«Сказка своими руками»
проект по аппликации, лепке (старшая группа)

Кузьмина Е.А

Что такое кукла - оберег? Это тряпичная кукла, которая сделана не только с душой, но и с особым трепетом и смыслом. В неё вкладывалось моральные и нравственные понятия: доброта, любовь, забота. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_kukle.docx179.21 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска «Детский сад №53»

 

 

 

 

 

 

Познавательно-творческий

проект средней группы №8 «Медвежата»

«Сказка своими руками»

 https://fs.znanio.ru/8c0997/7f/20/4fb0872f8d116c2fcc825ad854718b0985.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили воспитатели:

Кузьмина Е.А

 

 

 

 

 

 

2023 год.

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»

(русская народная пословица)

 

Введение: Что такое кукла - оберег? Это тряпичная кукла, которая сделана не только с душой, но и с особым трепетом и смыслом. В неё вкладывалось моральные и нравственные понятия: доброта, любовь, забота. Кукла – самая древняя и популярная игрушка, в виде фигурки человека. Куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу - оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Самые первые куклы делались из золы. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного из золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Туловище сворачивали из ткани, затем шили юбку, собирая её на завязке.

Самая распространённая детская игровая кукла – «стригушка» делалась она из стриженой травы. Когда женщина работала в поле, она брала с собой ребёнка, и чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Люди им поклонялись, просили о помощи. С их помощью избавлялись от болезней. У этих кукол не было лица. В старину люди считали, что у куклы не должно быть лица, иначе оно принесёт горе и болезни. У каждого младенца в колыбельке была кукла охраняющая его.

«Сонница-бессонница

Не играй моим дитяткой,

А играй этой куколкой» - приговаривала мать.

Куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчики. Их брали на посиделки, в гости. О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами.

На Кубани тряпичную куклу называли кукла-закрутка. Раньше в каждом кубанском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что она приносила удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и её верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что её делают без иголки.

Со временем люди научились делать куклы из соломы, дерева, ткани, глины. Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает глазами, цветёт румянцем. С появлением «Барби» в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки.

Постановка проблемы: Когда дети на занятии услышали, что есть такие куклы –обереги, они заинтересовались, и попросили рассказать о них.

Цель проекта:

Формировать у дошкольников уважение к культуре и обычаям своего народа через ознакомление с традиционной народной игрушкой – куклой-скруткой.

Задачи проекта:

1. Дать понятие детям о различных видах русской народной тряпичной куклы, истории их возникновения, традициях создания и применения, о месте в современном мире.

2. Научить детей изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством воспитателя и дома самостоятельно или вместе с родителями.

3. Расширить и усовершенствовать творческие способности детей, их внимание, память, речь, мышление

4. Знакомить детей с различными видами народного фольклорного творчества (частушки, потешки, прибаутки, дразнилки, заклинки и т.д.)

5. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и коллективного творчества

6. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом.

 

Методы и формы работы:

1.Рассказы

2.Беседы

3.Чтение

4.Показ презентаций

5.Изготовление кукол

 

Ожидаемый результат: У воспитанников будут сформированы умения и навыки в изготовлении куклы - оберега своими руками из платочков и кусочков ткани.

Сроки проведения: проект краткосрочный.

Дата проведения:1.03-20.032023 г.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Направление деятельности

Содержание

I этап – подготовительный

 (информационно-аналитический)

Задача: Сбор и анализ информации. Исследование по теме проекта

1.     Подбор и изучение литературы (периодических изданий) по вопросам проектной деятельности.

2.     Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей о кукле-обереге.

(методическое обеспечение проекта)

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

1.     Составить перспективно-тематический план по теме проекта.

2.     Подборка художественной литературы, демонстрационного материала по теме проекта.

3.      Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам

II этап – основной

Работа с детьми

Образовательные области по ФГОС ДО:

1.     Речевое развитие: обогащение словаря детей (кукла-оберег).

