Картотеки игр с пластилином
картотека по аппликации, лепке
Дидактические игры по пластилинографии старшего дошкольного возраста
Дидактические игры с пластилином
Картотека игр и упражнений с пластилином, способствующие развитию мелкой моторики детей
Картотека игр с пластилином




Скачать:
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры по пластилинографии старшего дошкольного возраста»
(картотека)
«Загадки и отгадки»
Цель: совершенствование навыков детей создавать образ-отгадку без наглядного подкрепления по представлению.
Задачи:
- Развивать умения отгадывать загадки.
- Совершенствовать навыки лепить разными способами лепки. 3.Формировать умения создавать общую композицию.
Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.
«Формы»
Цель: формирование навыков детей в создании разных образов на основе преобразования форм и творческого воображения.
Задачи:
- Развивать воображение.
- Совершенствовать умения при лепке использовать разные приемы лепки. 3.Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
4.Воспитывать интерес к лепке.
Вылепить несколько геометрических тел (шар, кубик, кирпичик, пирамида) или фигур (круг, квадрат, треугольник). Предложить соединить их и превратить в разные предметы.
«Буквы и цифры»
Цель: расширение представления детей о начертании печатных букв и цифр; показать, что буквы и цифры можно не только писать, но и лепить (моделировать) разными способами.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать конструктивные и творческие способности, 3.Развивать эстетический вкус.
4.Закреплять представление детей о начертании печатных букв имени и цифр.
Вылепить первую букву своего имени. Вылепить своё имя. Вылепить букву (цифру) из одного длинного валика, не разделяя его на части. Вылепить
«соседей» написанной буквы (цифры).
«Пляшущие человечки»
Цель: развитие умения анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах.
Задачи:
- Развивать умения лепить фигурки человека рациональным способом из удлинённого цилиндра (валика) путём надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка "мальчика).
- Формировать умения понимать относительность величины частей,
- Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук и ног.
- Закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки).
Повторить движение или принять такую же позу, как человек, изображённый на карточке. А после вылепить. Вылепить человека в какой-нибудь позе по желанию. Объединить вылепленные фигурки в общую композицию.
«Пластические этюды»
Цель: совершенствовать умения придумывать свой неповторимый образ по коротким произведениям.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать умения лепить персонажей прочитанных произведений. 3.Совершенствовать умения при лепке использовать разные способы лепки. 4.Содействовать формированию у детей интереса к лепке.
Лепка отдельных образов по сказкам. Лепка стихов - лучше весёлых, юмористических. Лепка песенок. Лепка спектакля с декорациями по литературным произведениям.
«Детская площадка»
Цель: развитие творческого воображения детей. Задачи:
- Совершенствовать умение лепить фигуры различными способами из целого куска, из частей.
- Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук и ног
- Объединить вылепленные фигурки в общую композицию.
Показать детям изображение игровой площадки, на которой стоят качели и горка, предложить детям подумать, что еще можно разместить на игровой площадке, затем предлагает вылепить свою детскую площадку, на которой хотелось бы поиграть.
«Змейка»
Цель: развитие мелкой моторики детей.
Задачи:
- Совершенствовать приемы лепки: скатывание пластилина между ладонями;
- Упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания; 3.Закреплять умение соединять части, плотно прижимая, их друг к другу, и в сглаживании швов.
4.Закреплять умение работать стекой. Предложить раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомнить, как шипит змея:
«Ш-ш-ш». С помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.
«Несуществующее животное»
Цель: развитие воображения, развитие мелкой моторики. Задачи:
- Совершенствовать умения выбирать способ лепки (конструктивный, пластический, комбинированный).
- Развивать умения передавать движения персонажей пластическим способом.
- Закреплять умение работать стекой. 4.Воспитывать интерес к лепке.
Предложить представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Предложить придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений с пластилином, способствующие развитию мелкой моторики детей
Змейка
Предложите ребенку раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.
Черепаха
Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».
Пластилиновые буквы
Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, надавливание, размазывание, закреплять выученные буквы; развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, учить не выходить за контур, воспитывать доводить начатое дело до конца.
Материал: доска для лепки, шариковый пластилин, нарисованные буквы на картоне, заламинированном скотчем.
Ход игры. Ребенку предлагается отщипнуть кусочек шарикового пластилина, надавить и размазать на изображении буквы. Произнести вслух нарисованную букву.
Геометрические фигуры из пластилина
Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, надавливание, размазывание, закреплять геометрические фигуры; развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, учить не выходить за контур, воспитывать доводить начатое дело до конца.
