Специфика применения разнообразных видов и технологий аппликации на занятиях с детьми дошкольного возраста.
статья по аппликации, лепке

Селиверстова Татьяна Николаевна

Барышева Т.А. выделяет такие виды аппликации: – предметная, которая состоит из отдельных изображений (например, дерево, дом, ветка, птица, насекомое, цветок, животное и т. д.); – сюжетная, которая отражает те или иные события; – декоративная, которая включает в себя орнаменты, узоры, используемые для украшения всевозможных предметов В аппликации развивается не только творчество, но и мышление, наблюдательность, трудолюбие, воспитывается любовь к природе. Когда ребенок своими руками творит, и видит результат своего труда, он начинает испытывать положительные эмоции и появляется желание создавать еще и еще, чтобы порадовать не только себя, но и своих близких. Аппликация учит ребенка терпению, упорству, развивает фантазию, воображение и формирует эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seliverstova_1_statya_1.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Селиверстова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 138» городского округа город Воронеж

Специфика применения разнообразных видов и технологий аппликации на занятиях с детьми дошкольного возраста

Барышева Т.А. выделяет такие виды аппликации:

– предметная, которая состоит из отдельных изображений (например, дерево, дом, ветка, птица, насекомое, цветок, животное и т. д.);

– сюжетная, которая отражает те или иные события;

– декоративная, которая включает в себя орнаменты, узоры, используемые для украшения всевозможных предметов [1, с. 78].

Мы рассмотрели работы С.В. Астраханцевой, которая выделяет следующие смешенные техники аппликации:

1. Использование для аппликации яичной скорлупы и раскрашивание ее впоследствии (или нанесение краски на фон).

Это один из самых дешевых видов творчества, материал найдется в каждом доме, при чем можно использовать скорлупу как от вареных яиц, так и от сырых, ее цвет также не имеет значения. Яичная скорлупа используется для творческой работы в технике кракле, это когда отдельные кусочки наклеиваются на поверхность в виде мозаики. Перед наклеиванием скорлупку необходимо распрямить так, чтобы она разломилась на множество маленьких кусочков, которые крепятся между собой тонкой пленочкой, находящейся с внутренней стороны. Кракелюры – трещинки образуют на различном материале необычные сетчатые узоры, но они почти незаметны, но при покрытии скорлупки лаком или краской сразу же проявляется рисунок, и самая обычная яичная скорлупа превращается в прекрасный материал для творческой деятельности ребенка.

Техника кракле очень древняя. В восточной лаковой живописи мастера наклеивали яичную скорлупу в тех фрагментах рисунка, где нужно было изобразить скалу или каменную стену, покрытую трещинами, а например, россыпью мелких цветных скорлупок в точности можно было передать цветение садов весной.

Также яичную скорлупу можно использовать при декорировании различных предметов – ваз, тарелок, бутылок, шкатулок, рамочек для картин и фотографий. Для такого рода материал характерна пластичность в работе, мелкими кусочками можно заполнить самые сложные узоры и места в композиции. Работа в такой технике не сложная, оформить можно любую поверхность – от дерева и металла до картона и стекла, но достаточно кропотливая. После наклеивания на основу яичной скорлупы наносится цвет, тем самым происходит смешение техник – изобразительной деятельности и декоративной.

2. Смешение техник аппликации из цветной бумаги и ваты, ватных дисков или тополиного пуха.

Для смешения техник аппликации из цветной бумаги и ваты, ватных дисков и тополиного пуха характерна однотонность, объемность, изящность, воздушность, оригинальность и необычность, работы напоминают гризайли. Основу поделки можно сделать из цветной бумаги или бархатной бумаги, так же бумагу можно использовать для приклеивания декоративных элементов. Темы смешанной аппликации данных техник могут быть разнообразны, это животные, птицы, растения с пушистой фактурой: одуванчики, утята, лебеди, цыплята, зайчата, белые медведи. Проще делать аппликации с черно-белых рисунков или контрастных фотографий. С помощью этой аппликации можно составлять сюжетные композиции, особенно удачно получаются зимние пейзажи, березовые рощи и белые медведи (композиция «Умки»).

