Паспорт краткосрочного проекта по декоративно-прикладному искусству "Народные промыслы России"
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)

развивать у детей познавательный интерес к руссокму декоративно-прикладному творчеству, создать условия для активного использования опыта и знаний детей в их творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dekorativno-prikladnoe_tvorchestvo.docx48.28 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

по декоративно-прикладному искусству                   «Народные промыслы России»

Подготовила

воспитатель Скляренко А.А.

Паспорт проекта

Краткосрочный проект по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы России»

Тема проекта: «Декоративно-прикладное искусство –  средство художественно-эстетического развития».

Автор проекта : воспитатель Скляренко А.А.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №6 , воспитатель, родители.

Вид проекта- инновационный.

База проекта – МБДОУ д/с №76.

Срок реализации: февраль

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи: 

  • познакомить детей с историей возникновения народных промыслов (гжельской, городецкой, хохломской росписи);
  • вызвать интерес к народному творчеству;
  • учить видеть красоту и своеобразие хохломской, городецкой, гжельской росписи;
  • учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов;
  • развивать и закреплять умения рисовать декоративные элементы;
  • знакомить детей с особенностями построения растительного орнамента; учить придумывать узоры;
  • развивать чувство цвета, композиционные умения;
  • воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Планируемые результаты проекта:

  • Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: хохломской, городецкой, гжельской росписи.
  • Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
  • Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Реализация проекта:

  • 1 этап- подготовительный;
  • 2 этап- основной;
  • 3 этап – заключительный.

Подготовительный этап: 

  • выявление  первоначальных  знаний  о   декоративном  рисовании, видах росписи;
  • сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта;
  • подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;
  • составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды;
  • совместная деятельность педагога и родителей.

Основной этап:

  • проведение тематических занятий, оформление  выставок народного быта;
  • изготовление  народных игрушек, поделок, рисунков;
  • проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных);
  • чтение сказок, былин и литературных произведений;
  • заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок;
  • разучивание  подвижных русских народных игр;
  • взаимодействие воспитатели и родителей дошкольников.

Заключительный этап:

выставка художественного творчества по мотивам народных промыслов.

Итог.
   Проведение данного проекта показало очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование из бумаги).


Список литературы

  1. Наглядно-дидактические пособия «Народное искусство – детям» Изд. «Мозаика –синтез 2016г. :
  •  «Городецкая роспись»;
  • «Золотая хохлома»;
  • «Каргопольская игрушка»;
  • «Дымковская игрушка».
  1. Пособия серии «Народное искусство – детям» альбомы для творчества Изд. «Мозаика –синтез 2016г. :
  •  «Филимоновская игрушка»;
  • «Дымковская игрушка»
  • «Сказочная гжель».
  1. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» . Учебно- методическое пособие подготовительная к школе группа. Издательский дом «Цветной мир» 2016г.

Интернет ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/08/30/podborka-stikhov-o-narodnykh-promyslakh

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/15/zagadki-o-narodnyh-promyslah

http://www.folklora.ru/2018/01/poslovicy-pogovorki-masterstvo-remeslo-professija-professionalizm.html

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

РИСОВАНИЕ

в группе старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)

Тема: «Роспись доски городецким узором».

Цель:

1. Создание образа городецкого узора на разделочной доске.

2. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью – её колоритом,

составляющими элементами.

3. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам.

Задачи:

«Познавательное развитие»:

Побуждать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомство с её цветовым строением, элементами композиции и их разнообразием.

«Художественно-эстетическое развитие»:

1. Упражнять в рисовании городецких цветов – розана, ромашки, листиков по 3 этапам: «Подмалёвок», «Оттенёвка», «Оживка».

2. Повторить приёмы смешивания красок на палитре для получения нужного оттенка.

3. Закреплять умение располагать и расписывать узор на изделии.

4. Формировать умение использовать способы «примакивания», «тычка» для создания узора.

5. Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать её.

«Речевое развитие»:

1. Формировать умение  участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушания отвечать на вопросы, выразительно рассказывать стихи.

2. Обогащать словарный запас детей: «розан», «ромашки», «купавки», «бутон», «листики», «подмалёвок», «оттенёвка», «оживка».

«Физическое развитие»:

Развивать общую моторику и координацию движений.

«Социально-коммуникативное развитие»:

Развивать игровую деятельность.

Предварительная работа:

1. Беседа воспитателя об истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.

