Методическое пособие для воспитателей работающих с детьми дошкольного возраста. (приемы, способы лепки из глины)
методическая разработка по аппликации, лепке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«УЧИМСЯ ЛЕПИТЬ»

Методическое пособие для воспитателей

 работающих с детьми дошкольного возраста.

(приемы, способы лепки  из глины)


 

 


 

 

 

 

 

                                     

 

 

 

                                         Значение лепки для ребенка.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Поэтому на занятиях лепкой умственная активность, творчество, художественный вкус развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании ребенка формируется образ. Лепка, подводит детей к умению ориентироваться, моделировать мир и своё представление о нём в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем.

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированные становятся движения их пальцев. 

 

                    Предполагаемые навыки и умения ребенка к 5 годам.

Какими же умениями и навыками по лепке должен овладеть ребёнок на каждом возрастном этапе. Так, детей третьего года жизни педагог учит:

·         отрывать кусочки глины и круговыми движениями обеих рук образовывать несложные предметы из глины (конфетки, шарики, орешки), разрывать пластилин на части, мять, раскатывать и расплющивать её ладонями;

·         делить пластилин на части и прямыми движениями рук, образовывать несложные предметы (столбики, сосиски, конфетки);

·         раскатывать пластилин прямыми движениями рук и создавать столбики, края которых соединяют (бублики);

·         раскатывать пластилин круговыми движениями рук и сплющивать между ладонями, образовывая диско- подобные формы (пирожки, коржики, котлеты и др.);

·         делить пластилин на 2-3 части, раскатывать её прямыми и круговыми движениями и лепить несложные предметы (гриб, птичка, зайчик, неваляшка).

Для ребёнка четвёртого года жизни, который уже имеет определённый опыт работы с глиной, эту работу нужно несколько усложнить, одновременно закрепляя навыки, которые он приобрёл в предыдущей группе:

·         делить глину на части и раскатывать её между ладонями прямыми движениями рук, образовывая несложные предметы (столбики, колбаски, рогалики, конфетки);

·         раскатывать глину круговыми движениями рук и образовывать разные предметы (орешки, конфетки, мячики);

·         расплющивать глину, образовывая диск, и на основе этой формы лепить несложные предметы (пирожки, вареники, котлеты), сгибать и защипывать форму пальцами рук;

·         делить глину на 2-3 части и лепить предметы, в основе которых лежит шар (башенка, матрёшка-неваляшка, птичка), диск и цилиндр (гриб);

·         соединять части прикладыванием и прижиманием.

С детьми пятого года жизни повторяют и закрепляют приобретённые прежде знания и умения, а кроме того, им дают новые знания и умения, а именно:

·         делить глину на части и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар (орех, яблочко);

·         создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец);

·         раскатывать глину прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;

·         заострять и закруглять предметы;

·         раскатывать глину круговыми движениями рук, расплющивать, загибать, защипывать края, вдавливать глину пальцами и создавать такие предметы: мисочка, чашечка, рыбка, грибок, корзина, пирожки, вареники;

·         делить глину на части и соединять их в целое прикладыванием и нажатием, промазыванием (кукла-неваляшка, снеговик, птичка, зайчик).

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

                                                             Виды лепки:

·         предметная лепка;

 

 

 

Сюжетная.

 

 

 

 Декоративная.

 

 

 

 

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей является - обучение детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке:

·         научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;

·         учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;

·         использовать различные приёмы лепки.

 

 

 

 

Декоративная лепка - это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, выполнение небольших украшений (бусы, броши).

Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребёнку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Элементы узоров можно наносить стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника, использовать винты разной формы.

Для успешного овладения навыками декоративной лепки в детском саду используют предметы декоративно-прикладного искусства, художественные изделия народных умельцев. Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности.

Художественно-творческая деятельность проявляется не только в конечных продуктах детского творчества, но и в высказываниях детей в момент рождения замысла. Часто именно этот разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным отправным толчком, рождающий художественный образ в детском творчестве.

 

 

 

                                                   

 

                                                       Приемы лепки. 

 

Разминание- надавливание руками или пальцами на кусочек пластилина.

Отщипывание- отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина, а затем отрывают его.

Шлепанье- похлопывание ладошкой с прямыми пальцами по пластилину.

Сплющивание- сжимания куска пластилина с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек пластилина сплющивается двумя пальцами - большим и указательным. Средний кусочек - придавливают с помощью ладошки к плоской поверхности.

Скатывание- формирование шариков больших или маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Надавливание- нажатие на скатанный шарик пластилина указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.

Размазывание- надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивания его в нужном направлении с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.

Вдавливание- расположение предметов на основе пластилина и прикрепление их путем нажатия пальцем.

Скатывание- формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки.

Раскатывание- формирование из куска пластилина "колбасок" (фигур цилиндрической формы разного размера) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Разрезание- деление куска пластилина при помощи стеки на кусочки меньшего размера.

Соединение деталей- прикладывание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их к друг другу.

Заострение- оттягивание пальцами края шарика или дополнительное раскатывания одного из краев колбаски одним или двумя-тремя пальцами до получения острого конца.

Вдавливание палочки- вставка палочки в деталь из пластилина по направлению к центру и надавливания на нее.

Нанизывание- поочередное надевание пластилиновых деталей на палочку или проволоку с целью соединения деталей поделки.

 

 

                                                       Способы лепки.

 

Конструктивный способ лепки.

Конструктивный - простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например,  птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

 

 

 

 

 

 

                                            Пластический способ лепки.

Пластический способ более сложный. Эта лепка из целого куска глины, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка глины ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это: уточка, свинка и др.

 

Комбинированный способ лепки.

Комбинированный способ объединяет в себе и лепку из целого куска глины и из отдельных деталей или частей. Например, из куска глины лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их. Образцы: петушок, курочка, гусь, зайчик, крокодил, соболь, кенгуру, черепаха и др.

Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, Снегурочка, дед Мороз, виноград.

 

 

 

                                        

 

                                      Скульптурный способ лепки.

Большое значение для формирования умений и навыков детей в лепке имеет осязание детьми предметов скульптурного искусства. Дети узнают, что такое скульптура, для чего она нужна, кто такой «скульптор». Различают по внешнему виду, из какого материала сделана скульптура, знают виды скульптуры.

Произведения скульптуры обычно передают образы в действии. Наиболее доступно для детей восприятие ясно выраженного действия, поэтому при ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц.

В детском саду дети знакомятся со скульптурой малых форм. Важно иметь набор скульптур изображающих животных, птиц. Некоторые игрушки можно назвать скульптурными, это: цветные фарфоровые игрушки, работы Богородских мастеров (фигурки людей, животных). Лепка из глины как вид художественной деятельности носит эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

  

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»

 Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...

Методическое пособие для работы с детьми раннего возраста

Материалы пособия подобраны для работы с детьми раннего возраста, через использование русской народной сказки в различных видах детской деятельности....

Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста "Удивительный мир игры"

Методическое пособие "Удивительный мир игры" разработано для воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста. В разработке представлено комплексное тематическое планирование сюжетно-р...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ.

В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от сис...

Методическое пособие «Коммуникативные игры с детьми дошкольного возраста»

Данное методическое пособие представляет собой картотеку игр, для детей от 3 до 7 лет. Игры направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения, умение вести диалог с со...

Методическое пособие «Роль взрослого в овладении детьми дошкольного возраста конструктивными способами выражения эмоций»

Методическое пособие «Роль взрослого в овладении детьми дошкольного возраста конструктивными способами выражения эмоций» разработано на основе методологических трудов кандидата педагогичес...