НОД "Птичка - свистулька" лепка по мотивам дымковской росписи
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Доронина Светлана Владимировна

Развивать у детей желание лепить глиняные игрушки, делая их красивыми и выразительными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ptichka_svistulka.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Птичка - свистулька»

лепка по мотивам дымковской росписи в подготовительной к школе группе

        Актуальность

Цель: продолжать  учить детей  лепить птиц по мотивам дымковских  народных игрушек. Закреплять у детей умение лепить птиц из целого куска, дополняя  изделие путем налепа. Развивать желание лепить глиняные игрушки, делая их красивыми, выразительными. Воспитывать самостоятельность, уверенность в собственных силах, желание творить.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический (лепка и роспись игрушки), игровой.

Материалы и оборудование: глина, вода, краски гуашь, кисти, доски для лепки, салфетки.

 Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка птиц. Дидактические игры «Магазин игрушек»,  «Что игрушка расскажет о себе». Рассматривание таблиц элементов росписи, альбомы  «Дымковская игрушка».

Ход:

Дети подходят к выставке дымковских игрушек.

Воспитатель: - Вот какая у нас красивая веселая ярмарка глиняных игрушек.

- А вы знаете, что такое ярмарка? (Базар, рынок, где продают различные товары.)

Ярмарка – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно, и тоже время, с увлечениями, развлечениями.

- Не даром в народе говорится «Шум, как на ярмарке!»

- Какие игрушки вы видите на нашей ярмарке?  (Дымковские – глиняные.)

- Ласково и нежно называют эту игрушку Дымка. Почему, же эти игрушки -  дымковские?  (По месту их рождения – они из слободы Дымково.)

Посмотри сюда, дружок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом.

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали и село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо сказки,

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор

Отвести не в силах взор.

И пошла о дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Воспитатель:

 - С высокого берега реки Вятка, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

- Почему же, назвали слободу Дымково, а игрушки дымковские?  Зимой, когда топятся печи, и летом, в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась дымковская игрушка.

- Рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. Дети рассматривают, трогают руками.

- Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки.

- Продавали их на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье – «Свистунью». Развлечением праздника были глиняные игрушки – свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили игрушки для ярмарки. И вот на прилавках ярмарки веселый товар. Охотно покупают его и взрослые и дети. Оглашается вся округа свистом. Шумит народное гулянье. И громче всего слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот праздник «Свистунья».

Воспитатель: – Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей огромной страны, но дымковскую игрушку ни с какой не спутать.

Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (демонстрация игрушки).

- Какая характерная отличительная особенность у дымковской игрушки?

(Перед тем, как расписать дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.)

- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?  (Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии.)

- Какие цвета брали для росписи игрушек? (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).

- Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

Ходит гордо, смотрит важно,

В оперении нарядном.

Синий, желтый, красный круг: распустил свой хвост петух. Не зря среди народных мастериц бытует такая история о рождении дымковской игрушки: «Пока игрушка станет вот такой, много надо труда положить. Ведь игрушка должна 3 раза родиться.

Первый раз рождается, когда ее вылепят. Она коричневая и ломкая.
Второй раз рождается, когда ее обжигают, чтобы она окрепла.
Третий раз рождается, когда ее раскрашивают.

Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую птичку-свистульку.

Но сначала немного разомнемся.

Физкультминутка:

Мы игрушки расписные,

(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)

Хохотушки вятские,

(Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские,

(Поворот вокруг себя)

Кумушки посадские.

(Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком

(Показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки.

(Легкие прикасания к своим щекам)

С нами издавна знаком

(Стойка прямо, руки на поясе)

Весь народ на ярмарке.

( руки в стороны, притопнуть ногой)

Воспитатель: - Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами лепить, а потом  и раскрашивать. Лепка птички – занятие самое простое. В основе берут цилиндр и загибают в форме подковы. Затем оттягивают от него шею, сразу формируя и голову, а затем - хвост. Хвост расплющивают. Спереди оттягивают или доделывают лапки, как позволяет глина, и, наконец, прищипывают клюв и переходят к украшению фигурки и заглаживанию.

Лепим птичку – основу скульптурным способом - из одного куска глины, не разделяя его на части, или же конструктивным способом - из нескольких отдельных кусочков. Из такой птички – основы может получиться кто угодно - гусь или петух, курочка или индюк. Разные птички отличаются друг от друга деталями. Лепим их отдельно и прикрепляем к основе.

Готовые работы ставим на просушку.

Рефлексия.

- Вот какие вы хорошие мастера, заготовки готовы. В конце работы воспитатель предлагает убрать свое рабочее место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»

Цель: дать понятия о русском народном творчестве: познакомить детей с элементами дымковской росписи и народным творчеством.Задачи:Познакомить детей с народными игрушками.Вызвать интерес к русско...

Конспект организованной деятельности по декоративному рисованию. Нарядные игрушки (по мотивам дымковской росписи).

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы»,   «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникати...

Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи

Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок-украшать элементами росписи....

Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»

Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги)...

«Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»

МБДОУ Детский сад «Радуга»р. п. Базарный Карабулак Саратовская область Конспект интегрированного занятия по рисованию в старшей группе«Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»...

Совместная деятельность в образовательной области художественно-эстетическое творчество (декоративное рисование по мотивам дымковской росписи) с детьми старшей группы. Тема: Дымковская барышня.

Совместная деятельность в образовательной области художественно-эстетическое творчество (декоративное рисование по мотивам дымковской росписи) с детьми старшей группы.Тема: Дымковская барышня....

Конспект НОД в старшей группе на тему «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи» «Дымковская Барышня»

Приоритетная область: «Художественно-эстетическое развитие».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Соц...