2. Словарная работа: розан, ромашка, купава, бутон, листочки, лошадка, птицы,«подмалёвок».

3. Стих «Городец».

4. Отгадывание загадок о народных промыслах.

Формы организации совместной деятельности: партнёрская форма организации, индивидуальная и фронтальная.

Материалы к НОД: изделия народных промыслов, образец работы, конверт с разделочными досками.

Ход НОД.

 Организационный момент:

Дети входят в группу под русскую народную мелодию. Встают полукругом, здороваются с гостями:

Добрые слова не лень

Говорить нам каждый день.

Всем гостям мы скажем:

«Здравствуйте».

-  Ребята, посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы. Все изделия делались вручную. В каждое изделие мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал их изумительной росписью.

Игра «Определи росписи и подбери изделия»

Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите все предметы и выберите понравившуюся игрушку, посуду, картину.

Дети рассматривают и выбирают изделия.

Воспитатель: Назовите роспись и основные признаки.

Дети показывают изделия и описывают их.

1. Хохлома.

Хохлома родилась в селе Хохлома в Нижегородской области. Основной рисунок – травы, ягоды, листья, цветы, колосья. Цвета – золотистый, красный, чёрный, зелёный.

2. Гжель (гжельская роспись).

Гжель зародилась в селе Гжель Московской области. Сине-голубой узор, расположенный на белом фоне.

3. Дымковская роспись (дымковская игрушка).

Дымковская роспись зародилась в селе Дымково. Основной рисунок – кружочки, точки, прямые и волнистые линии, сеточки. Цвета – разные яркие.

4. Филимоновская роспись.

Филимоновская роспись зародилась в деревне Филимоново. Узор – полоски, линии. 3 цвета – жёлтый, красный, зелёный.

Основная часть. 

5. Городецкая роспись.

Городецкая роспись зародилась в селе Городец Нижегородской области.

Воспитатель зачитывает стихотворение «Городец»:

Есть на Волге город древний

По названию – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо птицы там порхают,

Будто с сказку нас зовя.

Если взглянешь до дощечки

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит.

Птицы яркие летают

И кувшинки расцветают!

-  Какие предметы расписывают городецкой росписью?

Дети: Городецкой росписью расписывают посуды, картины, мебели.

- : Какой фон изделия?

Дети: Фон жёлтый – цвет дерева.

-  Какие цвета используются в росписи?

Дети: В росписи используются розовый, красный, голубой, синий, зелёный, белый и чёрный цвета.

-  Как могут располагаться узоры?

Дети: Узоры можно расположить по центру, по бокам, сверху и снизу, загнутой линией.

-  Какие элементы росписи используют мастера?

Дети: Розан, ромашку, купавку, бутон, листья, лошадку, птицы.

Воспитатель показывает наглядности.

Воспитатель: если начали говорить про цветы, давайте превратимся в цветочки:

Физкультминутка «На лугу цветут цветы».

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (потягивание – руки в стороны)

Ветер дует иногда

Только это не беда. (машут руками, изображают ветер)

Наклоняются цветочки

Опускают лепесточки. (наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут. (потягивание – руки в стороны)

Практическая часть

-  Ребята, наши повара прислали разделочные доски без узора и попросили расписать их по образцу.

Давайте поможем нашим поварам. Рисовать будем за столами, занимайте свои рабочие места.

1 этап.

-  Начнем с эелеманта «Подмалёвок»: рисование кругов: большой круг – розан, а по сторонам маленький круг – ромашки, овальные листья.

-  Каким цветом расписан розан?

Дети: Розан розовый.

- Каким цветом расписаны ромашки?

Дети: Ромашки расписаны голубым цветом.

2 этап.

- А сейчас переходим ко второму этапу выполнения, называется «Оттенёвка», т. е на светлые круги наносятся более яркие цвета, на розовый – красный, на голубой – синий.

Начинаем с розана. На кисточку берём красную гуашь и рисуем центр розана – это маленькие кружочки – глазки. Розан окружён лепесточками, цвет которых совпадает с цветом середины цветов. Сначала лепесток делаем сверху, снизу, по бокам и между ними.

Переходим к ромашкам. Середина ромашки находится в центре цветка, центр – небольшой синий кружок. Потом начинаем наносить узкие удлинённые лепестки, используя приём примакивания. Лепестки делаем сверху, снизу, слева, справа и между ними.

3 этап.

- Завершающий – «Оживка», т. е именно после неё весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белым и чёрным цветом, прорисовывается многочисленные детали на цветках, листьях в виде усиков, штрихов, дуг (тонкой кистью, точек (тычком).

- Хотите попробовать сами

Дети: Да.

-  Для начала давайте разбудим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головой кивают.

Воспитатель: А теперь, ребята, приступайте к работе. Я уверена, что у вас всё получится.

Самостоятельная деятельность детей. (под русскую народную мелодию)

Рефлексия

Дети вывешивают свои работы на магнитную доску.

Воспитатель: Наши повара очень будут довольны вашими работами.

Молодцы!

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты Городцом

На весь мир прославилась.

Все работы хороши,

Постарались от души.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать. Затем он оценивает работу детей.

Беседы

Беседа «Виды декоративно- прикладного искусства»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах.

Предварительная работа: рассматривание изделий дымковских, филимоновских, хохломских, гжельских, городецких.

Ход беседы:

- Ребята, где ваши мамы делают покупки?

- В магазине, на базаре.

- Правильно, а вот раньше на Руси проводились веселые, шумные ярмарки.

На ярмарках торговали всем и помногу. Если мука – то мешками, если дрова- то телегами. А еще на ярмарках торговали изделиями, изготовленными своими руками.

- Изделия сделанные умельцами называли по названию той деревни или города, в котором жили мастера.

                                           « Дым идет из труб столбом,

                                             Точно в дымке все кругом,

                                              Голубые дали,

                                              И село большое « Дымково назвали»

                                              Там любили песни, пляски,

                                              Там рождались чудо-сказки,

                                               И лепили там из глины

                                               Все игрушки не простые

                                              А волшебно- расписные,

                                              Белоснежные, как березки

                                              Кружочки, клеточки, полоски-

                                              Простой, казалось бы узор,

                                              Но отвести не в силах взор».

- О какой росписи рассказывается в стихотворении?

- А как называются игрушки этих умельцев?

                                               В тихом Подмосковье

                                               Речка Гжелочка бежит

                                               Вдоль этой речки

                                               Деревенька стоит.

                                               Заросли ивы вдоль речки бегут

                                               Умельцы в той деревеньке живут.

                                               Расписную посуду они мастерят

                                               Синим, по белому чудо творят.

- О каких умельцах говорится в этом стихотворении?

- Как называют посуду?

                                         

                                               Хохломская роспись, алых ягод роспись,

                                               Отголоски лета в зелени травы!

                                               Рощи, перелески шелковые всплески,

                                               Солнечно-медовой золотой листвы!

                                               Роспись хохломская словно колдовская,

                                               В сказочную песню просится сама.

                                               И нигде на свете нет таких соцветий,

                                               Всех чудесней наша хохлома.

- Что расписывали хохломской росписью?

( сахарницы, солонки, горшки, ковшики, ложки и другую деревянную посуду)

                                               Свистульки – петушки,

                                                Глиняные зайчики,

                                                Кони вороные

                                                Гривы расписные!

                                                Всем по нраву глиняные забавы.

- О каких  мастерах рассказывалось в стихотворении?

        ( о филимоновских)

 - Почему вы так думаете?

     ( потому что они жили в деревне Филимоново и делали глиняные свистульки)          

                                                   Из липы доски сделаны,

                                                   И прялки и лошадки…

                                                   Цветами разрисованы

                                                   Как будто полушалки.

                                                   Там лихо скачут всадники,

                                                   Жар- птицы ввысь летят

                                                   И точки черно-белые

                                                   На солнышке блестят.

- Как называлась роспись, которой расписывали деревянные прялки, кухонные доски и другие изделия?  ( Городецкая)

 -Ребята, скажите, какие мастера делали глиняные игрушки?

   ( дымковские и филимоновские)

Чем отличаются дымковская барышня от филимоновской?

   ( росписью)

- У дымковской росписи ( точки, кружочки, волнистые и прямые линии).

- У филимоновской – прямые линии.

-Они по- разному лепятся : голову дымковской барышни прилепляют на конус, а голову филимоновской – вытягивают.

-после обжига дымковские игрушки, покрывают белой краской, а филимоновские игрушки становятся белыми из-за особого состава глины.

- Дымковские игрушки расписываются кисточкой, а филимоновские гусиным пером.

 - На ярмарках продавали не только игрушки сделанные своими руками, но и посуду. Из чего делали гжельские умельцы посуду?

  ( из глины)

- Какие цвета использовали при росписи посуды гжельскими мастерами?

( синий и голубой)

- На  Руси изготовляли не только глиняную посуду, а еще мастерили ее из дерева.

- Как  назывались умельцы, которые расписывали  деревянную посуду?

( хохломские)

- Какие элементы использовали в хохломской росписи?

  ( трава, цветы, листья, ягоды, птицы)

-Как называются элементы Городецкой росписи?                                                      (Городецкие изделия расписываются « розанами», « купавками», листьями, и оживляют листья и цветы черной или белой линией, которая называется          « оживкой» )

- Молодцы ребята, вы знаете,  как  отличаются  одни изделия народных умельцев от других. А вот сможете, сложить картинки дымковских  и Городецких мастеров. Сейчас мы с вами поиграем « Чья команда выложит картинку быстрее?»

- А теперь давайте вспомним, как изготавливают мастера из дымковской слободы свои изделия?

- Вначале мастера берут глину и смешивают ее  с песком, затем начинают лепить игрушки: барышень , коней , петухов .Во время лепки они все время сглаживали фигурку и места соединений водой чтобы глина не трескалась. Готовые изделия оставляют сохнуть. А в это время умельцы  растапливают печь березовыми дровами, чтобы огонь был жарче. В печь помещают фигурки для обжига. Когда в печь попадал холодный воздух, игрушки начинают звенеть ,как колокольчики.

После обжига они становились легкими ,как перышко. Когда игрушки остывали, мастера разводили мел и молоко и  покрывали фигурки этим раствором. Краски  разводили с яйцом и раскрашивали беличьей кистью. Один и тот же узор никогда не повторялся. Невозможно было найти две одинаковые фигурки. Чтобы укрепить красочный слой, изделия покрывали тонким слоем яичного. И вот яркая и веселая игрушка готова.

- Ребята, давайте вспомним, как изготовляли мастера хохломскую посуду.

- Вначале мастера вырезали  из дерева, чтобы дерево не впитывало краску, покрывали льняным маслом, натирают алюминиевым порошком                  расписывали,  еще раз покрывали льняным маслом  и обжигают , после обжига посуда становилась золотистая.

- На столе разложите последовательность изготовления дымковской игрушки и хохломской посуды.

- Молодцы, последовательность изготовления изделий народных мастеров, вы знаете, а загадки про росписи, отгадаете?

                                       

                                     Веселая белая глина,

                                      Кружочки, полоски на ней.

                                      Козлы и бараны смешные,

                                      Табун разноцветных коней,

                                      Кормилицы и водоноски,

                                      И всадники, и ребятня,

                                      Собачки, гусары, и рыбы,

                                      А ну назови-ка меня!    ( Дымка)

                                     Снежно – белая посуда,

                                      Расскажи-ка: ты откуда?

                                      Видно, с Севера пришла

                                      И цветами расцвела:

                                      Голубыми, синими,

                                      Нежными, красивыми.    ( Гжель)

                                       Резные ложки и ковши

                                       Ты разгляди-ка, не спеши.  

                                       Там травка вьется и цветы

                                        Растут нездешней красоты.

                                        Блестят они, как золотые,

                                        А может, солнцем залитые.       ( Хохлома)

                                             

- Да, загадки отгадали правильно. Посмотрите на этих птиц, к какой народно- декоративной росписи относится каждая птица.

Итог :

Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость! Мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость. Предложить детям высказать свои впечатления от  увиденного.

Беседа «Сине-белое чудо»

Цель: Познакомить детей с гжельским народным промыслом. 

Материал: Изделия гжельских мастеров, картинки с изображением посуды и других предметов, расписанных гжельской росписью, чтение стихотворения П. Синявского «Гжель».

Ход беседы:

Стихотворение П. Синявского

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветет Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Давным - давно, была найдена глина пригодная для изготовления керамических изделий.

А ещё позже появились в России первые фабрики, на которых изготавливали разнообразную керамическую посуду, кувшины для кваса, декоративные настенные тарелки, маленькие скульптуры (фигурки людей, животных).

Старые мастера любили расписывать свои изделия диковинными птицами, цветками, сценками из жизни людей.

И были все изделия так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась по всей России. И гжельскую посуду стали называть «лучшей, что делают во всей России».

Работы старых мастеров сохранились и до наших дней. Сейчас их можно увидеть только в музеях.

Но мой рассказ о Гжели, которая явилась к нам в новом, бело- синем наряде.

Много мастеров, все делают масленки, чашки, кувшины, но у всех эти вещи получаются совсем разные, непохожие друг на друга.

Любое изделие сначала зарождается в мастерской художника. Задумал художник создать чашку. Какой она будет? Невысокой и круглой. Прямой, как стакан. Похожей на бочонок. И ручки для чашки придумал удобные: фигурные, затейливые.

Но главное- роспись. Придумал и все нарисовал на бумаге. Красиво получилось!

Затем художник вылепил чашку из пластилина, чтобы все увидели, какой она будет.

Вот теперь её можно отправлять на завод.

На заводе, одни мастера делают по образцу художника форму чашки, другие- расписывают её, третьи- отправляют в специальную печь для обжига. И лишь тогда чашка готова.

Сколько художников, столько и разных по форме чашек. Но в одном они одинаковы- в цвете: бело- синем. 

Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок, который называется «гжельская роза». Есть крупные и маленькие, разбросанные по поверхности чашки или масленки. То мы видим букет из нескольких роз, то лишь лепестки.

Чего только не делают в Гжели!

Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, подсвечники, сахарницы, масленки.

Кружки, все необычной формы, с крышками украшенными фигурками и без крышек, с витиеватыми ручками. То по ним шагает сказочная птица, то изображен гжельский заводик.

А чайники! На одном – изображена сценка «Чаепитие», а другой- раздуло от важности, такой он пузатый. Лепестками розы украшен верхний край чайника и крышка.

Гжельские художники дают названия своим произведениям. Масленка «Рыба-кит», как будто кит плывет по волнам. А на спине сказка: город с башенкой и церквушкой, и добрый молодец скачет на коне, а за ним бежит собачка.

Масленка «Колокол», её крышка напоминает колокольчик, на верху которого сидит птичка. Кажется, что откроешь крышку- птичка улетит и раздастся мелодичный звон.

Масленка «Лужок»- разукрашена травкой и цветами.

Всякую вещь сделанную в Гжели можно долго рассматривать, и о каждой можно сочинить сказку или рассказ.

Итог беседы:

Ребята, как вам кажется можно назвать гжельскую посуду «Лучшей из всех делаемых в России»?

- Конечно, можно, Гжель несет в себе национальные черты России, в ней выражен народный характер.

Беседа  «Золота хохлома»

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла  хохломой.

Ход беседы

Воспитатель:  Раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.

У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)

Традиция – слово не русское, оно переводиться с латинского как слово «передача», то есть традиция это то, что передается от одного человека  к другому. Есть традиции, которые возникли давным-давно и сохранились до наших дней.

Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая  она яркая, нарядная. Это хохлома.  Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищение – ОХ! И восторженное  АХ!  А как же все начиналось? 

Сказ  о "Хохломе"

Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок хохломы. 
Рассказывают, жил в давние  времена в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он себе дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы  дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…

В окрестностях города Нижний Новгород,  находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …

Дети хором: Хохлома.

В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается это совсем не просто.

Алгоритм изготовления хохломских изделий:

  1. Вытачивание изделий на станке.
  2. Покрывают тонким слоем глины.
  3. Протирают наждачной бумагой.
  4. Покрывают специальным составом для деревянных поверхностей (олифят).
  5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком.
  6. Мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи.
  7. Покрывают изделие специальным лаком. Под воздействием температуры лак желтеет, тогда и появляется этот восхитительный блеск.

 Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое, давайте внимательно ее рассмотрим.

Основной рисунок – ягоды, листья, цветы и, главное, трава

Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова Кудри» - вьющиеся волосы).

Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»?

«Травка» - черно-красная трава по золотистому фону - считается классической для хохломского художника.

А какие узоры использовал художник?  (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы.)  А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения   Жар птиц, рыбок.

 

Итог беседы:

Предложить детям высказать свои впечатления от  увиденного.

Посуда какая? (красивая, нарядная, золотая, сказочная, восхитительная, удивительная, яркая, радует глаз, узорчатая, праздничная, замечательная, служит для красоты) .

Ребята, какое настроение у вас вызывает, когда вы смотрите на эту хохломскую посуду? (радостное, веселое от яркости и нарядности) Ребята,

Какие цвета для узоров выбираю мастера? (золотой, черный, красный)

Ребята, какими узорами украшают мастера свою посуду? (веточки, цветочки, кустики). Дети рассматривают узоры на посуде

В современном мире люди используют хохломскую роспись для украшения различных изделий.

Беседа «Дымковская игрушка»

Цель: формировать патриотические чувства и уважение к истории русского народа через знакомство с народной дымковской игрушкой.

Ход беседы:

Давно это было, о том еще моему дедушке прадедушка сказывал. На правом берегу широкой реки Вятки с глубокой древности стоит Дымковская слобода, совсем недалече от города Вятки (ныне города Кирова). Исстари в слободе селился люд мастеровой - печники да игрушечники. Мастера-игрушечники лепили дымковские игрушки из красной глины, которую собирали по берегам реки. Готовые дымковские игрушки несколько дней сушили. Потом обжигали в печи, остужали и выбеливали мелом, растворенным в молоке, а уже потом украшали узорами.

Старые люди поговаривают, что и свое название Дымковская слобода получила потому, что в ней по утрам над каждой избой вился дымок из русских печек, когда мастера обжигали игрушки, которые весной везли в город Вятку на праздник Свистопляски.

Откуда же пошла традиция празднования местного праздника? В те времена не спокойно было на Руси. Однажды по реке к городу Вятке подошли враги, несметное множество кочевых полчищ. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда Вятичи, так звали людей, живущих по берегам реки Вятки, измыслили хитрость. Все жители города получили по глиняной свистульке. Подкравшись к вражескому стану ночью, они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой особый праздник Свистопляски. Позже древний праздник Свистопляски превратился в праздник Свистунья, а в наши дни в ярмарку Свистунью.

В этот день на городских валах и на базарной площади собирались горожане от мала до велика и свистели изо всех сил в глиняных уток и свинок. Выбор игрушки-свистульки был не случаен каждая свистулька имела свой магический смысл. Так свистулька-медведь своему обладателю, хозяину, «давала» богатырскую силу, баран - счастье, а корова - достаток. К сожалению, со временем люди забыли, какую магическую силу имеет образ той или иной игрушки-свистульки, но и в наши дни по традиции на ярмарке не только продаются дымковские свистульки, но и летит над городом, звонкий веселый свист.

Так и прославились своим ремеслом дымковские мастера-игрушечники по всей России-матушке!

Что же изображали в своих изделиях дымковские мастера? Первыми появились игрушки-свистульки, изображающие животных - это свинки, медведи, бараны с золотыми рогами, лошадки, козлики, уточки, петушки, гуси, индюки. Далее к фигуркам животных добавился женский образ - женщина с младенцем на руках. Дело в том, что после битвы с кочевниками осталось много вдов с детьми на руках. Поэтому появилась традиция: все сборы, вырученные с продажи игрушек передавать на содержание вдов, сирот, немощных и нуждающихся.

Дымковские мастера постоянно ищут новые образы для дымковской игрушки. К дымковским няням добавились фигурки водоносок, дам-модниц, птичниц, купчих. Появились мужские образы - офицеры, франты, продавцы пирогов. Кроме младенцев - детишки, разного возраста и пола. Вот скачет всадница на разгоряченном коне, хозяюшка хлопочет у печи, семья пьет чай за столом. А это что за звон и стук? Это стремительно мчится экипаж! Ямщик умело управляет лошадью, а в экипаже барыня-модница с офицером. По водной глади дымковские франты катают барынь на лодках. Пестрая сказочная карусель, скоморох, едущий на свинке, вызывает звонкий смех, галдят дети, скатывающиеся с горы на санках...

Дымковскую игрушку легко узнать среди других народных игрушек.

Она выделяется своим белоснежным фоном, по которому мастера наносили простые геометрические узоры. Это круги, кольца, точки, полосы, линии, ромбики, овалы, черточки. Дымковские мастера расписывали игрушки в добрый десяток ярких цветов: красный, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый, зеленый... и даже золотили блестками. Кажется, что в облике каждой дымковской игрушки невольно находит своё отражение природа тех мест, где она родилась. Представляешь заснеженные сугробы, мороз, румянец украшает лица людей. На фоне освещённого снега особенно ярко звучит цвет одежды.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. И в наши дни дымковской игрушки делают вручную в отличие от других народных промыслов. Каждая игрушка уникальное произведение искусства, у каждой свой особый характер. Злому образу серого волка дымковские мастера предпочитают образ доброго барана или гордого красавца оленя. Дымковская собачка - это веселая, безобидная дворняга. Медведь - музыкант, играющий на балалайке или гармошке. Гордая красавица, барыня-модница кокетливо вскинув головку, не спеша прогуливается под ручку с бравым офицером. А рядом степенно идет няня, окруженная гурьбой ребятишек.

Как и в древности, дымковские фигурки не были детской забавой, свистульки делали для местного праздника, а нарядными статуэтками украшали комоды и полки с посудой, так и в наши дни фигурки из Дымково служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой, и на душе становится теплее.

Воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию своего рассказа.

Воспитатель:

Вопросы по теме беседы:

  1. Почему поселение, слободу назвали Дымковской? (По утрам над каждой избой вился дымок из русской печки.)
  2. Из какого материала лепили свои игрушки мастера Дымковской слободы? (Мастера лепили игрушки из глины.)
  3. Как подготавливали дымковскую игрушку для росписи? Назовите этапы подготовки игрушки к росписи. (Готовую дымковскую игрушку несколько дней сушили. Обжигали в печи, остужали, выбеливали мелом, растворенным в молоке. А уже затем расписывали узорами.)
  4. Как спасли простые дымковские свистульки жителей города Вятка от врага? (Подкравшись к вражескому стану, жители подняли отчаянный свист. Враги подумали, что их окружают подоспевшие на выручку дружины и убежали.)
  5. Как назвали жители свой особый праздник, в честь этого события? (С тех пор горожане отмечают свой особый праздник Свистунья.)
  6. Кого изображали в своих изделиях дымковские мастерицы? (Сначала изображали животных - уточки, свинки, медведи, бараны и др. Потом появились няни, барышни, водоноски, купчихи. К ним добавились мужские образы - кавалеры, офицеры, мужики, франты и образы детей разного возраста.)
  7. Из каких частей, элементов, состоят геометрические узоры дымковских изделий? (В росписи дымковских игрушек встречаются круги, овалы, кольца, точки, полосы, линии, ромбы, черточки.)
  8. Какие цвета использовали дымковские мастерицы для росписи игрушек? Назовите цветовую гамму дымковских игрушек. (Дымковские мастерицы расписывали игрушки в добрый десяток цветов — красный, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, зеленый…и даже золотили блесками.)
  9. Для чего покупают люди весёлую, озорную дымковскую игрушку? (Свистульки делают для местного праздника, ярмарки Свистуньи, а фигурками украшают свои жилища.)

Итог:

Дымковская игрушка делается из глины вручную. Простые геометрические узоры и яркие краски делают её нарядной и праздничной. Вспоминая историю её появления, мы знакомимся и с историей нашей Родины.

Вот почему дымковская игрушка покорила не только сердца россиян, она полюбилась и зарубежным гостям и стала популярным русским сувениром, визиткой карточкой России.

Беседа «Филимоновская игрушка»

Цель: формировать патриотические чувства и уважение к истории русского народа через знакомство с народной филимоновской игрушкой.

Ход беседы:

Давным-давно в Тульской области появился русский художественный промысел. Название свое он получил от деревни Филимоново, где жили умелые мастерицы. Деревня находится недалеко от залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что в этих местах жил дед Филимон, он и делал игрушки. Мужчины изготавливали из нее посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Семьи мастеров продавали свои изделия на базаре.

В основном игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить «свистушки». Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали наярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.

Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее мастерицы вытягивают всю фигурку сразу, при этом способе лепки игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина «салится», и тогда приходится снова «подтягивать», приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не «замрет». После обжига игрушку начинают расписывать. Сначала наводят желтые полос_и и пятна. Потом обводят их красным «перышком», потом зеленым, синим, иногда фиолетовым Кроме того, мастерицы «играют» цветом. Ложится синий мазок на желтый - получается зеленый, красный на желтый дает, как здесь говорят, «жирный» (оранжевый). Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко»; сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник -землю, елочки и ростки - символы растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека с природой. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос, Налепов в филимоновской игрушке мало. Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем достигают особой выразительности образа.

Игрушки мастеров приобретают удивительную форму: они вытягивались, потому что глина быстро покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Все готовые игрушки получаются белого цвета, поэтому волшебницы-мастерицы расписывают свои игрушки яркими красками, которые замешиваются на яйце. Наносят краски куриным пером. Игрушки получаются яркими и веселыми. Животные расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.

Филимоновские игрушки трудно спутать с какими-либо другими. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками, Например, у барынь высокие колоколообразные юбки, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше; маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен бесхитростный орнамент: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.

Забавны игрушки, изображающие длинноногих вытянутых солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют фантазией мастера, например, чудище с головой оленя: и руках у него курица, на спиние сидит индюк. А на хвосте - цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки - животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, короткие ноги придают всем фигурам особую устойчивость. Все эти игрушки очень веселые, а если их много - это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, невольно радуешься».

В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Фигурки лепят вручную, затем несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски, разведенные на яйце.

Старейшие мастерицы, сохраняя традиции промысла, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Филимоновские игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты. Танцующие пары, наездники на лошадях, животные - коровы, бараны, лошадки, медведи, птицы - куры, петухи и др.

Мы с вами будем знакомиться с игрушками народных умельцев. Возможно кто-то из вас тоже будет известным мастером, который будет радовать детишек своими поделками.

Итог:

Предложить детям высказать свои впечатления от  увиденного.

Беседа «Городецкая роспись»

Цель: ознакомление детей с городецкой росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами, традициями русского народа.

Ход беседы:

Городецкая роспись появилась больше 100 лет назад в деревнях по реке Узоле, а продавать свои изделия мастера приезжали в старинное село Городец (основанное в 1152г. Юрием Долгоруким). По названию этого села и стала называться роспись Городецкой. А как она появилась?

Городецкие леса очень богаты и поэтому местные жители все в основном делали из дерева, начиная от кораблей и заканчивая игрушками. Свои дома они украшали глухой резьбой так, что их дома превращались в терема. Посуда у них тоже была деревянной. Из дерева вырезали сани, мебель, колыбельки для младенцев, игрушки, а также орудия труда: рубели, вальки, веретена, прялки.

Прялка – это приспособление для прядения шерсти. Состоит она из донца, на которое садится пряха; в донце есть специальное отверстие – копылок, в которое вставляется гребень, а на гребень насаживается шерсть. После работы пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно служило украшением. Донце было гордостью каждой девушки и женщины, поэтому его старались как можно лучше украсить. Вначале мастера украшали донце резьбой, но городецкие донечники (так называли мастеров, изготавливающих донца прялок) всегда искали что-то новое. Поэтому стали использовать в своей резьбе инкрустацию.

На дне реки Узолы было много мореного дуба или «топляка», как его называли. От долгого лежания в воде дуб становился очень прочным и приобретал красивый черный цвет. Донечники вырезали из мореного дуба фигурки темного цвета и вставляли в сделанные заранее углубления в донцах. Этот способ украшения и назывался инкрустацией. Но резьба, а тем более инкрустация была очень долгой и трудной работой, поэтому некоторые мастера стали использовать в своей работе роспись.

Городецкая роспись выполнялась в три этапа: сначала делался замалевок, затем прокладка и оживка. Для замалевка использовались все краски кроме белой, черной, желтой и зеленой. Замалевки оттенялись прокладкой темного или черного цвета, и в конце наносилась оживка белого или желтого цвета.

И вот уже зацвели яркие городецкие цветы: сказочные розаны и нежные купавки. Пройдется мастер по работе еще раз, и лягут везде гибкие листья, дополняя рисунок. Но не только цветы использовались в городецкой росписи, а также сказочные, тонконогие кони, райские птицы, гордые петухи. А еще мастера любили изображать сцены из жизни людей. Лица при этом писались однотипно: сначала наносился белый кружок, на котором быстрыми движениями кисти рисовались тонкие дуги-брови, черточки-глаза, дуги-губы.

В городецкой росписи свои правила, свои законы, которые складывались годами. В ней используются определенные элементы, которые отличают эту роспись от других. Сейчас я предлагаю освоить основные элементы.

Итог:

С каким народным промыслом вы сегодня познакомились?

Когда и где он зародился?

На каких предметах впервые ее стали использовать?

Какие элементами росписи вы сегодня познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по декоративно-прикладному искусству "Народные промыслы"

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.  Культурное наследие народа – о...

ПРОЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В ДОУ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Вид проекта: долгосрочный (месяц). Сроки: Ноябрь 2017 – апрель2018. Тип проекта: познавательно - творческий. Участники проекта: воспитанники старшей группы 6-7 лет, родители, воспитатель. Актуал...

Паспорт проекта Краткосрочный проект по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно -прикладного искусства и с народными традициями. Через знакомство с народным  декоративным-искусством , котор...

Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "

Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "...

Краткосрочный проект в подготовительной группе "Народные промыслы России"

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями....

Проект по декоративно прикладному искусству"Народные промыслы"

Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем....