Кружок.Умелые ручки
материал по аппликации, лепке (старшая группа)

Халитова Диляра Хамитовна

Кружок.Умелые ручки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_umelye_ruchki.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка                                            

  «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

        Руководитель кружка:

воспитатель Халитова

 Диляра Хамитовна

Смоленск 2019 г.

Пояснительная записка

           В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом.

Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.

Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста(4-5лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.         Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности.       

Программа составлена на основе обязательного минимума содержания данной темы для ДОУ с применением источников, приведённых в списке литературы.

Новизна программы - развивающее обучение, построение работы в соответствии с конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка, использование информационно-коммуникативных технологий.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: развивитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Задачи:

- Создавать условия для развития творческой активности детей.

- Формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации, лепки, художественного труда.

- Познакомить с нетрадиционной техникой выполнения творческих работ.

- Знакомить детей с различными материалами, их свойствами и способами преобразования.

- Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

- Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев и кистей рук.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

-  Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.

- Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.

Основными принципами программы являются:

1. Доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность.

2. Формирование базисных основ художественной трудовой культуры.

3. Интеграция знаний из различных наук с целью формирования логического мышления и поведения.

4. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в

регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности.

5. Учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом

возрастном этапе.

6. Активное овладение детьми элементарными художественными  представлениями.

7. Формирование деятельно-практического отношения к знаниям культуры.

Занятия проводятся в подгруппе - 15 человек.

Организационно-методическое обеспечение программы

       Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам.

      Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на 1 учебный год (с 4-х лет). Занятия проводятся во второй половине дня два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников 4-х лет - 20 минут. 

        Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.

Методы и приёмы, используемые на занятиях

        Методика работы с детьми строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

   Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и

персонажами. Используются и другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.)

        Материалы и оборудование        

- Цветные карандаши

- Простые карандаши

- Демонстрационный материал

- Раздаточный материал

- Ножницы

- Цветной и белый картон

- Цветная бумага

- Клей

Методическое обеспечение:

1. «Цветные ладошки» Е. Лыковой.

2. Ребенок в детском саду» журнал

3. «Обруч» журнал под редакцией Т. Дороновой.

4. «Ручной труд» под редакцией И. Климовой.

5. «От салфеток до квиллинга» И. А. Черкасова, В. Ю. Руснак, М. В. Бутова, Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2013г.

6. «Чудеса для детей из ненужных вещей», М. И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998г.

7. «Мозаика из круп и семян» Г. И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г.

8. «Смешные игрушки из пластмассы», Л. В. Куликова, О. А. Соломенникова, Москва «Мозаика-Синтез»

9. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно.» О. В. Пойда Издательство: «ОлмаМедиаГрупп», 2013 г.

Предполагаемые результаты освоения программы кружка "Умелые ручки" для дошкольников 4-х - 5 -ти лет, родителей и педагогов:

Для детей:

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

- Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;

-  Освоят навыки работы с ножницами и клеем;

-  Научатся некоторым приемам преобразования материалов;

-  Разовьют мелкую моторику рук.

Для педагогов:

- Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по творческому воспитанию дошкольников.

- Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов в рамках кружковой деятельности в работе с детьми.

Для родителей:

-  Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листки-памятки и т. д.).

-  Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства (родителей, воспитателя, мед. работника, музыкального руководителя, психолога.) т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

-  Совместная продуктивная деятельность родителей и детей.

Формы подведения итогов реализации программы:

- выставки детских работ в детском саду;

Мониторинг освоения программы

Для выявления уровня творческих знаний и навыков у детей среднего дошкольного возраста следует поставить ряд задач:

1) определить критерии уровня творческих знаний детей;

2) подобрать диагностический материал и оборудование.

Подобраны задания для определения уровня сформированности творческих знаний и умений детей среднего дошкольного возраста.

За каждое задание ставится определенный балл:

1 балл - ставится ребенку, если он не справился с заданием

2 балла - если справился с заданием с дозированной помощью воспитателя

3 балла - если  ребенок справляется с заданием самостоятельно

Полученный результат суммируется, выводится общий балл, делится на количество заданий, выводится средний балл. По среднему баллу определяется уровень освоения программы воспитанником

Рекомендуемые уровни:

Низкий уровень 1-1,6 балла

Средний уровень 1,7-2,3 балла

Высокий уровень  2,4 – 3,0 балла

Характеристики уровней

 Высокий уровень:

  • дети имеют предусмотренный программой кружка запас художественных знаний, умений, умеют использовать их для решения поставленных перед ними задач,
  • справляются с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов,
  • владеют необходимыми навыками,  применяют их,

Средний уровень:

  • дети имеют предусмотренный программой запас художественных знаний и умений, умеют использовать его для решения задач, однако им требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы,
  • если дети пытаются справиться сами, то делают это не в полном объеме, рекомендуемой программой для данного возраста,
  • дети знакомы с необходимыми навыками и умеют использовать их, но для этого им нужна помощь,
  • при использовании навыков выполнения задания результат получается недостаточно качественным,

Низкий уровень:

  • дети имеют представления о художественных навыках, предусмотренных программой для данного возраста, однако испытывают затруднения при их использовании,
  • помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на их деятельность,
  •  дети не всегда  справляются с заданием, часто отказываются выполнять задания или делают их с большими ошибками,

Перспективный план работы на 2019-2020 учебный год

Название месяца

Тема занятия

Содержание, форма проведения

Оборудование (материал, атрибуты, игры)

Дата проведения

Отметка о выполнении

сентябрь

1."Осенний листочек".

(Пластилинография). Создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности.

Пластилин, картон с трафаретом

2. "Осенний лес".

(Обрывная аппликация). Коллективная работа. Расширять знания детей о приметах осени; продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки. Бумага, клей

Бумага, клей

 

 октябрь

1. «Грибок».

Учить детей работать с крупами и клеемПланировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Картон, трафарет, клей, кисть, крупа.

Д/И «Из чего мы сделаны»

2. «Овечка».

Учить детей работать с ватой и клеемПланировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Игровые упражнения:

"Определи по звуку",

картон, трафарет, клей, кисть, вата.

     ноябрь

1. «Цыпленок».

Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность.

бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть.

2. «Гроздь винограда

Учить детей передавать форму грозди винограда в рисунке, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло – зеленый или фиолетовый, закрепить способом

рисование пальчиком ягод винограда. картон, трафарет, клей, кисть, вата.

   декабрь

1 «Рукавички»  

Учить правилам безопасной работы с клеем, картоном. Развивать композиционные умения. Картон, клей, кисточка.

Картон, клей, кисточка.

2.«Снеговики»  

Учить детей работать с пластилином. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

пластилин.

     январь

1. «Зайчик» 

(Аппликация из ваты). Изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.

Цветная бумага,вата

2.  «Птичка на кормушке».

Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Картон с трафаретом, клей, кисточка, крупы.

    февраль

1. 1 "Снегири на ветках". 

(Пластилиновая мозаика). Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге.

Пластилин,

бумага

2. «Кубок для папы».

Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать композиционные умения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца

картон-трафарет, клей ПВА, семена, крупы.

     

      март

1. «Цветок для мамы».

(коллективная работа)

Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет). развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

листы картона оранжевого цвета, бумага белого, красного, зелёного и салатового цветов, ножницы, клей, кисти, салфетки.

2. «Кот»

Продолжать учить детей вырезать по контуру круги, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

альбомный лист бумаги серого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки, ножницы

     апрель

1. Ракета

Учить составлять изображение ракеты из готовых форм (кружков разного размера). Формировать умение складывать детали, размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой

листы тёмного картона, бумага голубого, оранжевого и салатового цветов, клей, кисти, салфетки

апрель

2. ."Пасхальные яйца"

Учить украшать яйца, используя разнообразные приёмы и материал по своему желанию.

Яйцо, крупы

     

        май

1. «Открытка для ветеранов»  

Формировать умение работать коллективноПланировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Клей ПВА, кисть, Карандаши, салфетки

2."Мир похож на цветной луг".

Коллективная работа детей.

(Пластилинография).

Формировать умение примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры рисунка. Использовать в работе пластилин 3-х разных цветов.

. Бумага, пластилин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок "Умелые ручки"

презентация делимся опытом  кружок "Умелые ручки"...

Кружок "Умелые ручки"

Кружковая работа с детьми средней группы в технике "Тестопластика", "Декупаж"....

Кружок "Умелые ручки"

План кружка ( прикладное творчество)...

Кружок "Умелые ручки" конструирование

Конструирование из бумаги, из брусового материала...

Кружок "Умелые ручки"

Презентация детских работ - результат работы кружка "Умелые ручки " во второй младшей группе...

Кружок "Умелые ручки". Изготовление из природного материала "Петушок"

Цель: Бережное отношение к животному миру.  Материал: пластилин (желтый, красный, оранжевый), шишки....

Кружок «Умелые ручки»

Дошкольный возраст – это период интенсивного развития творческих способностей детей. В каждом ребенке при рождении заложен огромный потенциал, но разовьются его способности или нет – зависит от того о...