Польза игр с природным материалом для детей дошкольного возраста
консультация по аппликации, лепке (старшая группа)

Ирина Сподарева

Польза игр с природным материалом для детей дошкольного возраста

Игра с природным материалом вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polza_prirodnogo_materiala.docx57.52 КБ

Предварительный просмотр:

Польза игр с природным материалом для детей дошкольного возраста

Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка.  Ребенок, только научившись ходить, тянется к лопатке, пытается копать снег, песок, любит играть с водой, подбирает шишки, палочки, листья. К.Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии. Специалисты полагают, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.

У них формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают им увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Игры с природным материалам помогают развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививают любовь к прекрасному. 

Игра с природным материалом вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Природа - замечательная мастерская. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Проходишь мимо дуба, а земля возле него усыпана бочоночками — желудями. Остановись, не спеши. Всмотрись внимательно. Ведь это не желуди, а маленькие гномики — одни из них тоненькие, другие поплотнее. А вот кроха-гном. Приделай ему ноги, разукрась лицо, и он улыбнется тебе, станет твоим спутником на прогулке.

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему — красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.

Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать их внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску морских ракушек и обитателей подводного царства, красоту снежинок, нежность песка. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, их цвета, поверхности и т. п., так как в игре с природным материалом все это надо учитывать. Необходимо на каждом занятии, во время экскурсий в природу напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе, беречь воду, оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.

В чём же польза взаимодействия с природой?

  • Экологичность, безопасность (нетоксичность) материалов.
  • Развитие различных органов чувств: природные материалы довольно часто имеют яркий внешний вид, запах, необычную поверхность, издают звуки (шум в ракушке, стук ядра ореха об стенки…).
  • Развитие мелкой моторики.
  • Неповторимость каждого природного объекта (развивает живое восприятие мира).
  • Развитие фантазии, творческого начала, нестандартного мышления.
  • Ощущение природной гармонии.
  • Познание окружающего мира, его законов, механизмов (происходит развитие исследовательских навыков).
  • Развитие таких качеств, как бережность и забота об окружающем мире (эко-мышление).

Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. В природных материалах дети учатся видеть красоту и согласованность форм, гармонию, кроме того, они узнают характерные особенности материала: форму запах, цвет, строение. В дальнейшем, имея определенный опыт, они способны отвечать на разнообразные вопросы: что бывает твердым, сочным, мягким? Где есть косточка? Что растет на елках и соснах? Какие деревья бывают лиственными и хвойными? Что растет на лугу, в поле? Что бывает большим и маленьким? Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

C:\Users\Юрий\Saved Games\Desktop\foliage03_large.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка дидактических игр с использование природных материалов для детей дошкольного возраста

В работе представлены несколько вариантов игр с природным материалом, которые помогут разнообразить жизнь ребенка....

Методическая разработка на тему: «Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных детей дошкольного возраста на занятиях ритмики».

Методическая разработка на тему: «Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных детей  дошкольного возраста на занятиях ритмики»....

опыты-эксперименты с природным материалом для детей младшего возраста

описание опытов с таким  природным материалом как снег, вода, воздух, лед, камень и рекомендации для родителей...

Методические рекомендации по использованию игр с природным материалом для детей дошкольного возраста

Основная особенность дидактических игр с природным материалом определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитател...

«Природные факторы закаливания детей дошкольного возраста» (презентация)

Сделать организм гибким, стойким и выносливым, обладающим высокой способностью к сопротивлению и борьбе с неблагоприятными условиями окружающей среды....

Проект «Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных детей дошкольного возраста на занятиях хореографии»

Цель  –  формирование  основных  физических  качеств  и  навыков, необходимых  для  занятий  хореографией  с  целью  развития...

Методические рекомендации по использованию игр с природным материалом для детей дошкольного возраста

Основная особенность дидактических игр с природным материалом определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитател...