Рабочая программа кружка "Мы рисуем!"
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ярчихина Ольга Юрьевна

Программа предназначена ни только для воспитателей, но и для родителей. С учетом сложившейся ситуацией с пандемией и самоизоляцией многие не посещают детские сады, поэтому  любой родитель на основании этой программы может с легкостью и удовольствием позаниматься со своим ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_my_risuem.docx89.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Рабочая программа кружка

«Мы рисуем!»

на 2016 – 2020 уч.год.

Воспитатели:

Ярчихина О.Ю.

п.г.т. Березово

2016 – 2020 г.

Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне….

Э.Успенский

Актуальность: Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте.  При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Пальцевая живопись – хэппинг. 

Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому детям легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. На каждый пальчик-кисточку свою краску. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами - и на улице пойдет снег, а из труб потянет дымок, а какая гроздь винограда, просто загляденье.

Детям очень нравится рисовать ладошками. Обмакиваем ладонь ребенка в краску, и малыш ставит ею отпечаток на бумаге, затем дополняем рисунок пятнашками от пальчиков, и получился жираф, к столбику прижали ладошку и нарисовали пальчиками точки – получился осенний лес. А если разукрасить ладонь в разные цвета, то могут получиться забавные осьминоги, или веселое солнышко и красивая бабочка.

Оттиск печатками из картофеля. 

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Можно использовать половинку яблока.

Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, на помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех

Тычок  жесткой полусухой кистью. 

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Рисование свечой.

Детям очень нравиться рисовать свечкой. Рисуя невидимые штрихи или ставя точки, а затем нанести на лист краску, то можно увидеть на листе дождь или волны, узоры на окне.

Техника «Монотипия»

Эта техника наиболее распространена. Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув, вы увидите необычные узоры. В них можно увидеть цветы, облака, лисичку. Если нарисовать на одной стороне бабочку со сложенными крыльями, накрыть изображение второй половиной, то можно увидеть, что бабочка расправила крылья и полетела. При помощи этих приемов легко объяснить детям закон симметрии.

Техника рисования по мокрому листу

Как правильно смочить лист для рисования. Это самое главное в технике рисования по мокрому листу. Нужно найти золотую середину: слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же воды слишком много, краска растечется по всему листу и так же рисунок не получиться.

Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточкой. При прикосновении кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.

Очень правдоподобными получаются рисунки, тема которых так или иначе связана с водой: рыбки в водоеме или аквариуме, море, облака с дождем. Очень живыми получаются цветы.

Можно по мокрому листу рисовать только фон для будущего рисунка. А можно с помощью трафарета нарисовать какую-то фигуру (например животное) и мокрым сделать фон только вокруг этой фигуры.

Оттиск смятой бумагой.

Рисование мятой бумагой – это необычный способ придать своему рисунку фактурность. Рисование мятой бумагой дает огромный простор для фантазии, создает уникальную светотень, рисунок становится объемным и словно оживает на полотне. Нестрогие линии, хаотичность изгибов – все это придает картине интересный вид, привлекает внимание зрителей.

Техника «Кляксография». Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «На что же это похоже? ».

Техника «Ниткопись».

Эта техника вызывает у детей бурный восторг. Вам понадобятся хлопчатобумажные нитки, набор разведенных гуашевых или акварельных красок, которые необходимо время от времени размешивать и бумага. Нитки нарежьте так, чтобы ими было удобно работать малышам, 10-15 см, опустите нить в краску, чтобы она пропиталась. Держа ее за кончик, аккуратно уложите на лист бумаги и накройте другим листом так, чтобы кончик нити высовывался. Держите верхний лист, а нитку вытягивайте. Получилось очень красивое изображение   

Техника «набрызг» - разбрызгивание капель с которым в детском саду справляется зубная щетка и линейка, расческа. Зубной щеткой набираем краску и линейкой проводим по поверхности щетки по направлению к себе. Темы для рисования могут быть совершенно любые. Например, на листе бумаги располагаем композицию из сухих растений. Прикладываем трафарет вазы и трафарет бабочки. Отверните зубную щетку от себя (щетиной вверх) и начните ее «причесывать» линейкой, проводя снизу вверх. Не бойтесь забрызгаться, если вы правильно выполняете все действия, то брызги краски и воды полетят на работу. Забрызгайте созданную композицию по контуру, выбирайте для этого более темные и насыщенные цвета (бордовый, красный, темно зелёный). Можно так рисовать снег.

Рисование солью.

Выполняем сначала рисунок простым карандашом. Раскрашиваем акварельными красками небольшой участок рисунка. Посыпаем солью. Соль впитывает лишнюю воду и прилипает к листу. Лишнюю соль стряхиваем. Продолжаем работу в том же духе до конца. Использование соли дает необычный эффект. Попробуйте – увидите.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы только с кистью и красками.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: « графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники  заключается в создании лепной картины с изображением  более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.

Витраж. 

Несомненно, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми позволяет развивать творчество дошкольников. Во время такой деятельности всегда создается ситуация успеха для каждого малыша, так как именно на этих занятиях появляется больше возможностей для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность и неповторимость каждого ребенка. Поэтому я стараюсь как можно чаще использовать нетрадиционные техники на занятиях по изобразительной деятельности. Знакомя детей с витражами, я решила использовать в работе восковые или масляные мелки и акварель. Наступившая осень пришла не только в парки, леса, деревни и города, но и детское творчество.

Паунтилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось.

Граттаж – понимают  процарапывание рисунка на листе бумаги или дощечке, которая покрытатонким слоем воска и туши. В настоящее время это распространенный профессиональный метод создания графических художественных композиций. С его помощью можно добиться четких штрихов и создать эффектный образ с минимальными усилиями.

Первый год обучения

(вторая младшая группа)

Цель:    формировать у детей интерес к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования.
  • Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев.
  • Развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов и некоторых оттенков.

Воспитывающие:

  • Воспитывать в детях наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
  • Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Тематика занятия строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Результатом работы по данной программе должно стать:

  • Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
  • Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
  • Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Мониторинг:

  • Изображает отдельные предметы, простые по композиции и содержанию сюжеты.
  • Украшает силуэты предметов узорами.
  • Правильно пользуется кисточкой и красками.
  • Знает цвета и некоторые оттенки.

Работа с родителями.

Название.

Месяц

  1. «Пальчиковая палитра»

Сентябрь

  1. «Детское рисование»

Ноябрь

  1. «Так ли важно рисование»

Февраль

  1. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитие детей»

Апрель

Перспективный план.

Месяц/Неделя

Название.

Задачи.

Сентябрь

III неделя

«Цветы в вазе»  (рисование пальчиками

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками. Учить оставлять отпечаток кулачком,  рисовать пальчиком по спирали.

IV неделя

«Яблоня» (рисование кистью – спонжом)

Познакомить детей с новой техникой «рисованием ватными палочками»,  учить аккуратно заполнять контур рисунка точками.

Октябрь

II неделя

«Рябина» (рисование ладошкой и пальцами)

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

III неделя

«Осенние деревья» (рисование ладошкой и пальцами)

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.

IV неделя

«Солнышко» (рисование ладошкой)

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Ноябрь

I неделя

«Осминожки» (рисование ладошкой)

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

II неделя

«Девочка с шарами» (рисование ладошкой и пальцами)

Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.

III неделя

«Лебедь» (рисование ладошкой)

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток, прокручивая прижатые к бумаге ладошки вправо, влево.

IV неделя

«Рыбка» (рисование ладошкой)

Развивать воображение, творчество, учить передавать образ рыбки в рисунках, использовать различные способы.

Декабрь

I неделя

«Зимний пейзаж» (рисование ладошкой и пальцами)

Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья ладошкой, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

II неделя

«Ежик» (рисование ладошек)

Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа, дополнять рисунок деталями.

III неделя

«Филин» (аппликация из ладошек)

Развивать воображение, творчество, учить передавать образ птиц в аппликации, использовать различные способы.

