истокам русской народной культуры мы работали по следующим направлениям:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это помогло детям понять, что они - часть великого русского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

5. Знакомство с народными играми.

Условиями эффективной реализации приобщения дошкольников к истокам национальной культуры являются следующие:

-определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

Используя фольклор при приобщении дошкольников к русской народной культуре,  мы планировали добиться следующих результатов: использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки; знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства; осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи); знание истории русского народного костюма, головных уборов; использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности; бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

Критерии эффективности:

- уровень освоения образовательной программы;

- удовлетворение родителей качеством образования;

- информационно-методическая обеспеченность.

Заключение

Воспитание подрастающего поколения на художественных традициях способствует расширению кругозора, развитие художественного вкуса, любви к Родине, родному краю.

Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний становится предпосылкой их устойчивого интереса к народному искусству, способствует лучшему пониманию его необходимости и ценности.

Реализация данного педагогического проекта по приобщению к русской народной культуре воспитывает общечеловеческие нравственные ценности. В век разносторонней информации нелегко убедить ребенка в необходимости быть добрым. Но если в нем зародилась искорка любви, уважения к ближнему, значит такая работа не напрасна и обязательно принесет свои плоды.    

Используемая литература

  1. О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - 2009
  2. О.Л. Князева «Как жили люди на Руси» - 2009
  3. С.В. Бурдин «Народы мира» - 2009
  4. Галанина, Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста – 2008
  5. В. Мазаев «Ковчежок» - 2009
  6. В.И. Даль «Пословицы русского народа», 2005
  7. Журнал «Дошкольное образование» № 3, 2004.
  8. Журнал «Дошкольник» № 6, 2005.  
  9. 5.Богатырева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателей дет. сада / З.А. Богатырева. – 2-е изд., пераб.и доп. – М: Просвещение, 1986. – 207 с., ил.
  10. 6.Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. – М., 1991
  11.  Дыбина О.В. Сказка как средство патриотического воспитания – Ребенок в детском саду – 2009

Приложение № 1

Перспективный план работы по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Месяц

Темы

Задачи

Сентябрь

1. «Что летом родится, - зимой пригодится». Беседа о лете. Повторение пословиц.

2. «Гуляй, да присматривай». Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах.

3. «Вершки да корешки». Знакомство со сказкой «Мужик  медведь».

4. «Хлеб - всему голова». Беседа о старинных орудиях труда - цепом и серпом.

Расширить представление о жанрах устного народного творчества; показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:

Воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.

Октябрь

1. «Октябрь пахнет капустой». Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках.

2. «Зайчишка – трусишка». Знакомство со сказкой « Заяц – хваста».

3. «У страха глаза велики». Беседа о страхе, знакомство со сказкой.

4. «Друг за дружку держаться – нечего не бояться». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

Формирование представления о народной культуре, обычаях; знакомство с русскими народными сказками.

Воспитывать у детей чувство взаимопомощи и поддержки друг друга.

Ноябрь

1.«Знаешь ли ты сказки?». Литературная викторина по уже прочитанным сказкам.

2. «Гончарные мастерские». Знакомство с гончарным ремеслом.

3. «Дикие животные». Беседа о диких животных с использованием загадок о них.

4. «Что нам осень принесла?». Беседа об осени с использованием песенок, загадок, пословиц и народных примет.

Формирование представление о русских ремеслах; о богатстве и разнообразии русского фольклора. Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров,

Декабрь

1.«Здравствуй зимушка – зима!». Беседа о характерных особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок.

2. «Проказы старухи зимы». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского, загадывание загадок о зиме.

3. «Лиса – обманщица». Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки « Лисичка сестричка и серый волк».

4. «Пришла коляда – отворяй ворота». Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Заучивание колядки.

Формирование целостной картины мира. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции).

Январь

1.«С Новым годом с новым родом!». Рассказ о традициях,о  празнование Нового года.

1. «Гуляй, да присматривайся». Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко».

3. «Хороший город Городец». Рассказ о городе Городец. Пение частушек.

4. «Городецкая роспись». Знакомство с городецкой росписью, составление узоров из готовых форм. Пословицы о мастерстве.

Ознакомление детей с народной декоративной росписью; формировать умение различать народное искусство, промыслы.

Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.

Февраль

1.«Гуляй, да присматривайся». Беседа о характерных признаках февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза».

2. «Сказка для Кузи». Самостоятельное рассказывание детьми сказок.

3. «Письмо Нафане». Составление письма Нафане, другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями - посвященными масленице.

4. « Ой, ты Масленица!». Рассказ о Масленице.

Понимать познавательное значение фольклорного произведения, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русских народных традициях, праздниках, связи народного творчества в его различных проявлениях  традициями, окружающей природой.

Март

1.«Нет милее дружка, чем родная матушка».

 Беседа о маме. Изготовление поделок в подарок маме.

2. « Мудреному - счастье к лицу». Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.

3. «Гуляй, да присматривайся». Беседа о характерных признаках начала весны.

4. «Весна, весна, пойди сюда!». Пение закличек о весне. Словесное упражнение: «Какие краски и для чего нужны весне».

Расширить представление о жанрах устного народного творчества; показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:

Воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.

Апрель

1.«Шутку шутить - людей насмешить». Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.

2.Небылица в лицах, небывальщина». Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание небылиц.

3. «Красная горка». Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной недели. Словесные игры. Пение частушек.

4. «Апрель -  ленивого не любит, проворного голубит». Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев с  детьми семян.

Формирование представления о народной культуре, фольклоре; развитие навыков самостоятельного сочинительства; формирование патриотических чувств, причастности детей к наследию прошлого.

Май

1 «Весна красна цветами». Повторение песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом».

2.«Победа в воздухе не вьется, а руками достается». Рассказ о войнах-защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора».

3. «А за ним такая гладь - ни морщинки не видать». Знакомство с различными видами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода.

4. «Прощание с избой». Словесные народные игры. Рассказывание сказок. Пение частушек.

Развитие физических качеств и нравственных чувств, в русских народных подвижных играх. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм. Воспитание патриотических чувств, гордость за своих предков.

Приложение № 2

Конспект НОД в старшей  группе по художественно эстетическому развитию  (пластилинография) «Золотая хохлома»

Цель: Научить передаче формы элементов хохломской  росписи.

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие». «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

О.О. «Художественно-эстетическое развитие»: формировать умение изображать элементы росписи при помощи пластилина, используя шаблоны, правильно пользоваться инструментом – стекой, закрепить приемы раскатывания и скатывания; развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении  узора;

О. О. «Познавательное развитие»: познакомить детей с хохломской росписью

О. О. «Социально-коммуникативное развитие»: формировать  позитивные установки  к различным видам труда и творчества, воспитывать уважение к их труду,  развивать  интерес детей, любознательность.

О. О. «Физическое развитие»: способствовать эмоциональной разрядке, снятию нервного напряжения.

Методы и приёмы:

-наглядные: показ, демонстрирование, наблюдение.

-словесные: вопросы, беседа, художественное слово.

-практические: физминутка,  пальчиковая гимнастика, работы детей.

Материалы и оборудование: восковой пластилин желтого, зеленого и красного цветов, заготовка панно из черного картона, стеки, доски для лепки, шаблоны листьев, цветов и птицы, аудиозапись русских народных песен «Ой, рябина кудрявая», «Рябина», мелодии с частушками о Хохломе.

Предварительная работа: чтение стихотворений о народных промыслах, рассматривание альбомов с элементами народных росписей /жостовской, гжельской, хохломской/, разучивание пословиц о труде, народных частушек.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Пальчиковая гимнастика

Игровая

Выставка работ

Изобразительная

Оформление панно используя технику (пластилинография)

Познавательно - исследовательская

Обследование, наблюдение

Коммуникативная

Беседа. Загадывание загадки

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1.

 Воспитатель обращает внимание детей на красиво украшенную группу в народном стиле.

-Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка в нашей группе. Сегодня здесь у нас - ярмарка изделий народных промыслов.

-А кто знает, что такое народные промыслы?/ответы детей/

-Верно, издавна доброй славой в народе пользовались хорошие умельцы, которые изготавливали, а затем расписывали красивую посуду, предметы быта. Как про таких мастеров говорили? -«Мастер на все руки!»

Слушают воспитателя.

Рассматривание картинок и изделий расписанных хохломской росписью.

Отвечают на вопросы.

Создана мотивация для дальнейшей деятельности

2.

Физминутка

Мы устали, засиделись

Нам размяться захотелось.

То с окошко поглядели

Вправо, влево поворот

А потом наоборот.

Приседания начнём,

Ноги до конца сгибаем.Вверх и вниз, вверх и вниз

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

Выполняют движения по тексту.

Созданы условия для эмоциональной разрядки, снято нервное напряжение.

3.

Все листочки как листочки

 Здесь же каждый – золотой,

 Красоту такую люди называют…/Хохломой/

-Ребята, а какие элементы хохломской народной росписи вам известны? А как бы вы одним словом сказали о Хохломе? Какая она?/Золотая/

Разгадывают загадку отвечают на вопросы. 

Активировано мышление.

4.

Ребята, а давайте сделаем с вами осенние  подарки для ваших родителей с мотивами этой росписи, ведь в Хохломе так много золотых осенних красок. Это замечательные панно - картины, которые можно повесить на стену. Я возьму шарик из красного пластилина и  раскатаю тонкий валик прямыми движениями руки, стекой нарежу одинаковые брусочки, скатаю ягоды рябины, приемом прижимания прикреплю на панно. Затем, используя шаблон, вырежу цветы из желтой пластины и тоже прикреплю на панно.

Слушают объяснение, смотрят показ

Познакомились с приёмами оформления панно

(пластилиногра фия)

5.

-А теперь, прежде чем приступить к работе, давайте поупражняем наши пальцы. 

пальчиковая гимнастика «Листья рябины»

Листья рябины тихо кружатся /сжимать и разжимать кулаки рук/

Листья под ноги тихо ложатся /круговые вращения кистями рук/

И под ногами шуршат, шелестят /растирание ладоней прямыми движениями/

Будто опять закружиться хотят/поочередное соединение пальцев/

Выполняют движения по тексту

Осуществляется координация речи с движением, разминка рук.

 6.

А сейчас приступаем к работе

Наблюдаю за работой детей, подсказываю, помогаю.

Выполняют работу

Дети

Учатся красиво оформлять паноиспользуя приём пластилино-графия

7.

Посмотрите, какие красивые панно у вас получились.

-А какие панно вам понравились больше всего? Почему? Мы с вами знаем, что на ярмарке поют частушки. Порадуем наших гостей?

рассматривают работы своих товарищей

выстраиваются полукругом и поют частушки.

Осень, осень

все сама

 прячет злато в закрома

 Ну, какое это злато?

 Все сплошная Хохлома!

Хохлома, так Хохлома

  разукрашу все дома

  А потом на улицу,

  петуха и курицу!

Бабка деда до обеда

 Заставляла рисовать

 ведь в красивую посуду

 щи приятно наливать!

Созданы условия для развития положительных эмоций

Приложение № 3

Конспект НОД в старшей  группе по художественно эстетическому развитию  (пластилинография) «Дымковская барыня»

Цель: Научить передаче формы элементов дымковской росписи;

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие». «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

О.О. «Художественно-эстетическое развитие»:развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора;

О. О. «Познавательное развитие»: формировать элементарные представления о видах искусства; продолжать знакомить с изделиями дымковских мастеров.

О. О. «Социально-коммуникативное развитие»: формировать  позитивные установки  к различным видам труда и творчества, воспитывать уважение к их труду,  развивать  интерес детей, любознательность.

О. О. «Речевое развитие»: обогащать активный словарь; развивать связную речь.

О. О. «Физическое развитие»: способствовать эмоциональной разрядке, снятию нервного напряжения.

Методы и приёмы:

-наглядные: показ, демонстрирование, наблюдение.

-словесные: вопросы, беседа, художественное слово.

-практические: физминутка,  пальчиковая гимнастика, познавательно – исследовательская деятельность, продуктивная деятельность.

Материалы и борудование: набор дымковских игрушек; плотный картон с контурным изображением дымковской барышни  А4; набор пластилина; доска для лепки, стека; салфетки для рук.

Предварительная работа: просмотр презентации «Дымковская игрушка», рассматривание дымковских игрушек, раскрашивание и лепка дымковских игрушек.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка

Игровая

Пальчиковая гимнастика

Изобразительная

Лепка поделок из глины

Познавательно - исследовательская

Обследование, наблюдение

Коммуникативная

Беседа

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1.

 В любой порядочной избушке

Есть место дымковской игрушке!

Какие чудные зверушки!

Лошадки, курочки и хрюшки!

У барыни на коромысле

ведёрки синие повисли.

А у другой румяной пышки-

Под боком малые детишки!

Почему игрушки, которые вы видите, называют дымковскими?

Из какого материала они сделаны?

Что любили лепить дымковские мастера?

Какое настроение создают эти игрушки?

Как мастера передавали нам радостное настроение.

Слушают воспитателя.

Рассматривание дымковских игрушек.

Отвечают на вопросы.

Создана мотивация для дальнейшей деятельности

2.

Физминутка

Посмотри, как хороша эта девица-душа,

Щёчки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Как лебёдушка плывёт, песню тихую поёт

Выполняют движения по тексту.

Созданы условия для эмоциональной разрядки, снято нервное напряжение.

3.

Мы с вами будем украшать барышню с помощью пластилинографии. Пластилинография-это рисование пластилином. Сегодня мы с вами рисуем пластилином.

Что надето на голову дымковской барышни? (кокошник)

Щёчки у барышни какого цвета? (алые)

Из каких узоров состоит блуза барышни? (в горошек или однотонная)

Как украшена юбка? (узор из точек в полосе, в квадрате, в круге)

Назовите основные элементы дымковской росписи? (колечки, круги, точки, линии)

Для украшения нашей барышни скатываем длинные тонкие валики и слегка сплющиваем их, при необходимости можно сделать колечко, соединив концы валика. Для того что бы сделать глазки и точки для украшения нужно скатать маленькие шарики. Размазывать пластилин надо аккуратно, не выходя за контур рисунка

Рассматривание дымковской барышни.

Отвечают на вопросы.

Слушают объяснение, смотрят показ.

Активировано мышление.

Обогащение словаря словами: дымковская, пластилиногра-фия, кокошник, алый.

4.

Пальчиковая гимнастика

Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Соединять пальцы в "замок".

С вами мы подружим

Маленькие пальчики.

Касание кончиков пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинай считать опять.

Парное касание пальцев от мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы закончили считать.

Выполняют движения по тексту

Осуществляется координация речи с движением, разминка рук.

5.

А сейчас приступаем к работе

Наблюдаю за работой детей, подсказываю, помогаю.

Выполняют работы

Осваивают приёмы рисования пластилином (пластилинография).

 6.

Посмотрите, как красиво у вас получилось, а вам понравилось? Барышни получились непохожие друг на друга, разные и яркие. Что для вас было самым сложным? Давайте устроим выставку дымковских барышень.

Дети рассматривают работы своих товарищей

Созданы условия для развития положительных эмоций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта. Обучение детей старшего дошкольного возраста театрализованной игре посредством русской народной сказки.

Цель. Расширить представление об устном народном творчестве, сказке. Сформировать навыки и умения в сценическом искусстве через игру....

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре

приобщение детей к народной культуре является средством воспитания уних патриотических чувств и развития духовнрсти....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (старший дошкольный возраст)

Ознакомление с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. Воспитание патриатических чувств у детей....

Педагогический проект в группе раннего возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Педагогический проект в группе раннего возраста«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»....

Консультация для родителей «Воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»

В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежност...