Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»
презентация к уроку по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Шакирьянова Эльза Римовна

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Повышение профессионального мастерства музыкальных руководителей – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

- Создать условия для профессионального общения;

- Представить педагогам методы и приемы работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста;

- Распространить педагогический опыт.

Форма проведения: практикум

Участники мастер – класса : музыкальные руководители ДОУ.

План проведения мастер – класса :

1. Вступительная часть мастер – класса;

2. Практическая часть мастер – класса;

3. Заключительная часть мастер – класса;

(слайд) Вступительная часть мастер – класса.

При рождении каждый человек получает драгоценный и великий дар – голос. Как же настроить такой тонкий и хрупкий музыкальный инструмент, который есть у ребенка? Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми.

(слайд) Пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Моя задача – игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности.

Практическая часть мастер – класса

Вокальный кружок «Колокольчик» посещают дети средней, старшей, подготовительной к школе группы 2 раза в неделю. На занятии особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика. Более углублённую работу в этом направлении веду с детьми старшего дошкольного возраста.

Занятие вокального кружка начинается с приветствия по желанию ребёнка (слайд) Затем здороваемся музыкально (несколько примеров).

А сейчас перейдем к певческой установке.

Певческая установка (слайд) – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При пении всегда слежу за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают свой рот.

Вспомним правила(слайд)

- сидеть (стоять) ровно, не сутулиться;

-корпус и шею не напрягать;

-голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

-дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

-петь естественным голосом, избегая резкого звучания;

-рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука; (слайд)

-нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

В процессе пения напоминаю детям о правильном положении корпуса коротким стихотворениями (слайд)

1) Мы проверим спинку, спиночку-тростинку,

Вот она какая - спиночка прямая!

2) упражнение-песню «Сидит дед»

Сидит дед. Ему 100 лет – педагоги сидят сгорбившись и грустно поют.

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие – затем садятся прямо и весело поют.

Сейчас мы с вами сделаем упражнение, чтобы найти свою певческую установку.

Выполняется упражнение «Берёзка» (приглашаю 2-3 человек)

Данное упражнение делается стоя. Для начала надо согнуться. Тело должно быть максимально расслабленным. Можно поболтать руками и головой, они должны висеть как «плети». И как только вы почувствовали полное расслабления своего тела, можно очень медленно выпрямляться, «идут позвонок за позвонком», затем плечи и последней будет голова.

Упражнение нужно проделать несколько раз перед началом пения.

И так что же такое «певческие навыки»(ответы педагогов).

Это работа над дыханием, звукообразованием, дикцией, чистотой интонирования и ансамблевым строем (слайд).

Работа над приобретением детьми певческих навыков происходит с помощью вокальных игровых упражнений, которые использую на каждом занятии.

Вспомним рекомендации по охране голоса детей (слайд читаю с экрана).

Начнём мы с дикции (слайд читаю с экрана). Улучшить дикцию можно с помощью артикуляционной гимнастики (слайд-артикуляция)

Выполняю с педагогами несколько упражнений.

(слайд) Перейдём к дыхательным упражнениям, которые способствуют не только развитию голоса, но и служат охране голоса от различных заболеваний (слайд). Проведём с вами лечебную гимнастику.

«Вышел зайчик на лужок на зелёный бережок.

Потирает зайка нос, чтобы носик не замерз.

Серый зайчик вместе с нами потирает над бровями.

Говорила зайке мать надо ушки потирать.

Зайчик лапкой лапу трет, зайчик песенку поёт.

Ой, спасибо Вам друзья, мне без вас никак нельзя!»

Также можно использовать следующие упражнения:

1 упражнение «Свечка» - палец перед ртом, легко дуть на пламя, чтобы не затушить свечу.

2 упражнение «Снайпер» - палец перед ртом, наша задача мгновенно затушить свечу.

3 упражнение «Комарик» - «з» на выдохе, на едином дыхании руки медленно сводятся вперёд и в конце комарик прихлопывается.

4 упражнение «Насосик» со звуком «ПС» качает.

5 упражнение «Мячик» со звуком «Ш» надувается.

6 упражнение «Шарик». Дышим все свободно, не поднимая плеч. Давайте попробуем набрать воздух в легкие и «надуть шарик» как говорят вокалисты. Берем хорошее дыхание через нос и выдыхаем через рот сначала на звук «С…», а затем на «Ф…».

Очень важно запомнить, что дыхание мы берём ровно столько, сколько требует фраза, которую вы будете петь. Если надо спеть отрывисто одно слово, то дыхание берём коротко, а если вам предстоит спеть длинную фразу, то рассчитывайте свой вдох так, чтобы вам хватило дыхания на всю фразу.

Теперь поговорим о звукообразовании (слайд читаю с экрана). Задача педагога, научить петь детей без крика и напряжения. Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). И в этом нам помогают различные распевания, а также пение гласных букв и слогов под музыку.

В работе с дошкольниками допустимо использование только мягкой атаки звука. С самых первых занятий нужно внушать ребенку, что громко петь не значит – красиво.

Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений. Приведу примеры некоторых упражнений, помогающих в этом:

1. Упражнение “Пение с приставленной к уху ладонью”.

Известно, что вибрационные чувства играют большую роль в образовании и восприятии певческого звука. С этим связано следующее упражнение - “Пение с приставленной к уху ладонью”. Полукруглая ладонь приставляется к уху, пропевается любая музыкальная фраза.

2. Упражнение “Колокол”.

Пение с закрытым ртом помогает детям ощутить вибрацию губ, звук при этом попадает в верхний резонатор. Для этого можно использовать упражнение “Колокол” : пропевать на одном звуке междометие “бом-бом”, долго протягивая звук “м”.

3. Упражнение “Пение с закрытым ртом”.

Систематическое использование маленьких песенок-распевок помогает добиться естественного легкого звучания голоса, т. к. распевки предотвращают перенапряжение неокрепших голосовых связок детей. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.

На занятии использую такие распевания«а-у-а-о-а-и-а-о-у-и-э»«ма-мэ-ми-мо-му»«да-дэ-ди-до-ду» и др.

Попевка «Я по-ю, хо-ро-шо--по-ю!» (слайд)

Мы с вами будем петь сложное сочетание букв.

Педагоги поют под инструмент следующее сочетание звуков:

«Бра-брэ-бри-бро-бру,

Мра-мрэ-мри-мро-мру,

Пля-пле-пли-плё-плю,

Тля-тле-тли-тлё-тлю.».

Дальше в работе над дикцией использую чистоговорки (слайд читаю с экрана).

Также использую скороговорки. Проговариваем с детьми скороговорки, постепенно ускоряя темп.

1. От топота копыт

Пыль по полю летит – идут в ритме скороговорки

От топота копыт

Пыль по полю несется – выполняют руками «моталочку»

2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3. Белые бараны били в барабаны.

4. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

5. Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап

Какие вы знаете скороговорки? Давайте их проговорим.

Следующая работа над чистотой интонирования (слайд)

Чистое интонирование – это точное воспроизведение мелодии.

Моё любимое упражнение «Эхо, отзовись». Петь мы будем сначала все вместе, а потом по одному.

Исполнение попевки «Эхо» муз. и сл. М. Андреевой

Эхо…эхо… Отзовись…отзовись…

Чисто петь… чисто петь… Научись…научись…

Слушай…слушай… Не зевай…не зевай…

Все за мной, все за мной… Повторяй…повторяй…

Несколько приемов работы с детьми по развитию певческих навыков, которые позволяют добиться чистоты интонирования.

1. Пение а capella (слайд)

Пение без сопровождения помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей.

2. Пение в сопровождении металлофона.

Этот инструмент имеет звонкий звук и побуждает ребенка петь в высокой позиции звонким звуком.

3. Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук “у”.

Звук “у” позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как иголочкой уколоть ее.

4. Пение с солистами.

5. Использование мультимедийных музыкально – дидактических игр.

Когда с детьми подготовили свои голосовые аппараты для пения, приступаем к

разучиванию песни. Сначала играю мелодию песни, затем все исполняют ее на звук «лё», а припев на – «ля». Затем поем припев на «ля» и одновременно прохлопывает ритмический рисунок мелодии. Первый куплет исполняем со словами, протягивая окончания фраз. Следующий прием поем первый куплет «по цепочке» - каждый по очереди пропевает строчку песни. Следующий этап – пение под фонограмму, затем можно спеть без музыкального сопровождения или с солистами. Обязательное правило для меня: хвалить ребенка за любое проявление творчества.

Результат деятельности вокального кружка родители видят на утренниках, развлечениях. Ежегодно дети вокального кружка участвуют в районном конкурсе «Весенняя капель» и становятся лауреатами и дипломантами (слайд).

Заключительная часть мастер – класса.

Уважаемые коллеги, мы сегодня с вами вспомнили основные певческие навыки : певческая установкапевческое дыхание, звукообразование, дикция, чистота интонирования, ансамбль.

Задача педагога – научить малыша любить песню и способствовать тому, чтобы пение для ребенка стало естественной потребностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, и он мог испытать то чувство счастья, которое дает исполнение любимой песни. Конечно, работа музыкального руководителя будет плодотворна только в том случае, если воспитатели и родители понимают ее важность и оказывают всяческую поддержку. Обучение пению – длительный и сложный процесс, требующий от музыкального руководителя большого терпения и умения строить учебный процесс так, чтобы ни одна минутка занятия не была потрачена зря.

(слайд). Всем спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

опыт работы музыкального руководителя по развитию у дошкольников певческих навыков...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Система  музыкальной  работы  предполагает  использование  на  каждом музыкальном  занятии  следующих  здоровьесберегающих  технологий: Валеологически...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Мастер – класс на тему «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Тема: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста».Цель: овладение вокальными навыками воспитателей и специалистов детского сада.Задачи: пробудить интерес к певческой деятельн...

мастер-класс "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Практикум для воспитателей "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"...