Материал: доска для лепки, пластилин, нарисованные геометрические фигуры на картоне разной величины, заламинированные скотчем.
Ход игры. Ребенку предлагается отщипнуть кусочек пластилина, надавить и размазать на изображении геометрической фигуры. Произнести вслух нарисованную фигуру.
Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение
Цель: закреплять приемы лепки, развивать творческое воображение; развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать аккуратность.
Материал: доска для лепки, масса для лепки, стека, салфетка.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д.».
«Продолжи узор»
Задачи: формировать умение соблюдать симметрию и ритм, развивать творческие способности, самостоятельность.
Ход игры: каждый играющий получает цветную карту с половинкой узора и выкладывает недостающую часть узора из цветных элементов, точно повторяя их расположение, цвет и форму.
Пластилиновый спектакль по сказке «Колобок»
- В меру своих художественных талантов слепите фигурки зайца, волка, медведя и лисички, сделайте несколько деревьев и грибочков.
- Нарисуйте на плотной бумаге извилистую тропку, расставьте в произвольном порядке деревья и грибы (получился лес), а вдоль тропинки — персонажей сказки по мере их появления.
- Всё прекрасно, но у нас нет главного героя! Вероятно, малыш захочет сделать его самостоятельно — отлично! Покажите, как скатать из пластилина шарик. Что может быть проще! А чтобы колобок стал похож на Колобка, «нарисуйте» ему личико при помощи пластилина или стека для лепки. Можно сделать нашему Колобочку шапочку, приделать ручки и ножки — не бойтесь фантазировать.
- «Какая-то тропа у нас получилась неинтересная. А давай, золотко, мы её украсим. Из чего она будет? Из булыжников, из опавшей листвы? А может быть, сделаем волшебную дорогу из сияющих самоцветов? Смотри-ка, отщипываем от цветного брусочка маленький кусочек и лепим его на нашу дорожку. Ух ты, как красиво получается!»
- «А теперь можно начинать! Давай соберём побольше зрителей и покажем им спектакль. Садись, Зайчик, садись, кукла Маша, сейчас мы будем показывать сказку. Да не обычную, а пластилиновую!»
Формы
Цель: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить инте¬рес на их сравнение и анализ сходства—различия; вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изоб¬ражение на плоскости; создать условия для экспериментирования с вылеп¬ленными формами развивать простран¬ственное мышление и воображение.
Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цвет¬ной плотной бумаги геометрические формы; рисун¬ки геометрических тел.
Варианты занятий. В зависимости от поставлен¬ной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила.
• Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.
• Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)
• Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?)
• Вылепить три разных квадрата.
• Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)
• Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)
• Вылепить несколько геометрических тел.
• Вылепить несколько геометрических фигур.
• Вылепить домик из нескольких форм.
• Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.
Загадки и отгадки.
Цель: развитие воображения.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки.
Ход игры. Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.
Аппликация на пластилине.
Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.
Предложите ребенку выполнить упражнения:
«Яблоко« однотонный пластилин раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или заполняет фасолью все яблоко.
«Украсим пирог». Приплющить комочек пластилина– пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.
«Елочка». Зеленый пластилин размять на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста.
Рисунок на пластилине
Необходимые материалы и инструменты: пластилин, стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток на пластилине (пластиковая вилка, зубочистка, корпус фломастера, крупные пуговицы, крупа, ракушки и т.д.).
Осуществление идеи. пластилин раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в пластилин плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок пластилина? Отпечатки разных предметов — пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»
Опыт с пластилином.
Осторожно! Вам потребуется использовать очень горячую воду, поэтому позаботьтесь о соблюдении техники безопасности!
- Приготовьте несколько брусков твёрдого пластилина разных цветов. Нарежьте их стеком или нарвите руками на маленькие кусочки. По возможности привлеките к этой работе малыша. Разложите получившиеся заготовки по цветным кучкам.
- Приготовьте крупные одноразовые шприцы по количеству цветов пластилиновых кусочков. Иголки сразу уберите подальше от ребёнка. Они нам не понадобятся, а создавать лишнюю угрозу детской безопасности ни к чему.
- С помощью подручного материала (коктейльной трубочки, палочки для еды, крючка для вязания и т. п.) наполните цилиндры шприцов подготовленным пластилином (в один шприц — один цвет).
- Положите наполненные шприцы в глубокую миску с кипятком. Сделайте это самостоятельно, тщательно контролируя безопасность малыша. Уложите шприцы так, чтобы верхняя часть оставалась над водой (иначе вы рискуете обжечься).
- Подождите несколько минут.
- Поставьте на стол миску с холодной водой. По одному извлекая шприцы из горячей воды, при помощи поршня выдавливайте размягчившийся пластилин в холодную воду и с восторгом наблюдайте, как он превращается в цветные «спагеттины».
Предварительный просмотр:
Тема | Название игры |
Части тела | Зиночкины косы |
Дом, семья | Идем с мамой в гости |
Игрушки | Украсим наш мячик |
Фрукты | Пластилиновый салат |
Осень | Листик клена |
Одежда | Ваня ходит по дорожке |
Дикие животные | Следы |
Праздник елки | Новогодняя елка |
Зима | Как на горке – снег, снег… |
Зимняя одежда | Оденем Машу на прогулку |
Зимние забавы | Лепим лыжные палки для Вани |
Домашние животные | Следы на пластилине |
Наша мама | Три каравая |
Транспорт | Паровоз едет на вокзал |
Весна | Дождь льет и капает |
Обувь | Тапочки с помпонами |
Посуда | Чайничек |
Деревья, цветы | Ромашка |
«Зиночкины косы» | «Идем с мамой в гости» |
«Украсим наш мячик» | « Пластилиновый салат» Ход игры. Покажите ребенку миску с красными шариками из пластилина и тоненькие «колбаски» из зеленого пластилина, расскажите, что вы были на рынке и купили помидоры и зеленый лук. Скажите: помидоры красные и круглые, вот такие»,— и покажите, как скатать между ладонями шарик. Предложите ребенку самому сделать красный «помидор». «А еще у меня есть лук, вот такой зеленый, длинный»,— с этими словами возьмите кусочек зеленого пластилина и раскатайте его на дощечке для лепки. Получится длинная «колбаска» — покажите ее ребенку и подытожьте: «Получился лук». Предложите ребенку вылепить «лук» самостоятельно. Когда овощи будут вылеплены, сложите их в игрушечную миску и обобщите: «Помидор - круглый, а зеленый лук - длинный». |
«Листик клена» Цель: развитие умения размазывать указательным пальцем маленький кусочек пластилина по ограниченной поверхности; формирование контроля за мышечным тонусом пальцев; активизация словаря: «листик», «клею», «оторву», «размажу». Оснащение: осенний лист клена; красный пластилин; контурная прорисовка кленового листика (4 х 4 см) на листе картона; коробка из-под конфет. Ход игры. Покажите ребенку осенний лист клена. Рассмотрите его, называя части листочка, скажите, какого он цвета (красный), Предложите ребенку сделать картинку из пластилина. Возьмите брусок красного пластилина, указательным и большим пальцами отщипните от него маленький кусочек. Положите маленький кусочек красного пластилина на контурную прорисовку кленового листа и движениями сверху вниз размажьте указательным пальцем по его поверхности. | «Ваня ходит по дорожке» |
|
|
«Как на горке — снег, снег...» |
Ход игры. Покажите ребенку картинку, скажите: «На улице мороз, лежит снег, холодно, а наша Маня пошла гулять на улицу без шапки и рукавичек. Как ты думаешь, что может случиться с Маней?» |
Кто б ему их раздобыл? «Три каравая» |
Шла корова по дорожке —
|
«Дождик льет и капает» пальцем по ладошке ребенка) пальцем длинные линии по ладошке ребенка) | «Тапочки с помпонами» Мама тапочки купила |
«Чайничек» |
Я — цветок на длинной ножке, Покажите ребенку заранее приготовленное изображение ромашки. Огорчитесь по поводу того, что листочки некрасивые. Предложите сделать ромашку красивой. Объясните, что для этого нужно скатать длинную «колбаску», отрезать от нее стекой небольшие кусочки — «лепестки» — и уложить их на контурную прорисовку лепестка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры с пластилином"
Цель: знакомство ребенка со свойствами пластилина (это мягкий материал, который можно разминать); развитие мышечных ощущений, формирование контроля за тонусом мышц пальцев и кисти руки (размазывание п...
картотека игр по развитию мелкой моторики рук детей игры с пластилином
Цель: знакомство ребенка со свойствами пластилина (это мягкий материал, который можно разминать); развитие мышечных ощущений, формирование контроля за тонусом мышц пальцев и кисти руки (размазыва...

«Картотека дидактических игр по лепке из пластилина»
Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движен...

«Картотека дидактических игр по лепке из пластилина»
laquo;Картотека дидактических игр по лепке из пластилина»...










