Проект "Сказки"
проект по развитию речи (старшая группа)

Цель данного проекта: изучить историю возникновения сказки и ее виды.

Задачи:

  1. сделать обзор литературы по теме проекта;
  2. изучить историю возникновения сказок;
  3. раскрыть виды сказок;
  4. выяснить с помощью анкетирования, какие самые любимые сказки у детей;
  5. рассказать о своей любимой сказке.

Гипотеза проекта: сказки помогают развивать интерес к чтению, воспитывать положительные качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Цель данного проекта: изучить историю возникновения сказки и ее виды.

Задачи:

  1. сделать обзор литературы по теме проекта;
  2. изучить историю возникновения сказок;
  3. раскрыть виды сказок;
  4. выяснить с помощью анкетирования, какие самые любимые сказки у детей;
  5. рассказать о своей любимой сказке.

Гипотеза проекта: сказки помогают развивать интерес к чтению, воспитывать положительные качества личности.

Предполагаемый результат:

- Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанной сказки, предоставляя возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы;

- Рассказывать содержание сказки с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя;

- Называть сказку, прослушав отрывок из нее.

Объект исследования: сказки.

Участники проекта: Борискова Арина, воспитатель группы Чердак Оксана Николаевна и наши родители.

Использованные средства: беседы с воспитателем и с родителями, справочная литература,  книги для чтения, сборники сказок, интернет.

Методы исследования: анализ источников информации, сравнение, наблюдение, обобщение.

Актуальность:

Все люди с самого раннего детства любят сказки. Благодаря сказкам мы получаем уникальную возможность окунуться в волшебный мир, взрослые вспоминают свое детство и окунаются в радостные воспоминания. Знакомясь с волшебным миром сказок, мы воспитываем в себе любовь к слову и интерес к чтению.

Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного, еще и познавательный элемент, ведь они:

- развивают связную речь, слух и произношение;

- формируют понятие «добро и зло»;

- прививают уважение к себе как к личности, но и к старшим;

- способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас.

                                               1. Откуда появилась сказка 

С раннего детства я очень любила сказки. Помню,  когда я  был совсем маленькой, часто просила маму почитать мне сказку перед сном. Мама садилась

возле кровати и начинала читать. А я закрывала  глаза и изо всех сил старалась  не

уснуть, чтобы дослушать сказку до конца. Сказки всегда прославляют ум, смелость, трудолюбие, доброту, смеются над жадностью и хвастовством, леностью и корыстью. А тот, кто не помнит добра, кто на добро отвечает злом, всегда будет наказан.

 Сказка существовала, возникала, помнилась всегда, даже в самые трудные времена. И всегда будет существовать. Сказка или казка, байка, и  побасенка (древнейшее ее название басень - от слова «баять», «говорить») - это вид фольклорной прозы, известный у всех народов. Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.

Легенды и сказки существуют уже не одну тысячу лет. В древности люди не записывали сказки, а пересказывали устно: так они передавались от родителей к детям и сохранились до наших дней. Героями сказок могут быть и обычные люди, и волшебные существа - феи, ведьмы, драконы, великаны, а также говорящие звери и птицы. У каждого народа были свои писатели-сказочники: в России - А. Пушкин, в Дании - X. К. Андерсен, в Германии - братья Гримм.

«Золушка»

Существует около 340 версий сказки о Золушке, потерявшей хрустальную туфельку на королевском балу. Принц нашел туфельку, разыскал Золушку и женился на ней. В ранней, китайской, версии сказки, записанной в 850 г., вместо бала был праздничный карнавал, а вместо принца - император.

«Русалочка»

Истории о русалках, существах с женским телом и рыбьим хвостом, есть у многих народов. В сказке «Русалочка» Ханса Кристиана Андерсена Русалочка, дочка морского царя, влюбилась в человека - принца.

«Спящая красавица»

Существует множество версий этой сказки о заколдованной принцессе, добрых феях и проклятии злой колдуньи. В самой известной принцесса заснула глубоким сном, уколов палец веретеном. Она проснулась через сто лет, разбуженная поцелуем прекрасного принца, который разрушил злые чары.

                                               2.Классификация сказок

Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их по-своему, вырисовывая в воображении образы действующих персонажей и переживая эмоции, которые сказка передает.

Какие бывают сказки? Волшебные, бытовые, богатырские и сказки о животных. Попробуем разобраться более подробно в каждом из них.

Первый  вид - волшебная сказка. Волшебные сказки первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение, были своего рода заклинаниями. Какие бывают литературные сказки о волшебстве? Основная характерная черта этого вида – волшебный, фантастический мир, в котором живут и действуют главные герои. Законы этого мира отличаются от привычных, в нем все не так, как на самом деле, что привлекает юных читателей и делает этот вид сказок, несомненно, самым любимым среди детей. Волшебное окружение и сюжет позволяют автору проявить все свое воображение и использовать как можно больше соответствующих художественных приемов, с целью создать произведение специально для детской аудитории. Не секрет, что детское воображение безгранично, и удовлетворить его очень и очень непросто.

В большинстве случаев этот вид сказок имеет типичный сюжет, определенных героев и счастливый финал. Какие бывают сказки о волшебстве? Это могут быть повествования о героях и фантастических существах, сказки о необычных предметах и различных испытаниях, которые преодолеваются благодаря волшебству. Как правило, в финале герои женятся и живут долго и счастливо. Отметим, что герои волшебных сказок воплощают множество положительных качеств. Среди основных тем этого литературного жанра – борьба добра и зла, борьба за любовь, правду и другие идеалы. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. Структура сказки обычная – зачин, испытание, превращение, волшебный предмет, сказочное существо, место действия, концовка. 

Бытовые сказки. Такие истории повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества. Такие сказки бывают социальными и сатиричными, с элементами волшебной сказки и многие другие. Здесь высмеиваются отрицательные качества богачей и тщеславных людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум. Литературоведы утверждают – и это факт – что писались они во времена, когда люди переживали социальные кризисы, стремились изменить строй общества. Среди популярных художественных приемов здесь выделяются сатира, юмор, смех.

Богатырские сказки (былины)

   В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились.

Какие бывают сказки о животных? Существование таких историй вполне обосновано, ведь животные – существа, которые обитают с нами в непосредственной близости..

В свою очередь, сказки о животных также можно разделить на сказки с участием диких или домашних животных, предметов или объектов неживой природы. Также в эту классификацию входит и жанр басни. Можно разделить сказки о животных на произведения для детей и для взрослых.

Обычно со сказками о животных дети знакомятся еще в возрасте от трех до шести лет. Они наиболее понятны маленьким читателям, так как те встречаются с постоянными персонажами: хитрой лисой, трусливым зайцем, серым волком, умным котом и так далее. Как правило, основная черта каждого животного и является его характерной особенностью. Какие бывают построения сказки о животных? Ответ – самые разные. Кумулятивные сказки, к примеру, подбираются по принципу сюжетной связи, где встречаются одни и те же герои, просто в разных обстоятельствах. Часто герои сказочных историй имеют имена в уменьшительно-ласкательной форме.( заянька, лисичка сестричка, волчок и тд)

                                           

                                                    3. Типы сказок

 Делятся по видовым особенностям и  по авторству .

Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. Рассмотрим каждый из типов отдельно.

Народные сказки. Народные сказки по праву считаются мощным источником исторических фактов, информации о быте и общественном строе определенного народа. Народные сказки отражают человеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и кривдой. Особенностью народных сказок является то, что в простом и легко читаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Кроме того, они сохраняют богатство народного языка. Какие народные сказки бывают? Они могут быть и волшебными, и бытовыми. Много народных сказок повествует о животных. Часто возникает вопрос о том, когда была придумана первая русская народная сказка. Это наверняка останется тайной. Есть предположение, что все русские народные повествования имеют под собой реальное основание.

Авторские сказки. Обычно авторское произведение является субъективной обработкой народного сюжета, однако и новые истории встречаются довольно часто. Характерные черты авторской сказки – психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование сказочных клише. Еще одной особенностью этого жанра является то, что она может быть прочитана на разных уровнях. Так, одна и та же история воспринимается по-разному представителями разных возрастных групп. Детские сказки Шарля Перро ребенку кажутся невинным рассказом, в то время как взрослый человек найдет в них серьезные проблемы и мораль. Часто книги, ориентированные изначально на юного читателя, растолковываются взрослыми по-своему, равно как и фантастические истории для взрослых приходятся по вкусу детям. Кто они, авторы сказок? Наверняка все слышали о «Сказках моей матушки Гусыни» Шарля Перро, сказках итальянца Гоцци, произведениях немецкого писателя Вильгельма Гауфа, братьев Гримм и датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Нельзя забывать и о русском поэте Александре Пушкине! Их истории обожают дети и взрослые по всему миру. На этих сказках растут целые поколения. Вместе с тем все авторские произведения интересны с точки зрения литературоведения, все они подпадают под определенную классификацию, располагают своими художественными особенностями и авторскими приемами. По самым известным и любимым сказкам снимают фильмы и мультфильмы.

                                           

                                      Особенности языка сказки

Жили-были, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…; В некотором царстве, в некотором государстве…; «Живут, поживают и добра наживают» ; Тут и сказке конец…

                                     4. Наши любимые сказки

В рамках нашего проекта «Ах, эти сказки!» мы решили провести анкетирование и выяснить, какие же сказки предпочитают дети нашей группы:

В анкете содержались два вопроса и задание:

1. Любите ли вы читать или смотреть сказки?

2. Какую сказку вы любите больше всего?

3. Нарисовать любимого героя.

На 1 вопрос «Любите ли вы сказки?» положительный ответ дали все дети нашей группы.

Дети рассказали про волшебные сказки и сказки о животных.

Далее мы выясняли, какую сказку любят дети больше всего. Оказалось любят сказку «Колобок,  «Три поросенка», «Красная шапочка» и  другие ответы.

На вопрос «Почему вам нравятся эти сказки?» чаще всего встречались ответы:

- интересная , веселая , смешная и тд.

Дети нарисовали любимых героев, у мальчиков это герой, который победил отрицательного персонажа, у девочек это принцессы, которые пострадали от колдовства .

В ходе самого исследования я нашла  ответы на многие вопросы.  Я прочитала много различных сказок, узнала значения непонятных мне слов, провела с помощью воспитателя  анкетирование среди детей нашей группы по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о сказках. Итак, мы разобрались, какие бывают сказки. Какая бы сказка ни была – авторская, народная, социально-бытовая, волшебная или повествующая о животных – она обязательно чему-то научит читателя. Самое интересное, что совершенно неважно то, кто читает историю. И взрослые, и дети обязательно почерпнут из нее что-то полезное. Сказка каждого заставит задуматься, передаст мудрость народа (или автора) и оставит неизгладимое хорошее впечатление в головах читателей.

                                          Список литературы:

1.В.И. Даль Иллюстрированный толковый словарь русского языка – Москва, 2007

2. А. Квятковский Поэтический словарь -  Москва «Советская энциклопедия», 1966

3. В.Я. Пропп Исторические  корни волшебной сказки – Л.:1946

4. Википедия Свободная  Интернет – энциклопедия

5. Русские волшебные сказки -  Москва «Советская Россия», 1989

6.Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»: М., «Дет. лит», 1983

7. Русские народные загадки. Пословицы. Поговорки: Москва, «Просвещение»,

1990

8. Сказки народов мира: Минск, «Юнацтва», 1985

9.Народные русские сказки. А.Н. Афанасьев: Мн., «Бел. энцыклапедыя» имени

Петруся Бровки, 1993

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования

«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в городе Артёме

(академический лицей)

КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

СРЕДИ ДОШКОЛЬНИКОВ

АРТЁМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Я – исследователь»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: "Сказка ложь, да в ней намек…"

Автор: Борискова Арина Алексеевна 5 лет

воспитанница МБДОУ детский сад № 21

Руководитель: Чердак Оксана Николаевна

                                                                                      Воспитатель   МБДОУ детский сад №21

Артёмовский городской округ

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………....……….2

Актуальность, цель, задачи, гипотезы и методы исследования…………...3

1.Откуда появилась сказка…………………..………………………………..4

2.Классификация сказок……………………………………………………….5

3.Типы сказок…………………………………………………………………..7

4.Особенности языка сказок…………………………………………………..8

5.Наши любимые сказки……………………………………………………….8

6.Приложение………………………………………………………………….10

7. Список использованной литературы……………………………………….11