Образовательный потенциал прикладного творчества в формировании эстетического вкуса детей дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (младшая группа)

Трубникова Ольга Тимофеевна

"В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, активно мыслящей личности. Изменение в социально - экономической, нравственной и культурной жизни общества вносят свои коррективы в само понятие "творческая личность", которая в современной психолого -  педагогической литературе определяется как личность социально адаптированная, способная к активным и творческим преображениям окружающего мира в любом виде деятельности, к поиску оптимальных, оригинальных решений поставленных задач.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный потенциал прикладного творчества в формировании эстетического вкуса детей дошкольного возраста

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, активно мыслящей личности. Изменения в социально-экономической, нравственной и культурной жизни общества вносят свои коррективы в само понятие «творческая личность», которая в современной психолого-педагогической литературе определяется как личность социально адаптированная, способная к активным и творческим преобразованиям окружающего мира в любом виде деятельности, к поиску оптимальных оригинальных решений поставленных задач.

Данный подход характерен для всех звеньев образования, и, в первую очередь, дошкольного. Отечественные психологи и педагоги (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова и др.) отмечают, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и неординарно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве, и является условием дальнейшего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В своих исследованиях они неоднократно подчеркивали родственность мировосприятия и отражения его в творчестве народных умельцев и детей, выделяя главными критериями такой близости декоративность и красочность создаваемых образов, особое чувство ритма, обобщённой пластики форм и орнамента. Именно поэтому, констатировали учёные, декоративное искусство должно играть важную роль в эстетическом воспитании детей.

С этих позиций возникает необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала детей именно дошкольного возраста. Одним из таких средств мы рассматриваем народное декоративно-прикладное искусство.

Мир, в котором живет ребёнок, отличается многообразием социальных направленностей, противоречивостью многих представлений и знаний. В поисках цельности и в стремлении упорядочить эти знания воспитателя обращаются к истории, пытаются осмыслить педагогический процесс в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Особое внимание при этом обращается на те факты, которые рождают непреходящие ценности. Именно к таким ценностям относится непреходящее, не утрачивающее во времени своей привлекательности художественное наследие прошлых поколений, выраженное в произведениях народного декоративно-прикладного искусства.

На протяжении веков декоративно-прикладное искусство даёт возможность человеку познавать мир и выражать своё отношение к нему. Произведения прикладного творчества доносят до нас особенности эпохи, людей, которые их создали. Виды народного искусства можно подразделить на пространственные (изобразительные) и временные (музыка, слово). Каждый из этих фундаментальных видов имеет свои особенности, обладает своеобразными выразительными средствами.

Важно ввести ребёнка в мир народного декоративно-прикладного искусства как можно раньше. Знакомство с произведениями народного творчества направлено на воспитание у детей патриотических и интернациональных чувств, приобщению к миру прекрасного, формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического восприятия, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию. Степень развития всех проявлений эстетического познания непрерывно совершенствуется в течение всей жизни человека.

Обращение к народному искусству неслучайно: непреходящий интерес к ценностям культурного наследия присутствует как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров - гжельские чайники, хохломские миски, городецкие разделочные доски, берестяные туеса, тканые полотенца и т.п. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.

Важную роль народного народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.В. Бакушинский, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). По их мнению, знакомство с произведениями народного народного декоративно-прикладного искусства пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радости, восхищения, восторга); формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Восприятие произведений народного декоративно-прикладного искусства активизирует стремление ребёнка выразить воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, способствует развитию созидательной активности, эстетических чувств и художественного вкуса, эстетической оценки результатов труда народных мастеров, становлению художественных и интеллектуальных способностей.

Одним из наиболее ярких показателей эффективности использования произведений народного декоративно-прикладного искусства при работе с детьми дошкольного возраста является содействие развитию творческого потенциала маленьких детей. В современной психолого-педагогической науке проблеме творческого потенциала посвящены работы А.М. Матюшкина, М.В. Копосовой, Н.В. Клоповой и других авторов. Понятие творческого потенциала перечисленные авторы определяют как качество, характеризующее меру возможностей личности в осуществлении творческой деятельности; как интегративное личностное свойство, которое определяет потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития; как совокупность реальных возможностей в достижении поставленных целей творческой деятельности.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно - прикладного искусства возможно при соблюдении ряда условий:

- общение детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства;

- создание атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства;

- включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства;

- создание предметно-развивающей среды на основе народного декоративно-прикладного искусства, дающей возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности;

- направленность процесса обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства;

- учёт индивидуальных особенности каждого ребенка.

Одним из важнейших факторов развития творческого потенциала детей дошкольного возраста при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством выступает использование специальных методов и приемов. В процессе использования данных методов у детей проявляются новые оригинальные способы изображения, активизируется поиск соответствующих выразительно-художественных средств для воплощения замысла. К ним можно отнести методы и приёмы, рекомендованные Р.М. Чумичёвой при знакомстве дошкольников с произведениями живописи.

1. «Метод вызывания адекватных эмоций» позволяет установить ассоциативную связь с уже накопленным опытом, которая дает возможность с помощью произведений народного декоративно-прикладного искусства восстановить увиденное и пережитое раньше. Назначение этого метода состоит в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию увиденных произведений. Например, при созерцании веселых, нарядных дымковских кукол необходимо спросить у детей: «Какое настроение у этих красавиц?» «Почему вы решили, что у них именно такое настроение?» «А у вас бывает подобное настроение? «Когда у вас было такое настроение?» «Чем это вызвано?» «Что вы чувствовали, в тот момент?» и т.д.

2. Тактильно-чувственный метод, по признанию многих исследователей, эффективен и оказывает особое влияние на эмоциональное состояние: у детей появляется желание внимательнее рассматривать изделия народных мастеров, высказывать о них свое мнение, создавать красивое своими руками. Специфика данного метода заключается в том, что в процессе восприятия произведения народного декоративно-прикладного искусства дети прикасаются к материалу, из которого оно изготовлено (дерево, пенопласт, глина, шерсть), мнут его в руках. Этот метод позволяет «разбудить» чувства ребенка при непосредственном соприкосновении с материалом.

3. Сущность метода «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов» состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов всколыхнуть эмоциональную память детей. Этот метод направлен на активизацию ранее пережитых эмоций при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства. Например, при рассматривании городецкого панно «Чаепитие», детям целесообразно задать следующие вопросы: «Знакома ли вам ситуация, изображённая на этом панно?» «Как вы догадались, что у людей праздник?» «Когда люди поют весёлые народные песни?» После прослушивания народной песни детям предлагается исполнить песню, которую они поют в подобной ситуации.

4. Отличительная особенность метода музыкального сопровождения заключается в том, что при прослушивании детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер которой созвучен данному произведению, то есть происходит одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это, в свою очередь, облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким, утонченным. Каждый вступающий в мир ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, и этот потенциал надо раскрыть. Главная задача воспитателя при этом состоит в том, чтобы заинтересовать детей, зажечь их интерес, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Воспитатель должен пробудить в ребенке уверенность в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, уверенность в то, что делать добро и творить красоту - это значит приносить людям радость.

Такими образом, методика работы с детьми в дошкольных учреждениях ориентирована на то, чтобы дать им базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и приобщение дошкольников к культуре. В процессе работы с детьми дошкольного возраста не рекомендуется ограничиваться фрагментарным, контекстным знакомством с отдельными произведениями искусства. В настоящее время предпринята попытка создать программу системного приобщения ребёнка к народному искусству с использованием всех его видов (Комарова Т.С.). Цель этой программы заключается в постепенном, поэтапном введение ребёнка в мир искусства, развитии художественно-творческих способностей в речевой, музыкальной и изобразительной деятельности средствами взаимосвязанного использования всех видов народного искусства. Ключом программы выступает связь художественно-творческой деятельности ребёнка с освоением им выразительных особенностей различных видов искусства. На первом этапе реализации программы закладываются основы эстетического восприятия, эстетического отношения к действительности, эстетической оценки произведений искусства и собственных творческих работ детей, выделяются главные виды деятельности (игровая, театрализованная, художественно-речевая, музыкальная, изобразительная), большое внимание уделяется paзвитию творческой активности. Встраивание в воспитательный процесс произведений народного искусства наполняет жизнь детей ярким, интересным содержанием. Программа включает последовательное усвоение детьми знаний и систему практической творческой деятельности.

Таким образом, использование в работе с детьми разнообразных методов, приёмов и средств позволяет сформировать у них эстетическое восприятие, развить творческую активность, выражающуюся в стремлении детей использовать в игре созданные ими по народным мотивам декоративные изделия, в желании исполнять народные песни, танцы, водить хороводы. Разработка системы эстетического воспитания в детском саду даёт возможность избежать стихийности и случайности в воспитательно-образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по теме: «Роль декоративно-прикладного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста». Старшая группа.

Данный материал разработан в помощь воспитателям детских садов. В планировании представлены мероприятия, которые позволят более подробно познакомить детей с декоративно-прикладным искусством....

Использование потенциала русской традиционной культуры для эстетического развития детей дошкольного возраста на основе народных праздников.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосыл...

Дополнительная образовательная программа "Радость творчества" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет

   В данной программе представлены содержание и методические рекомендации по развитию творческих способностей детей  5-6 лет, средствами изобразительной деятельности (рисование, ...

Проект: "Роль декоративно – прикладного искусства в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста"

Проект: "Роль декоративно – прикладного искусства в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста"...

Дополнительная образовательная программа – «Фольклор, как народное творчество в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

Дополнительная образовательная программа – «Фольклор, как народное творчество в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству» Автор-составитель: Будкина Елена Сергеев

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.программа реализуется с использованием техн...