Тестопластика как способ развития творческого потенциала дошкольников
консультация по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Горохова Екатерина Владиславовна

Соленое тесто становиться все более популярным, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько экологическая безопасность. Это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, натуральный материал, не вызывающий аллергии.

Соленое тесто позволяет вылепить из себя все, что угодно, не требует специальной техники для сушки, а после высыхания изделие может быть разукрашено по желаниям автора, получив сувенир на долгие годы. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Актуальной данная деятельность является потому, что лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она в глобальном рассмотрении способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

В дошкольном старшем и подготовительном к школе же возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горохова  Екатерина  Владиславовна

воспитатель  МБДОУ «Детский сад 14»

Тестопластика
как способ развития творческого
потенциала дошкольников

После разнообразных поисков направления деятельности в изобразительном искусстве, мною было принято решение остановить внимание свое и детей на «тестопластике». Я решила использовать данное направление дополнительно к основной программе, в которую также входит художественно-эстетическое развитие по таким направлениям как рисование и аппликация. Для организации занятий по данному направлению мною была разработана  программа дополнительного образования «Волшебные пальчики». Данная программа прошла экспертизу на навигаторе дополнительного образования Смоленской области. Программа реализуется второй учебный год.

Я использую «Тестопластику» в своей работе, так как на мой взгляд при помощи данной методики можно достичь разнообразных целей и задач.  В своей работе основной целью работы я выделяю качественное развитие ребенка как творческой личности путем развития у детей творческого потенциала.

(слайд 3)Достижение данной цели возможно путем решения задач:

  •     Воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом.
  • Развивать у детей эстетический и художественный вкус.
  • Познакомить с тестопластикой.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Учить техническим приемам работы с тестом и подручными инструментами.
  • Познакомить со способами и приемами изображения.

Образовательные:

  1. знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
  2. учить соблюдать правила техники безопасности;
  3. учить стремится к поиску, самостоятельности;
  4. учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;

Развивающие:

  1. развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
  2. развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
  3. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
  4. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.

Воспитательные:

  1. воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
  2. воспитывать умение четко соблюдать  необходимую последовательность действий. 
  3. воспитывать умение организовать  свое рабочее место, убирать за собой.

(слайд 4)Занятия по тестопластике с детьми имеют разностороннюю направленность и выполняют различные функции:

Функции тестопластики: 

  • Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
  • Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
  • Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
  • Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
  • Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания

(слайд 5)Соленое тесто становиться все более популярным, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько экологическая безопасность. Это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, натуральный материал, не вызывающий аллергии. Лепить могут дети и взрослые абсолютно любых возрастов, как дети 6-7 лет, тот возраст с которым я и работаю на данный момент, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали.

Соленое тесто позволяет вылепить из себя все, что угодно, не требует специальной техники для сушки, а после высыхания изделие может быть разукрашено по желаниям автора, получив сувенир на долгие годы. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Актуальной данная деятельность является потому, что лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она в глобальном рассмотрении способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

В дошкольном старшем и подготовительном к школе же возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Тестопластика оказывает воздействие на все, что так необходимо ребенку в школе:

  • воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению;
  • развитию ловкости рук и точности глазомера;
  • овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе,
  • позволяет испытывать радость творчества, которая появляется от  самовыражения, через изготовление изделий из соленого теста.

Помимо этого, развитие мелкой моторики способствует развитию речевой активности, развитию интеллектуальной активности по средствам связи зон мозга и переферии нервной системы.

(слайд 6)Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей.

        Занятия с играми и экспериментированием с соленым тестом обогащают знания детей о свойствах и возможностях применения различных материалов в  художественном творчестве, стимулируют к поискам новых действий и способствуют смелости и гибкости мышления.

Совместная работа с детьми, организованная в ключе креативности, самостоятельности, пробуждающая воображение, требующая от ребенка нестандартных подходов и решений оказывает положительное влияние на раскрытие скрытых потенциалов ребенка, проявляя его одаренность.

(слайд 7)В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в приоритетные направления. Мы можем это видеть изучая и выполняя государственную стратегию развития образования. Актуальность направлений ориентированных на развитие творческого потенциала детей отражается в указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в пункте 2 б), который звучит как:

- формирование эффективной системы выявления, подержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

- создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальных-культурных традиций.

        Сейчас нашим настоящим стала действительность в которой многие дети имеют особенности развития и ограниченные возможности здоровья. В образовательной деятельности для таких детей требуется разработка индивидуального образовательного маршрута и адаптированных программ.

Тестопластика является универсальным способом развития и обучения всех детей. Данное направление изобразительной деятельности подходит для всех детей и способствует их развитию.

Так как в своей педагогической деятельности я являюсь участником пилотной площадки по внедрению и апробации образовательной программы «Мозаика». В соответствии со структурой данной программы  я организую  занятия в рамках тематических недель и краткосрочных проектов. Проектная методика прекрасно вписывается в рамки программы, как подход к разработке единой темы недели, по средствам всех способов и направлений образовательной деятельности. При данной организации работы, расширение и закрепление знаний детей по выделенным программой темам прекрасно получает дополнения для всестороннего ее рассмотрения через занятия по лепке при помощи тестопластики. Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

        (слайд 9)Для примера я хочу представить несколько тематических недель, и в  реализации в рамках которых «тестопластика» является способом рефлексии в заключении темы.

Темы недели, по программе «МОЗАИКА», работы детей по которым я хочу вам показать представлены на слайде.( звучат так)

  • Последняя неделя сентября «Вот она какая – осень золотая!» и «я и моя семья» деревья- яблоня;
  • 1 неделя октября тема недели «я и моя семья», тема занятия «день пожилого человека» открытки для любимых бабушек и дедушек;
  • 2 неделя ноября «Птицы осенью. Кто остается зимовать» снегири и синички;
  • 1 неделя декабря тема недели «Пришла зима», тема занятия «Зимний пейзаж»;
  • 3 неделя января «Зимние забавы» праздник- снеговика;
  • 2 неделя марта «Дом доброты. В мире доброй сказки» волшебные тарелочки.

В своей работе тестопластику я использую не только в рамках тематических недель, но также мы с увлеченными и желающими детьми учавствуем в тематических конкурсах, сознаем панно или сувениры.(МЧС, 9 мая).

(слайд 15)Основываясь на опыте своей работы я хочу подчеркнуть, что работа с тестом интересна абсолютно всем детям и всех она увлекает. Занятия по тестопластике увлекают в себя и детей с ОВЗ, и гиперактивных детей, даже немного успокаивая, и детей у которых есть затруднения в освоении других изобразительных направлений, рисования и аппликации, работа с тестом всегда получается и выходит очень интересно и красиво. Детям очень нравятся полученные работы, они гордятся собой, мы устраиваем выставки и обязательно хвалим всех детей. У деток появляется чувство гордости за свои успехи и уверенность в своих силах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тестопластика как способ развития творческого потенциала дошкольников Подготовила Горохова Екатерина Владиславовна в оспитатель МБДОУ «Детский сад 14» Г. Ярцева

Слайд 2

Тестопластика это лепка из соленого теста. Такого материала, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранять полученный результат. В своей работе основной целью работы я выделяю качественное развитие ребенка как творческой личности путем развития у детей творческого потенциала.

Слайд 3

Задачи: Образовательные: знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста; учить соблюдать правила техники безопасности; учить стремится к поиску, самостоятельности; учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов; Развивающие: развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций; развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером; формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения. Воспитательные: воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам; воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий. воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Слайд 4

Функции тестопластики : Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.) Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования. Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества. Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Слайд 5

Преимущества соленого теста: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, натуральный материал, не вызывающий аллергии; лепить могут дети и взрослые абсолютно любых возрастов; не требует специальной техники для сушки; способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков; формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное.

Слайд 9

Темы недели (в рамках апробации и внедрения программно-методического комплекса дошкольного образования«Мозаичный ПАРК ») Последняя неделя сентября «Вот она какая – осень золотая!» и «Я и моя семья », тема занятия деревья- яблоня; 1 неделя октября тема недели «Я и моя семья», тема занятия «День пожилого человека» открытки для любимых бабушек и дедушек; 2 неделя ноября «Птицы осенью. Кто остается зимовать» снегири и синички; 1 неделя декабря тема недели «Пришла зима», тема занятия «Зимний пейзаж»; 3 неделя января «Зимние забавы» праздник- снеговика; 2 неделя марта «Дом доброты. В мире доброй сказки» волшебные тарелочки.

Слайд 10

«Вот она какая – осень золотая!» и «Я и моя семья» деревья- яблоня

Слайд 11

тема недели «я и моя семья», тема занятия «день пожилого человека» открытки для любимых бабушек и дедушек

Слайд 12

«Птицы осенью. Кто остается зимовать» снегири и синички

Слайд 13

тема недели «Пришла зима», тема занятия «Зимний пейзаж »

Слайд 14

«Зимние забавы» праздник- снеговика

Слайд 15

«Дом доброты. В мире доброй сказки» волшебные тарелочки

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Тестопластика не исчезнет и, более того, станет любимым занятием для тех, кто хочет прогнать плохое настроение и грусть, кто сохранил в себе сказочный мир и желание передать его детям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как эффективный способ развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения.

Влияние дидактических и развивающих игр на интеллектуальное развитие ребенка....

Технология ТРИЗ» - как способ развития у дошкольника познавательной деятельности.

ТехнологияТРИЗ» - как способразвития у дошкольника познавательной деятельности. "Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, ч...

Способы развития речи дошкольников.

Дефицит общения – проблема развития речи детей.Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из ...

Цифровое повествование как способ развития речи дошкольников в игровой деятельности

Цифровой рассказ (повествование) - комбинированное обучающее средство, объединяющее в себе визуальную, образную, музыкальную и словесную составляющие. Целью цифрового повествования - развитие способно...

Консультация на тему: «Лепка из соленого теста, как способ развития речи дошкольников»

Хочется отметить, что для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика – лепка из соленого теста, т. к. она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой ...

Марблс—как нетрадиционный способ развития личности дошкольника.

Материал для родителей, педагогов и специалистов, которым интересны марблс и что с ними делать...

Театральная деятельность в ДОУ как способ развития самостоятельности дошкольника

Театральная деятельность в ДОУ как способ развития самостоятельности дошкольника...