Арт-терапия в работе с дошкольниками
консультация по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Поликарпова Ольга Витальевна

Что такое арт-терапия? Цели и задачи. Формы работы. Виды арт-терапии.Материалы для арт-занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Арт-терапия в ДОУ147.23 КБ
Файл Текст к презентации22.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арт- терапия в работе с дошкольниками

Слайд 2

Арт-терапия – это воздействие посредством изобразительного творчества.

Слайд 3

Основные цели арт-терапии самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, гармонизация личности.

Слайд 4

Основные принципы и заповеди арт-терапии: В первую очередь работы должны анализироваться не психотерапевтом, а самим автором. Анализируя и просто созерцая свой «шедевр» , человек сам начинает осознавать суть своих проблем и пути их решения без чьей-либо помощи, без «костылей» .

Слайд 5

Формы работы Индивидуальная Групповая

Слайд 6

Арт-терапия позволяет лечить : -Неврозы; -Повышенную тревожность; Страхи; -Низкую самооценку; -Трудности взаимоотношений с окружающими; -Последствия стрессовых ситуаций и др.

Слайд 7

Виды арт - терапии Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а так же работа с репродукциями, с различным художественным материалом: глиной, пластилином, бумагой, соломой.

Слайд 8

Виды арт - терапии Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в образовании и воспитании детей и взрослых.

Слайд 9

Виды арт - терапии Драматерапия – воздействие через театр, образы, а так же использование готовых материалов (фильмы, спектакли) .

Слайд 10

Виды арт - терапии Данс -терапия – это все, что связано с движением : ритмопластика, танцевально двигательная терапия.

Слайд 11

Виды арт - терапии Сказкотерапия .

Слайд 12

Виды арт - терапии Игротерапия .

Слайд 13

Виды арт - терапии Библиотерапия (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы).

Слайд 14

Виды арт - терапии Артсинтезтерапия (семь видов искусств, объединенных в единой тренинговой системе : ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика, песочная терапия).

Слайд 15

Виды арт - терапии Цветотерапия .

Слайд 16

Виды арт - терапии Фототерапия (лечебно-коррекционное применение фотографии).

Слайд 17

Виды арт - терапии Видеотерапия .

Слайд 18

Виды арт - терапии Маскотерапия .

Слайд 19

Виды арт - терапии Анимационная или мульт -терапия.

Слайд 20

Материалы для арт-занятий Глина, пластилин выход чувствам, контроль ситуации, концентрация, улучшение самооценки.

Слайд 21

Работа с глиной в психотерапии страхи, агрессия, психосоматика , кризисные состояния. Техники лепка масок, кукол, сказок, страхов, разыгрывание сюжетно-ролевых игр.

Слайд 22

Материалы для арт-занятий Песок даёт ощущение творца, наполняет энергией, активизирует точки на пальцах и нервные окончания на ладонях.

Слайд 23

Работа с песком в психотерапии Базируется на работе с бессознательным, как источником внутреннего роста и развития. (К. Г. Юнг) создание защищённых форм реального мира, отреагирование своих переживаний, конфликтов, развитие познавательных процессов, «заземление» негативной психической энергии. смешивание с водой (разрешённое марание, деструктивные методы), размещение фигурок и выстраивание отношений в поле песочницы (перенос внутренних процессов на миниатюры), создание картин/рисование на сюжеты сказочные или реальные. Техники

Слайд 24

Работа с песком в психотерапии фото

Слайд 25

Материалы для арт-занятий Гуашь спонтанное самовыражение, актуализация чувств снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.

Слайд 26

Техники работы с гуашью Монотипия, Мандала , Марания, Рисунок имени, Рисунок руки (ТОТ), Маски, Рисунок настроения, Рисунок семьи, Проективный рисунок и др.

Слайд 27

Материалы для арт-занятий Акварель развивает фантазию и появление лёгких и эфимерных образов .

Слайд 28

Материалы для арт-занятий Масляная (восковая) пастель стимулирует появление разнообразных образов, начиная с лёгких и воздушных и заканчивая тяжёлыми или связанными с телом.

Слайд 29

Материалы для арт-занятий Коллаж, аппликация снижает страх неумения рисовать, даёт ощущение принятия, развивает самоинтерес , убирает страх оценки, формирует положительный образ Я, снижает тревожность, развивает креативность. помогает начать разговор и выявить сложные для ребёнка ситуации.

Слайд 30

Материалы для арт-занятий Грим или краски для лица Грим позволяет усилить эмоциональное состояние через гримирование лица, через создание на лице маски (злости, гнева, обиды, раздражения) и последующего проигрывания. Эффект снятия нежелательных эмоциональных состояний.

Слайд 31

Материалы для арт-занятий Также можно использовать: простые/ цветные карандаши, натуральные материалы (листья, камушки, крупы), проволоку, газеты, открытки/ фотографии, игрушки и др.

Слайд 32

Изобразительные техники, используемые в работе с детьми: Также можно использовать: простые/ цветные карандаши, натуральные материалы (листья, камушки, крупы), проволоку, газеты, открытки/ фотографии, игрушки и др.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №105»

АРТ-ТЕРАПИЯ

В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

                                                                             Подготовила:

                                                                             педагог дополнительного            

                                                                             образования по ИЗО

                                                                             Поликарпова О.В.

Курск

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. В соответствии с новыми современными требованиями образования перед дошкольными учреждениями стоит задача не только формировать у детей необходимые, знания, умения и навыки, но и максимально создать условия для укрепления их психологического и физического здоровья, социально адаптировать к школьному обучению, способствовать развитию творческого потенциала

Одно из таких направлений – это воздействие посредством изобразительного творчества – арт-терапия, или «терапия творческим выражением».

Основные цели арт-терапии - самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, гармонизация личности.

Арт-терапия позволяет каждому оставаться самим собой, не испытывать стыда, неловкости или обиды, сравнивая себя с другими, способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики. Арт-терапевтические занятия развивают творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику рук, умение понимать партнера. Помогают снимать эмоциональное напряжение, негативные эмоции, отработать беспокоящие ситуации. Дают возможность попробовать новые роли, способы поведения и реагирования, активизируют функцию воображения детей. Дети с богатой фантазией более успешно решают нестандартные задачи, легче переживают неприятности и завоевывают уважение среди сверстников.

Основные принципы и заповеди арт-терапии:

Фразы на подобии «Я не умею рисовать», «Я не умею танцевать», не принимаются! Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не то что не ставится, она вообще противопоказана. Главное – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье. Поэтому в первую очередь работы должны анализироваться не психотерапевтом, а самим автором. Анализируя и просто созерцая свой «шедевр», человек сам начинает осознавать суть своих проблем и пути их решения без чьей-либо помощи, без «костылей». Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы, поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов.

Приемы арт-терапии можно включать как в индивидуальные, так и групповые формы работы. Несмотря на кажущуюся простоту метода, арт-терапия позволяет лечить:

-Неврозы;

-Повышенную тревожность;

Страхи;

-Низкую самооценку;

-Трудности взаимоотношений с окружающими;

-Последствия стрессовых ситуаций и др.

К самым популярным видам арт-терапии можно отнести:

- изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а так же работа с репродукциями, с различным художественным материалом: глиной, пластилином, бумагой, соломой.

- музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в образовании и воспитании детей и взрослых;

- драматерапия – воздействие через театр, образы, а так же использование готовых материалов (фильмы, спектакли);

- данс-терапия – это все, что связано с движением: ритмопластика, танцевально двигательная терапия.

сказкотерапия,

игротерапия,

библиотерапия (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы,

артсинтезтерапия (семь видов искусств, объединенных в единой тренинговой системе: ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика,

песочная терапия,

цветотерапия,

фототерапия (лечебно-коррекционное применение фотографии, видеотерапия,

маскотерапия,

анимационная или мульт-терапия.

Методы арт-терапии применяются с дошкольниками разного возраста. Чтобы активизировать творческий процесс, стимулировать ребенка и разнообразить его сенсорный и эмоциональный опыт в ходе арт-терапевтических занятий детям предлагаются различные материалы:

  1. Глина, пластилин.

Работая с глиной, агрессивный человек находит выход своим чувствам, а неуверенные в себе люди, занимаясь лепкой, учатся контролировать ситуацию.

Непоседливыми неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться.

Дети, испытывающие потребность в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я».

Работа с глиной в психотерапии: со страхами, агрессией, психосоматикой, с кризисными состояниями.

Можно лепить маски, кукол, сказки, страхи, разыгрывать сюжетно-ролевые игры.

  1. Песок.

Природный податливый материал, даёт ощущение творца, наполняет энергией, активизирует точки на пальцах и нервные окончания на ладонях.

Базируется на работе с бессознательным, как источником внутреннего роста и развития. (К, Г, Юнг)

Можно создавать защищённые формы реального мира, отреагировать свои переживания, конфликты, развивать познавательные процессы, «заземлять» негативную психическую энергию.

Техники:

Смешивать с водой (разрешённое марание, деструктивные методы),

Размещать фигурки и выстраивать отношения в поле песочницы (перенос внутренних процессов на миниатюры),

Создавать картины/рисовать на сюжеты сказочные или реальные.

На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем над клеевым рисунком рассыпается песок. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются.

  1. Гуашь.

Гуашь – двухмерный, пластичный материал; активизирует фантазию; смешивается с водой, позволяет закрашивать поверхности и создавать более плотные среды.

Спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.

Техники:

Монотипия,

Техника «Монотипия».

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.

Мандала,

Техника «Мандала»

Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.

Марания,

Техника марания (разбрызгивание красок).

Игра с красками очень завлекает и завораживает, тем более, если разрешено брызгаться и «пачкать» лист красками. Дети выполняют такие работы с особым удовольствием и интересом.

Рисунок имени,

Рисунок руки (ТОТ),

Маски,

Рисунок настроения,

Рисунок семьи,

Проективный рисунок и др.

  1. Акварель.– пластичный, плохо контролируемый материал; предполагает использование кистей и губки; требует минимальных усилий и различных затрат времени.

Развивает фантазию и появление лёгких и эфимерных образов.

  1. Масляная (восковая) пастель – двухмерный, пластичный и контролируемый материал.

Стимулирует появление разнообразных образов, начиная с лёгких и воздушных и заканчивая тяжёлыми или связанными с телом.

  1. Коллаж, аппликация снижает страх неумения рисовать, даёт ощущение принятия, развивает самоинтерес, убирает страх оценки, формирует положительный образ Я, снижает тревожность, развивает креативность.помогает начать разговор и выявить сложные для ребёнка ситуации.
  2. Грим или краски для лица

Грим позволяет усилить эмоциональное состояние через гримирование лица, через создание на лице маски (злости. Гнева. Обиды, раздражения) и последующего проигрывания.

Зеркало поможет увидеть изменения, эффект снятия нежелательных эмоциональных состояний.

  1. Также можно использовать:

простые/ цветные карандаши,

натуральные материалы (листья, камушки, крупы),

проволоку,

газеты,

открытки/ фотографии,

игрушки и др.

В конце каждого занятия происходит обсуждение чувств, вызванных работой с тем или иным материалом. В ходе занятий нередко используется музыка. Она воздействует на сознание в виде образов, вызывает эмоциональный отклик, снимает внутреннее напряжение, также используется движение и танец, сочинение историй.

Изобразительные техники, используемые в работе с детьми:

Рисование предметами окружающего пространства.

Дети могут рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Целенаправленное «раскачивание» двигательных и функциональных стереотипов создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости — в частности, от ритуалов, — повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.

Рисование пальцами.

Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом.

Рисование под музыку.

Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др. Предложите детям прослушать музыку, представляя ее цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе. Лучше использовать акварель или восковые мелки.

Кляксы.

Если на одной части листа оставить кляксы разного цвета, а затем сложить лист вдвое и снова его раскрыть, то получится оригинальный рисунок. Попросите ребенка дать название своему шедевру.

Рисование на мокрой бумаге.

Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование песочной терапии в работе с дошкольниками"

Презентация для педагогов дошкольных образовательных учреждений из опыта работы педагогов детского сада. Подготовлена и представлена в рамках районного Фестиваля инновационных технологий "Арт-терапия ...

Использование песочной терапии в работе с дошкольниками (выступление на районном Фестивале инновационных технологий)

Выступление старшего воспитателя Левашовой М.В. о возможностях использования песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста...

Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему:«Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»   В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения ...

Мастер - класс «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Масте класс "Песочная терапия в работе с младшими дошкольниками"...

Мастер - класс «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Масте класс "Песочная терапия в работе с младшими дошкольниками"...

Памятка для педагогов "Арт-терапия в работе с дошкольниками.Игры и упражнения"

Всевозможные занятия искусством не только раскрывают творческий потенциал ребенка, но и способствуют формированию у него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия в ДОУ направлена на раз...

Су-Джок терапия в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод стимулирования речевых зон коры головного мозга. ...