Кружковая работа "Я рисую пластилином"
проект по аппликации, лепке (средняя группа)

Цель программы кружка: познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки-пластилинографией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта:

«Я рисую пластилином»

Тип проекта :

Познавательно-творческий, коллективный, долгосрочный .

Авторы:

Давлетмурзаева З.З., Гарсаева Л.Х.

Адрес ОО:

ХМАО-Югра, г.Пыть-Ях, 1микр Первопроходцев 4

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Прогимназия «Созвездие»

Время проведения

Четверг в 16.10  (20мин)

                                                 Паспорт проекта

 

               

                                        Актуальность проекта:

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…

В. А. Сухомлинский

Любой ребёнок - универсальная личность. Он стремиться всё попробовать, исследовать, оценить прекрасное и, конечно же, готов создать собственные произведения искусства.
Задача взрослого - приобщать ребёнка к художественному творчеству, развить эстетическое восприятия мира, создать ему безопасные условия для развития творческих исследований.

Самый доступный способ развить у ребёнка творческое начало- заинтересовать лепить из пластилина. Но, оказывается пластилином можно не только лепить, но и рисовать.

Пластилинографию относят к нетрадиционным художественным техникам. Она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания.

Лепка всегда является интересной для маленьких детей. Работа с пластилином, процесс лепки помогают ребёнку выразить эмоции, своё видение окружающего мира и своё отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Ребёнок постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.

Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребёнка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью данной техники, ребёнок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно сказать, что пластилинография готовит руку ребёнка к школьному письму.

Поэтому кружок поможет развивать художественные способности детей дошкольного возраста, а также ребёнок разовьёт координацию, мелкую моторику пальцев, эстетический вкус, будет самостоятельно планировать и доводить работу до конца.

У ребенка, занимающегося пластилинографией, развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

План реализации кружка по пластилинографии «Я рисую пластилином» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Тип кружка: долгосрочный

Возраст участников: дети средней группы,  4-5 лет.

Участники кружка: воспитатели, воспитанники средней А группы «Светлячок», родители, специалист по художественной деятельности.

 Цель проекта: познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки

пластилинографией.

Задачи проекта:

Образовательные:

-познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки-   пластилинографией;

-учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание,

-способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию, социализации детей;

-формировать способности приобретать и творчески использовать новые знания;

-совершенствовать умения планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, то есть рефлектировать свою деятельность.

Воспитательные:

-воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

-воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;

-воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных работ.

Развивающие:

-развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

-развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта;

-развивать сюжетно – игровой замысел;

 -развивать интерес к процессу и результатам

Этапы проекта:

1. Подготовительный (1 сентября 2022 г.-30 сентября 2022г.)

-Изучение методической литературы;

-составление перспективного планирования работы с детьми по ознакомлению с пластилинографией;  

-подборка игр, бесед, наблюдений, стихов, песен, загадок и т.д. в соответствии с возрастом детей;

-создание условий для ознакомления детей с пластилинографией в группе .

2. Основной (1октября 2022- 30 апреля 2023г.)

-организация педагогической работы по обучению детей среднего дошкольного возраста пластилинографии.

3. Заключительный (1 мая 2023г.- 24 мая 2023г.)

-выставка рисунков и поделок «Пластилиновое чудо», «Осенние фантазии».

-систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме: «Искусство пластилинографии»;

-разработанные рекомендации для родителей на тему: «Формирование     у ребёнка как личности в процессе пластилинографии»;

-консультация для родителей «Пластилинография-это интересно!»;

-создание картотека дидактических игр.

Ожидаемые результаты:

-развивает  познавательную активность. 

-активизирует речевое развитие. 

-знакомство с художественными произведениями, 

-развивают сенсорные эталоны. 

- развитие  тактильных и термических чувств пальцев. 

                                       

                                                 Содержание проекта

Этапы кружка, реализация

Программное содержание

(задачи)

                                                               сентябрь

1.Подготовительный

-Изучение методической литературы;

-составление перспективного планирования работы с детьми по ознакомлению с пластилинографией;  

-подборка игр, бесед, наблюдений, стихов, песен, загадок и т.д. в соответствии с возрастом детей;

-создание условий для ознакомления детей с пластилинографией в группе .

                                                                 октябрь

2.Основной

1)«Ветка рябины»

1.Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

2.Закреплять умение расплющивать шарики, произвольно располагать их по поверхности.

3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.

4.Развивать мелкую моторику.

2)«Созрели яблочки в саду»

1.Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

2.Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.

3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.

4.Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.

3)«Варим варенье»

1.Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.

2.Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.

3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.

4.Развивать мелкую моторику.

4)«Чудо-грибочки»

1.Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.

2.Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.

3.Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.

4.Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.

                                                                 ноябрь

5)«Осеннее дерево»

1.Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.

2.Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.

3.Упражнять в скатывании маленьких шариков   круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.

4.Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.

Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.

6)«Гусеница»

1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.

2.Формировать умение лепить предметы, состоящие из нескольких деталей.

3.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

7)«Ёжик»

1.Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

2.Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

3.Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.

4.Развивать мелкую моторику.

5.Воспитывать аккуратность в работе.

8)«Подарок бабушке»

1.Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.

2.Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

3.Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.

                                                                 декабрь

9)«Снежинка»

1.Обобщать знания и впечатления детей о зиме.

2.Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.

3.Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок

10)«Снеговик»

1.Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

2.Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.

3.Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

4.Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

11)«Снеговик»

(продолжение)

1.Продолжать формировать умение детей передаче несложного сюжета – изображению места действия и персонажа (снеговик стоит у ёлки, скамейки, горки, забора и т.д.)

2.Формировать умение изображать падающий снег посредством пластилинографии, ритмично располагая шарики-снежинки по всему листу.

3.Закреплятьть приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.

4.Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина.

5.Развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу дополнения, обогащающие её содержание.

12) «Ёлочка, ёлка колкая иголка»

1.Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.

2.Упражнять в раскатывании комочков пластилина      между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении   веток ёлочки.

3.Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.

4.Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

13)«Украсим ёлочку новогодними игрушками».

1.Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.

2.Развивать цвето восприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.

3.Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.

4.Развивать интерес к работе.

                                                                  январь

14)«Чашка для куклы Кати»

1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

3.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

4.Закреплять знания о  цветах.

15)«Рыбки в аквариуме»

1.Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.

2.Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

3.Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.

4.Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.

16)«Зимнее дерево»

1.Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений.

2.Упражнять в расскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при лепке снега на веточках

3.Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка.

4.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

                                                                 февраль

17)«Праздничный торт»

1.Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.

2.Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,

3.Вызывать радость от проделанной работы.

4.Развивать согласованность в работе обеих рук 

5.Воспитывать аккуратность.

18)«Мы делили апельсин»

1.Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов.

2.Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов.

19)«Самолёт летит»

1.Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

2.Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.

3.Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.

4.Закрепить знания о голубом и синем цветах

                                                                  март

20)«Праздничное платье куклы Кати» (украсим платье)

1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

3.Развивать согласованность в работе обеих рук, аккуратность в работе с пластилином.

4.Закрепить знания о  цветах.

21)«Веточка мимозы в подарок маме»

1.Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.

2.Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

3.Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.

4.Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

22)«Весенние цветы»

1Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

3.Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.

4.Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

«Мышка и золотое яичко»

1.Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев.

2.Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.

3.Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.

4.Развивать сюжетно-игровой замысел.

«Медвежонок»

1.Формировать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать его по поверхности.

2.Развивать чувство формы и композиции.

                                                                 апрель

23)«Утка с утятами»

1.Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.

2.Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.

3.Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму(хвост утёнка).

4.Развивать чувство формы и композиции.

24)«Разноцветный светофорчик».

1.Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.          

2.Упражнять в умении раскатывать                                                      комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

3.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

4.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

25)«Улитка, улитка выпусти рога».

1.Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.

2.Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

3.Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик).

4.Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.

5.Создавать у детей интерес к работе с пластилином.

26)«Черепаха»

1.Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.

2.Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.

3.Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

4.Воспитывать бережное отношение к живым существам.

                                                                    май

27)«Красная звезда»

1.Формировать умение лепить звезду из частей, передавая характерные особенности строения.

2.Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание.

3.Развивать мелкую моторику рук; чувство формы, пропорций; согласованность в работе обеих рук; интерес к работе с пластилином.

4.Воспитывать интерес к живой природе.

28)«Листочки»

1.Продолжать учить детей размазывать пластилин в одном направлении, делая его более выразительным.

2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Укреплять познавательный интерес к весенней природе.

29)«Цветик-семицветик»

1.Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.

2.Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.

3.Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.

4.Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.

5.Закреплять знания об основных цветах спектра.

30)«Радуга-дуга»

1.Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

2.Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.

3.Продолжать Формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

4.Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга)

5.Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

Диагностика (контрольная)

1.Выявить уровень владения основными приёмами  работы в технике пластилинографии.

2.Уровень развития мелкой моторики.

                               Используемая литература

1.Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2008.

2.. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

3..Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

4..Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.

5.Интернет ресурсы. http://raskras-ka.com/

6. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез,2007.

7. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.

8. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.

9.  Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать  -  Ярославль: Академия развития, 1997.

10. Бетякова, О. Российский этнографический музей - детям [Текст]: метод, пособие для педагогов ДОУ / О. Бетякова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-192 с.

11. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2004.

12. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. - М.: Просвещение, 1991.

13. Мелик-Пашаев, А. А. Ребёнок любит рисовать. Как способствовать художественному развитию детей [Текст] / А. Мелик-Пашаев, 3. Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - (Серия: Библиотечка «Первое сентября»).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вернисаж детских работ "МЫ РИСУЕМ ПЛАСТИЛИНОМ"

ВСЕ РАБОТЫ ВЫПОЛНЕНЫ ДЕТЬМИ 11 СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ЛЕПКИ:* РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОВЫМИ КОМОЧКАМИ* РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОВЫМИ ЖГУТИКАМИ* ПЛАВНОЕ ВЛИВАНИЕ ОДНОГО ЦВЕТА ...

Программа кружковой работы «Веселый пластилин»

Программа кружковой работы «Веселый пластилин» направлена на ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникойработы изобразительной деятельности – пластилинографии, принципом ко...

Рабочая программа по кружковой работе "Волшебный пластилин"

Рабочая программа по кружковой работе " Волшебный пластилин"...

Кружковая работа "Чудо пластилин"

Кружок по пластилинографии "Чудо пластилин" для детей дошкольного возраста...

Рабочая программа кружковой работы "Чудо-пластилин"

Пластилин – это прекрасный и доступный материал для воплощения самых разных творческих замыслов и фантазий и работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребенка. Такт...

ПЛАН Кружковой работы «Школа пластилина»

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступ...

Кружковая работа "Волшебный пластилин"

кружковая работа с детьми раннего возраста по пластилинографии...