Проект по теме: «Чудо Дымка»
проект по аппликации, лепке

Пономарева Анжелика Витальевна

Проект направлен на установление новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами и может быть использован при ознакомлении детей с особенностями декоративно-прикладного искусства.

В результате проекта совместно с ребенком будет изготовлена поделка в стиле дымковской игрушке «Барашек», создан Лэпбук «Дымковская игрушка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dymka_wecompress.com_.doc315 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 68 «РОМАШКА»

Номинация: «Лучший творческий проект»

Проект по теме:

«Чудо Дымка»

 

Автор проекта:

Филиппова Александра

Руководитель проекта:

воспитатель

Пономарева Анжелика Витальевна

г. Нижневартовск, 2019

Аннотация.

Чудо – всем на удивленье:

Расписные медвежата,

Барыни, коньки, утята,

Расписные даже хрюшки –

Царство дымковской игрушки!

Согласно ФГОС ДО, художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».

Актуальность проекта

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

         Дымковская игрушка - русская игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Она не только украшает интерьер группы, но и помогает воспитывать в детях любовь к народному творчеству, развивает чувство цвета и формы. Человек является частью природы, так как декоративно - прикладное искусство по своим мотивам близко к природе, русским народным праздникам. Ведь великие художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Следовательно, у детей воспитываются и патриотические качества.

История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.

Практическая значимость проекта:

Проект направлен на установление новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами и может быть использован при ознакомлении детей с особенностями декоративно-прикладного искусства.

В результате проекта совместно с ребенком будет изготовлена поделка в стиле дымковской игрушке «Барашек», создан Лэпбук «Дымковская игрушка». 

Паспорт проекта

Тема проекта

«Чудо Дымки»

Образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

Цель

Изготовление поделки в стиле дымковской игрушке. 

Задачи

  1. Познакомить с историей дымковской игрушки.
  2. Дать представления об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.
  3. Изготовление из глины и роспись игрушки.
  4. Создание Лепбука.

Сроки реализации

Средней продолжительности – два месяца

Конечный результат (продукт)

Совместно с ребенком будет изготовлена поделка в стиле дымковской игрушки «Барашек», создан Лэпбук «Дымковская игрушка».

План работы.

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Первый этап - подготовительно – мотивационный этап

Проблемная ситуация.  

Постановка вопросов для активизации деятельности ребенка.

Второй этап - основной проблемно –   деятельностный этап.

1.Изучение информации об истории возникновении игрушки:

-поиск информации о происхождении дымковской игрушки;

-знакомство с узорами росписи игрушки;

2.Взаимодействие с родителями:

- беседа "История народной (дымковской) игрушки";

-чтение стихотворений о дымковских игрушках;

-изготовление игрушки, ее роспись.

3.Взаимодействие с воспитателем:

-проведение опроса детей группы «Какие игрушки дымковской росписи вы знаете?»;

-оформление выставки в группе «Дымковская игрушка»;

-дидактические игры;

-изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек;

- изготовление Лэпбука,

-выставка рисунок «Дымковская игрушка»;

- оформление полочки красоты;

-подбор литературы о народном промысле "дымка", иллюстраций и поделок (дымковских изделий).

Третий этап – итоговый этап.

Познавательный вечер для детей группы «Чудо Дымка» (выставка игрушек).

Презентация Лепбука «Дымковская игрушка»

Описание работы.

  1. Подготовительно – мотивационный этап.

Однажды когда Саша помогала маме в уборке квартиры, на самой дальней полке шкафа увидела старинные игрушки. Особенно ей понравился расписной барашек. Он был из глины и красиво раскрашен. Саше очень захотелось узнать, что это за игрушка, и можно ли самой сделать.

Вопросы для активизации детской деятельности:

  • Где и у кого можно узнать об истории «Дымковской игрушки»?
  • Какие виды дымковской игрушки существуют?
  • Какими основными узорами расписывали дымковскую игрушку?
  • Как изготовить дымковскую игрушку дома?

Ребенок определяет способы поиска ответов на поставленные вопросы:

  • спросить у взрослых;
  • поискать информацию в интернете, детских энциклопедиях и пр.

2. Основной проблемно –   деятельностный этап.

       Придя в детский сад, Саша показала игрушку детям и воспитателю. Саша спросила у воспитателя, как называется эта игрушка.

Воспитатель объяснила, что это дымковская игрушка. Когда-то, очень давно, дети играли именно ими. Сейчас они служат для украшения.

Уходя домой, воспитатель предложила Саше дома поискать информацию о дымковской игрушке вместе с мамой.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

Вместе с мамой дома, Саша рассмотрела виды Дымковской игрушки. Среди самых известных образов: Индюк, Барыня, Барашек, Лошадка.

               

 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВОСПИТАТЕЛЕМ:

Вместе с воспитателем просмотрели познавательный фильм про дымковскую игрушку и обсудили его содержание.

        

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

В детском саду Саша вместе с педагогом по ИЗО рассмотрели основные узоры росписи дымковской игрушки. Саша узнала, что традиционными цветами являются: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках. Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Для росписи мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШКИ:

Вместе с мамой Саша изготовила игрушку из глины и раскрасила ее в стиле Дымки:

- подготовка глины к лепке;

C:\Users\User\Desktop\проект шмидт\проект филипова\IMG_4045.JPG                 

- изготовление игрушки из глины (сушка);

C:\Users\User\Desktop\проект шмидт\проект филипова\IMG_4056.JPG

- раскрашивание готового изделия (игрушки).

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ

Саша провела опрос детей группы на тему: «Какие игрушки дымковской росписи вы знаете?» и поиграли в игру домино «Узоры дымковской игрушки».

                   

                                             

Саша вместе с воспитателем оформила в группе выставку «Дымковская игрушка».

           

Всю информацию, которую Саша находила, воспитатель предложила разместить в мини - книжку, которая называется Лэпбук.

                         

               

3. Итоговый этап. 

         В итоге реализации проекта, Саша вместе с родителями изготовила из глины дымковскую игрушку «Барашка» и ее расписала. Вместе с воспитателем оформила   Лэпбук «Дымковская игрушка».

Для детей группы был проведен познавательный вечер «Дымкам это чудо» с выставкой игрушек, где Саша рассказала, что интересного она узнала об истории игрушки, их особенностях, об основных узорах.  А также показал детям, как можно использовать Лэпбук.

Конечный результат

В результате работы над проектом у ребенка появился творческий познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству.  Саша узнала, откуда появились дымковские игрушки, как ее можно изготовить из глины и расписать красками в домашних условиях, как с помощью Лепбука собрать полученную информацию.

У ребёнка появилось желание проявлять творческую активность, наблюдательность, поисковую деятельность.  

C:\Users\User\Desktop\проект шмидт\проект филипова\IMG_4042.JPG

VI.Список используемых ресурсов.

  1. Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007
  2. Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров, изд. «О-краткое», 2010
  3. Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.
  4.  Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель,  2010

Интернет ресурсы:  

http://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm

http://dimkovo.ru/

  


Приложение 1.  

Истоки дымковской игрушки

    Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек.

 Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки.

     Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой, ясной пластической         формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре.

      Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке, Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.

Приложение 2

Технология изготовления игрушки

-Для производства Дымковской игрушки используется глина, тщательно перемешанная с водой. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.  

-Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.

Приложение 3

Индюк.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк!

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с гармошкой,

Солдат с усами.

Козел – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Весёлая Дымка

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково-посёлок,

Окаймлён лесами уголок весёлый.

Лет ему за двести,

Триста ль миновало?

Собирались вместе мужики, бывало.

А управясь дома, бабы приходили,

С удалью знакомой пляски заводили.

Праздник отмечали –

Пели, не скучали…

Как-то вятичи-дружки

Сели в праздник у реки.

Под руками глина –

Слой на три аршина.

Стали шарики катать,

Как снежки, бывало…

Глину щупать, глину мять –

Жирная, как сало!

В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка –

Распушѐнные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу –

Сразу стало веселей.

Мастера и мастерицы

Живут в Дымкове – селе!