Консультация для педагогов «Лепка – как вид изобразительного творчества в детском саду»
консультация по аппликации, лепке

Суровежина Любовь Владимировна

Консультация для педагогов "Лепка-как вид изобразительного творчества в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_lepka.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Лепка – как вид изобразительного творчества в детском саду.

    Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов (пластилина, глины, теста и др.) создаются объемные фигурки и целые композиции.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

 

  Лепка является продуктивным видом деятельности, дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть самому, потрогать, его интересно показать другим и получить одобрение - благодаря этому ребенок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.

   Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • развивают воображение, пространственное  мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • синхронизируют работу обеих рук;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  • развивает творческие способности ребенка.

   В работе с детьми используются три вида лепки:

  • лепка предметная,
  • лепка сюжетная,
  • лепка декоративная.

   Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию воспитателя, так и по замыслу детей.

   Предметная лепка является наиболее простым видом лепки, дети создают отдельные предметы и их индивидуальные характерные признаки. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов конструктивной формы, нежели пластической формы. В связи с этим основной задачей в лепке является обучить детей изображать ключевую форму предметов и наиболее яркие, свойственные им признаки.

   Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как необходимо вылепить каждый отдельный предмет, входящий в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без нее, дополнить лепку некоторыми деталями.

  Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.

  Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.

   Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие:

-  научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;

-  учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;

-  использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

   Сюжетная лепка проводится в старшей и подготовительной группах. Связано это с тем, что ребенку нужно много знать о предметах и уметь пользоваться разными приемами изображения. В младшем возрасте дети накапливают необходимые знания и умения.

   

     Декоративная лепка.

   Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представления и фантазию. Детям нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий.

   Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, старшие дошкольники могут сами создать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры.

   Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются орнаментом, включающим различные декоративные элементы: геометрические формы (круги, квадраты, треугольники, ромбы), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы).

   Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, различным приемам лепки, а главное – красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой – печаткой. В качестве таких печаток используют фломастеры, пуговицы, ложки с красивым рельефом. Заостренными стеками рисуют узор на глиняной пластинке, а затем раскрашивают его гуашью или выкладывают по нему рельеф, который является наиболее сложным видом декоративной лепки.

   В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.

   Конструктивный – простейший из них, дети пользуются с младшей группы. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерные признаки.

Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

   Пластический - способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки.

Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста (уточка, свинка, кошка и т.д.)

   Комбинированный - способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.

   Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, Снегурочка, виноград и т. д.

   Рабочим материалом для лепки может быть пластилин, глина или солёное тесто.

   Основные приемы лепки

  • Отщипывание - отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.
  • Сплющивание - сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами (большим и указательным). Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.
  • Скатывание - формирование больших или маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.
  • Вдавливание - путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление.
  • Раскатывание - формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.
  • Прищипывание - большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.
  • Соединение - прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.

   Занятия лепкой начинаются в первой младшей группе. Знакомя детей с материалом (глиной или пластилином), воспитатель обучает детей первому приему – отщипывание   (корм для птиц, зёрнышки, конфетки). Затем детей учат придавать комочку пластилина более определённую форму – раскатывание (палочки, колбаски, соломка, конфеты и др.), затем свертывание и соединение (кольцо, бублики и др.). Далее детей обучают изображению предметов округлой формы – скатыванию (мяч, яблоко, шарик, неваляшка), а так же сплющивание (блинчики, лепешки).

   В первой младшей группе лепка носит предметный характер. Предмет должен быть хорошо знаком детям, вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение, быть интересным и прост по форме и строению, состоять не более чем из двух частей.

    Способы лепки дети начинают осваивать с младшего возраста под руководством воспитателя с простейших приемов: отрывание, раскатывание (столбики, палочки,  бублики и др.) скатывания (мячики, вишенки, неваляшки и др.), расплющивание шарообразной формы между ладонями, соединение (блинчики, грибы,  птички и др.), оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.). У детей развивается умение следить взором за движениями обеих рук, делать предмет в соответствии с заданием.

  Детей учат лепить предметы, состоящие из нескольких частей: самолет, снеговик, башенка из шариков, кукла-неваляшка. Однако в этой возрастной группе еще трудно создавать предметы из большого количества частей, поэтому они лепят снеговика только из двух шаров, а самолет из трех.

   Дети среднего возраста могут вылепить  предметы шарообразной формы, формы цилиндра и конуса (пирожки, блюдечко, яблоко, мисочку, чашечку, овощи, фрукты, игрушки и др.),

  Дети пользуются различным способами лепки: заострение и закругление пальцами (самолет, морковь), защипывание и загибание краев диска-лепешки для создания более полной и красивой формы (тарелочка), вдавливание (корзина, чашечка, блюдце).

Дети учатся делить пластилин на части и соединять части деталей прикладыванием, прижиманием,  примазыванием.

  В средней группе педагог учит детей не только применять некоторые выразительные средства: изображать не только основную форму предмета, но и характерные детали.

   В старшей группе дети лепят различные предметы, растения и животных и др. разными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным), используя приёмы сглаживания, плотного соединения частей (курочка, уточка, птичка, котик, собачка, лисичка, мишка и др.). Продолжается обучение детей лепке по частям и начинается обучение лепке из целого куска дети лепят народные игрушки (петушка, уточку-свистульку, куклу). Лепка по народной игрушке помогает детям учиться лаконичному изображению формы, декоративно оформлять налепы и росписи. Так постепенно детей подводят к работе с натуры.

Дети усваивают лепку кружки ленточным способом (когда дно кружки соединяют с лентообразной стенкой – расплющенная палочка).

   В подготовительной группе преобладающим становится пластический способ лепки (лепка из целого куска), дети широко используют стеку, совершая ею многие операции. А также детей обучают лепке посуды из колец, а также путем выбирания пластилина (глины) из цилиндрической или шарообразной формы стекой.

    Рассмотрев особенности проявления детского творчества на занятиях лепкой и некоторые пути его формирования, можно сказать, что образ в лепке у дошкольника формируется постепенно, под влиянием восприятия окружающего и обучения. От нерешительных действий с пластилином в младшей группе дети переходят к вполне осознанному изображению формы, пропорций, динамики. От образа, который создается ребенком под влиянием взрослых и совместно с ними и определяется малышом только на основании ассоциации со знакомыми предметами, ребенок в подготовительной группе может подойти к созданию образа на основе предварительного замысла, с обдумыванием сюжета лепки и некоторых выразительных средств или передачи образа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ по проблеме: "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи". Деловая игра.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному творчеству в детском саду "Путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре – самолете и в машине времени»

Данная программа создана на основе авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возрата "Цветные ладошки" - Изобразительная деятельность в детском саду И.А. Лы...

Консультация для педагогов и родителей "Организация питания детей в детском саду в адаптационный период"

Это материал о питании детей в детском саду, о причинах отказа от еды, как подготовить малыша к питанию, о перекармливании....

Консультация для педагогов "Методы и приемы обучения речи в детском саду"

Консультация для педагогов "Методы и приемы обучения речи в детском саду"...

Консультация для педагогов ДОУ "Содержание центров науки в группе детского сада"

Огромное значение для развития ребенка имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знани...

Консультация для педагогов «Роль родителей в адаптации ребёнка в детском саду»

Адаптация к детскому саду… Как сделать, чтобы привыкание к детскому саду у ребенка прошло благополучно? Какую роль в адаптации ребенка к детскому саду играют родители?...

Народное изобразительное творчество в детском саду

Народное изобразительное творчество в детском саду...