Конспект открытого занятия по рисованию в нетрадиционной технике граттаж на тему «Подводный мир»
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Бикмурзина Оксана Владимировна
Цель: формирование умение рисовать в нетрадиционной технике «граттаж» Задачи: • Закреплять знания детей о морских обитателях. • Упражняться в умение выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. • Развивать у детей воображение, творчество, мышление. • Воспитывать навыки самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_podvodnyy_mir_izo_starshaya.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по рисованию в нетрадиционной технике граттаж на тему «Подводный мир»

Цель: формирование умение рисовать  в нетрадиционной технике «граттаж»
Задачи: 

  • Закреплять знания детей о морских обитателях.
  • Упражняться в умение выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире.
  • Развивать у детей воображение, творчество, мышление.
  • Воспитывать навыки самоконтроля.

Методы и приёмы: игровой, словесный (беседа), наглядный, практический, нетрадиционного рисования.
Материалы и оборудование к занятию: 

  • Иллюстрационный материал.
  • Листы плотной бумаги, специально загрунтованной для выполнения рисунка в технике граттаж. (сначала вся поверхность картона тщательно раскрашивается восковыми мелками разного цвета, затем картон покрывается слоем синей гуаши, после полного высыхания картон готов для выполнения рисунка);
  • Зубочистки;
  • Пазлы (разрезанные фотографии морских животных и рыб);
  • Аудиозаписи: А. Каначян – «В синем море, в белой пене», шум прибоя.
  • Слайд шоу.
  • Материалы для опытов.

Ход занятия

1. Вводная часть:
1. Беседа.
Воспитатель:
Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости,  поздороваемся с ними  (дети здороваются с гостями).

Ребята, сегодня, пока Вы спали, я в коридоре нашла интересный предмет! Посмотрите, что это? Сундук!? Интересно,что в нем? Давайте его откроем и посмотрим,что в нем лежит. (Дети рассматривают предметы, лежащие в сундуке, предлагают варианты ответов: ракушки, морская звезда, камни,кораллы.)

Ребята как вы думаете, а откуда все эти предметы? (из моря)

Вы хотите побывать на морском дне, и познакомится с обитателями морских глубин?( Да).

А как вы думаете, как нам туда попасть? ( Нужно нырнуть в море).

Правильно.

А еще можно отправиться  на виртуальную экскурсию. Вы хотите побывать на такой экскурсии.   А отправимся мы с вами в «Подводное царство». Вы знаете, что на земле много морей, больших и маленьких. А в их глубинах живут различные животные, растут растения. Очень много тайн скрывают морские глубины. Там много интересного и загадочного.

А у меня есть волшебные слова, которые помогут нам  попасть  на морское дно, давайте закроем глаза, покружимся вокруг себя. А я произнесу волшебные слова:

Детский сад наш изменился,

В океан он превратился.

Мы отправимся гулять,

Дно морское изучать!

Сколько водорослей разных,

 Звезд, медуз и рыб прекрасных,

Ламинарии, ежи

И ракушки хороши!

Ну вот, ребята, мы с вами оказались в морском царстве. Посмотрите сколько здесь всего интересного (выставка  с изображениями рыб и морских животных).Кого  вы здесь узнали? (ответы детей).

В море есть не только рыбы, но и много других интересных животных, а каких, вы должны отгадать сами.

Игра «Отгадай». (При правильном ответе всплывает слайд с морским животным)

     Властелин семи морей,

В океане всех сильней.

Он плывет – вода бурлит

Это чудо – рыба   (кит ) 

Киты - это самые длинные, тяжелые, издающие самые громкие звуки животные нашей планеты. Киты могут не спать по три месяца, не есть восемь дней, не дышать до двух часов и при этом преодолевать расстояния до несколько тысяч километров.

                                 Что за дивная лошадка?

                                  Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет,

Под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его дружок,

Рыбок друг…  (морской конек)

А знаете, почему так назвали морского конька?  Так как голова и шея напоминает голову и шею лошади.

                     

                             Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рук и ног!

Это чудо… (осьминог)

Осьминог получил свое название за количество ног. Осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог - хищник, питается мелкими рыбками. Ребята, а вы знаете, что осьминоги могут не только плавать, но, и, переставляя щупальца ходить по дну.

     Важна, степенна, холодна,

А сквозь нее вода видна.  (Медуза)

Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Для врагов медузы ожог этот опасен, а для человека не так уж и опасен, но ощущается болезненно. Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.

   

     Очень хочется, ребята,

Встретить мне лесного брата.

Только мой колючий брат

Никогда воде не рад.

Ну, а мне, друзья, всегда

По душе одна вода.  (Морской еж)

 Это морское животное раздувается и становится похожей на шар. На теле очень много игл, и она становится похожа на обыкновенного ежа. Иглы зачастую служат морским ежам для передвижения, питания и защиты. У некоторых видов они ядовиты.    Молодцы, всех угадали.

Игра «Собери пазлы».

Ребята, я предлагаю вам пройти к столу и собрать разрезные картинки, и вы увидите, кто у вас получится( дети собирают разрезные картинки и называют морское животное которое у них получилось).

Опыты.

Ребята, а сейчас я вам предлагаю ощутить море. Для этого нам нужно будет провести пару экспериментов.

  1. Морская пена.

Растворите 2 чайные ложки соды в 1 стакане воды (стакан должен быть налит не доверху). Высыпьте в стакан 1 чайную ложку лимонной кислоты. Вода в стакане «закипит» — забурлит.

Встречаясь в воде, сода и лимонная кислота взаимодействуют. При этом выделяется углекислый газ.  Так как газ легче воды, пузырьки газа поднимаются на поверхность воды. Здесь они лопаются, тем самым заставляя воду «кипеть».

  1. Красим воду в синий цвет.

В следующем опыте, я предлагаю вам изменить цвет воды,на морской. Какой это цвет? Правильно, синий. Как выдумаете, с помощью чего это можно будет сделать? А я знаю еще один способ! Для этого нам понадобится вода, крахмал и йод. Давайте добавим в воду крахмал, размешаем. А теперь капнем капельку йода. Как вы думаете, почему так произошло?

Почему море синее, ведь вода сама по себе прозрачная? И даже если взять морскую воду и налить в графин, она тоже будет прозрачная.

Неправильный ответ: потому что море отражает небо, а оно синее.

Цвет моря, который мы видим, - это результат рассеивания солнечного света толщей морской воды.

Вода пропускает свет неравномерно - короткие волны она рассеивает лучше, а длинные - хуже. Короткие волны соответствуют синей части спектра, а длинные - красной. В графине вы смотрите на просвет на тонкий слой воды, поэтому разница в пропускании лучей незаметна. А в море вы видите результат рассеяния солнечного света многометровой толщей воды. Поэтому синий свет меньше поглощается в воде, и в том свете, который выходит ИЗ воды, больше всего синего цвета.

2. Основная часть:
Воспитатель:
Ребята я хочу вам предложить нарисовать «Подводный мир».

Давайте закроем глазки и представим морское дно и подводных жителей (включить аудиозапись «шум прибоя»). Рассмотрите их внимательно: кого вы увидели, какого размера, цвета, что их окружает, запомните их. Откройте глазки и давайте сделаем фоторисунок того, что вы сейчас увидели. Рассказывать мы пока не будем, кто нам повстречался, а когда вы нарисуете – тогда и попробуем отгадать.
А рисовать мы сегодня с вами будем в технике граттаж. Мы уже знакомы с этой техникой. Как её ещё можно назвать, каким способом наносим рисунок? (царапанье).  Для такого рисования нужно сначала подготовить основу, которую мы с вами приготовили заранее.  Ребята, а кто мне напомнит,  как мы с вами готовили эту основу. Необходимо натереть лист бумаги свечой или  цветными мелками, а сверху нанести слой гуаши. И осталось нам  заостренной палочкой процарапать задуманный рисунок.Зубочистка – это инструмент, будьте с ним очень осторожны и внимательны. А теперь представьте ещё раз, что вы хотите нарисовать и приступайте. Если кому-то понадобится помощь, позовите меня тихонечко, чтобы не отвлекать остальных.

Дети под контролем воспитателя рисуют композицию на морскую тему. 

Художники,  готовы ваши рисунки, я предлагаю вам коротко рассказать о них, что вы нарисовали.


3. Заключительная часть:
Воспитатель:
Ребята нам пора возвращаться в детский сад. А, что бы мы могли с вами вернуться, нам необходимо сказать громко волшебные слова.

                      Нужно нам закрыть глаза,

Сделать два больших прыжка.

Руки вытянуть вперед,

А затем наоборот.

Как рыбешки покружиться,

Чтоб в саду нам очутиться.

Вот ребята мы и оказались с вами в детском саду. Вам понравилась наша виртуальная экскурсия в подводный мир?  А, что вы запомнили больше всего (ответы детей).

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по рисованию в нетрадиционной технике граттаж на тему "Подводный мир"

Цель: рисунок на тему «Подводный мир» в нетрадиционной технике «граттаж»Задачи: Закреплять у детей технические навыки рисования. Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в р...

Конспект открытого занятия по рисованию в нетрадиционной технике граттаж на тему «Подводный мир» для районного методического объединения.

Описание: Предлагаю вам конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе. Данный материал будет полезен воспитателям и методистам дошкольного учреждения.Цель: рисунок на тему &la...

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике граттаж на тему "Подводный мир"

Закреплять у детей технические навыки рисования. Учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение, творчество....

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике граттаж на тему: «Подводный мир» (старшая группа)

На занятии ребята отправляются в подводный мир, где знакомятся с обитателями морей, которых впоследствии должны будут изобразить в технике граттаж...

Конспект открытого занятия по рисованию в нетрадиционной технике граттаж для детей подготовительной группы :«Подводный мир»

Цель: создание условий для развития творческих способностей и кругозора детей через нетрадиционную технику  изобразительного творчества....

Конспект открытого занятия по рисованию в нетрадиционной технике граттаж на тему «Подводный мир»

Конспект открытого занятия по рисованию в нетрадиционной технике граттаж на тему «Подводный мир»...