Краткосрочные образовательные практики (КОП) художественной направленности
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Герасенко Елена Владимировна

Краткосрочные образовательные практики (КОП), позволяют создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.                                                                                                                                 

Краткосрочные образовательные практики носят формат практико-ориентированных занятий, направленных на формирование конкретного практического умения в определённой деятельности и создание в процессе этой деятельности собственного продукта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочные образовательные практики (КОП)

художественной направленности

«Семейные творческие мастерские»

В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует весь процесс организации образовательной деятельности в ДОУ. Одним из ключевых моментов этого документа является важность взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагоги, воспитанники и их семьи). Не секрет, что для результативной совместной деятельности необходимым условием можно считать применение инновационных подходов к организации деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей полноправными участниками воспитательного процесса? Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Порой нелегко объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, приобщить к общекультурным компетенциям (умение общаться, взаимодействовать со взрослыми и детьми)

Известно, что передача ребенку средств и способов деятельности возможна тремя путями:

- через специальное обучение различным видам деятельности;

- через наблюдение за взрослыми, являющимися носителями культуры;

- через непосредственное включение в деятельность.

Первый путь – прямое обучение (учительская позиция взрослого), другие пути есть неформальное партнерство взрослого и детей (партнерская позиция взрослого). В обучении дошкольника важно задействовать двойную мотивацию: с одной стороны, стремление быть взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, с другой – стремление делать то, что интересно. Достичь этого можно в совместной деятельности взрослого и ребенка, предполагающей равноправное партнерство взрослого.

Во время такой деятельности отмечается важность приобщения к культурным образцам взаимодействия между людьми (способность к диалогу, сотрудничеству, адаптация к различным ситуациям, проявление творческого подхода, настойчивость в достижении цели). И чем полнее и разнообразнее деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его интенсивное интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.

ФГОС ДО регламентирует появление таких изменений и дополнений как культурные практики. Они ориентированы на развитие детского творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик создаётся атмосфера свободы самовыражения через сотрудничество взрослого и ребенка.

В качестве культурной практики выступают краткосрочные образовательные практики (КОПы), позволяющие создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.                                                                                                                                  

Краткосрочные образовательные практики носят формат практико-ориентированных занятий, направленных на формирование конкретного практического умения в определённой деятельности и создание в процессе этой деятельности собственного продукта.

КОП художественной направленности – «Семейные мастерские».

Основная цель: популяризация семейных отношений; вовлечение детей и родителей в творческий процесс, который возможен при сотрудничестве и общении всех его участников.

СМ проходят в различной форме (мастер-классы, мастерские, творческие встречи, акции), имеют разные цели и задачи. Каждая мастерская разрабатывается с учетом различных факторов: тема, сюжет, подготовка, приглашение детей и родителей. СМ ориентированы на детей разного возраста от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группа). Участниками могут стать все желающие дети и их родители. Для информирования родителей и детей возможно использование объявлений, чек-листов, пригласительных открыток. Проводятся СМ во второй половине дня. Родители имеют возможность участвовать в удобное для них время.

Приложение 2

Технологическая карта КОПа

СЕМЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ

 

Тема

Актуальность

Формальные характеристики

Возраст, группа

Место проведения

Время проведения

Форма организации

Цель

Задачи

Творческая:

Образовательная:

Социальная:

Материалы и оборудование

Этапы реализации КОПа

Подготовительная часть:

-выбор темы

-выбор времени

-подготовка

-приглашение участников

Проведение Семейной мастерской

-погружение в тему

-создание художественного объекта

-презентация

Выставка, обсуждение

-выставка

-анализ мероприятия

Учебно –дидактический материал

Приложение 1

Примерные программы краткосрочных образовательных практик

Месяц

Материалы и способы

Тема, дата

Содержание СМ

Октябрь

Лепка из соленого теста

 «Разноцветные идеи»

04.10 – День защиты животных

Знакомство с материалами и их свойствами для лепки. Пластилин, соленое тесто, глина.

Изготовление соленого теста. Показать способ окрашивания соленого теста, способ соединения частей поделки.

Изготовление коллективной поделки - ребенок и родитель.

Выставка.

Ноябрь

Изготовление  украшений из ниток

 «С любовью от мамы»

Кукла-оберег

Последнее воскресенье – День матери

Знакомство с датой: Всемирный день матери.

Подготовка материалов. Приглашение участников.

Знакомство с традициями изготовления кукол из ниток.

Совместное изготовление пары куколок-оберегов детьми и родителями.

 

Ноябрь

 «Лети волшебная снежинка»

Нитяная филигрань

Презентация «Кружевная сказка». Знакомство с промыслами: кружевоплетение, филигрань.

Подготовка материалов. Приглашение участников.

Изготовление снежинок из ниток при помощи клея «Титан». Просушивание. Обработка краев.

Украшение деревьев на территории ДОУ.

Декабрь

Аппликация,  декор

 «Ангел – символ Рождества»

Открытка с сюрпризом

Новогодние и рождественские праздники

Знакомство с видом декоративного творчества – открыткой.

Приготовление материалов. Приглашение участников.

Изготовление открыток для одиноких людей.

Передача открыток через органы соцзащиты г.Братска.

Благодарственное письмо детям и родителям.

Январь

Декоративная лепка из пластилина

 «Зимняя сказка»

Снежный шар своими руками

18 января – День снеговика

Новогодние традиции. Изготовление подарков близким своими руками.

Подготовка материалов для изготовления поделки. Приглашение участников.

Изготовление снежного шара своими руками.

Февраль

 «Алтаргана приглашает гостей»

Кукла из пробки

21.02 – День родного языка

Знакомство с традициями коренных жителей Приангарья. Одежда бурят, тафалар, эвенков.

Изготовление куколки из пробки и пластилина. Декорирование бисером, бусинами.

Изготовление атрибутов для режиссерской игры.

Март

 «Пластилиновая сказка»

Рельефное панно

01.03 – День кошек в России

Беседы о домашних любимцах. Рассматривание фото.

Презентация рельефных панно из пластилина.

Изготовление панно.

Выставка.

Апрель  

Бумажная пластика

«Двигающиеся открытки своими руками»

08.04 – День российской анимации

Презентация «Анимация – ожившие картинки».

Изготовление «двигающихся открыток».

Выставка.

Май

 «Цветы Победы»

Подготовка к проведению парада Победы. Знакомство со способами украшения колонны демонстрантов.

Изготовление гвоздики из гофрированной бумаги.

Май

 «Голуби»

Украшение интерьера музыкального зала. Выбор элементов декора – бумажных голубей.

Подготовка материалов. Приглашение участников.

Изготовление голубей из бумаги по шаблону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краткосрочной образовательной практики «Новогодняя ёлка» из клея и ниток. (художественно - эстетической направленности) Возраст детей:5-6 лет.

Программа краткосрочной образовательной практики«Новогодняя ёлка» из клея и ниток.(художественно - эстетической направленности)Возраст детей:5-6 лет.Пояснительная записка. Актуальност...

Программа краткосрочной образовательной практики ПрофиКОП «Флорист-дизайнер». (художественно- эстетической направленности) Возраст детей: 6-7 лет.

Пояснительная записка. Актуальность. В настоящее время профессий огромное количество и в большинстве мы даже не знаем, чем та или иная профессия занимается и для чего она нужна. Знакомство с проф...

Программа краткосрочной образовательной практики «Панно в технике пэчворк без иглы» (художественно – эстетической направленности) Возраст детей:6-7 лет.

Пояснительная записка. Актуальность. Кинусайга – средство развития мелкой моторики рук. Развивает точность, координацию движения пальцев, обогащаются сенсорные впечатления, творческие спосо...

Программа краткосрочной образовательной практики в технике аппликация и конструирование с объемными цветами и лебедями «Открытка ветеранам» (художественно - эстетической направленности) Возраст детей:6-7 лет.

Пояснительная записка. Актуальность. В преддверии праздника «День победы» принято поздравлять, благодарить наших ветеранов за великую победу над фашизмом. На данной практике реб...

Программа краткосрочной образовательной практики объемное конструирование поделки из при родного материала (крылатки) «Осенние цветы». (художественно- эстетической направленности) Возраст детей:4-5 лет.

Программа краткосрочной образовательной практикиобъемное конструирование поделки из при родного материала (крылатки) «Осенние цветы». (художественно- эстетической направленности)Возра...

Краткосрочная образовательная практика для родителей художественно-эстетической направленности Открытка в технике «Айрис-фолдинг»

Айрис-фолдинг (Iris Folding) – дословно – радужная оболочка (Iris) + складывание/сворачивание (Folding). Иными словами Айрис-фолдинг – техника складывания полос цветной бумаги под уг...

Программа краткосрочной образовательной практики в технике оригами «Бумажный баскетбол» из бумаги Возраст детей: 6-7 лет. (Технической направленности, физической направленность)

Пояснительная запискаАктуальность. Создание игрушек является очень увлекательным  и интересным процессом. На  сегодняшний день многие родители изготавливают детские игрушки своими руками из ...