Мастер класс "Саратовская глиняная игрушка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Тема «Изготовление Саратовской глиняной игрушки - курочка»

1.Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы с глиной и знакомством с Саратовской глиняной игрушкой, создать предпосылки для использования полученных знаний в работе с детьми.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с Саратовской глиняной игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников.
  • Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования педагогами знаний об особенностях декорирования Саратовской глиняной игрушки.
  • Использовать наглядный материал в качестве образцов для создания узоров в стиле Саратовской глиняной игрушки.
  • Продемонстрировать умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся.
  • Включить воспитателей в творческий процесс, сделать их участниками совместной работы.

Оборудование: Использование современных образовательных технологий: информационно-компьютерные технологии, глина, дощечки, влажные салфетки, зубочистки, палочки для суши, колпачки, кисти, стержни.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_saratovskaya_glinyanaya_igrushka.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Изготовление Саратовской глиняной игрушки - курочка»

1.Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы с глиной и знакомством с Саратовской глиняной игрушкой, создать предпосылки для использования полученных знаний в работе с детьми.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с Саратовской глиняной игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников.
  • Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования педагогами знаний об особенностях декорирования Саратовской глиняной игрушки.
  • Использовать наглядный материал в качестве образцов для создания узоров в стиле Саратовской глиняной игрушки.
  • Продемонстрировать умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся.
  • Включить воспитателей в творческий процесс, сделать их участниками совместной работы.

Оборудование: Использование современных образовательных технологий: информационно-компьютерные технологии, глина, дощечки, влажные салфетки, зубочистки, палочки для суши, колпачки, кисти, стержни.»

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Изготовление Саратовской глиняной игрушки». Я предлагаю вам окунуться в прошлое нашей губернии.

Существует много историй о возникновении Саратовской глиняной игрушке, и вот одна из них:

Слайд №2 Много лет назад, а точнее в 17 веке в Татищевском районе, в д. Малая Крюковка жил гончар дед Андрон. Днем лепил он глиняную посуду, а вечерами в свободное от работы время лепил для своих внучат глиняные игрушки. И вот однажды закончилась у деда Андрона глина, тогда он отправился на берег Волги, туда, где на откосах были запасы глины. Набрал дед Андрон глины, а как понять, хороша ли в работе глина, не дает ли она трещины после высыхания? Стал дед Андрон размышлять: Для лепки посуды нужен гончарный круг, а вот вылепить маленькую глиняную игрушку запросто можно. Вылепил дед Андрон поросенка и поставил его на пригорке сушиться. А сам сел в тени отдохнуть. Но тут налетела грозовая туча, пошел сильный дождь с градом. Когда дождь закончился, дед Андрон заторопился домой. Подошел он к глиняной игрушке, взял ее в руки и ахнул. Игрушка сияла на солнышке всеми цветами радуги. Что же с ней произошло? Градинки застряли в мягкой невысохшей глине, а когда солнышко пригрело, градинки растаяли и засияли всеми цветами радуги. А когда вода испарилась, там, где были градинки, остались ямочки.

Слайд №3 Так деду Андрону понравилась эта необычная игрушка, что решил он налепить таких игрушек для внучат и соседских детей. Только вот как украсить игрушку ямочками? Он взял то, что было всегда под рукой (палочки, гвоздики) и стал наносить разные геометрические фигуры.  

Слайд №4 А когда пришло время ехать на ярмарку в Саратов, дед Андрон взял глиняную посуду и свои не на кого не похожие игрушки. Встал он вместе с гончарами и стал зазывать народ «Детская забава – всем придется по нраву». Очень понравилась Саратовцам эта ямчатая игрушка.

Слайд №5 С тех пор прошло много времени, долгое время данная игрушка была незаслуженно забыта, а возродилась она благодаря мастеру художественной лепки из глины Петру Петровичу Африканову.

Слайд № 6,7,8 Давайте с вами рассмотрим Саратовскую глиняную игрушку. Игрушка лепится из глины и   декорируется ямочным способом. На тело игрушки штампиками вдавливанием наносятся геометрический ямочный узор, из треугольников, квадратов, кругов, крестиков, звездочек. Это процесс называется «расточкой». «Расточка» влияет на характер игрушки. Если поставить штампики квадратные или треугольные игрушка получается как бы с характером. Материалом для «расточки» могут служить различные подручные предметы – колпачки от ручек, фломастеров, детали от игрушек, гвозди, шурупы.

Окрас заключается в том, что в ямки закапывается краситель. Раньше в качестве красителя использовали жидкую глину различного цвета, а сейчас можно красить гуашью, акварельными красками. Определенной цветовой гаммы в Саратовской игрушке нет. Можно красить любым цветом.

Сегодня я вам предлагаю слепить курочку.

Нам для этого понадобится: глина, доска, стеки, колпачки, трубочки, палочки.

Слайд №9 Берем небольшой кусочек глины разминаем его хорошо в руках смачивая немного водой для того, чтобы не было трещин и раскатываем конус ввиде морковки.

Слайд №10 Начинаем формировать тело курочки, вытягивая вверх узкую часть конуса.

  1. Слайд №11 Начинаем формировать хвост курицы, берем три одинаковых не больших кусочка глины, скатываем колбаски, сплющиваем их и начинаем их примазывать к телу курицы (не забываем смачивать то место куда будет крепиться хвост).
  2. Слайд №12 Приступаем к формированию крыльев, скатываем два одинаковых конуса и сплющиваем их, получая крылья.
  3. Слайд №13 Для гребешка нам понадобятся три маленьких кусочка глины, формируем овалы и примазываем из к голове.
  4. Слайд №14 Клюв и зоб делаются таким же образом.
  5. Слайд №15 Наносим геометрический ямчатый узор.
  6. Слайд №16 Наша курочка готова. После высыхания игрушки при желании можно ее раскрасить.

Рефлексия (5 минут)

Перед вами лежат разноцветные яйца.

Красное яйцо - что нового вы узнали для себя.

Зеленое яйцо – что сложного было для вас в мастер-классе.

Жёлтое яйцо -  ваше эмоциональное состояние, мысли по поводу нашего мероприятия.

Участники мастер-класса

Анализируют занятие

Итог

Сегодня вы попробовали себя в роли народных умельцев и у вас всё хорошо получилось. Я благодарю вас за работу и желаю творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

папка-передвижка "В гости к мастерам глиняной игрушки"

Папка-передвижка для детей и родителей...

Мастер-класс с родителями " Глиняная игрушка"

Для родителей была проведена беседа на тему: " История создания глиняной игрушки" ,  после чего родители вместе с детьми  с удовольствием лепили из глины  фгурки животных , лю...

Методическая разработка Мастер класс для воспитанников средней группы по росписи глиняной игрушки Филимоновская лошадка и козленок

Методическая разработкаМастер класс для воспитанников средней группы по росписи глиняной игрушки Филимоновская лошадка и козленокСоставитель Воспитатель  Ускова Д.Н.АКТУАЛЬНОСТЬЛюди с давних врем...

Проект Мастера Филимоновской глиняной игрушки

Проект Мастера Филимоновской глиняной игрушки дети старшей группы...

Презентация Мастер -класс "Глиняная игрушка"

В данной презентации представлена история появления глиняных игрушек и мастер-класс по созданию дымковской игрушки....