Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей раннего возраста
презентация к уроку по аппликации, лепке (младшая группа)

Симакова Ксения Андреевна

План и отчет по самообразованию.

Первая младшая группа (2-3 года)

Использование неспецифических изобразительных инструментов и материалов для стимулирования творческой активности детей является эффективным средством изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.

Формирование творческой личности – одно из основных направлений педагогической деятельности, гарантирующее развитие из ребенка разносторонней личности и успешного человека.

Исследования Т. С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку раннего возраста выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности.

Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ntid_2020-2021.docx48.79 КБ
Файл netraditsionnye_tehniki_izobrazitelnoy_deyatelnosti.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 Кировского района Санкт-Петербурга

План самообразования воспитателя  на 2020-2021 учебный год.

 Ф.И.О. педагога – Симакова Ксения Андреевна

Образование/категория – высшее/первая 

Опыт работы -1 год 9 месяцев

Тема самообразования: Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в разностороннем развитии детей раннего возраста

Работа начата- сентябрь 2020г.

Предполагается закончить- апрель 2021г.

Возрастная группа - 2-3 года

Цель: Повышение собственного  профессионального уровня и педагогической компетентности по формированию художественно – творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

Задачи:

  • формирование у детей раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • овладение детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников по желанию выбирать нетрадиционные техники рисования в реализации собственных задумок;
  • развитие активности и самостоятельности детей в изобразительной деятельности;
  • развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • формирование пространственного ориентирования на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • развитие внимания и усидчивости;
  • навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Предполагаемый результат:

Дети  самостоятельно в состоянии выполнить простейшие технические приемы работы с нетрадиционными средствами изобразительной деятельности, умело управляются со знакомыми техниками и с удовольствием учатся новым приемам.

Создание каталога выполненных работ в соответствии с календарно-тематическим планом первой младшей группы.

Итоговый отчет на собрании педагогического коллектива – доклад и презентация каталога выполненных работ.

Пояснительная записка

        Я  выбрала  тему по самообразованию «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности», потому как тема имеет обширнейшую площадку для дополнительного развития детских способностей. Это закладка в раннем возрасте способности к нестандартному мышлению и отсутствия шаблонности.

Использование неспецифических изобразительных инструментов и материалов для стимулирования творческой активности детей является эффективным средством изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.

Формирование творческой личности – одно из основных направлений педагогической деятельности, гарантирующее развитие из ребенка разносторонней личности и успешного человека.

Исследования Т. С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку раннего возраста выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности.

Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Таким образом особенностями раннего возраста продиктована необходимость упростить для ребенка процесс художественного творчества, позволить, с помощью доступных техник, увидеть конечный впечатляющий результат и заинтересовать в дальнейшем развитии.

В  работе часто используется словосочетание -  нетрадиционная техника рисования. Термин «нетрадиционный» (от лат. traditio – привычный)  подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми.

Применение нетрадиционной техники рисования способствует обогащению знаний детей о предметах и их использовании, о материалах, способах применения.

Нельзя также забывать о том, что изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимание и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • кроме того, в процессе этой деятельности у ребенка формируются навыки контроля и самоконтроля.

Развивается тактильная чувствительность, цветоразличение.

Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности работы. Так дети учатся планировать свою работу.

Годовой план

Срок

Форма работы, содержание

Работа воспитателя с детьми

Работа воспитателя с родителями

2020-2021 учебный год

сентябрь

Изучение литературы и разработок коллег, поиск статей по выбранной теме.

 Формирование электронной базы нетрадиционных техники изобразительной деятельности на нод по худ.-эст. развитию в соответствии с тематически-календарным планом

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребёнка к изобразительной деятельности».

октябрь

Подготовка к знакомству с НТИД и Отработка двух видов техник – тычковое рисование ватными палочками «Репка» и геометрическая аппликация «Варим суп»

Проведение занятий с детьми, нацеленных на обьяснение и демонстрацию нового способа деятельности и выполнение запланированных работ

Оформление папки передвижки «Развитие творчества у детей»

ноябрь

апрель

Посещение открытых занятий

 Составление анализа посещаемых занятий

Изучение опыта педагогов ДОУ.

ноябрь

Подготовка информационной листовки для родителей, для расширения спектра изобразительной деятельности внутри семьи. Выкладка листовок в лифт-холдеры в приемной группы.

Подготовка открытки ко дню матери  в технике смешанной аппликации и штампирования овощами

Консультация для родителей о роли нетрадиционных техник рисования в разностороннем развитии детей раннего возраста

декабрь

Подготовка к изготовлению и проведение занятия по выполнению новогодних миниатюр с использованием ватных шариков и фольги, выполнение работ

 Закрепление полученных навыков при выполнении работ «Шапочка и рукавички для Снегурочки»(частичная пластилинография).

Введения понятия аппликации нестандартными материалами (вата и фольга).

Консультация для родителей «Как научить ребенка рисовать»

январь

Подготовка к выполнению коллективной работы в смешанной технике по зимней тематике

Выполнение коллективной работы работы «Зимний поезд» (рисование отпечатками картофеля, аппликация и рисование ватными палочками)

Индивидуальные консультации с родителями  «Рисуем пальчиковыми красками»

февраль

Продолжение знакомства с техникой пластилинографии, подборка идей на грядущие праздники

Подготовка подарочных работ для отцов на День Защитника Отечества в технике частичной пластилинографии

Оказание помощи в пополнении картотеки идей по НТИД

Март

В рамках рабочего тематического плана проведение занятий по освоение различных видов отпечатков (штампирования) – ладошка, кулачок, резинка, лего, воздушный шар, овощи, смятая бумага.

Подготовка открыток «Цветы для мамы» с использованием техник штампирования

Подготовка и оформления выставки с работами к 8му марта

Апрель

В рамках рабочего тематического плана проведение занятий по освоение различных видов аппликаций – обрывание и скатывание, текстильная, аппликация нитками.

Выполнение работ по рабочему календарно-тематическому плану с использованием изученных техник

«Гнездо для птички»

Индивидуальные консультация для родителей «Пластилиновая живопись»

Май

Презентация выполненной работы посредством знакомства коллег с оформленной презентацией с подробными пояснениями на педсовете №…

Ознакомление с техникой симметричного оттиска. Окончательное оформление презентации с базой работ, загрузка фото-отчетов выполненных занятий.

Оформление папок с творческими работами детей «Наше Творчество»

Для передачи родителям в конце учебного года


Заключение

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами детей раннего возраста на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

        Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

        Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

       А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Безусловно, более глубокое изучение теме нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволило мне применить в работе с детьми приемы, которые заинтересовали малышей, подстегнули их вовлеченность в процесс и простимулировали их желание к самостоятельному творчеству. Я смогла предложить ребятам нестандартные занятия, на которых получила от них обратную связь, после переработки которой принято решение внедрять нетрадиционные техники в свои занятия по художественно-эстетической области и далее,  так как очевиден положительный отклик у воспитанников особенно в период адаптации к детскому саду.

Я не могу не отметить, что помимо уже известных мне техник, была открыта для меня ранее недооцененная(аппликация необычными материалами). Дети с невероятным интересом использовали фольгу, нитки, вату и салфетки. Изучали их свойства, как они себя ведут при различных действиях с ними и как выглядят в итоговой работе. Сейчас я рассматриваю какие еще материалы  можно  безопасно использовать в будущих работах.

Перспективы на следующий год:

- Продолжить работу по теме: «Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте»;

- Особенно изучить тему использования НТИД в период адаптации и ее затяжном течении

- Изучить новинки методической литературы;

- В работе с родителями планирую включать организации совместных праздников и проведение мастер-классов, если позволит эпидемиологическая ситуация.

Именно совместной творческой деятельности родителей с детьми мне очень не доставало в этом цикле самообразования, тк имеются наработки, которые недостаточно рассказать родителю на личной консультации, их нужно продемонстрировать вживую, чтобы исключить у родителя страх перед неудачей или нежелание прикладывать чрезмерные усилия.


Список  источников информации:

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки" – очень подробная книга, изложены не просто варианты нетрадиционных техник, но и пояснения к ходу работы, подробные иллюстрации, примеры.

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

 3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г. – хотя эта книга рассчитана на более старшие группы, много информации из которой удалось сформировать идеи для моих ребят

 4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

 5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".

 6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

 7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

8. И.В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей дошкольников», Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс», 2004г.

Интернет-ресурсы

https://infourok.ru/samoobrazovanie-po-teme-ispolzovanie-raznoobraznih-tehnik-netradicionnogo-risovaniya-v-rabote-s-detmi-let-1430812.html

http://ds33.detkin-club.ru/editor/1878/files/Бухарина/9cec9a072406b3b7b6717615d408c8cc.pdf

http://ds-uporovo.ru/menu/VOSPITATEL_2018/buslavieva/kopilka/pespektivnyj_plan.pdf

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2018/01/22/plan-raboty-po-samoobrazovaniyu-na-temu-netraditsionnye-tehniki

https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/plan-po-samoobrazovaniyu-netraditsionnaya-tekhnika-risovaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-netradicionye-tehniki-risovanija-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.htm


Консультация для родителей

«Рисуем пальчиковыми красками»

Приобщать ребенка к миру прекрасного нужно с рождения, сначала это классическая музыка или колыбельные песни мамы, а полугода уже можно знакомить малыша с живописью. Для этого существуют специальные пальчиковые краски для маленьких художников, они не токсичны, легко смываются, а главное, малышам очень нравится рисовать.

Сейчас в магазинах можно найти разнообразные пальчиковые краски разных фирм и разных цветов, которые подойдут даже для самых маленьких деток. Рисование пальчиками способствует развитию творческих способностей, мелкой моторики, воображения, люс ко всему, ребенок уже получает представление о том, какие бывают цвета и как их можно смешивать. Конечно же, цель не стоит в том, чтобы научить рисовать малыша с младенчества, вовсе нет, первое, что делает ребенок, это самовыражается и испытывает новые для него ощущения.

Стоит ли бояться давать такие краски совсем юному художнику? Бояться не нужно, равно как и позволять малышу постоянно брать краски в рот.

Пальчиковые краски являются безопасными для ребенка, имеют горький вкус, для того, чтобы отбить желание пробовать их вновь. Также, ими можно рисовать на столе, на стекле и даже на теле, они прекрасно отмываются.

Самый главный плюс пальчиковых красок, это то, что ребенок получает такой большой всплеск радости и эмоций. А что может быть лучшим для мамы, чем радость ее ребенка.

Пальчиковые краски можно сделать самим в домашних условиях. Это совсем не сложно.

Для красок понадобятся:

0,5 кг муки;
5 ст. л. соли;
2 ст. л. растительного масла;
Воды на глаз, так чтобы масса была консистенции сметаны.

Все это перемешать миксером или блендером, полученную массу разлить по баночкам, и добавить в них пищевой краситель, можно из пасхальных наборов, и перемешать. Все, краски готовы, рисуйте со своими маленькими художниками!

Можно сделать объемные краски. Вам понадобятся:

1 столовая ложка самоподъемной муки
несколько маленьких капель пищевого красителя
1 столовая ложка соли
немного воды, чтобы добиться однородной массы.

В качестве основы для будущей картины используйте плотный картон. Готвую работу просушите в микроволновой печи в течение 30 сек.


Консультация для родителей

«Рисование нетрадиционными способами»

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.
       Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.
       Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет  детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
       Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности. 
       Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. 
       Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.
Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
       Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
      Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. 
       Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами. Мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
       Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».
       Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
        Овладевание различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. 
Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.
      Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении.
       Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания.
       А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями…
       Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.
       Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.


КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ

Консультация для родителей
       Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье. Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.

Польза рисования
       Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.
       От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
       В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.

        Помните, каждый ребенок—это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами.
       И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский.
       Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Как научить ребенка рисовать?
       Если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:
- Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.
- Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия.
- Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).
Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше видение). Лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и, будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того или иного предмета или существа.
- Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное - это именно его фантазия.
- Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену.
- Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также.
- Рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные галереи.                                          

  Пусть творчество доставит радость вам  и вашим детям!


Пластилиновая живопись

Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. А стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, мы закладываем базу для развития его интеллекта.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка (его речи).

  • Творческие занятия по пластилиновой живописи с ребенком – чудесная возможность для вас побыть вместе. Попробуйте найти время для совместного творчества, и это время не окажется потраченным напрасно.
  • Старайтесь, чтобы занятия проходили в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания.    
  • Ободряйте, хвалите ребенка (естественно, не переходя на лесть), поощряйте его к дальнейшим успехам.
  • Никогда не подвергайте резкой критике результаты трудов ребенка, даже если они далеки от совершенства: ведь ребенок действительно старался! Чуть позже тактично укажите на промахи и предложите попробовать сделать лучше.
  • Позаботьтесь о рабочем месте. Оно должно быть хорошо освещенным, соответствовать росту ребенка.
  • Приобретите ребенку фартук и нарукавники для работы.
  • Выделите специальное место для хранения изоматериалов: бумаги, картона, пластилина, стек, красок, карандашей, пастели и т.д., чтобы ребенок знал, где и что находится.
  • Не выбрасывайте (по возможности) результаты труда вашего юного творца. Стоит завести специальную папку-книжку для плоских поделок и отвести полочку для объемных. Детские работы можно оформить в рамочки и повесить как картины на стену или подвесить на прочных нитках (леске) к потолку, карнизам.
  • Повесьте яркие картины над кроватью ребенка — пусть художник видит их, просыпаясь утром, они создадут ему положительный заряд и хорошее настроение на предстоящий день.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 Кировского района Санкт-Петербурга Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в разностороннем развитии детей раннего возраста Ф.И.О. педагога – Симакова Ксения Андреевна Образование/категория – высшее/первая Опыт работы - 1 год 9 месяцев Работа начата - сентябрь 2020г. Предполагается закончить - апрель 2021г. Возрастная группа - 2-3 года

Слайд 2

Цель Повышение собственного профессионального уровня и педагогической компетентности по формированию художественно – творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Слайд 3

Задачи формирование у детей раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования; овладение детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами; умение воспитанников по желанию выбирать нетрадиционные техники рисования в реализации собственных задумок; развитие активности и самостоятельности детей в изобразительной деятельности; развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия; формирование пространственного ориентирования на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; развитие внимания и усидчивости, навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Слайд 4

Актуальность Я выбрала тему по самообразованию «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности», потому как тема имеет обширнейшую площадку для дополнительного развития детских способностей. Это закладка в раннем возрасте способности к нестандартному мышлению и отсутствия шаблонности. Формирование творческой личности – одно из основных направлений педагогической деятельности, гарантирующее развитие из ребенка разносторонней личности и успешного человека . Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку раннего возраста выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности . Таким образом особенностями раннего возраста продиктована необходимость упростить для ребенка процесс художественного творчества, позволить, с помощью доступных техник, увидеть конечный впечатляющий результат и заинтересовать в дальнейшем развитии .

Слайд 5

Октябрь

Слайд 6

Ноябрь

Слайд 7

Декабрь

Слайд 8

Январь

Слайд 9

Февраль

Слайд 10

Март

Слайд 11

Апрель

Слайд 12

Заключение Нетрадиционные техники рисования привлекают своей простотой и доступностью, раскрывают возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей раннего возраста»

 Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать польз...

Консультация для родителей ДОУ на тему «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

1. Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в...

Статья "Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста".

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста      «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев...

"Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста".

В консультации рассказывается о важной роли использования техник нетрадиционного рисования....

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищае...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей раннего возраста»

Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь" Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенк...