Продуктивная деятельность как средство развития речи детей.
статья по логопедии (средняя группа)

Охлопкова Тамара Николаевна

В статье  освещаются  возможности  использования  изобразительно-продуктивной  деятельности  детей  для  развития  их речи.  Приведен примерный  конспект  занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produktivnaya_deyatelnost.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Продуктивная  деятельность  как  средство  развития  речи  детей.

        Продуктивная  или  изобразительная  деятельность – это  такая деятельность  ребенка,  результатом  которой  является  какой-либо  продукт: рисунок, аппликация, постройка,  в лепке – фигурка.

     По  мнению  С.А. Мироновой данный  вид  деятельности  благоприятен  для  развития  речи  дошкольника. Деятельность  с различными  материалами  и инструментами -  это и сенсорно-двигательные  упражнения,  и углубление  представлений детей  об  окружающих  предметах и  их  свойствах, и развитие  умственной  и речевой  активности.

     Так, на  занятиях  изобразительной  деятельностью дети  знакомятся  с новыми  словами:  названиями  предметов,  их  качеств, действий,  которые  они  с ними производят. В  процессе  продуктивной  деятельности  быстрее происходит  развитие  восприятия и осознания  речи  детьми,  т.к.  речь  приобретает  практическую  направленность и имеет  большое  значение  для  выполнения  поставленной  перед  ребенком задачи. Ребенок  приучается  вслушиваться  в речь  педагога,  вычленять  необходимую  информацию.

    Помимо  перечисленного  большую  роль  играет  коммуникативная  направленность  речи  в процессе   продуктивной  деятельности:  ребенок  поставлен  в  условия,  в которых  он  вынужден  общаться  с  взрослым  и  сверстниками: попросить  недостающий  предмет,  привлечь взрослого к помощи,  спросить его   в случае затруднения.

    В  ходе  выполнения  детьми аппликации,  рисунка  и т.п.  ребенок  опирается на  несколько анализаторов,  взаимодействует  с предметом,  что является  несомненным  катализатором  усвоения  слов  и фраз.

     Кроме  того,  развивается  планирующая  функция  речи:  дети  рассказывают  о том,  что  им понадобится  для  работы,  какие  предметы  и материалы  нужно  приготовить,  что  нужно  сделать  сначала,  а  что  потом.

     В случае,  если позволяют  речевые  возможности ( на  завершающем этапе  обучения ),  ребенок  может  составить  рассказ  по  следам  выполненной  деятельности,  например «Как  я нарисовал шарик».  В  данном  случае  опорой становится  сама деятельность,  непосредственным  участником  которой  он  был.

Всю   работу  по  развитию речи  в процессе изобразительной  деятельности  можно  разделить  на несколько этапов ( их границы  условны  и могут  занимать  различный  промежуток  времени, а  также  зависят  от речевых  возможностей и возраста детей):

1. На  первом  этапе логопед  формирует  умение  вслушиваться  в речь  взрослого,  сопровождающую действия  детей.  Педагог комментирует  весь  процесс.  При этом  важно  четко  отобрать  лексический  материал.

2.  На втором  этапе  логопед  активизирует  речь  детей,  задавая  им вопросы о выполняемых  действиях.

3. На третьем этапе  логопед упражняет  детей в активной речи  ДО и ПОСЛЕ  окончания деятельности

   Примерный  конспект  занятия.

Рисование и развитие  речи

«Дождик».

Цель:  пополнение словаря, развитие диалогической деятельности, формирование  умения активно отвечать на  вопросы после завершения деятельности.

Задачи:

  1. Активизировать словарь  по  теме  «Осень. Дождь»

      -  глагольный словарь: льет, идет, шумит; рисую.

      - словарь признаков: синий, холодный.

  1. Закрепление навыка   рисования карандашом   вертикальных линий.
  2. Развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве (верх – низ), диалогическую речь, слуховое восприятие.
  3. Воспитывать эстетические чувства.

План

  1. Орг.момент

Загадка о дожде.

Снова туча набежала, 

Очень сыро, мокро стало. 

Яркий зонтик раскрываем

От него себя спасаем!

2.Развитие слухового восприятия.

  А)  слушание  фонограммы «Дождь», «Ливень»

  Б)  упр. «Дождь  или  ливень» - различение звуков на слух

3. Беседа о дожде.

      Что на небе осенью?

      Какая туча по цвету?

      Какой дождь осенью? (холодный)

      Как можно сказать о дожде: что он делает? ( идет, льет, шумит)

      На что похожи капельки? (на бусинки, на черточки, на ниточки )

4.  Пальчиковая гимнастика  «Дождик»

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва,                         хлопки руками на каждое слово

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.                         бег

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.                           хлопки руками на каждое слово

Кап-кап, кап-кап.                                    свободные движения пальчиками

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.                           соединить руки над головой

(сл. М.Новиковой.)

5. Продуктивная  деятельность.

               Сообщение  цели :  сегодня мы  будем  рисовать  дождь

      - Что нам для этого нужно?

      - Карандаш ( краска) какого цвета нужен?

      -  Откуда падают капли? ( из тучи) Где  туча: вверху или внизу?

 ( Рисование  в воздухе, рисование  на листе)

            В ходе выполнения   педагог задает вопросы и комментирует : Что ты делаешь? (рисую).  Петя  рисует. Что ты рисуешь? ( дождик) Петя рисует дождик. Какую краску ты взял? И т.д.

  6. Беседа или рассказывание по  результатам деятельности.

(Появляется Незнайка)

 - Здравствуйте!   А что это  вы делали? Что рисовали? Какой дождь? Откуда он идет?  Из тучи. И т.д.

  7.   Итог.

            Выставка рисунков.