IV неделя

«Новогодняя елка» (рисование ладошкой и пальчиками)

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку.

Январь

III неделя

«Снегири на ветке» (рисование пальчиками)

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

IV неделя

«Гномики» (рисование ладошкой)

Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Учить дополнять свой рисунок деталями.

Февраль

I неделя

«Пирамидка» (закрашивание пальчиками)

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.

II неделя

«Поезд» (рисование ладошкой)

Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать. Развивать  творческое воображение и чувство композиции.

III неделя

«Вертолет» (рисование ладошкой)

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.

IV неделя

«Кораблик» (закрашивание пальчиками)

Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание цветов и геометрических фигур, развивать творческое воображение.

Март

I неделя

«Мимоза» (рисование пальчиками)

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

II неделя

«Весенний пейзаж» (рисование ладошкой и пальцами)

Закреплять умение детей рисовать способом тычка, развивать воображение, чувство композиции. Совершенствовать навыки и умение при дополнении  рисунка.

III неделя

«Корова» (закрашивание пальчиками)

Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа, стараться держать все пальчики вместе.

IV неделя

«Петушок» (рисование ладошкой)

Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

Апрель

I неделя

«Павлин» (рисование ладошкой)

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.

II неделя

«Космонавты» (закрашивание пальчиками)

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на ограниченную поверхность бумаги (раскраска).

III неделя

«Белая береза» (рисование пальчиками)

Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации; создавать законченный сюжет картины.

IV неделя

«Бабочка» (рисование ладошкой)

Продолжить знакомство  с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делатьотпечатки  для крыльев бабочек. Развивать цветовое восприятие.

Май

I неделя

«Воробушки»  (рисование ладошкой)

Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о птицах.

II неделя

«Колокольчик» (рисование ладошкой)

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток, добавляя детали для получения законченного рисунка.

III неделя

«Летний пейзаж» (рисование ладошкой и пальчиками)

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Второй год обучения

(средняя группа)

Цель: развитие творческих и художественных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление поделок из пластилина.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
  • Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
  • Дать теоретические знания и формировать у воспитанников практические приемы и навыки работы с пластилином.

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
  • Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
  • Развивать и укреплять мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающие:

•  Содействовать воспитанию у воспитанников интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
  • Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

Основные направления:

1. Лепка объемных предметов.

Основные приемы: скатывание, оттягивание, раскатывание,  защипывание, вдавливание, сглаживание и т.д.

Материал: пластилин,  доска для лепки, стеки, бусинки разных размеров, тканевые салфетки, зубочистки, трубочки.

2. Пластилинография.

Основные приемы: направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Материал: плотный картон (белый и цветной), пластилин восковой и шариковый, стеки, бусинки разных размеров, колпачки фломастеров, зубочистки.

Методы организации деятельности:

•     Словесный (беседа, рассказ, инструктаж);

  • Наглядный (демонстрация, показ образцов, схем, иллюстраций);
  • Практический (конкретные трудовые задания и упражнения);

•     Репродуктивный (получение детьми знаний и способов деятельности по аналогии (образцу);

•      Проблемно-поисковые (самостоятельный творческий подход к делу);

Результатом работы должно стать:

- Активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей,

- Расширение кругозора,

- Укрепление мелкой моторики и овладение грамотной устной речью.

В ходе деятельности  используется чтение веселых стихотворений, которые можно использовать как стихи, рассказанные руками или пальчиковая гимнастика.

Мониторинг:

  • Умение пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для работы с пластилином.
  • Умение владеть различными техническими приемами и способами лепки.
  • Умение  самостоятельно изготавливать из пластилина  игрушки и картины.
  • Умение украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.

Работа с родителями.

Название консультации

Месяц

  1. Консультация «Пластилинография – это интересно»

Октябрь

  1. Консультация «Лепим дома»

Декабрь

  1. Мастер – класс «Мы научим вас лепить» (с детьми)

Февраль

  1. Консультация «Развитие мелкой моторики, через лепку»

Апрель

Перспективный план.

Месяц/неделя.

Название.

Задачи.

Октябрь

I -II неделя

Урожай поспел (овощи)

1.Сформировать у детей обобщенное представление об овощах: растут на грядках, полезны людям.

2.Создавать лепную картину с выпуклым изображением

III неделя

Листопад (берёза)

1.Вызывать у детей эмоциональное радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова

2.Обучать детей приемам работы в технике «Пластилинография»,лепить отдельные детали –придавливать, размазывать, разглаживать границы соединения частей.

3.Выполнять работу аккуратно

IV неделя

Волшебный лес

( коллективная работа)

1.Учить детей работать рядом, создавая единую композицию.

2.Совершенствовать умения детей по использованию различных вспомогательных материалов (веточек, палочек, бусинок и т. д.)

Ноябрь

I неделя

Птичка

  1. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

Развивать аккуратность в работе с пластилином.

2. Выполнять работу аккуратно

II – III неделя

Колобок

1.Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.

2. Развивать мелкую моторику рук

IV неделя

Неваляшка

1.Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построениеизображения.

2.Способствовать развитию формообразующих движений руки в работе с пластилином.

Декабрь

I неделя

Зайка на полянке

1.Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки.

II-III неделя

Ёлочка - красавица

1.Развивать умение создавать интересный образ знакомого предмета.

2. Поощрять самостоятельность в выборе материала и способов украсить ёлочку

3.Развивать мелкую моторику

IV неделя

Снеговик и ёлка

1.Закреплять умение работать по контуру

2.Совершенствовать умение работать аккуратно, сочетать разные способы и приёмы  при украшении работы.

Январь

II неделя

Медведь

1.Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).

2.Развивать цветовосприятие.

III неделя

Собака

1.Учить передавать строение фигуры собаки, разное положение туловища животного.

2. Помогать в выборе цвета, поощрять самостоятельность и инициативность

IV неделя

Маленький ёжик, четверо ножек

1.Развивать умение использовать разнообразный материал при создании композиции (семечки, хвоинки, зубочистки)

2. Воспитывать аккуратность

Февраль

I -II неделя

Автобус

1.Продолжать знакомить детей с различными приёмами в пластилиновой живописи

2.Воспитывать желание доводить начатое дело до конца

III- IV  неделя

Самолёт построим сами

1.Использовать в работе различные приёмы: раскатывание, сплющивание, сжатие

2. Добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей.

Март

I неделя

Вазочка для мамы

1.Формировать композиционные навыки.

2.Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

II неделя

Ромашки - солнышки

1. Учить детей лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать.

2. Развивать умение  создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов

III неделя

Плывёт, плывёт кораблик

1. Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности.

2. Закреплять умение аккуратно использовать   пластилин  в своей работе, пользоваться стекой

IV неделя

Коллективная работа

« Весна в посёлке»

1.Воспитывать чувство любви к красоте роднойприроды.

2. Учить детей работать рядом, сообща

Апрель

I -II неделя

Гусеница

1.Закреплять знания детей о внешнем строении, полученные в процессе наблюдений в природе

2. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости

III -IV  неделя

«Теремок» -коллективная работа по мотивам сказки

1.Учить детей работать вместе, договариваться о выборе способов действий, находить общее цветовое решение

2.Воспитывать аккуратности

Май

I неделя

Бабочка - красавица

1.Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии

2.Выполнять работу аккуратно

II неделя

Пчёлка - труженица

1. Продолжать учить детей создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета

 2.Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

III неделя

Божья коровка

1.Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого.

2.Воспитывать самостоятельность.

IV неделя

Свободная тема (по желанию детей)

1.Диагностика навыков по пластилинографии

Третий  год обучения

(старшая группа)

Цель: развитие личности ребенка, творческого потенциала, основанного на принципе сотрудничества и сотворчества с взрослыми и сверстниками, развития мелкой моторики, развитие конструктивных и художественных способностей детей

Задачи:

Обучающие:

  • Закреплять и расширять знания детей о разных видах художественного творчества.
  • Познакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закрепить приобретённые умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.
  • Обогащать словарь ребёнка специальными терминами.
  • Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Развивающие:

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать творческую активность, пространственное воображение, фантазию.

Воспитывающие:

  • Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
  • Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении творческих работ).

Тематика занятия строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Результатом работы по данной программе должно стать:

  • Развитие мелкой моторики детей и подготовка рук к письму.
  • Овладение знаниями о разнообразии техник нетрадиционного рисования.
  • Умение создавать индивидуальные и коллективные работы.
  • Овладение приемами работы  разными техниками и способами создания рисунков.
  • Умение соотносить форму, пропорцию, место положения частей, цвета и фактуру.
  • Развитие коммуникативных способностей и навыков работы в коллективе.

Мониторинг:

  • Умеет использовать разные способы лепки (налеп, углубление, рельеф)
  • Знает и называет различные нетрадиционные техники рисования.
  • Умеет, передавать художественный образ в не традиционной технике используя разные приемы.
  • Умеет создавать объемные игрушки в технике оригами.
  • Умеет использовать разнообразный подручный материал для передачи образов в рисунках.

Результатом реализации данной программы является организация регулярных выставок детских работ, участие в тематических выставках.

Работа с родителями.

Название консультации

Месяц

  1. Родительское собрание на начало года

Сентябрь

  1. Консультация «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка»

Ноябрь

  1. Мастер – класс совместно с детьми «Зимние пейзажи при помощи не традиционных техник»

Январь

  1. Организация выставки «Мы рисуем вместе с мамой»

Март

Перспективный план работы кружка.

Месяц/неделя

Название.

Задачи.

Сентябрь

I  неделя

«Листья в вазе» натюрморт
Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями, яблоками. Фон – пастель.

Познакомить детей с натюрмортом. Учить рисовать натюрморт с помощью отпечатка листьев, яблок. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью.

II неделя

«Фрукты в вазе» натюрморт
Нетрадиционная техника: Пуантилизм. Фон – пастель.

Познакомить с техникой пуантилизм (рисование точками), учить работать в данной технике. Воспитывать аккуратность. Продолжать учить тонировать бумагу пастелью.

III неделя

«Осеннее дерево»
Нетрадиционная техника: Набрызг.

Знакомство с техникой «набрызг». Продолжать учить рисовать деревья. Развивать чувство цвета.

IV неделя

«Домик у реки» пейзаж
Нетрадиционная техника: Монотипия.

Познакомить детей с техникой – монотипия. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность.

Октябрь

I неделя

«Дождик за окном»
Нетрадиционная техника: Рисование мятой бумагой, штамп.

Познакомить с рисованием с помощью мятой бумагой. Учить рисовать листья с помощью штампа. Развивать воображение, мелкую моторику.

II неделя

«Осенние лист»
Нетрадиционная техника: Рисование с помощью губки.

Познакомить с рисованием с помощью губки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

III неделя

«Грибы»
Нетрадиционная техника: Печать поролоном, отпечаток листьями.

Продолжать учить рисовать с помощью поролона, совершенствовать технику печатания. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. 

IV неделя

«Ежик»
Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями, штамп.

Совершенствовать технику печатания, учить дорисовывать детали фломастером.

Ноябрь

I неделя

«Моя любимая игрушка»
Нетрадиционная техника: Пуантилизм.

Знакомить детей с новой техникой, рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета. 

II неделя

«Зонтик»
Нетрадиционная техника: Пуантилизм.

Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

III неделя

«Цветы для мамы»
Нетрадиционная техника: Пуантилизм.

Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета. 

IV неделя

«Плюшевый медвежонок» 

Нетрадиционная техника: 

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки при помощи нетрадиционной техники. Продолжать учить рисовать крупно, распологать изображение в соответствии с размером листа.
Развивать творческое воображение детей.

Декабрь

I  неделя

«Зимний пейзаж»
Нетрадиционная техника: Рисование зубной пастой.

Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.

II неделя

«Морозные узоры»
Нетрадиционная техника: Свеча + акварель.

Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.

III неделя

«Елочка»
Нетрадиционная техника: Монотипия.

Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.

IV неделя

«Дед Мороз»

Нетрадиционная техника: Рисование солью.

Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования.Закрепить умения рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Развивать воображение, творческие способности. Воспитывать аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.

Январь

III неделя

«Белая береза под моим окном»
Нетрадиционная техника: 

Свеча + акварель.

Совершенствовать умение рисовать в данной технике. Продолжать учить изображать дерево в зимнее время года. Развивать чувство композиции.

IV неделя

«Зимний вечер»
Нетрадиционная техника: Граттаж.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно – белого граттажа. Учить передавать настроение тихого зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Февраль

I неделя

«Снеговик»
Нетрадиционная техника:Рисование солью.

Совершенствовать умение работать в данной технике. Учить, более самостоятельно работать в ней и проявлять фантазию. Воспитывать аккуратность.

II неделя

«Вьюга»
Нетрадиционная техника: Ниткография.

Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

III неделя

«Снегири»
Нетрадиционная техника: Рисование крупой.

Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Учить изображать птицу. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

IV неделя

«Самолет»
Нетрадиционная техника: Восковые мелки + акварель.

Совершенствовать работу в данной технике. Развивать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму и формы предмета. Воспитывать аккуратность.

Март

I неделя

«Цветок для мамы»
Нетрадиционная техника: Рисование на мятой бумаге.

Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения, умение самостоятельно подбирать цветовую гамму.

II неделя

«Весенний пейзаж»
Нетрадиционная техника: Монотипия.

Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева.

III неделя

«Волшебные цветы»
Нетрадиционная техника: 

Ниткография.

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление. Формировать умение заканчивать свой рисунок добавляя необходимые детили.

IV неделя

«Букет сирени»

Нетрадиционная техника: Рисование мятой бумагой.

Учить передавать характерные особенности цветов сирени, используя прием накладывания краски в несколько слоев (каждый следующий слой светлее предыдущего. Развивать цветовосприятие и чувство композиции.

Апрель

I  неделя

«Краски весны» (Пейзаж)

Нетрадиционная техника: Пуантилизм.

Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок. Развивать у детей творческие способности - чувство цвета, умение придумывать сюжеты на определенную тему.
Воспитывать в детях желание доводить начатое дело до конца.

II неделя

«Звездное небо»
Нетрадиционная техника:  

Граттаж.

Продолжать знакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения. Учить проявлять творческую инициативу и воображение.

III неделя

«Пасхальное яйцо»
Нетрадиционная техника: 

Рисование ватными палочками, оттиск пробкой.

Воспитывать интерес к народной культуре. Учить элементам декора, цветовосприятия. Прививать желание детям делать подарки своими руками.

IV неделя

«Волшебная страна – подводное царство».

Нетрадиционная техника: Рисование по мокрому листу.

Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. Развивать цветовосприятие и глазомер при рисовании объектов вблизи и дали. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Воспитывать воображение и творчество.

Май

II неделя

«Праздничный салют»
Нетрадиционная техника: Эбру. 

Учить изображать салют, используя технику эбру. Развивать воображение и умение дорисовывать детали на картине.

III неделя

«Бабочки на лугу»
Нетрадиционная техника: Витраж.

Учить рисовать бабочек, используя технику витража. Развивать внимание, точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги. Умение пользоваться контуром и витражными красками.

IV неделя

«Ромашки»
Нетрадиционная техника:

Граттаж

Учить изображать цветы в технике граттаж. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать самостоятельность в расположении объектов, их форм и размеров.

Четвертый год обучения.

(Подготовительная группа)

Работа с родителями.

Название.

Месяц

  1. Родительское собрание на начало года

Сентябрь

  1. Консультация «Учим ребенка рисовать»

Октябрь

  1. Конкурс на создание рисунков в нетрадиционной технике «Зима в разноцветных красках»

Декабрь

  1. Консультация «Развитие творческих способностей у старших дошкольников»

Февраль

  1. Создание подарков к выпускному балу для сотрудников ДОУ.

Апрель

Перспективный план работы кружка.

Месяц/неделя

Название.

Задачи.

Сентябрь

I  неделя

«Астры». 

Нетрадиционная техника: Рисование пластиковой вилкой.

Продолжать учить детей рисовать с натуры.
Развивать чувство ритма, эстетический вкус, творческое воображение.
Закреплять умение передавать красоту букета посредством густо разведенной гуаши, используя нетрадиционный способ рисования – пластиковой вилкой, приём прокручивания кости при рисовании серединок.

II неделя

«Фруктовые деревья». Нетрадиционная техника: 

Витраж.

Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, развивать цветовое восприятие, развивать умение использовать нетрадиционные рисования, вызвать положительный отклик на результаты своего труда.

III неделя

«Осенний листопад»
Нетрадиционная техника:   

Рисование с помощью губки.

Познакомить с рисованием с помощью губки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

IV неделя

«Веточка рябины».

Нетрадиционная техника: Пуантилизм.

Учить детей рисовать в технике пуантилизм при помощи кисточки. Уметь ритмично наносить штрихи и пятна, развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение работать аккуратно. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

Октябрь

I  неделя

«Ежик в осеннем лесу».

Нетрадиционная техника:

Тычок жесткой полусухой кистью + соль.

Продолжать знакомить с техникой рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Учить создавать образ животного, используя технику тычка.  Закрепить умение украшать рисунок, используя соль и цветную бумагу. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

II неделя

«Лукошко из осеннего леса»
Нетрадиционная техника: Печать поролоном, отпечаток листьями, пуантилизм.

Продолжать учить рисовать с помощью поролона, совершенствовать технику печатания. Развивать композиционные умения, добавлять элементы к своей композиции. Воспитывать аккуратность. 

III неделя

«Чистая планета» плакат (коллективная работа)
Нетрадиционная техника: Рисование ладошками и ватными палочками.

Закрепить технику рисования ладошками и ватными палочками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства и материалы.

IV неделя

«Осенний парк».

Нетрадиционная техника: Монотипия + листья деревьев.

Продолжать учить создавать пейзажи в техники монотипия. Дополнять свои работы листьями от деревьев, а так же использовать сухие листья для создания более выразительного пейзажа.

Ноябрь

I  неделя

+

II неделя

«Белочка в дупле»
Нетрадиционная техника: Тычок полусухой жесткой кистью + рисование по мокрому листу.

Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Создавать фон при помощи техники по мокрому листу. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.

III неделя

«Синица».

Нетрадиционная техника: Восковые мелки + акварель.

Развивать у детей творческие способности, воображение. Закреплять умение работать кистью и красками, аккуратно закрашивать белый лист бумаги. Воспитывать бережное отношение к птицам, заботиться и подкармливать их.

IV неделя

«Дикие животные».

Нетрадиционная техника: Витражи

Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, развивать цветовое восприятие, развивать умение использовать нетрадиционные рисования, вызвать положительный отклик на результаты своего труда.

Декабрь

I  неделя

«Зимняя сказка».

Нетрадиционная техника: Эбру.

Учить детей цветовосприятию и цветовыражению, через использование красок эбру. Умение создавать композиции, при необходимости добавлять цвет или перемешивать имеющийся.

II неделя

«Улицы нашего поселка».

Нетрадиционная техника: Граттаж.

Продолжать знакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения. Учить проявлять творческую инициативу и воображение. Создавать работы непохожие на другие.

III неделя

«Снежинки».

Нетрадиционная техника: Кляксография.

Продолжать знакомить детей с техникой – кляксография, закреплять умение детей дуть в трубочку и делать разводы зубочисткой.

Уметь наносить цвет на цвет, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение. Воспитать у ребенка художественный вкус.

IV неделя

«В лесу родилась елочка».

Нетрадиционная техника: Ниткография.

 

Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.

Рисование нитками.

Январь

III неделя

«Семья снеговиков»

Нетрадиционная техника: Рисование марлей.

Познакомить детей с техникой рисования марлей. Создать радостное, предпраздничное настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление.

Освоение технике рисования марлей.

IV неделя

«Морозные узоры».

Нетрадиционная техника: Витражи

Учить детей наносить контур без отрыва без отрыва от стекла и пользоваться витражными красками. Создавать образ морозных узоров, развивать воображение.

Февраль

I  неделя

«Кувшин».

Нетрадиционная техника: Рисование пеной для бритья.

Учить работать в технике рисования пеной, создавать объемные работы при помощи пены для бритья. Воспитывать аккуратность в работе.

II неделя

+

III неделя

«Мой папа лучше всех»

Нетрадиционная техника: Коллаж

Создание коллажей, использование в своей работе несколько техник нетрадиционного рисования. Дополнение своей работы элементами аппликации.

IV неделя

«Расписная игрушка».

Нетрадиционная техника: Пуантилизм

Формировать умение самостоятельно работать в техники пуантилизм. Создавать образ хохломской, гжелевской, дымковской игрушки.

Март

I  неделя

«Красивые букеты из разноцветной нитки»

Нетрадиционная техника: Ниткография.

Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования –техника - ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.

II неделя

«Цветущая ветка»
Нетрадиционная техника: 

Выдувание трубочкой.

Учить детей рисовать в данной технике. Создавать условия для экспериментирования с цветом для получения розового оттенка путем смешивания белого с красным. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

III неделя

+

IV неделя

«Пасхальный подарок».

Нетрадиционная техника: Рисование по мокрому листу, жесткой кистью, рисование солью, пуантилизм.

Продолжать учить детей работать в разных техниках. Формировать умение самостоятельно выбирать несколько техник и использовать их в своей работе. Воспитывать аккуратность в своей работе.

Апрель

I  неделя

«Одуванчики».

Нетрадиционная техника: Рисование по мокрому листу.

Закреплять умение детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Воспитывать воображение и творчество.

II неделя

«Природа отражается в воде». Нетрадиционная техника: Монотипия, рисование по сырому листу.

Совершенствовать технику рисования акварелью. Расширить возможности способа рисования по сырому с получением отпечатков, как выразительно - изобразительного средства в детской живописи. Закреплять технику рисования деревьев.

III неделя

«На берегу моря».

Нетрадиционная техника: Рисования с солью по сырой краске.

Продолжать учить приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

IV неделя

 «Космические дали».

Нетрадиционная техника:

Коллаж, набрызг.

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной технике и технике коллаж. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу.

Май

II неделя

«Весенняя фантазия».

Нетрадиционная техника: Рисование пеной для бритья.

Упражнять в рисовании пеной для бритья. Формировать умения смешивать краску с пеной и равномерно наносить на лист. Определить какими красками пользуется «Весна», развивать фантазию, воображение.

IV неделя

«Вот и лето пришло»

Нетрадиционная техника: Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.

Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Список литературы.

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18
  3. Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников» - СПб.: Детство Пресс, 2000г.
  4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  5. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет  «Цветные ладошки»  – Москва.2007.
  7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Мои пальчики рисуют» (Вторая младшая группа)

Возможность создать условия для развития мелкой моторики у детей раннего возраста и творческих способностей детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей детей, воображения, мышления, и...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Рабочая программа дополнительного образования Художественно-эстетической направленности «ШИШКОЙ, МАКОМ, КОЛОСОЧКОМ - МЫ РИСУЕМ НА ЛИСТОЧКАХ»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребен...

Рабочая программа по «художественно- творческому развитию» «Время рисовать» (нетрадиционные техники рисования) для детей 4 – 7 лет

Рабочая программа по «художественно- творческому развитию»  «Время рисовать»  (нетрадиционные техники рисования)  для детей 4 – 7 лет...

«ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «РИСУЕМ С УДОВОЛЬСТВИЕМ»

Новизной и отличительной особенностью программы «Рисуем с удовольствием» по нетрадиционным техникам рисования является   рисование картины двумя руками – детской и взрослой...