Из ваты можно скатать маленькие шарики и выложить, к примеру, пуделя или барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты – облака, снегопад, из ватных дисков и из половинок можно сделать цыплят, утят, разные цветы, снеговика.

Если вату или ватные диски подкрасить акварелью либо гуашью, то простор для творчества увеличивается в несколько раз [7, с. 178].

3. Смешение техник: рисование пальчиками или ладошкой и тестопластика. Это создание плоскостных изображений (картин) с помощью соленого теста, бисера и пайеток. Из теста делаются отдельные элементы, украшаются бисером, пайетками или не украшаются, высушиваются, детали соединяются в задуманное изображение и приклеиваются на твердую основу, затем тесто аккуратно раскрашивается красками или гуашью. Например, так можно сделать корзину с грибами или осенний натюрморт.

Для этого вида рисования требуется гуашь, которую предварительно нужно немного развести в мисочке. Для нанесения краски на ладонь можно ещё использовать жёсткую кисточку для того, чтобы одновременно делать массаж, который положительно влияет на развитие речи ребенка.

4. Рисование листьями (соединение техник использования природного материала и изобразительного искусства). Для этого вида рисования нужна гуашь и свежие листья. С помощью мягкой широкой кисти гуашь наносится на листочки, затем окрашенной стороной кладут на плотный альбомный лист бумаги, прижимают, аккуратно снимают и на бумаге остается цветной отпечаток растения. В этой технике можно рисовать разнообразные композиции, а также можно брать отпечаток за основу и дорисовывать задуманное изображение красками, карандашами, фломастерами или дать ребенку возможность пофантазировать.

5. Техника «гризайли» (или рисование мягкими материалами) и бумагопластика. Для этого вида рисования требуется уголь, сангина, сепия, соус, мел, сухая пастель. Сепия, сангина и соус измельчается и разводится водой для гризайли. Это особый вид живописи, который выполняется тональными градациями, как правило, одного цвета (цвет сепии или серый), при чем, надо отметить, что учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Мягкие материалы рекомендуется растирать ватными палочками и закреплять лаком для волос.

Техника оригами или бумагопластика. Это древнее искусство складывания фигурок из бумаги с применением графических навыков. Полученные фигурки раскрашиваются карандашами, фломастерами или можно дополнить аппликацией. Доступно детям старшего дошкольного возраста, особенно большое удовольствие доставляет им украшение готовых поделок. Оригами («сложенная бумага»). Так называется один из видов декоративно-прикладного искусства, пришедшее к нам из древности, это складывание фигурок из бумаги. Для работы в стиле классического оригами используется квадратный лист бумаги, без применения клея и ножниц, который складывается последовательно и получается задуманная фигура, например, лисенок, мордочка собаки, кошки, рыбка, кораблик, самолет и многое другое. Затем ребенок может цветными карандашами дорисовать недостающие детали или раскрасить по своему желанию.

6. Рисование точками, точечными мазками («мозайка») или рисование в технике пуантилизма (фр. pointillisme – «точечность») с дополнением в технике квиллинга. Для этой техники рисования используются ватные палочки или карандаши с резинкой на конце, гуашь или акварельные краски. Яркие, контрастные цвета наносятся отдельными точками перпендикулярно плоскости листа при помощи ватных палочек, и подразумевается, что «мозаика» красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза, т.е. если человек смотрит на картину вблизи, то рисунок совсем не виден, но если посмотреть на нее издалека, то изображение видно целиком. Например, если мы решили нарисовать дерево, то на ствол можно нанести красные, оранжевые, зелёные, жёлтые точки и получим в итоге глядя издалека коричневый цвет, если на крону наносим жёлтые и синие точки, получаем зелёный цвет, а если нанести красные и желтые точки, то увидим изображение осеннего дерева.

Техника квиллинга или бумагокручение. Ее придумали монахи в средние века, они обрезали края книг с позолотой и накручивали на концы перьев птиц, образовывалось что - то схожее с золотой миниатюркой, отсюда произошло и название техники (англ. quill – птичье перо).  Это увлекательная техника декоративно – прикладного искусства, в ходе которой создаются плоские или объёмные картины из скрученных в спиральки полосок бумаги. Для работы необходимы длинные и узкие полоски цветной бумаги, клей, маленькие, ножницы, стержень для накрутки «роллов», пинцет. Квиллинг – это мастерство бумагокручения. Плоские или объемные композиции в этой технике создаются из скрученных в спиральки длинных и узких полосок цветной плотной бумаги. Этот вид творчества сложный, доступен только старшим дошкольникам.

7. Рисование тушью с аппликацией из пуговиц. Это вид рисования делится на: 1) рисование пером. Пером рисуются четкие, тонкие линии или контурные линии, затем выполняется штриховка. Этот вид рисования доступен детям подготовительной группы, рука подготавливается к письму; 2) рисование кистью. Эта свободная техника, схожая с процессом рисования акварельными красками, только вместо нее используется тушь. Если смешивать разные пропорции туши с водой, то рисунок можно нарисовать с мягкими переходами в цвете; 3) рисование палочками. Зачастую для этого вида «черно – белого» рисования используются липовые палочки, потому что они мягкие и легкие в обработке. Если палочку сломать, то получаются толстые и небрежные линии, такие рисунки сложные, мрачноватые, в детском саду применяются крайне редко. Иногда используют палочки для ногтей.

Аппликация из пуговиц. Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно, по шаблону, вырезают нужное изображение (предмет), наклеивает его на основу или можно оставить так, если использовался плотный картон, затем наклеивают пуговицы, как украшение, сначала используют большие пуговицы, потом маленькие. Дошкольникам младшего возраста даются готовые, вырезанные из картона изображения, например, бабочка, сова, петушок, улитка. Можно с помощью пуговиц и цветной бумаги создать сюжетную аппликацию («рыбки в аквариуме», «воздушные шарики над цветочной лужайкой» и т.д.). Так обычные пуговицы   выполняют важную функцию — являются средством развития мелкой моторики у воспитанников, и способствуют развитию у них творческого начала. Такие работы делаются очень быстро, дети не успевают уставать и заметно развивается образное мышление и фантазия.

8. Смешение техник рисования «кляксография трубочкой» с аппликацией из цветной бумаги или природного материала. Эта техника представляет собой раздувание акварельной краски или туши трубочкой. На белый альбомный лист бумаги или готовый тонированный фон в нижней части наносится капля краски, и ребенок дует в трубочку на нее, как будто проталкивая ее вперед, при этом трубочку нужно покачивать из стороны в сторону, для того чтобы получились цветные «ответвления» от капельки. Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд. Затем можно пофантазировать и дорисовать «кляксу или оформить аппликацией из цветной бумаги или из природного материала.

9. Рисование или аппликация из цветного картона, бумаги и природного материала на камнях «Забавные камешки». Это роспись камешков гуашью и превращение их в поделки из подручных материалов с помощью техники аппликации. Получаются необычные изображения животных, насекомых, рыбок или камень просто украшается узором. Подобное творчество относится к экономным и доступным видам детского художественного искусства, развивает мелкую моторику рук, цветовое восприятие, воображение и способствует познанию окружающего мира. Для работы требуются следующие материалы: чистые просушенные камни разных размеров и формы, гуашь, кисточки разной толщины, простой и белый карандаш, ластик, клей ПВА и лак для волос, цветная бумага, картон, мелкий природный материал.

10. Аппликация из ладошек и наклеивание ее на фон в технике воскографии. Ребенок с интересом обрисовывает свою ладошку, вырезает ее самостоятельно или с помощью взрослого, приклеивает на основу и дорисовывает, или также доклеивает нужные элементы. Дети с удовольствием фантазируют. К примеру, может получиться лебедь, еж, цветок, жар – птица, осьминог и т.д.

Рисование в технике воскография. Для этого вида рисования нужна белая, плотная, тонированная бумага, свеча, смесь ПВА с тушью или гуашью. Бумага натирается свечой, покрывается подготовленной смесью, высушивается и задуманный рисунок процарапывается палочкой.

11. Накладная аппликация и модульная аппликация. Это техника, которая дает возможность получить многоцветное изображение. Педагог задумывает образ и ставит перед детьми задачу последовательно создавать его способом накладывания и наклеивания деталей слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру. Например, очень красивым получатся «пушистый рыже- белый котенок».

