Проект "Весёлый пластилинчик"
проект по аппликации, лепке (старшая группа)

Смолянинова Ольга Николаевна

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, так как на данный момент дети в группе недостаточно подготовлены к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx89.77 КБ

Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=8f70f10079c21f915cc9d85359b572c046a65907-7882711-images-thumbs&n=13

Проект

«Веселый пластилинчик»

Автор проекта: Смолянинова Ольга Николаевна. 

Академия развития талантов Пластилин.

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, так как на данный момент дети в группе недостаточно подготовлены к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук.

I этап. Целеполагание

Введение:

Актуальность проекта «Веселый пластилинчик» заключена в том, что подобранный цикл занятий позволит ребенку лучше познать окружающий его мир; развить творческие способности и возможности проявить их в изобразительной деятельности. Создаваемая игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией, в которой учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей дошкольного возраста. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Цель развить мелкую моторику рук у детей старшего дошкольного возраста, через нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию.

Задачи:

– Дать представление о технике изобразительного искусства – пластилинографии;

– Развивать умение детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета; координацию движения рук и мелкую моторику

– Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца

Предполагаемый результат

– Используя данное направление в нашей работе мы предполагаем достичь следующие результаты:

– Развить мелкую и крупную моторику у детей, подготовить руки ребенка к письму.

– Активизировать мышление детей, речь.

– Развить усидчивость.

– Сформировать умение поэтапного планирования своей работы.

2 этап. Разработка проекта

Тип проведения проектной работы: Долгосрочный, традиционная форма.

Принципы реализации проекта:

  1. Принцип развивающего обучения. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития». (Л.С. Выготскому). Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
  2. Принцип воспитывающего обучения. Обучая технике «Пластилинография» воспитываются у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.  Обучая технике пластилинографии, закрепляются у детей знания по световосприятию, развивается эстетический вкус.
  3. Принцип свободы выбора:

Представляется детям возможность, самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

4. Принцип личностно – ориентированного обучения:  

Заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

5. Принцип интеграции:

 Художественная деятельность взаимосвязана: 

– С различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);

– С разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).

– С вырезанием отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например, бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

6. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта:

При экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

Методы и приёмы реализации проекта.

Методы:

Наглядные – наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Приёмы рисования пластилином:

рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;

- рисование мазками;

- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

- процарапывание по пластилину;

- вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например, бусинками, крупами, различными семечками, кружевами

Обогащение словаря. 

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Развитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

Формирование тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифференциация движений пальцев.

3 этап. Выполнение проекта

Для работы над проектом сначала я подобрала и проработала соответствующую методическую литературу, подобрала дидактический материал, который можно использовать в данной работе. На основе материала составила план работы с детьми учитывая их возрастные особенности; навыки и умения владения работы с пластилином.

Согласно плану работы проводится образовательная деятельность с детьми. Образовательная деятельность осуществляется 1 раза в две недели, лучше во второй половине дня. Длительность работы   – от 20 мин -до 30 минут. В образовательной деятельности рекомендуется применять познавательную информацию, игру, игровые ситуации, физкультминутки.

Работа с детьми проходит как индивидуально, так и коллективно.  

Приемы работы с детьми:

Игровые приемы – обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка.

Игра – поможет активизировать деятельность детей, развить познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Тематическое планирование:

н№

Название   темы

Форма проведения

Цели

Методы и приемы организации

Средства

Ответственные

11

Знакомство

детей         с пластилинографией

ОД

Углублять знания детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности. Расширять представление детей о пластилинографии углублять знания детей. Воспитывать интерес к образовательной деятельности

Словесный

Наглядный

Беседа, показ образцов, объяснение, устное изложение

Иллюстрации по пластилинографии Детские работы (образцы)

Воспитатели групп

22

Петушок с семьей

ОД

1.Закрепить знания детей о домашних птицах, о их внешнем облике, повадкам.

2. Развивать умение детей делать фон для работы использовать приемы лепки (раскатывание, круговыми и прямыми движениями, сглаживание, сплющивание)

2.Развивать внимательность

3.Воспитывать интерес к домашним птицам.

Наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, чтение загадок, чтение стихотворения «Петух» В. Стоянов. Подготовка фона

Игрушки: курочка, цыплята, пшено

Картон светло-зеленого цвета 1/2 стека, доска, пластилин, салфетки

Воспитатели групп

33

ОД

1.Развивать умения детей лепить петушка. Упражнять детей лепить объекты из отдельных деталей.

2.Закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая полуобъемное изображение предметов. 3.Воспитывать любовь к домашним животным

Сравнительный анализ внешнего облика петуха и курицы. Показ воспитателем техники выполнения образца, объяснение Практический

работа по образцу, показ воспитателем образца техники выполнения работы

Игрушки: курочка, цыплята, пшено

Картон светло-зеленого цвета 1/2 стека, доска, пластилин, доска для лепки, салфетки

Воспитатели групп

44

Змейки

ОД

1.Расширять представление детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, места их обитания. Учить подготавливать фон, для работы используя приемы лепки примазывания, приплющивания и т.д.

2.Развивать световосприятие, 3.Воспитывать усидчивость

Словесный: беседа о пресмыкающихся; наглядный:

рассматривание иллюстраций; практический: подготовка фона

Иллюстрации «пресмыкающиеся» игрушки: змея, пластилин картон

Воспитатели групп

5

55

5

ОД

1Формировать умения лепить туловище змеи из пластилина 2-х цветов -  посредствам перекручивания между собой.

2.Закреплять умение украшать объект узором, используя навыки скатывания, расплющивания

3.Воспитывать аккуратность

Словесный (беседа, устное изложение) наглядный (показ воспитателем, работа по образцу), практический (работа с фоном, выполнение работ)

Картон желтого цвета1/2, пластилин, стека, доска, салфетки

Воспитатели групп

66

Разные деревья осенью

ОД

1.Развивать умения передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии.

2.Расширять знания детей лепить деревья, используя приемы лепки раскатывания круговыми и прямыми движениями, сглаживания, сплющивания

3.Воспитывать интерес к природе

Словесный (беседа, устное изложение, наглядный (показ иллюстраций, показ воспитателем образца, работа по образцу), практический выполнение работ, подготовка фона

Плотный картон синего цвета 1.2, набор пластилина. Салфетка для рук. Репродукции картин художников по теме

Воспитатели групп

77

Осенние листочки

ОД

1.Развивать умения детей изображать листья, используя пластилин.

2.Продолжать формировать желание детей лепить листья, используя ранее изученные приемы лепки

3. Развивать интерес к изобразительной деятельности.

4.Воспитывать умение аккуратного использования пластилина в своей работе.

Словесный

наглядный, игровой

беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, показ образца, объяснение

Цветной картон, набор пластилина, стеки, салфетки.

Воспитатели групп

88

Совушка-сова Большая голова

ОД

1.Расширять представления детей о лесной птице – Сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни

2.Формировать умение детей лепить аккуратно.

3.Воспитывать интерес к обитателям леса

Игровой (сюрпризный момент), наглядно-словесный. Загадывание загадки, рассматривание иллюстраций, беседа

Предметные картинки: «Птицы»;

Картон фиолетового (синего) цвета. Пластилин, доска,

Воспитатели групп

99

9

ОД

1Развивать умения изображать сову из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки скатывания, расплющивания, деления на части при помощи стеки

2.Развивать творческое воображение

3.Воспитывать усидчивость, интерес к занятию

Практический выполнение работ, наглядно-словесный беседа, показ воспитателем, выполнение по образцу

Картон фиолетового (синего) цвета. Пластилин, доска, стека, салфетки

Воспитатели групп

110

Бабочки

1.Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида бабочки.

