«Знакомство с национальными костюмами народов Урала»
план-конспект занятия (старшая группа)

Курбанова Лилия Рашитовна

познавательно – исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_kurbanova_l.r.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

        

Конструкт

непосредственно образовательной деятельности

для воспитанников старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности

«Знакомство с национальными костюмами народов Урала»

Курбанова Лилия Рашитовна

воспитатель

г. Красноуфимск

Знакомство с национальными костюмами народов Урала

Цель: расширение представлений детей о народах, проживающих на Урале.

Задачи:

  • ознакомление детей с особенностями национальных костюмов народов Урала (русские, татары, марийцы);
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
  • развитие познавательных универсальных учебных действий детей, таких как: умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов (национальные костюмы); умение устанавливать аналогии на предметном материале (аппликация);
  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми, а именно:  эмоционально позитивного отношения к  процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника.
  • развитие продуктивной деятельности детей (аппликация);
  • развитие детского творчества;
  • воспитание уважения к народам разных национальностей, доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование.

Видеофильм из мультфильма «Гора самоцветов», костюмы, куклы в национальных костюмах (русская, татарка, марийка), иллюстрации с изображением народов, раскраска с изображением мужчины и женщины, магнитофон с записью русской, марийской, татарской народной песни, шаблонные модели кукол, силуэты одежды, клей, ножницы, шкатулка с украшающими элементами, цветные карандаши, фломастеры.

Содержание мероприятия

Этапы НОД

Содержание  деятельности воспитателя

Содержание деятельности детей

Эмоциональный настрой на совместную деятельность

Проблематизация содержания через анализ карты

Постановка задач совместной деятельности

Здравствуйте, я очень рада нашей встрече! Меня зовут Лилия Рашитовна.

-Ребята, как вы думаете, что перед вами? (карта) (Вырезать контур карты Урала, а не Свердловской области) 

-Да, это изображение карты Урала, нашей с вами малой Родины.

-Рассмотрите карту более внимательно, что вы видите? Что изображено?

-Кто из вас уже догадался, чем мы будем сегодня заниматься и к кому отправимся в гости?

- Да, правильно, мы сегодня отправимся в тур по нашей малой Родине, и я как гид-экскурсовод предлагаю вам следующую программу экскурсии:

просмотр фильма в видеозале;  посещение выставки праздничного национального костюма; работа в качестве модельера в творческой мастерской «Костюм своими руками»; участие в показе высокой моды. Согласны?

-А кто из вас ездил на экскурсию с родителями, братьями, сестрами, воспитателями? (выслушиваю ответы детей)

Организация разговора-диалога, побуждающего ребенка к высказыванию собственных мыслей

Стимулирование детей к высказываниям

Проблематизация содержания

через просмотр и обсуждение видеофильма

Я предлагаю вам пройти со мной в  видеозал, посмотреть  видеоролик и узнать, о каких народах мы с вами сегодня узнаем много нового и интересного.

(Включается  видеоролик с отрывком из мультфильма «Гора самоцветов»)

-Какие народы живут в нашей стране?

-Чем они отличаются?

-А знаете ли вы, какие народы проживают на нашей малой Родине – Урале? (русские, татары, башкиры, марийцы ……и др.)

-Мы с вами сегодня продолжим знакомство с традициями  разных народов, познакомимся с основными  элементами русских, татарских и марийских народных костюмов.

-Ребята, что вы знаете об этих народах? (ответы детей)

-Правильно. Каждый народ имеет свои национальные костюмы, свой родной язык, Любимые праздники и кушанье каждого народа по-своему интересны и очень многообразны.                                                                                          

Организация просмотра м/ф.

Организация разговора-диалога, побуждающего ребенка к высказыванию собственных мыслей

Стимулирование детей к высказываниям. Анализ костюмов.

Расширение представлений детей об особенностях нац.костюма

А теперь ребята, я приглашаю вас посетить выставку праздничного национального костюма и более подробно познакомиться с особенностями этих костюмов.

- Что общего в этих костюмах?

- А чем же они отличаются?

(высказывания детей)

Рассказ воспитателя о костюмах и показ элементов.

(Русский народный костюм) -  это  рубаха с мягкими складками по вороту, сарафан, подхваченный у груди поясом с золотым шитьём. Женские головные уборы: женщины прятали волосы под кокошник, который в разных местах назывался по-разному. Кокошник  расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера, пушками. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорной ткани. Они нередко украшены изображениями звёзд, солнца, древа и птиц, да и сами названия некоторых головных уборов «птичьи»: кокошник от слова «кокошь» - петух, кика или кичка (утка, сорока) Все это связано с образом неба. Нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали струи дождя, капли росы, падающие на землю-матушку.

(Марийский костюм). Женское платье и фартук  богато украшено вышивкой. Женщины также как и мужчины носили  штаны, кафтан, лыковую обувь.  Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Они были  различны по своей форме.

На костюм женщины надевали набор разных украшений, которые они делали из монет, бисера, бусинок, ракушек.

Эти украшения позволяли отпугивать злых духов, нечистую силу.

(Татарский костюм). Сейчас перед  вами татарский национальный костюм – рубаха, камзол, шаровары. У женщин – камзол из бархата, рубаха из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей. Всё расшито орнаментом,   который включает в себя растительные  элементы  узора (цветы, листья,веточки).    Татарский головной                                                                                                        убор - мужчины и женщины носили тюбетейки.   Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками.

- Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? Когда их одевают?                                                                                              - В музеях, на старых фотографиях, на нац. праздниках, на концертах народных танцев и песен, на  картинах художников, дома у бабушек и дедушек.

Дети рассматривают, сравнивают, высказывают свои предположения

Динамическая пауза

Имитация дефиле

- В таких костюмах можно встретить людей на улицах города?                                                                                             - Попробуем представить себя в этих костюмах на праздничной нац. ярмарке. Как вы будете двигаться? Изобразите…

Вам было удобно?                                                                           - Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде.  А это праздничная одежда для особых случаев.                                                                    

Дети изображают походку и движения в костюме (имитация)

Творческая продуктивная деятельность

-В прошлые времена девушки сами шили и украшали свою одежду, мужчины делали более трудную работу - умели шить сапоги, плести лапти, катать валенки.

- Интересно, сможем ли мы с вами сегодня быть такими же умелицами и умельцами?

- А кто знает, как называют людей, которые придумывают и создают новые модели одежды? (модельеры)

- Ребята, я предлагаю вам побывать в роли модельеров и поработать в творческой мастерской «Костюм своими руками».

- Я принесла вам шаблоны костюмов, их необходимо украсить. Работать будем в группах. Выбирайте понравившийся костюм и материал, с которым будете работать.

Воспитатель предлагает выбрать способ работы: работать стоя или взять стульчики.

Объяснение: (нанести клей, разложить бисер, пайетки, промокнуть салфеткой, стряхнуть лишнее)

Воспитатель наблюдает за ходом работы детей, предлагает, если забыли посмотреть на выставке, отвечает на возникающие вопросы, стимулирует творческий поиск.

Ребята как вы думаете, получились у нас национальные костюмы? Почему?

Да, я согласна с вами ……..!

Дети выбирают  понравившийся костюм, обсуждают свою совместную деятельность, договариваются о выборе цветовой гаммы и элементов узора.

Работают в группах

Дети рассматривают получившиеся работы, обсуждают

Сюрпризный момент

Дефиле, показ моделей одежды

Ребята, я приготовила сюрприз для вас. И предлагаю вам померить понравившиеся  костюмы. Кто хочет примерить?

Дефиле в костюмах

Рефлексия

- Ребята, у вас остались хорошие впечатления от нашей экскурсии? Я предлагаю вам взять монетки и положить на ту картинку, которая показывает, чем вам больше всего понравилось сегодня заниматься: смотреть видеофильм, рассматривать одежду в музее, моделировать одежду  или примерять костюмы.

- Молодцы! Наша экскурсия завершена. Я довольна нашей встречей.

- Кто из вас расскажет дома, друзьям, чем вы сегодня занимались? Обязательно расскажите…

Рефлексия своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»

Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....

Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)

Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...

Национальные костюмы народов Урала!

Национальные костюмы народов Урала!...

Национальное жилище народов Урала!

Национальное жилище народов Урала!...

Конспект занятия «Знакомство с национальными костюмами татарского народа» в средней группе

Конспект занятия «Знакомство с национальными костюмами татарского народа» в средней группе...

Изготовление костюмов и презентации к участию в конкурсе "Лучший национальный костюм народов России" 2023

Номинация: «Тематическая коллекция» Описание моделейВ национальном костюме отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы. Эта одежда восхищает красив...

Альбом «Национальные костюмы народов Урала»

Альбом  «Национальные костюмы народов Урала»...