Модульная аппликация или мозаика. Изображение получается при такой технике путем наклеивания множества одинаковых форм. За основу для модульной аппликации берутся вырезанные геометрические фигуры (кружки, квадратики, треугольники), но можно использовать просто рваные бумажки. Например, очень интересными получаются в этой технике гусеницы, божьи коровки, рыбки, веселый краб и т.д.

12. Симметричная аппликация и ленточная аппликация. Для создания симметричных изображений ребенок должен заготовку (квадрат или прямоугольник) из бумаги сложить пополам и держа за сгиб, вырезать половину изображения. Такой вид аппликации доступен детям старшего дошкольного возраста, владеющим уже хорошо ножницами.

Ленточная аппликация. Эта техника позволяет получить много одинаковых изображений, которые могут быть разрозненны или связанны между собой. Ребенок должен взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать задуманное изображение. К примеру, «хоровод вокруг елочки», «веселые снеговики».

13. Смешение техник силуэтной аппликации с торцеванием. Этот способ доступен только детям старшего дошкольного возраста, хорошо владеющими ножницами. Воспитанники вырезывают сложные силуэты по нарисованному воспитателем или собственному воображаемому контуру. В этой технике хорошо работать по теме «Животные».

Торцевание — это «бумажное рукоделие». В этой технике создаются необычные объёмные картины, открытки, панно, декоративные элементы интерьера. Торцевание характеризуется эффектом «пушистости» и простотой выполнения.

14. Коллаж («приклеивание»). Так называют технический приём, суть которого заключается в творении живописных или графических произведений способом наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и строением материалов. В новом словаре методических терминов и понятий коллажем определяется, как произведение, полностью выполненное в этой технике. Его используют, когда нужно создать эффект неожиданности от сочетания разнородных материалов и ради эмоциональной насыщенности.

15. Аппликация из салфеток. Обычные белые, красные, голубые и другого цвета однотонные салфетки могут выступать интересным материалом для детского творчества. Дети отрывают кусочки салфетки, катают из них шарики и наклеивают заданное изображение, или просто отрывают кусочки и как дополнение к традиционной аппликации украшают работу, например, снег, снежинки, капли дождика и т.д. Плюсы такого творчества: это работа без ножниц, поэтому работать можно в этой технике начинать с младшей группы, развитие мелкой моторики пальцев рук и развитие тактильного восприятия, так как салфетки могут быть разной фактуры.

16. Аппликация из гофрированной бумаги, которая считается «поделочной», она мягкая, нежная, приятная по фактуре и яркая, что очень привлекает дошкольников и они с удовольствием работают с ней на занятиях.  Это замечательный декоративный материл, из которого можно сделать различные декорации и костюмы, оригинальные игрушки, новогодние гирлянды и букеты.

17. Рисование акварельными карандашами или мелками и аппликация из соломы. Задуманное изображение рисуется на альбомном листе цветными карандашами, а затем размывается водой при помощи ватных палочек или кусочком губки, можно просто мокрым пальчиком. Аппликация из соломы. Это нестандартная и необычная техника, такие работы «блестят как золото», потому что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна, которые способны максимально отражать свет только в определенном положении. Такую аппликацию могут выполнять только старшие дошкольники, создаются картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки и рамки для фото.

Мы рассмотрели только некоторые виды смешенных техник, в практическом применении в ДОУ их гораздо большее количество. Перечислим еще несколько техник, которые можно соединить в смешанные техники.

1. Тиснение или «техника Эмбоссинг». Тиснение - это техника художественной обработки тонкой кожи, листового металла, некоторых видов тканей, например, бархата, также картона, фольги, что используется в условиях детского сада гораздо чаще, с целью получения на их поверхности рельефных изображений путем «механического выдавливания».

2. Рисование в технике набрызг. Для этой техники используют зубные щётки, гуашь, расчёски, гребни, может потребоваться силуэтный трафарет. Краску набирают на кончик щетки, наклоняют ее над альбомным листом бумаги и проводят кусочком твердого картона или расческой (гребешком) по ворсу, в результате чего «красочные» брызги разлетаются по чистому листу. Используя эту технику, к примеру, можно нарисовать праздничный салют, звездное небо, утренний туман, дождливый день и т.д. На занятиях с детьми возможен еще такой вариант работы: вырезается любой силуэт, например, одуванчики, ели, ваза с цветами, бабочки, кладется на лист бумаги и разбрызгивается краска, затем силуэт убирается и останется след, отпечаток, который по желанию можно дополнить или подрисовать недостающие линии кисточкой. Такая техника вызывает у дошкольников большой интерес, рисунки получаются очень необычными и загадочными.

3. Рисование в технике фротаж (франц. «frotter» — «тереть, протирать»). Суть этой техники заключается в следующем: под листок бумаги нужно положить какой-нибудь рельефный предмет и начать закрашивать его сверху пастелью, через несколько минут работа готова. Главная сложность - найти интересный рельеф и грамотно подобрать цвета, чтобы изображение эффектно смотрелось на бумаге. Идея применения фротажа в детском саду состоит в том, чтобы переводить на бумагу лишь отдельные, подобранные педагогом, рельефные элементы, а затем ребенок самостоятельно или по замыслу взрослого дополняет рисунок красками, карандашами или фломастерами. Это техника «свободных ассоциаций», ее открыл Макс Эрнст (1891 -1976) 10 августа 1925 года. Он был ведущим сюрреалистом, стремившимся подсознательно в своих работах передать реальность окружающего мира посредством свободных ассоциаций. Создавая свои уникальные образы, художник использовал предметы, фактура некоторых была необычна, и, казалась не применима в рисовании, например, ржавая консервная банки, отдельные виды тканей, перья, ракушки, кожа, кора деревьев, наждачной бумага, засохший хлеб.

4. Возможно получение только одного отпечатка, отсюда и название, имеющее греческое происхождение (monos – один, tupos – отпечаток) - монотопия. Она делится на: 1. предметная монотопия дает возможность рисовать симметричные предметы непривычным способом, например, бабочку, божью коровку, цветок; 2. пейзажная монотопия дает возможность изображать пейзаж, окружающую природу и получать оттиск в зеркальном отображении, т.е. можно получить рисунок с «отражением в воде». Отпечаток получается только один.

5. Техника акварели Аля-прима. Для этой техники используются акварельные краски, масленая пастель, восковые мелки, свеча. Рисунок выполняется в следующей последовательности: сначала на альбомный лист бумаги задуманное изображение наносится свечой, пастелью или восковой мелками, а потом аккуратно закрашивается широкой мягкой кистью, ватным тампоном или губкой.

Таким образом, развивается не только творчество, но и мышление, наблюдательность, трудолюбие, воспитывается любовь к природе. Когда ребенок своими руками творит, и видит результат своего труда, он начинает испытывать положительные эмоции и появляется желание создавать еще и еще, чтобы порадовать не только себя, но и своих близких. Аппликация учит ребенка терпению, упорству, развивает фантазию, воображение и формирует эстетический вкус.

Список использованной литературы

  1. Аронов А.А. Загадки творчества: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.А. Аронов – Москва: Международная педагогическая академия, 2004. – 170 с.
  2. Аронов А.А. Творчество как социокультурный феномен: курс лекций / А.А. Аронов – Москва: МГУКИ, 2004. – 126 с.
  3. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое   пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова; Под науч. ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2009. – 347 с.
  4. Бабина Н.Ф. Методическое обеспечение уроков технологии для развития творческих способностей учащихся / Н.Ф. Бабина. – Воронеж: ВГПУ,2001. – 208с.
  5. Баева О.А. Бумажная пластика. Методическое пособие / О.А. Баева. –  Тамбов, 2003 г. – 10 с.
  6. Васина Н.П. Бумажная симфония / Н.П. Васина – «АЙРИС-Пресс», 2010. – 127 с.
  7. Душабаев З.Р. Система игр, развивающих интеллектуальные умения и способности старших дошкольников: учеб. программа «СИРИУС» / З.Р. Душабаев, А.В. Баканова, Л.С. Фролова. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. – 34 с. 
  8. Гугуман Т.В., Семерез А.С. Нетрадиционные аппликации как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников // Молодой ученый. – 2017. – №26. – С. 158-161. – URL https://moluch.ru/archive/160/44966/ (дата обращения: 26.12.2019).
  9. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. / Г.И. Долженко. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – с. 144.