2 Углублять знания детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» одни цвет в другой на границе их соединения. Познакомить с симметрией на примере бабочки

3.Развивать любознательность

4.Воспитывать бережное отношение к природе

Игровой, наглядно-словесный беседа рассматривание иллюстраций

Иллюстрации «Насекомые»

Воспитатели групп

111

ОД

1.Развивать умение детей раскатывать колбаски или шарики, составлять из них узор, повторяя его на каждом крылышке

2.Развивать моторику рук

3.Воспитывать любовь к природе, аккуратность

Наглядно - словесный, рассматривать иллюстраций, беседа; практический выполнение работ

Картон голубого цвета ½, пластилин, стека, доска, салфетки

Воспитатели групп

112

Душистый снег

ОД

1.Формировать умения детей изображать ветку цветущего дерева, с помощью пластилина. Закреплять умения детей использовать приемы лепки, создавая объемное изображение ветки цветущего дерева на картоне

2.Расширять знания детей о природе.

Словесный, загадывание загадок, наглядный, рассматривание иллюстраций, практический

Иллюстрации: «Цветы», картон синего или фиолетового цвета1/2, пластилин, стека, доска, салфетки

Воспитатели групп

113

Одуванчики – цветы, словно солнышко желты

ОД

1Формировать способность создавать образы растений в нетрадиционной техники исполнения -пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином (сглаживания, сплющивания, раскатывания круговыми и прямыми движениями)

2.Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе.

3.Развивать пространственные представления 4. Воспитывать интерес к окружающему миру, формировать представления о природе.

Словесный, (показ, объяснение, устное изложение), наглядный, рассматривание цветка, показ образца, практический (выполнение работ детьми)

Картон синего цвета ½, Пластилин доска, стека, салфетки, иллюстрация с изображением одуванчика

Воспитатели групп

114

Червячок в яблочке

ОД

1.Продолжать углублять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах.

2. Формировать интерес детей к занятию.

Игровой, наглядный, рассматривание муляжей «Фрукты», словесный, чтение загадок, практический вы выполнение работ по образцу

Картон с силуэтом круга, Пластилин, стеки, доски, салфетки, муляжи «Фрукты»

Воспитатели групп

115

Божьи коровки на ромашке

ОД

1.Развивать способность различать цветы: ромашка, василек

3.Формировать умение раскатывать колбаски и выкладывать ими серединку ромашки, слегка прижимая к картону

4.Развивать желание лепить самостоятельно.

5.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру

Игровой, наглядно-словесный беседа, рассматривание иллюстраций, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу

Иллюстрации: «Цветы и насекомые»

Воспитатели групп

116

ОД

1.Обобщять представления детей передавать особенности внешнего вида божьи коровки, используя ранее изученные приемы лепки (раскатывания, сглаживания, сплющивания). Закреплять знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых.

2.Развивать творческие способности у детей.

3.Воспитывать интерес к окружающему миру, формировать бережное отношение к насекомым

Практический, наглядно-словесный выполнение работ, выполнение работ детьми по образцу, беседа

Силуэт ромашки из плотного картона, пластилин, стека, спичка

Воспитатели групп

117

Живые яблочки на ветках

ОД

1.Расширять представление детей о зимующих птицах, об условиях их обитания о роли человека в жизни птиц.

2.Формировать умение изображать снегирей из отдельных деталей, на горизонтальной поверхности, с помощью пластилина используя, имеющиеся приемы лепки (раскатывания, сплющивания и т.д.)

3.Углублять знания детей о зимующих птицах.

Игровой; словесно-наглядный

Рассматривание иллюстраций, беседа, показ, объяснение воспитателем

Предметные картинки: «Птицы», «Фрукты»

Воспитатели групп

118

Фрукты в вазе

ОД

1.Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях. Учить предавать особенности фруктов способом пластилинографии – создания объемного изображения на листе картона

2.Углублять представления о фруктах 3 Воспитывать усидчивость.

Наглядный (рассматривание образца, показ), словесный беседа, объяснение техники выполнения воспитателем; практический выполнение работ детьми

Цветная бумага, фольга, кусочки различных фруктов, пластилин, стеки

Воспитатели групп

119

Волшебная корзиночка

ОД

1.Развивать умения создавать лепную картину с выпуклым изображением корзины с овощами.

Сформировать у детей обобщённое представление об овощах.

Развивать умение лепить корзину с овощами, из нескольких деталей, стараясь четко передать сходство с настоящими овощами

2.Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой, изображаемой, 3.Воспитывать усидчивость

Практический, наглядно-словесный

Выполнение работ, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем, выполнение по образцу

Муляжи, иллюстрации овощей, силуэт корзинки. Пластилин, стеки, доски.

Воспитатели групп

220

Кашалотик-кашалот

1.Дать детям представление о разнообразии животного мира, познакомить с большим представителем водной среды

2. Формировать умение детей лепить кашалота, скатывая шарик, сплющивая его и придавая ему слегка вытянутую форму

3. Воспитывать интерес к морским обитателям

Игровой, наглядно-словесный

рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу

Предметные картинки: кит, бегемот, слон, медведь Картон голубого цвета ½, пластилин, доска для лепки

Воспитатели групп

221

ОД

1.Формировать умения передавать форму, характерные детали внешнего вида, животного способом пластилинографии- создавать выпуклые изображения на листе картона

2.Развивать у детей композиционные навыки,

3.Воспитывать усидчивость

Игровой, наглядно-словесный, практический

рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем, выполнение по образцу

Картон голубого цвета ½, пластилин, доска для лепки, салфетки, иллюстрация с изображением кита

Воспитатели групп

После осуществления работы по проекту «Веселый пластилин» для определения достижений детей, я думаю целесообразно провести повторную диагностику. Целью проведения повторной диагностики можно будет выявить как занятия по пластилинографии помогли детям развить мелкую и крупную моторику, подготовить руку ребенка к письму. Кроме этого диагностика позволит проанализировать следующие умения и навыки:

– Самостоятельно решать творческие задачи.

– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

  • Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

И сделать выводы о их сформированности у детей.

Анализ результатов проведенного проекта показывает, что у детей, принявших участие в проекте, выявлено повышение показателей, характеризующих развитие мелкой моторики. Движения пальцев стали более четкие прошла скованность, проявилась ловкость. Координация движений рук стала близка к норме. Детям стало намного легче выполнять работу с ножницами бумагой сгибать лист пополам. Ребята в группе с большим интересом выполняли разнообразные задания по пластилинографии, проявляя при этом свои творческие способности. Выставки работ способствовали вовлечению в данный вид деятельности родителей. Для этого были подобраны консультации и памятки.

4 этап. Определение задач для новых проектов

Для нашей дальнейшей работы я планирую сделать проект с использованием регионального компонента программы. В котором можно обратить внимание на формирование экологической культуры.  Приобщая детей к природе ее красоте можно развить у них различные умения и навыки, в частности развить их творческие способности, что является немаловажным для подготовки детей к школе.

Рекомендации по использованию пластилинографии в развитии мелкой моторики у старших дошкольников.


      Занятие пластилин графией доступно и полезно детям дошкольного возраста. Значение этого увлекательного процесса огромно, т.к. подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.

Поделка из пластилина, даже выполненная самым простым способом, всегда выглядит ярко, эффектно.

Пластилинография, как и любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка

В процессе обучения пластилинографии у детей развивается кисть, мелкая моторика (что очень важно для детей с нарушениями речи), пространственное мышление, речь, мышечная память, повышается концентрация внимания, формируется такие качества как усидчивость и терпеливость.
Начальные этапы лепки, с которыми справятся даже дети 4 лет. Для занятий вам понадобятся трафарет рисунка и пластилин.

Заключение

Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников.

Различные виды моторики задействуют разные группы мышц нашего тела. Навыки крупной моторики – это движения, в которых участвуют мышцы рук, ног, ступней и всего тела, например, ползание, бег или прыжки. Навыки мелкой моторики мы используем, когда, например, берем какой-то предмет двумя пальцами, зарываемся пальцами ног в песок или определяем вкус и текстуру губами и языком.

«Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании с зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

«Пластилинография» от «графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, объемные или полуобъёмные на горизонтальной поверхности.

Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Тонкую моторику необходимо развивать на основе общей моторики, в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей.

Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинография, которая плодотворной влияет на развитие мелкой моторики рук.

Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольников, делает ее более увлекательной и интересной.

Я считаем необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. И очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой деятельности "Чудесный пластилинчик" для детей подготовительной группы

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графи...