Методика обучения лепке в каждой возрастной группе
консультация по аппликации, лепке

Егерева Алла Викторовна

Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов. Изобразительный материал: пластилин, глина, тесто и другие пластичные массы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_lepke_v_kazhdoy_vozrastnoy_gruppe.docx49.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения лепке

в каждой возрастной группе

Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

Лепка- необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений.

Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов. Изобразительный материал: пластилин, глина, тесто и другие пластичные массы.

Виды лепкипредметная, сюжетная, декоративная.

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание, обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Декоративная лепка в детском саду способствует обучению детей предварительному обдумыванию темы работы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает условно подбирать роспись и форму предмета. К примеру, солонка в форме цветка, крылья жука или птицы расписываются геометрическим или растительным орнаментом.

Существует 3 способа лепки:

1. конструктивный – предмет состоит из отдельных частей, затем скрепляется;

2. пластичный – лепка из единого куска, путём преобразования;

3. комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов.

Лепка в первой младшей группе.

Во время лепки для ребенка 2-3 лет наиболее значительными являются свойства материала (вязкость, пластичность, величина, вес), но не форма и строение предметов. Этот период, как и в рисовании, называется доизобразительным, но в лепке он проходит быстрее. Это объясняется тем, что знакомство с объемным, осязаемым материалом, его пластичностью быстрее вызывает у ребенка осмысленный интерес и его действия становятся более логичными. В этот период, как уже указывалось, детей увлекают свойства материала, они отрывают от общего кома глины отдельные кусочки, нагромождают один на другой, раскатывают на дощечке, расплющивают рукой о доску.

Если дети осваивают материал под руководством взрослого, то они быстрее переходят к изобразительному периоду. Продольными и вращательными движениями ладоней сначала просто о стол или доску, а затем между ладонями они видоизменяют бесформенный ком глины. 2-3-летние дети, как правило, лепят всей кистью руки, так как движения пальцев у них еще не скоординированы. Слабый зрительный контроль у детей этого возраста влияет на изображение формы предмета. В результате ребенок может передать лишь общую форму предмета, без его характерных свойств и деталей.

Задачи обучения лепке в первой младшей группе вытекают из особенностей развития детей и в основном сводятся к общим воспитательным задачам:

- содействовать формированию у детей интереса к лепке;

- знакомить их со свойствами материала;

- учить правильно пользоваться глиной;

- помочь овладеть техническими приемами: от общего куска отрывать небольшие куски, раскатывать, соединять;

- научить создавать простейшие формы (цилиндры, палочки, диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить более сложные предметы (самолеты, баранки, пирамидки).

Сам процесс лепки вызывает у детей радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек глины расплющивается, скатывается в шарик, столбик и т.д. Они с большим интересом занимаются лепкой. Малышей увлекает возможность отрывать от глины куски, соединять их. Ребенок наблюдает изменение первичного кома глины, и это также производит на него впечатление (был шарик, сжал его между ладонями - получилась лепешка). Интерес детей к действию с глиной и ее свойствам нужно использовать и направлять на формирование желания изображать предметы. Иначе, если ребенку дать увлечься лишь ее свойствами, то он будет размазывать ее, разбрасывать по полу и т.д.

Воспитатель начинает занятия лепкой не с изображения предметов, а сначала учит отрывать от кома глины небольшие кусочки, вновь соединять их в комок, раскатывать между ладонями, получившиеся формы раскладывать на доске. На этих занятиях дети знакомятся со свойствами глины, учатся брать ком глины в левую руку, а правой отщипывать от него небольшие кусочки, раскатывать между ладонями прямыми и вращательными движениями. Обычно дети двух лет своей работе не дают никакого названия, но у некоторых из них на основе ассоциации по форме или признаку движения появляется стремление дать название изделию, которое они вылепили. Воспитатель в таких случаях должен выразить свое одобрение.

По мере усвоения элементарных действий с глиной дети постепенно приобретают необходимые навыки в лепке простейших форм, которые являются основой для лепки самых разнообразных предметов. Сначала дети учатся изображать цилиндрическую форму: столбик, палочки (глина раскатывается между ладонями продольными движениями, которые напоминают движения во время рисования прямых вертикальных линий). В связи с тем что у ребенка двух лет зрительный контроль еще не выработан, а движения рук недостаточно координированы, ему трудно соразмерить свою силу, отчего у одного и того же ребенка столбики могут получиться разной длины и толщины. Но это не имеет существенного значения, так как главное - закрепление движения, с помощью которого ребенок может создать цилиндрическую форму.

Следующий этап - научить детей изображать шаровидные формы: шарик, мяч, апельсин. Здесь также важно добиться четкости формообразующего движения рук. Это сложнее, чем создание цилиндрической формы, так как требует от ребенка большего анализа действий, слаженности движений обеих рук. Когда дети освоят изображение шара, они учатся лепить диск (лепешку, печенье). Эта форма, получается от расплющивания шаровидной формы между ладонями. Таким образом, малыш знакомится с новым движением и возможностью видоизменять одну форму для получения другой.

Программа данной группы включает и воспроизведение предметов, состоящих из форм, изготовлению которых уже обучились дети (самолеты - из нескольких столбиков, баранка - из согнутого столбика, пирамидка - из нескольких колец или дисков, гриб - из цилиндра и диска, погремушка - из столбика и шарика).

Таким образом, дети первой младшей группы под руководством воспитателя в какой-то степени овладевают умением изображать основные формы, а с их помощью и создавать некоторые предметы.

Лепка во второй младшей группе. Дети 3-4 лет уже знают, что из глины можно лепить, однако еще не умеют обращаться с ней. Они пока плохо представляют себе, как от движения рук зависит получаемая форма предмета.

Задачи второй младшей группы:

1. совершенствовать у детей умения раскатывать ком глины между ладонями прямыми движениями (карандаши, столбики для забора, колбаски);

2. учить детей соединять концы валика, для получения кольца (бублик, баранки, колёсики);

3. учить детей раскатывать между ладонями конусообразную форму (морковка), путём вытягивания одной стороны;

4. учить лепить предметы округлой формы, скатывать ком глины круговыми движениями (шарики, мячики, яблочки);

5. учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких частей (пирамидка, снеговик), накладывание одной части на другую и придавливается (соединение частей).

Программа для детей 3-4 лет повторяет программу первой младшей группы, но расположена четко по кварталам и предусматривает более самостоятельную работу детей, чем в предшествующей группе. Ребята должны ориентироваться в понятиях «величина», «форма», «количество». Задача воспитателя этой группы - пробудить у дошкольников инициативу в работе, воспитывать эстетические чувства. В программе дается ряд упражнений, которые помогут педагогу в обучении детей лепке. Цель их - научить маленького ребенка согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на ком глины. Тематика, которая предлагается в программе, дает возможность разнообразить задания. Так, можно предложить для лепки столбик или несколько столбиков, палочку, колбаску, карандаш.

Следующий этап - это овладение умением видоизменять знакомую форму для получения какого-то другого предмета, а именно свертывать, например, палочку или столбик в колечко, баранку и т.д. Благодаря этому упражнению, в котором предусматривается раскатывание глины прямыми движениями, дети закрепляют приобретенные навыки. Здесь же воспитатель помогает детям освоить соединение концов цилиндрической формы и скреплять их. Если форма столбика получается почти механически (под воздействием ладоней), то при изображении кольца ребенку нужно зрительно проконтролировать правильность формы кольца или баранки. В работу включаются пальцы, что очень важно для создания более сложных фигур. Во время занятий воспитатель обращает внимание детей на то, как лучше пользоваться глиной, чтобы не пачкать стол, одежду (лепить надо на дощечке, перед лепкой засучивать рукава). Здесь же он учит различать и правильно называть величины: большая, больше, меньше, длинная, короткая, мало, много, один, два, три. Далее дети учатся раскатывать ком глины между ладонями круговыми движениями, что сложнее для трехлетних детей, чем овладение движениями по прямому направлению. Тут нужны зрительный контроль и координация движений обеих рук, чтобы раскатываемый ком принял округлую форму. Упражняясь в движениях по кругу, дети могут вылепить шарик, мяч, вишню, яблоко. На этом этапе обучения они не изображают характерные детали предметов, так как усваивают лишь движения, которые образуют форму шара.

Следующим этапом обучения является видоизменение шара. Малыши учатся расплющивать шар между ладонями, для того чтобы сделать диск. Этим они овладевают быстро, и вскоре из шара они лепят в форме диска лепешку, печенье, пряник. После того как дети усвоят изображение основных форм (шар, цилиндр, диск), можно перейти к лепке несложных предметов (снеговик, самолет). Задания должны быть простыми: вылепить снеговика только из двух шаров - большого и маленького; самолет - из трех удлиненных кусков глины. Детей нужно научить плотно прижимать одну часть к другой, не нарушая формы частей. Постепенно в процесс лепки включаются пальцы. Это очень важный и ответственный момент, так как последующая работа над лепной формой в других группах будет требовать все большего включения пальцев, а не ладоней. В связи с этим малышей надо научить защипывать края формы концами пальцев. Дети могут вылепить пряник, пирожное или торт с украшениями, выполненными путем защипывания.

Программой предусматривается закрепление полученных умений на темах, которые могут быть связаны с летними впечатлениями: лепка ягод, грибов, некоторых овощей, фруктов, насекомых. К переходу в среднюю группу дети должны вполне свободно владеть необходимой техникой лепки и изобразительными умениями для создания несложных предметов.

Лепка в средней группе. У детей пятого года жизни достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилась регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети становятся более внимательными к процессу занятия. У детей нет ясного представления о предметах и формах, строении, нарушаются пропорции, нет чёткости в передаче формы, не прочно скрепляются части (скрепление путём сглаживания).

Задачи в средней группе:

1. Продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям по лепке;

2. уточнять представления о формах предметов, их строении, пропорциях и деталях;

3. учить детей техническим навыкам (лепить формы пальцами, плотно скреплять части, делать мелкие детали путём прощипывания);

4. учить детей самостоятельно использовать некоторые способы лепки и выбор темы на занятиях по собственному замыслу.

Воспитатель должен пробуждать у детей устойчивый интерес к занятиям лепкой, развивать координированные движения рук, уточнять представления о форме предметов и их строении, учить передавать эти представления в лепке. Дети должны научиться чувствовать форму, ритм, симметрию, пропорции. В начале года программой предусматривается повторение пройденного материала, а именно раскатывать ком глины прямыми и круговыми движениями ладоней, расплющивать его. Это повторение дает возможность воспитателю не только закрепить пройденное, но и потребовать от детей более точного изображения форм на знакомых предметах, проследить правильно ли двигаются руки у детей при изображении шаровидной, цилиндрической форм и диска.

В начале года надо учить ребят создавать круглую, цилиндрическую и овальную формы пальцами. В младшей группе дети учились защипывать края формы, делать отверстия пальцами, когда надо было украсить предмет. Начиная со средней группы, детей нужно приучать выполнять пальцами в основном всю работу, так как красивая форма не может получиться только от механического воздействия ладонями на ком глины. Дети учатся лепить овал из шаровидной или цилиндрической формы, передавать характерные детали формы таких предметов, как яблоко, орех, морковка, гриб, огурец, кабачок, лимон. Работая над их изображением, ребенок может вылепить основу, раскатывая ком глины между ладонями, а детали выполнить пальцами. Например, основой для изображения морковки может быть цилиндрическая форма, полученная путем раскатывания глины между ладонями, а дальнейшее изображение характерной формы и деталей делается пальцами.

На данном этапе обучения воспитатель должен помнить, что у детей четырех лет мелкие мышцы кисти руки еще недостаточно окрепли, а поэтому им трудно справиться с крупной формой. Кроме того, создание формы пальцами требует определенного хода мысли, рассуждений и зрительного контроля. Дальнейшее обучение детей связано с формированием умения изображать предметы, состоящие из нескольких частей. В какой-то степени они этому уже учились в предшествующей группе.

На пятом году жизни дети учатся точнее передавать форму и структуру предметов. Кроме того, они знакомятся с изображением человека и животного. Воспитатель может вылепить Снегурочку, снеговика, девочку в шубке, птичку, кролика, ежа, рыбку, поросенка. Все эти предметы требуют соблюдения формы, пропорций, но могут быть изображены пока упрощенно. Например, для того чтобы выполнить девочку в шубке, дети лепят столбик, придают ему коническую форму, затем раскатывают маленький шарик для головы и удлиненную цилиндрическую форму для рук, которую делят пополам. В результате плотного соединения частей получается фигурка в несложном исполнении. Но изображение даже таких простых предметов требует от детей знания формы, пропорций, изобразительных и технических умений. При изображении птички ребята знакомятся с новым техническим приемом - оттягиванием глины от общей формы для получения таких деталей, как клюв, лапки, но вначале от детей еще не требуют усвоения этого приема. Программа предусматривает и повторение упражнения для развития движений пальцев.

Воспитатель должен научить детей защипывать края формы кончиками пальцев, заострять и закруглять конец столбика. В качестве упражнений дети лепят морковь, угощение для кукол (пирожки, печенье, ватрушки). Ребята средней группы знакомятся с новыми изобразительными и техническими умениями. Например, учатся оттягивать от формы мелкие детали при изображении цыплят и птиц, вдавливать пальцами округлую форму, чтобы получить полую, загибать края расплющенной формы. Тематика, предлагаемая программой, помогает закрепить приобретенные навыки. Дети могут вылепить посуду для кукол: миски, тарелки, чашки с блюдцами. При изображении птиц они учатся плотно скреплять части, прижимая их одну к другой и замазывая пальцем места скреплений. В летнее время дети свободно применяют полученные в течение года умения и лепят различные предметы, которые наблюдают во время прогулок на участке, в лесу и т. д.

Лепка в старшей группе. К 6-ти годам дети накопили некоторый опыт в лепке. Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения. В этот период начинается процесс окостенения кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий. Движения во время лепки более точные, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев. На основе сформированных зрительных образов, дети лепят чаще предметы в движениях, но, как правило, не задумывают действие. Дети старшей группы больше лепят по представлению и по замыслу.

Задачи в старшей группе:

1. продолжать поддерживать у детей интерес к занятиям по лепке;

2. учить детей передавать во время изображения основной характер форм (пропорции, строение, наиболее характерные детали);

3. учить детей создавать сюжетные композиции;

4. обучать детей декоративной лепке: украшать изделия наклёпами, углублённым рельефом, расписывать гуашью или ангобами (краситель, который сделан из глины другого цвета);

5. обучать детей пластическому способу лепки, т.е. лепке из целого куска.

В старшей группе усиливается внимание к умению передавать характерные особенности формы, а также к изображению динамики. Программа строится таким образом: сначала дети лепят знакомые предметы, овощи, фрукты. На одном занятии они могут вылепить 2-3 предмета разной формы и величины. И немаловажно, чтобы они путем сравнения научились выделять и передавать наиболее яркие, характерные признаки предметов.

Воспитатель продолжает работу с детьми над изображением фигур человека и животного. Данная задача решается в этой группе несколько по-иному, чем с детьми четырех лет. Используя способность дошкольников к анализу, им можно предложить лепку этих предметов с игрушек, скульптур малой формы, изделий народных умельцев. Надо отметить, что лепка с натуры требует особого внимания к форме, характерным деталям и особенностям ее строения, учит следить за получающейся формой и сравнивать ее с натурой. Дымковские куклы и фигуры животных, тульские глиняные игрушки должны помочь ребенку понять элементарное строение предметов, кроме того, они подсказывают способы несложного выполнения лепки из целого куска.

Техника лепки в этой группе продолжает совершенствоваться. Особое внимание уделяется работе пальцами. Основные формы предметов, туловище и голова человеческой фигуры, туловище и ноги животного предлагается лепить способом вытягивания из одного куска глины. Дети должны уметь передавать признаки предметов: длинный, короткий, толстый и тонкий. В связи с тем, что тематикой в основном является изображение человека и животных, появляется необходимость знакомить ребят с приемами установки фигур в вертикальном положении и учить их понимать относительную величину частей.

Воспитатель показывает, как надо скреплять части, чтобы они плотно прилегали одна к другой. Предметами для изображения могут быть Снегурочка, мальчик на санках, заяц, собака, мишка. Здесь дошкольники могут использовать приемы, которыми они пользовались при изображении дымковских и тульских игрушек. Для развития мелких мышц кисти руки и движений пальцами детям предлагается лепить посуду для кукол, горшки, миски, чашки по мотивам керамических народных изделий. Эти занятия связаны не только с развитием изобразительных навыков, но и с упражнением детей в таких технических приемах, как лепка из целого куска, вдавливание, вытягивание, прищипывание, работа над мелкими деталями и фактурой, которая в данном случае должна быть очень гладкой. Изготовление посуды открывает возможность использовать умения, полученные на занятиях рисованием, т.е. роспись глиняных изделий ангобом или гуашью. Для того чтобы фигурки были выразительными, дети должны изображать человека и животных в действии.

Изображение действия в лепке является одним из выразительных средств, которое усваивается ребенком быстрее, чем в рисовании, так как в лепной работе он имеет дело с реальным объемом и ему не нужно прибегать к условным средствам, как при изображении на листе бумаги. Движения, которые изображают дети, очень несложные: поднятые руки или расставленные ноги у человеческой фигуры, вытянутые вперед лапы у животных. Предлагаемая тематика может быть следующая: «Петрушка танцует», «Мишка играет», «Кошка с клубком», т. е. даются те предметы, приемы изображения которых детям известны.

Лепка в подготовительной группе. Лепные изделия детей выразительнее, интереснее, разнообразнее, так как у детей накопился запас представлений. Во время наблюдений дети более полно воспринимают явления окружающей действительности и лучше ориентируются в пространстве. У детей появляется желание передавать форму, пропорции, детали дополняющие образ, они более точно могут передавать движения.

Задачи в подготовительной группе:

1. Учить передавать характерные движения человека и животного (лошадь скачет, девочка танцует);

2. Развивать у детей чувство композиции лепить структурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции, динамику, соотношение предметов по величине;

3. Учить лепить посуду разными способами (ленточный, круговой наклёп, выбирание глины);

4. Продолжать учить детей выполнять декоративную лепку разными способами;

5. Учить лепить предметы по представлению и с натуры.

Характер лепки детей 6-7 лет сильно отличается от работ дошкольников младшего возраста. У них появляется желание точнее изобразить форму предмета, обогатить образ дополнительными деталями и предметами, показать его в движении. В работе они используют многие приемы лепки и дополнительные материалы. Но старшие дошкольники с помощью выразительных средств, в лепке живых существ передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей у них все еще остается обобщенной. Происходит это вследствие того, что им трудно понять сложное строение формы предметов.

В подготовительной группе дети хорошо знакомы с такими объемными формами, как шар, цилиндр, конус, диск. Основываясь на знании, дошкольники подготовительной группы должны лепить уже знакомые им предметы - овощи и фрукты.

Очень важно на данном этапе обучения потребовать от детей уточнения формы и пропорций, научить внимательно работать с натурой, рассматривая ее со всех сторон, сравнивать получившееся с моделью. Можно предложить вылепить небольшую композицию по представлению после рассматривания овощей или фруктов: овощи в корзине, фрукты на тарелке, в вазе. После того как работы высохнут, дети могут их окрасить. Для изображения подобных композиций можно предложить цветной пластилин, цвет которого явится дополнительным выразительным средством и позволит изобразить мелкие детали, что бывает трудно сделать из глины.

В начале года дети вспоминают, как лепить птиц, коней, кукол по типу народных глиняных игрушек, уточняют приемы лепки из целого куска путем постепенного вытягивания отдельных частей. Им можно показать новый способ изображения дымковской куклы, когда юбка лепится из пласта глины в виде колокола, а верхняя часть туловища и голова - из конусообразного куска глины, затем обе части соединяются. Руки изображаются каждая в отдельности и прикрепляются к общей форме. Так, постепенно дети учатся изображать фигуры человека и животного. Как известно, изображение действия является одним из средств выразительности. Ребенок должен хорошо представлять изображаемый объект в определенном положении. Наиболее простые темы для изображения: «Мальчик держит флажок», «Мальчик бежит на лыжах», «Мальчик и девочка делают зарядку». В этих темах определены конкретные действия, которые нужно изобразить. Но могут быть и такие темы: «Лиса крадется за добычей», «Лиса слушает песенку колобка». Эти темы сложнее. Чтобы их решить, ребенку нужно знать повадки зверей, их движения (как зверь прислушивается к шороху в лесу, как ведет себя во время испуга, охоты, обороны, нападения). Для этого воспитатель может прочитать сказку, где точно подмечены характеры зверей.

В подготовительной группе много внимания уделяется сюжетной лепке. В течение года ведется работа над усовершенствованием изображения формы, пропорций предметов. Дети закрепляют приемы лепки из целого куска, учатся прочно устанавливать фигуры с глиняными подставками и без них, продолжают обучаться использованию таких выразительных средств, как движение дополнительных предметов и деталей. Воспитатель может предложить ребятам окрашивать готовые изделия ангобом или гуашью. В подготовительной группе дети могут самостоятельно упражняться в отборе и употреблении приемов лепки для изображения тех или иных предметов.

Сюжетная лепка
Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе. В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы.

Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп. Дети старшей группы уже могут вылепить в течение одного занятия не один предмет, а несколько, т. е. они в состоянии работать над сюжетом. Правда, пятилетним ребятам воспитатель предлагает композицию из однородных предметов, где формы и приемы повторяются, например: «Кошка с котятами», «Собака со щенком». Лепка однородных предметов связана не только с тем, чтобы детям было посильно задание, закреплялся тот или иной прием путем неоднократных повторений,- важно, чтобы они научились передавать соотношение величин (большой - маленький), интересно располагали предметы на подставке. В качестве тем для занятий можно взять сюжеты, где один предмет состоит из нескольких частей и является наиболее сложным для изображения, остальные предметы являются простыми по своему строению и форме и включают в себя не больше 1-2 частей, например: «Заяц встретился с колобком», «Мальчик лепит снеговика», «Девочка кормит птиц». Фигуры девочки, мальчика и зайца состоят из нескольких частей, причем с изображением их дети знакомы: лепка колобка, снеговика и птицы не должна вызывать затруднений.

Наиболее сложной задачей в работе над данной темой является расположение предметов на подставке. При этом необходимо следить за соотношением величин, элементарно передавать динамику фигур. Дети должны уметь изображать фигуры людей и животных в движении, им предлагают темы, включающие в себя знакомые по форме и строению предметы («Мишки играют» и др.). Ребенок может вылепить две однородные фигурки, но придать им разное положение, расположить на подставке так, чтобы они были связаны одним сюжетом.

Обычно дети 5-6 лет уже не ограничиваются лепкой лишь заданных предметов. Они дополняют сюжет второстепенными деталями: могут вылепить траву, дерево, пень, скамейку и т. д. Но при этом очень небрежно выполняют форму и плохо соединяют части. Ограничивать детей в их стремлении сделать лепку более выразительной за счет дополнительных предметов не следует, но необходимо требовать от них более точного и полного изображения формы основных предметов и плотного соединения частей.

Если на данном этапе обучения на это не обращать внимания, то дети привыкнут к небрежному изображению формы, излишнему нагромождению предметов на подставке, а это будет большим тормозом в развитии дальнейших умений детей и их творчества.

Изображение сюжета в подготовительной группе требует от детей активности и самостоятельности в подборе эпизода, в использовании изобразительных и технических приемов, в планировании всей работы. Дети этого возраста уже знакомы с приемами лепки разных форм, достаточно хорошо умеют видеть форму в предметах и передавать ее характер в лепке.

Возрастные и изобразительные особенности детей 6-7 лет позволяют сформулировать следующие задачи:

1. научить детей самостоятельно подбирать сюжеты для лепки по мотивам знакомых сказок и рассказов, а также из окружающей жизни;

2. использовать знакомые приемы лепки, изображая сюжет, располагать предметы на подставке;

3. изображать изменение формы в зависимости от действия предмета.

При умелом руководстве воспитателя дети 6-7 лет могут научиться предварительно выбирать и обдумывать тему, причем не только содержание, но и частично материалы к ней: объем глины, длину и количество палочек-каркасов.

Программа по сюжетной лепке в этой группе связана не только с изображением формы - дошкольники учатся передавать динамику предметов. Ставится задача достигнуть в изображении движения большей выразительности. Для этого детей учат изображать скульптурные композиции из 2-3 фигур, передавая их соотношения и действия. Исследования и практика показывают, что дети с интересом передают динамичность фигур, но, увлекаясь изображением движения, забывают о форме, на что должен обращать внимание воспитатель. Содержание для лепки можно брать из окружающей жизни: игры и забавы детей на прогулке, дома, по сюжетам любимых сказок и рассказов, например, «Три медведя», «По щучьему веленью», «Лиса и гуси». В сюжетной лепке ребята должны понятно изобразить содержание эпизода, т.е. дать 2-3 персонажа в определенной обстановке и взаимодействии.

Основной материал для лепки в подготовительной группе - глина, но иногда, для того чтобы дети поупражнялись в лепке мелких деталей, можно им дать цветной пластилин. При использовании его нужно помнить, что появляется новое изобразительное средство - цвет, который делает работу более выразительной, но может и отвлечь от наиболее важного в лепке - формы.

В подготовительной группе много места отводится коллективной лепке, которая имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение. Она учит детей согласовывать свои действия с действиями товарищей, радоваться общему успеху, помогать друг другу, сообща решать, какие дополнительные детали нужны для большей выразительности всей работы.

Темами для коллективной лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, рассказов, сказок, дающие композиции из 3-4 и более фигур. Важно, чтобы работа получилась цельной и не была похожа на макет. Эпизоды для такой лепки нужно подбирать так, чтобы фигурки располагались на подставке недалеко друг от друга, а иногда касались одна другой. Например, из сказки «Репка» можно взять эпизод, когда все персонажи, взявшись друг за друга, тянут ее или все стоят около вытащенной репки, а из «Трех медведей» - момент, когда медведи подходят к своей избушке. Из сказки «Коза и семеро козлят» берется эпизод, когда козлята стоят вокруг козы. Дети могут вылепить воспитателя и себя во время игр, на улице, в лесу или, например, группу первоклассников, идущих с портфелями, причем важно, чтобы фигурки детей были в осенних или зимних одеждах, а в движениях чувствовались энергия и бодрость.

Во время коллективной лепки дети должны работать дружно, советоваться, обсуждать ход работы.

Декоративная лепка

Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластинками.

Дети старшей и подготовительной групп могут сами создать интересные изделия, используя их в играх или как настенные украшения, сувениры для взрослых и своих товарищей. Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом).

Декоративная лепка учит работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. В качестве таких печаток можно использовать гвозди, винты со шляпками разной формы. Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме. Содержанием декоративной лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки.

В старшей группе можно дать задание - изобразить сосуды, бусы, а детям шести лет предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения. Так, в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем вдавливания или оттягивания и прищипывания краев, а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы.

В подготовительной группе дошкольники должны уметь пользоваться всеми вышеприведенными способами, а также способом кругового налепа, который заключается в постепенном примазывании колец ко дну сосуда. В этой же группе детям можно показать способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой-петлей.

Список использованных источников

Литература.
1. Косминская В.Б. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду»

2. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.

Методика обучения лепке в каждой возрастной группе.

Виды лепки.

1. Предметная лепка – это изображение отдельного предмета. Обычно проводится тогда, когда дети знакомятся с новым способом лепки, лепят новый предмет. Это может быть снеговик, неваляшка, разнообразные животные и человек.

2. Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой. Обычно проводится тогда, когда дети уже умеют лепить отдельные предметы. Сюжетами могут быть: Дед Мороз и Снегурочка, дети играют в мяч, птицы клюют зерна и др.

3. Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т.е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями

Способы  и приёмы лепки:

Младшая группа – раскатывание палочек продольными движениями о доску, между ладонями; скатывание шариков вращательными движениями; сплющивание.

Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. В младшей  группе дети лепят: палочки, столбики, колечки, яблоки, колобок, печенье.

Средняя группа – добавляются новые способы: вдавливание, растягивание (оттягивание), прищипывание, сглаживание (примазывание)

Используется полный или частичный показ с объяснением. Используются приёмы, расширяющие представления об окружающем: рассматривание предметов, наблюдение явлений окр. жизни. Приём обыгрывания темы и результата. Приём сравнения помогает детям правильно передавать пропорции.

Педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия.

Старшая группа - добавляются способы: вытягивание деталей из целого куска; ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска (пластический). Приёмы: заглаживание поверхности, налепливание, углубления, рельефы, вытягивание. Дети должны уметь пользоваться стеками, уметь передавать движение. Используется частичный показ, рассматривание предметов, наблюдение, беседы.

1и 2 младшая группа

Первые занятия по лепке проводят в течение 5–8 мин с каждой подгруппой.

После ознакомления с материалом (с глиной) приступают к фронтальным занятиям со всей группой. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательныйповторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Поэтому воспитатель поясняет каждое свое действие.  

Длительность таких занятий со всей группой – не более 10— 12 мин. Воспитатель сидит за столом, перед ним – доска с подготовленной глиной. Дети располагаются на стульях, поставленных полукругом. Воспитатель лепит не более 2–3 предметов, чтобы детям не надоело наблюдать за работой. Занятие заканчивается чтением потешки или пением.

Необходимое условие при обучении малышей – введение игровых приемов, обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить.

По мере приобретения навыков работы с глиной дети могут лепить и по собственному замыслу, но эти занятия сложны для малышей; поэтому подводить детей к лепке по собственному замыслу надо постепенно.

Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Педагог обязательно рассказывает детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, в целом занятию дает положительную оценку.

средняя группа

Для успешного прохождения и закрепления программы в течение года воспитатель отбирает соответствующие приемы обучения. Используют приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления об окружающем.

Чтобы дети запомнили строение предмета, проводится обследование. Наглядные объяснения педагога (где туловище, где голова и т. д.) повторяют дети. У них должно сложиться представление о предмете в целом: форма, ее части, пропорциональные соотношения. Тогда, выполняя задание, дети осознанно будут решать поставленную задачу. Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. В начале занятия воспитатель подводит детей к выбору темы. Для этого он просит вспомнить, что они видели на прогулке, о ком им читали и т. д. После определении темы, начала работы воспитатель вопросами, советами направляет внимание детей на выразительность изображения. «Что делает твой зайка? – спрашивает воспитатель.– Сделай так, чтобы всем было ясно, что зайка сидит». Так педагог активизирует мыслительную деятельность, учит детей работать над образом.

Расширяя представления детей о форме, пропорциях предмета, способах лепки, педагог, анализируя результаты работы,проводит короткую беседу, с тем, чтобы ребята задумались над конечным результатом. Воспитатель дополняет ответы детей, обращая внимание на форму, пропорции и строение, прочность соединения частей.

старшая группа

С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие.

Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались.

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий – развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ранее, творческая активность в способах лепки.

Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы.

В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадают, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.

Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения рисованию в возрастных группах детского сада

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны име...

Методика обучения детей разных возрастных групп ходьбе.

ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка.  Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умерен...

Методика обучения детей разных возрастных групп бегу

БЕГ— циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и ...

Консультация для воспитателей тема: «Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада 2016 год»

Консультация для воспитателейтема: «Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада.»...

Методика обучения рисованию в возрастных группах детского сада

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясн...

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы страховки) - подсказки для инструктора

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр...