"Привлечение родителей в организацию исследовательской деятельности посредством реализации группового проекта"
методическая разработка (старшая группа)

Сухарева Жанна Александровна

Добрый день уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию обобщение опыта работы исследовательской деятельности по средствам реализации группового проекта в старшей группе комбенированной направленности  с привлечением родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx24.75 КБ
Package icon prezentatsiya_k_proektu.zip2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

 «Привлечение родителей в организацию исследовательской деятельности посредством реализации группового проекта»

                                                                                                              Подготовила: воспитатель

Сухарева Ж.А.

г. Зима 2023г.

На этапе введения Федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость соединения системного и деятельностного  подхода в обучении и воспитании. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Ребенок - исследователь, проявляет интерес ко всему, что его окружает. Он познает предметы в ходе взаимодействия и действий с ним, осуществляя при этом познавательную, исследовательскую деятельность, раскрывая содержание изучаемого предмета.

Проектирование детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты образовательного процесса, помогает подчинить основную часть организованной, самостоятельной и совместной и деятельности к единой теме и цели, которые определяются с учетом возрастных возможностей дошкольников. Одним из эффективных методов является метод экспериментирования, позволяющий скоординировать  действия в триаде «педагог - родители - дети», т.е. организовать  совместное сотрудничество,  направленное на развитие познавательных способностей воспитанников.

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Начинаем  эту работу с проведения бесед, родительских собраний, консультаций по данной теме. Привлекаем  родителей к работе по поиску информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-развивающей среды в группе, в подготовке проектов детьми, участию в презентации, фотосъёмке, видеофильмов по проектам.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта).

Очень часто дети в зимнее время года на прогулке задавали такие вопросы: «Из чего образуется снег?»; «Каким бывает снег?» «Почему снег белый, может ли снег менять цвет?»

Из моего рассказа дети узнали, что снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда, снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. А падая на землю, мы его видим в форме различных снежинок.

На прогулке мы начали исследовать снег с участка детского сада, дети брали снег в руки и определяли, какими свойствами обладает снег. Мы узнали, что снег холодный, пушистый, рыхлый,  от тепла рук тает и превращается в воду, руки у детей после таянья снега  остались чистыми, ребята определили, что снег ещё и чистый. Тут у нас возник проблемный вопрос: «А всегда ли снег чистый, как нам кажется на первый взгляд? Если мы возьмем в руки снег у дороги, каким он будет? Ребята отвечали, что им было бы интересно узнать ответ на этот вопрос.

В ходе игр со снежками, дети столкнулись ещё с одной проблемой, «Почему не все снежки разбиваются?»

Благодаря проблемным ситуациям, через которые начинается проект, дети усваивают материал не потому, что об этом говорит педагог, а потому что он удовлетворяет свою возникшую потребность в получении знаний.

На интересующие детей вопросы возникла идея реализации детского исследовательского  проекта: «Снег и его свойства». 

На этапе реализации проекта, были поставлены цели: определить, «Может ли снег менять цвет?»

«Всегда ли снег чистый? 

«Почему не все снежки разбиваются?»

На следующем этапе – планирования деятельности, после того, как мы узнали, «Из чего образуется снег?» и «Какими свойствами обладает?», обсуждали с детьми дальнейшие действия: «Как мы будем достигать следующие цели? Что нам надо сделать? Какие конкретные шаги стоит осуществить?». План работы над проектом составляется вместе с детьми. Дети сами предлагали конкретные шаги.

Здесь мы пользовались моделью «Трех вопросов»: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Где и как мы можем узнать? Все предложения детей записывались в журнал, подводилось обобщение ответов.

Для реализации проекта нам понадобилась помощь родителей в  приобретения  необходимого материала для исследовательской работы (Воронки, вата, одноразовые стаканчики, тарелки, палочки и т.д), семья Златы, по нашей просьбе нашла через интернет ресурсы мультфильм Профессора Почемучки «Почему снег белый?» для просмотра вместе с детьми и обсуждения на интересующие детей вопрос.

Так как у детей ещё не достаточно знаний о снеге, предложили  родителям провести интересные исследования  со снегом дома и поделились своими открытиями в детском саду.

В нашем проекте: «Каким бывает снег» мы сделали три  опыта, которые заинтересовали детей.

Опыт № 1 «Чистота снега»

С детьми  взяли пробы в двух  разных местах: у проезжей части, и на групповом участке, ближе к деревьям. Определили, что на первый взгляд снег ничем не отличается,  белый и чистый. Взяли снег с собой в группу, в группе дети насыпали снег в тарелки и подождали, когда он растает. После этого через фильтр перелили воду в стакан. На фильтрах видно, что снег с обочины дороги - самый грязный. Пока мы делали эксперимент, мы столкнулись со сложностью ответа, откуда взялась грязь на фильтре?

Дети рассуждали, что  возможно, такое количество грязи попадает туда с проезжей части от проезжающих мимо машин, сделали вывод что, самый чистый - снег на участке, но и здесь на фильтре видны частицы грязи. Пришли с ребятами к выводу:  что в  снеге содержится грязь. Поэтому снег и снеговую воду нельзя употреблять в пищу, поскольку они очень грязные

Опыт № 1 «Почему снежки не все разбиваются?».

На прогулке с ребятами мы взяли  лист бумаги формата А 4, сделали мишень. Слепили два снежка небольшим диаметром, первый снежок мы сдавили не очень сильно и, с расстояния, бросили в лист бумаги. Снежок ударился и рассыпался. Второй сдавили с силой и с такого же, расстояния бросили в лист бумаги. Снежок легко пробил листок и остался целым.

Вывод: мы выяснили, что когда снег слипается, в промежутках между снежинками находится воздух. Если снежок сдавить очень сильно, снежинки плотнее прижмутся друг к другу и воздуха между ними останется мало. Чем больше воздуха между снежинками, тем меньше они скреплены друг с другом. Поэтому такой снежок легко разбивается. И наоборот. Из этого эксперимента, мы вывели для себя правило: «игра в снежки, может быть опасна» для здоровья.

.

Опыт № 3. «Можно ли окрасить снег?».

Детей заинтересовал вопрос. Почему снег белый, а сможет ли снег поменять цвет с помощью  обычных красителей, или красок? Для этого детям было предложено взять гуашь и с помощью палочки  опустили её в снег.

Дети  наблюдали, как именно он будет окрашиваться, с какой скоростью краска будет проникать в снежную толщу.

Сделали вывод: снег можно окрасить в разные цвета.

        После проведенных опытов, логично подошли к этапу «Анализа результатов и их презентации». Дети  поделились своим опытом, с ребятам другой старшей группы нашего детского сада, при этом в помощь ребятам была использована презентация, смотря в которую дети могли вспомнить, с чего начался их проект и чем закончился. Здесь, детям осуществлялась ненавязчивая поддержка со стороны педагога,  чтобы ребята могли самостоятельно презентовать свою познавательно-исследовательскую деятельность.  

Вот, что у нас получилось, можно просмотреть в приложении.

Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей и родителей способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.

Данный опыт работы по реализации группового проекта  был представлен в рамках городского методического объединения воспитателей старшего дошкольного возраста (ссылка на запись прилагается).

Также результатом работы по данному проекту можно считать участие в декабре 2020 года в муниципальном этапе регионального конкурса

 «Лучшая методическая разработка занятия, реализуемого в рамках основной образовательной программы дошкольного образования» на тему: «Снег и его свойства»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей при организации исследовательской деятельности с водой

Игры с водой один из самых приятных способов обуче­ния....

«Организация исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности «Ходит Капелька по свету»

В данном проекте говорится о важности развития у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды....

Сообщение на городском методическом объединении по теме: «Организация исследовательской деятельности детей средней группы в условиях реализации ООП ДО»

В публикации представлены материалы, содержащие практический опыт дошкольного образовательного учреждения в области организации исследовательской деятельности  детей средней группы в условиях реа...

Сообщение на городском методическом объединении по теме: «Организация исследовательской деятельности детей средней группы в условиях реализации ООП ДО»

В публикации представлены материалы, содержащие практический опыт дошкольного образовательного учреждения в области организации исследовательской деятельности  детей средней группы в условиях реа...

Доклад на тему: «Привлечение родителей к организации проектной деятельности»

Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей,родителей и педагогов, изучала такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовыват...

Совместная работа с родителями по организации исследовательской деятельности с воспитанниками старшей разновозрастной группы «Колосок»

Путей развития потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность один из самых эффективных. Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на осн...

Доклад из опыта работы на тему: «Вовлечение родителей в организацию исследовательской деятельности.»

Познавательно – исследовательская деятельность, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка.Проблема развития интеллектуально-твор...