2.     Познавательное развитие: формирование у детей элементарного представления о кукле.

3.     Художественно-эстетическое развитие: обучить технике изготовления куклы из лоскутков ткани.

4.     Социально-коммуникативное развитие: Закрепить умения детей играть в коллективные игры. Напомнить о правилах добрых взаимоотношений в семье и группе детского сада.

5.     Физическое развитие: Продолжить знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».

Работа с родителями

Задача: Вовлечение родителей в проектную деятельность.

1.     Подготовка консультативного материала для родителей.

2.     Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

III этап –  заключительный

Итоговое мероприятие с детьми

Продукт проекта

 Слайдовая презентация «Как мы делали куклы – обереги?»

 Выставка в группе «Куклы из бабушкиного сундучка».

 

                

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика. // Управление школой, 2007, № 13. – с.24-26.

2.     Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. –

3.     Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с

Славянские куклы обереги vashobereg.ru/kukly/kukly-oberegi

 

 

 

                                                                             


 

Приложение 1

 

Хороводная игра «Игрушки»

Цели и задачи - развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.

- содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности.

- формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение

«Игрушки»

 

Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели, присаживаемся
Встали, 
встаем
Себя показали.

Попрыгали, прыгаем
Потопали 
топаем
В ладошки мы похлопали. 
хлопаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Сказка «Про куклу»

        Жила-была маленькая девочка. Ее семья была очень бедная, у них не было денег даже на самую малюсенькую игрушечку. Они жили в селе в очень бедном домике, а в таких домах всегда есть куча разных лоскуточков ткани. Вот девочка собрала все лоскуты, взяла нитки и иголку, и пошила себе куклу. Вместо глаз пуговицы, щеки и губки нарисовала красными ягодками. Когда она закончила работу ее кукла внезапно ожила, и стала самой любимой и верной подружкой для девочки. Теперь их везде можно было встретить только вместе. Они играли, гуляли и даже выполняли мамины поручения вдвоем.

        По соседству с ними жила злая старуха. Люди подозревали, что она ведьма, поэтому ее боялись и недолюбливали. А бабка на самом деле была злющая, она ужасно не любила детей, и если какой-то ребенок радовался, она вся аж цепенела от злости.

        И вот она как-то заметила девочку с ее куклой. И то, что им хорошо вместе приводило злую старуху в ярость. Она решила, во чтобы то не стало, сделать какую-то гадость.

Старуха подкараулила девочку и ее куклу, когда они гуляли во дворе, подошла и попросила девочку позвать кого-нибудь из родителей. Малышка посадила куклу на скамейку и пошла звать маму. А ведьма схватила куклу и побежала к себе домой. Когда девочка с мамой пришли, ни куклы, ни старухи видно не было. Девочка пошла к дому старухи, что бы потребовать свою куклу обратно. Но старуха обманула девочку — сказала, что куклы у нее нет.

Малышка принялась искать свою куклу. Она проверила во всех укромных уголках, но так ее и не нашла. Девочка так сильно переживала потерю, что вскоре заболела. С каждым днем ей становилось все хуже и хуже, и никакие лекарства не помогали.

В это время кукла была в плену у злой ведьмы. Она почувствовала, что девочке очень плохо и решила сбежать. Она схватила за усы черного кота старухи уселась ему на спину и сказала:

— А ну неси меня быстро к моей девочке, а то все усы повыдеру… кот испугался не на шутку, и на мягких лапах донес куклу к девочке домой.

Когда девочка увидела свою любимицу, к ней вернулось ее настроение, она стала радоваться и веселиться. Вскоре девочке стало лучше, болезнь отступила она пошла на поправку и выздоровела.

А ведьма, когда узнала, что ее план не сработал, так расстроилась, что ее хватил удар. После этого злая старуха уже не могла причинять никому никакого вреда.

Девочка и кукла стали жить — поживать да добра наживать.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Ход непосредственно образовательной деятельности

Загадка о кукле:

Платье носит,

Есть не просит.

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об истории куклы.

II. Основная часть:

Рассказ воспитателя об истории куклы.

Кукла – самая древняя и популярная игрушка, в виде фигурки человека. Куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу - оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Самые первые куклы делались из золы. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного из золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Туловище сворачивали из ткани, затем шили юбку, собирая её на завязке.

Самая распространённая детская игровая кукла – «стригушка» делалась она из стриженой травы. Когда женщина работала в поле, она брала с собой ребёнка, и чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Куклы-обереги изготавливались без ниток и иголок. Люди им поклонялись, просили о помощи. С их помощью избавлялись от болезней. У этих кукол не было лица. В старину люди считали, что у куклы не должно быть лица, иначе оно принесёт горе и болезни. У каждого младенца в колыбельке была кукла охраняющая его.

«Сонница-бессонница

Не играй моим дитяткой,

А играй этой куколкой» - приговаривала мать. Куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчики. Их брали на посиделки, в гости. О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами.

- Какую русскую народную сказку вы помните, в которой кукла помогала девушке? («Василиса Прекрасная», русская народная сказка.)

На Кубани тряпичную куклу называли кукла-закрутка. Раньше в каждом кубанском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что она приносила удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и её верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что её делают без иголки.

Со временем люди научились делать куклы из соломы, дерева, ткани, глины. Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает глазами, цветёт румянцем. С появлением «Барби» в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки.

А теперь все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно.

III. Изготовление куклы-закрутки.

- Ребята, сегодня мы с вами сделаем кубанскую куклу-закрутку.

Этапы работы:

1. Берём лист бумаги и скручиваем его в трубочку, фиксируем ниткой.

2. Берём кусочек синтепона и скатываем его в шарик. Этот шарик кладём на кусочек белой ткани.

3. Прикладываем шарик на верхнюю часть трубки, фиксируем ниткой. Получилась голова.

4. Оттягиваем угол ткани в стороны, фиксируем ниткой угол. Это – «руки».

5. Берём любую цветную ткань, складываем пополам и стягиваем нитку, положенную внутрь на пояс. Это получилась «юбка».

Физкультминутка Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два – направо,

Три – вверх, четыре – вниз.

Теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

IV. Итог непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня узнали? Что для каждого из вас было интересным и увлекательным.

1. Под руководством и с помощью воспитателя изготовить тряпичные народные куклы нескольких видов.

2. Научиться использовать кукол в игре (обыгрывать различные сюжеты), в театрализованной деятельности, а также составлять композиции из различных кукольных персонажей, предметов интерьера и обихода.

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Консультация для родителей

«Кукла – оберег»

Цель: Повышение компетентности родителей об истории, традициях

изготовления - оберега «Куклы – закрутки».

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»- гласит народная

поговорка. Тряпичная кукла – традиционная игрушка русского народа.

Взрослые поощряли игры в куклы, ребенок, играя в них, обретал образ семьи, учился вести хозяйство, познавал мир и себя.

Кукла, сделанная вручную, имеет особую силу. В глубокой древности

верили, что она служит защитой от болезней, несчастий, злых духов.

Кукла берегла и оберегала, поэтому ее так и называли: Оберег или

Берегиня. Таких кукол делали много, ведь в семьях было по 7- 10 детей. Как правило, тряпичные куклы нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду. Делали новых кукол, с новыми нарядами, поэтому в иных домах насчитывалось их до ста штук. В то же время игрушки не оставляли в избе как попало их «берегли» в корзине или ларчике.

Традиционная тряпичная кукла безлика. Кукла без лица считалась

предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых духов, недобрых сил и поэтому была безвредна для человека.

Пока дети были маленькие, кукол шили матери, бабушки, старшие

сестры. С пяти лет такую «потешку» могла сделать любая девочка.

Любая кукла не делается абы как, в плохом настроении, в любое время.

Изготавливают куклы в определенные дни, в основном женские дни (среда, пятница, суббота).

Материал для кукол лучше использовать натуральные: лен, ситец,

холст, пакля, и т. д. При изготовлении кукол не желательно использовать острые предметы, что-то пришивать. Витки ниток идут по часовой стрелке, четного количества.

Кроме того, у каждого вида кукол есть свои тайны изготовления:

возьмем, к примеру, куклу «Закрутку»: ее основа скрученный столбик, на которую и закрепляются остальные части куклы.

Этапы изготовления «Куклы – закрутки»:

1.Скручмваем столбик из драповой ткани 10х10см., закрепляем его с двух сторон нитью по типу «Конфетка»

2.Кладем столбик на белую ткань 15х15см. по диагонали на середину.

Соединяем концы ткани и выделяем голову, закрепляем ее нитью.

3. С двух сторон выделяем и закрепляем ручки куклы.

4. Далее находим и фиксируем нитью талию.

5.Круг – юбочку d-15cм. продеваем снизу столбика до талии, подвязываем

косынку – кукла готова!

 

 

Консультация для родителей.

« Кукла как средство приобщения к народной культуре»

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ. Кукла — самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства.          Кукла - детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнёром ребенка. Он действует с ней так, ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаенным эмоциям

Типы традиционные кукол

Тряпичные куклы — это куклы, при изготовлении которых используют старинные техники и технологии. По назначению делятся на три группы: куклы-обереги, куклы игровые и обрядовые. Куклы-обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цветцвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки — знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей символы плодородия, волнообразные линии — знак воды, горизонтальные линии знак земли, ромбики с точками внутри символ засеянного поля, вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это развивало зрение младенца. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка. Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготавливались так: туловище кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик-голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу. Считается, что наиболее Древней среди традиционных свернутых кукол была кукла-полено и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную одежду. Позднее появилась более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры, кусок ткани, свернутый в «скалку» тщательно обтянуто льняной тряпицей, коса волосяная, грудь из набитых ватой шариков. Наиболее простой куклой считается барыня. Ее делали для самых маленьких. Сначала изготавливали туловище, покрывали его белой тканью, перевязывали в трех местах, затем брали лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали и заплетали косички — руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку. Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток и хороший урожай. Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или лила, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии, например, Масленица изготовлялась в человеческий рост, из лыка или соломы. Ее закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки ее ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесемки, завязывая которые люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой. Современная кукла Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки, с игрушкой массового производства

 Как у традиционной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была безликой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и каков ее характер. Преимуществами такой куклы были ее быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и одеть в новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. Кукла может менять профессию: врач, космонавт, пожарный и т.д. Она изготавливается и продается вместе с соответствующими аксессуарами; например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби повар». У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток — они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют у детей вкус и фантазию и не приучают их к труду и рукоделию. Повторим, куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт. дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить для нее новую одежду. Все эти действия — уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду — это уроки хорошего вкуса и художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

            

Консультация для родителей

«Кукла, сделанная своими руками».

 Кукла, сделанная своими руками. Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей.

Куклы – наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке и мальчику. Играя, ребенок использует воображение и творческие способности.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведет с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни.

 С куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она поможет ребенку запомнить названия основных частей тела и лица, а также названия предметов одежды.

С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т. д., чтобы ребенок усвоил значения глаголов. Одевание и раздевание кукол представляет особый интерес для ребёнка. Ребенок запоминает в каком порядке должны быть одеты вещи и какая вещь для какой ситуации предназначена. Все эти навыки в дальнейшем он применяет в жизни.

 

Загадки о куклах

 Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

 

Я своей подружке Кате

 Одеваю утром платье

Одеваю ей сапожки

 На резиновые ножки

И веду по переулку

Утром Катю на прогулку.

Волосы льняные

Глазки голубые

И обуты ножки

В синие сапожки

На красавице-пальто

 Догадались? Это кто?

У меня есть дочь Алёнка

Вот послушная девчонка!

Она маму слушает

Всё, что надо, кушает.

Маленькая дочка,

Слушается молча.

Она похожа на актрису

В красивом платье серебристом,

Расскажу ей сказку

- Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка,

днем – подружка

Стихи о куклах Елена Благинина

«Голышок-малышок».

 Голышку-малышку

 Сшила понемножку

Малышку-голышку

 Новую одёжку.

 Синюю рубашку,

Алые штаны

 Видишь по кармашку

С каждой стороны?

Сшила жёлтый кожушок

 =================

М. А. Пожарова

Свернута из тряпки кукла у Параши

Не отыщешь краше: руки-словно лапки,

Глазки- пара точек, а лицо- комочек.

Кукла смотрит косо, взгляд её уныл.

 Кто-то вместо носа пуговку пришил.

Но Параша любит, нежит и голубит,

И целует в щечку маленькую дочку.

==================

Галина Заславская

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.

 =====================

Елена Раннева

ИГРУШКАМ. КУКЛЕ ДАШЕ

 Не сержусь на куклу Дашу И в обиду не даю.

Целый день её проказы И капризы я терплю.

Пусть она чуть-чуть упряма, Но ведь я для куклы – мама.

 ====================

Стихотворение А. Барто

«Резиновая Зина»

Купили в магазине резиновую Зину

Резиновую Зину в корзинке принесли

 Она была разиней, резиновая Зина

Упала из корзины, измазалась в грязи.

Мы вымоем в бензине резиновую Зину,

Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим:

«Резиновая Зина, не будь такой разиней,

А то отправим Зину обратно в магазин.

 ==========================

М. А. Пожарова

Свернута из тряпки кукла у Параши

Не отыщешь краше: руки- словно лапки,

Глазки- пара точек, а лицо- комочек.

Кукла смотрит косо, взгляд её уныл.

Кто-то вместо носа пуговку пришил.

Но Параша любит, нежит и голубит,

И целует в щечку маленькую дочку.

 ======================

Елена Раннева

 ИГРУШКАМ. КУКЛЕ ДАШЕ

Не сержусь на куклу Дашу

 И в обиду не даю.

 Целый день её проказы

И капризы я терплю.

Пусть она чуть-чуть упряма,

Но ведь я для куклы – мама.

========================

Елена Григорьева

СТАРАЯ КУКЛА

Нет у куклы носа,

Растрепались косы,

Сидит она косматая,

В платьице с заплатами...

Потеплей укутаю Милую мою,

================

КУКЛА-СИНЕГЛАЗКА

Бабушка Танюше Куклу подарила:

Глазки голубые И румянец милый.

Светлая головка, Маленькие ножки,

Платье кружевное, Красные сапожки…

Жил с малюткой в дружбе Котик полосатый,

Он качал ей люльку Лапочкой мохнатой…

 ===================

Валентин Берестов

БОЛЬНАЯ КУКЛА

 Тихо. Тихо. Тишина.

 Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

 Просит музыки она.

 Спойте, что ей нравится, И она поправится.

===================


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: " Чему учат сказки?" и мастер- класс " Сотвори сказку своими руками"

Родители вместе с детьми создают куклу - сказку и начинают её оживлять....

Мастер класс"Сказка своими руками"

Сказка своими руками....

Проект "Зимняя сказка своими руками"

Предлагается  2-х недельный, художественно-творческий проект для детей подготовительной группы....

ПРОЕКТ «Сказка своими руками» в рамках «Недели книги»

Закрепление и систематизация знаний детей  о сказках....

Проект по благоустройству территории детского сада. Название проекта: «Сказка своими руками».

Проект по благоустройству территории детского сада.  Название проекта: «Сказка своими руками». Автор проекта: Руданова Наталия Алексеевна Тип проекта: социальный.Вид проекта: творч...

ПРОЕКТ «Сказка своими руками» в рамках «Недели книги»

Закрепление и систематизация знаний детей  о сказках....