Картотеки игр с пластилином
картотека по аппликации, лепке

Белова Алёна Сергеевна

Дидактические игры по пластилинографии старшего дошкольного возраста

Дидактические игры с пластилином

Картотека игр и упражнений с пластилином, способствующие развитию мелкой моторики детей

Картотека игр с пластилином

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Дидактические игры по пластилинографии старшего дошкольного возраста»

(картотека)

«Загадки и отгадки»

Цель: совершенствование навыков детей создавать образ-отгадку без наглядного подкрепления по представлению.

Задачи:

  1. Развивать умения отгадывать загадки.

  1. Совершенствовать навыки лепить разными способами лепки. 3.Формировать умения создавать общую композицию.

Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

«Формы»

Цель: формирование навыков детей в создании разных образов на основе преобразования форм и творческого воображения.

Задачи:

  1. Развивать воображение.
  2. Совершенствовать умения при лепке использовать разные приемы лепки. 3.Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

4.Воспитывать интерес к лепке.

Вылепить несколько геометрических тел (шар, кубик, кирпичик, пирамида) или фигур (круг, квадрат, треугольник). Предложить соединить их и превратить в разные предметы.

«Буквы и цифры»

Цель: расширение представления детей о начертании печатных букв и цифр; показать, что буквы и цифры можно не только писать, но и лепить (моделировать) разными способами.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Развивать конструктивные и творческие способности, 3.Развивать эстетический вкус.

4.Закреплять представление детей о начертании печатных букв имени и цифр.

Вылепить первую букву своего имени. Вылепить своё имя. Вылепить букву (цифру) из одного длинного валика, не разделяя его на части. Вылепить

«соседей» написанной буквы (цифры).

«Пляшущие человечки»

Цель:        развитие        умения        анализировать        простейшие        схемы        (фигурки человечков в разных позах.

Задачи:

  1. Развивать умения лепить фигурки человека рациональным способом из удлинённого цилиндра (валика) путём надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка "мальчика).
  2. Формировать умения понимать относительность величины частей,
  3. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук и ног.
  4. Закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки).

Повторить движение или принять такую же позу, как человек, изображённый на карточке. А после вылепить. Вылепить человека в какой-нибудь позе по желанию. Объединить вылепленные фигурки в общую композицию.

«Пластические этюды»

Цель: совершенствовать умения придумывать свой неповторимый образ по коротким произведениям.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Формировать умения лепить персонажей прочитанных произведений. 3.Совершенствовать умения при лепке использовать разные способы лепки. 4.Содействовать формированию у детей интереса к лепке.

Лепка отдельных образов по сказкам. Лепка стихов - лучше весёлых, юмористических. Лепка песенок. Лепка спектакля с декорациями по литературным произведениям.

«Детская площадка»

Цель: развитие творческого воображения детей. Задачи:

  1. Совершенствовать умение лепить фигуры различными способами из целого куска, из частей.
  2. Показать        возможность        передачи        движения        лепной        фигурки        путём небольшого изменения положения рук и ног
  3. Объединить вылепленные фигурки в общую композицию.

Показать детям изображение игровой площадки, на которой стоят качели и горка, предложить детям подумать, что еще можно разместить на игровой площадке, затем предлагает вылепить свою детскую площадку, на которой хотелось бы поиграть.

«Змейка»

Цель: развитие мелкой моторики детей.

Задачи:

  1. Совершенствовать приемы лепки: скатывание пластилина между ладонями;
  2. Упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания; 3.Закреплять умение соединять части, плотно прижимая, их друг к другу, и в сглаживании швов.

4.Закреплять        умение        работать        стекой. Предложить раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомнить, как шипит змея:

«Ш-ш-ш». С помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

«Несуществующее животное»

Цель: развитие воображения, развитие мелкой моторики. Задачи:

  1. Совершенствовать        умения        выбирать        способ        лепки        (конструктивный, пластический, комбинированный).
  2. Развивать        умения        передавать        движения        персонажей        пластическим способом.
  3. Закреплять умение работать стекой. 4.Воспитывать интерес к лепке.

Предложить представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Предложить придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений с пластилином, способствующие развитию мелкой моторики детей

 Змейка

 Предложите ребенку раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Черепаха

Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».

Пластилиновые буквы

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, надавливание, размазывание, закреплять выученные буквы; развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, учить не выходить за контур, воспитывать доводить начатое дело до конца.

Материал: доска для лепки, шариковый пластилин, нарисованные буквы на картоне, заламинированном скотчем.

Ход игры. Ребенку предлагается отщипнуть кусочек шарикового пластилина, надавить и размазать на изображении буквы. Произнести вслух нарисованную букву.

Геометрические фигуры из пластилина

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, надавливание, размазывание, закреплять геометрические фигуры; развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, учить не выходить за контур, воспитывать доводить начатое дело до конца.

Материал: доска для лепки, пластилин, нарисованные геометрические фигуры на картоне разной величины, заламинированные скотчем.

Ход игры. Ребенку предлагается отщипнуть кусочек пластилина, надавить и размазать на изображении геометрической фигуры. Произнести вслух нарисованную фигуру.

Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение

Цель: закреплять приемы лепки, развивать творческое воображение; развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать аккуратность.

Материал: доска для лепки, масса для лепки, стека, салфетка.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д.».

«Продолжи узор» 
Задачи: формировать умение соблюдать симметрию и ритм, развивать творческие способности, самостоятельность.
Ход игры: каждый играющий получает цветную карту с половинкой узора и выкладывает недостающую часть узора из цветных элементов, точно повторяя их расположение, цвет и форму.

Пластилиновый спектакль по сказке «Колобок»

  • В меру своих художественных талантов слепите фигурки зайца, волка, медведя и лисички, сделайте несколько деревьев и грибочков.
  • Нарисуйте на плотной бумаге извилистую тропку, расставьте в произвольном порядке деревья и грибы (получился лес), а вдоль тропинки — персонажей сказки по мере их появления.
  • Всё прекрасно, но у нас нет главного героя! Вероятно, малыш захочет сделать его самостоятельно — отлично! Покажите, как скатать из пластилина шарик. Что может быть проще! А чтобы колобок стал похож на Колобка, «нарисуйте» ему личико при помощи пластилина или стека для лепки. Можно сделать нашему Колобочку шапочку, приделать ручки и ножки — не бойтесь фантазировать.
  • «Какая-то тропа у нас получилась неинтересная. А давай, золотко, мы её украсим. Из чего она будет? Из булыжников, из опавшей листвы? А может быть, сделаем волшебную дорогу из сияющих самоцветов? Смотри-ка, отщипываем от цветного брусочка маленький кусочек и лепим его на нашу дорожку. Ух ты, как красиво получается!»
  • «А теперь можно начинать! Давай соберём побольше зрителей и покажем им спектакль. Садись, Зайчик, садись, кукла Маша, сейчас мы будем показывать сказку. Да не обычную, а пластилиновую!»

Формы
Цель: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить инте¬рес на их сравнение и анализ сходства—различия; вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изоб¬ражение на плоскости; создать условия для экспериментирования с вылеп¬ленными формами развивать простран¬ственное мышление и воображение. 
 Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цвет¬ной плотной бумаги геометрические формы; рисун¬ки геометрических тел.   
Варианты занятий. В зависимости от поставлен¬ной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила.   

•    Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.
•     Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)  
•    Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?) 
•    Вылепить три разных квадрата.   
•    Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)  
•      Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)  
•    Вылепить несколько геометрических тел.  
•    Вылепить несколько геометрических фигур.  
•    Вылепить домик из нескольких форм.
•    Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.  


Загадки и отгадки. 
Цель: развитие воображения.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки.
Ход игры. Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

Аппликация на пластилине.

Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.

Предложите ребенку выполнить упражнения: 

«Яблоко« однотонный пластилин раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или  заполняет  фасолью все яблоко.

«Украсим пирог». Приплющить комочек пластилина– пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

«Елочка». Зеленый пластилин размять  на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста. 

Рисунок на пластилине

Необходимые материалы и инструменты: пластилин, стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток на пластилине (пластиковая вилка, зубочистка, корпус фломастера, крупные пуговицы, крупа, ракушки и т.д.).

Осуществление идеи. пластилин раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в пластилин плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок пластилина?  Отпечатки разных предметов — пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»


Опыт с пластилином.

Осторожно! Вам потребуется использовать очень горячую воду, поэтому позаботьтесь о соблюдении техники безопасности!

  1. Приготовьте несколько брусков твёрдого пластилина разных цветов. Нарежьте их стеком или нарвите руками на маленькие кусочки. По возможности привлеките к этой работе малыша. Разложите получившиеся заготовки по цветным кучкам.
  2. Приготовьте крупные одноразовые шприцы по количеству цветов пластилиновых кусочков. Иголки сразу уберите подальше от ребёнка. Они нам не понадобятся, а создавать лишнюю угрозу детской безопасности ни к чему.
  3. С помощью подручного материала (коктейльной трубочки, палочки для еды, крючка для вязания и т. п.) наполните цилиндры шприцов подготовленным пластилином (в один шприц — один цвет).
  4. Положите наполненные шприцы в глубокую миску с кипятком. Сделайте это самостоятельно, тщательно контролируя безопасность малыша. Уложите шприцы так, чтобы верхняя часть оставалась над водой (иначе вы рискуете обжечься).
  5. Подождите несколько минут.
  6. Поставьте на стол миску с холодной водой. По одному извлекая шприцы из горячей воды, при помощи поршня выдавливайте размягчившийся пластилин в холодную воду и с восторгом наблюдайте, как он превращается в цветные «спагеттины».



Предварительный просмотр:

    0_7210d_a1e389fb_XL.png

0_93ea0_a3a14d43_L.png

Тема

Название игры

Части тела

Зиночкины косы

Дом, семья

Идем с мамой в гости

Игрушки

Украсим наш мячик

Фрукты

Пластилиновый салат

Осень

Листик клена

Одежда

Ваня ходит по дорожке

Дикие животные

Следы

Праздник елки

Новогодняя елка

Зима

Как на горке – снег, снег…

Зимняя одежда

Оденем Машу на прогулку

Зимние забавы

Лепим лыжные палки для Вани

Домашние животные

Следы на пластилине

Наша мама

Три каравая

Транспорт

Паровоз едет на вокзал

Весна

Дождь льет и капает

Обувь

Тапочки с помпонами

Посуда

Чайничек

Деревья, цветы

Ромашка

0_93ea0_a3a14d43_L.png0_93ea0_a3a14d43_L.png

«Зиночкины косы»
Цель: знакомство ребенка со свойствами пластилина (это мягкий материал, который можно разминать); развитие мышечных ощущений, формирование контроля за тонусом мышц пальцев и кисти руки (размазывание пластилина по ограниченной поверхности движениями сверху вниз, указательным пальцем ведущей руки ребенка).
Оснащение: нарисованная на листе картона кукла с двумя косами (линиями), синие и желтые банты из тонкой бумаги, пластилин.
Ход игры. Покажите ребенку игрушку — куклу Зину, обратите внимание на ее косы — длинные, русые. Скажите: «Кукла ходила фотографироваться, а на фотографии кос не видно (покажите ,,фотографию” — изображение куклы на картоне). Кукла очень огорчилась. Я придумала, как ей помочь. Я нарисую на ,,фотографии” косы, а ты пластилином их ,,раскрась”».
Возьмите желтый пластилин и указательным пальцем размажьте его по «косе». Оторвите небольшой кусочек пластилина и попросите ребенка помочь вам. Работу сначала продолжайте вместе, а затем предложите ребенку поработать самостоятельно.
После того как «косы» куклы будут готовы, приклейте к ним заранее приготовленные бантики (предложите ребенку выбрать синие или желтые банты).
Полюбуйтесь работой, покажите ее другим детям.
Прочтите стихотворение:
                                           Зиночка-красавица,
                                           Ей косы
 очень нравятся,
                                           Длинные, с бантами,
                                           Полюбуйтесь сами.

«Идем с мамой в гости»
Цель: развитие у ребенка умения расплющивать шарик из пластилина; развитие мышечных ощущений ладошки, указательного пальца — при надавливании на кусочек пластилина; активизация работы пальцев; развитие воображения, образного мышления, активной речи .
Оснащение: кукла Маня; ширма; картинка с изображением Чебурашки без ушей.
Ход игры. Покажите из-за ширмы куклу Маню. Она плачет.
Спросите у нее: «Почему ты, Маня, плачешь?» В ответ Маня рассказывает стихотворение:
                           Мы с
 мамой сегодня в гости пойдем.
                           И Чебурашку с собою возьмем,
                           Но что-то случилось с игрушкой моей.
                           Что же случилось? Как? Почему?
                           Я вот, ребята, никак не пойму.
Рассмотрите игрушку вместе с ребенком. Оказывается, у Чебурашки нет ушей. Маня сокрушается по этому поводу и читает стихотворение дальше:
                          Брат Николай с Чебурашкой играл,
                          Ушки игрушке он оторвал,
                          Ребята, скорее мне помогите,
                          Ушки игрушке быстро слепите.
Раскатайте два шарика из пластилина. Один шарик расплющите ладонью, остальные пальцы «прыгают» по получившейся лепешечке. Второе ухо ребенок сделает самостоятельно.
После того как оба уха будут готовы, их нужно «примазать» к голове Чебурашки, нарисованного на картоне.
Посмотрите на «отремонтированного» Чебурашку, порадуйтесь вместе с ребёнком.

 0_93ea0_a3a14d43_L.png

«Украсим наш мячик»
Цель: формирование движений указательного и большого пальцев (отщипывание от большого куска пластилина маленьких кусочков); развитие воображения (украшение мячика кусочками пластилина); отрабатывание «пинцетного захвата» (соединения указательного и большого пальцев).
Оснащение: кукла, старый резиновый мяч, пластилин, разноцветные блестки.                                                                                                                             Ход игры. Покажите ребенку нарядно одетую куклу со старым мячом и скажите, что кукле очень жалко старый мяч. Он стал некрасивый, а был новенький, красивый. Но все равно она его очень любит.
Прочтите стихотворение:
                        Кукла Маша, не грусти,
                        Мы тебе поможем,
                        Расцветим, раззолотим
                        Мячик твой, как сможем.
                        Будет он красивый,
                        Яркий и счастливый.
Положите перед ребенком разноцветный пластилин. Оторвите от каждого бруска по маленькому кусочку, разомните его, приклейте к мячу и вдавите в него блестку. Полюбуйтесь полученным результатом.
Предложите ребенку продолжить работу самостоятельно. Когда работа будет закончена, похвалите ребенка, покажите «красивый мяч» другим детям. Вместе поиграйте с мячом (покатайте его по полу, побросайте друг другу и т. д.).
0_90197_1a8ba94_L.png

0_93ea0_a3a14d43_L.png

« Пластилиновый салат»
Цель: развитие у ребенка умения отрезать стекой маленькие кусочки от большого бруска пластилина; формирование координации движений; развитие умения регулировать силу нажатия на стеку, правильно держать стеку; развитие воображения ребенка.                                                                   Оснащение: глазики из красного пластилина («помидоры»), пластилиновые «колбаски» зеленого цвета диаметром 0,5 см («лук»); игрушечная миска для салата; игрушечные заяц, медведь («гости»); дощечка для лепки.

Ход игры. Покажите ребенку миску с красными шариками из пластилина и тоненькие «колбаски» из зеленого пластилина, расскажите, что вы были на рынке и купили помидоры и зеленый лук. Скажите: помидоры красные и круглые, вот такие»,— и покажите, как скатать между ладонями шарик. Предложите ребенку самому сделать красный «помидор». «А еще у меня есть лук, вот такой зеленый, длинный»,— с этими словами возьмите кусочек зеленого пластилина и раскатайте его на дощечке для лепки. Получится длинная «колбаска» — покажите ее ребенку и подытожьте: «Получился лук». Предложите ребенку вылепить «лук» самостоятельно. Когда овощи будут вылеплены, сложите их в игрушечную миску и обобщите: «Помидор - круглый, а зеленый лук - длинный».
Раздается стук, и появляется медведь с зайцем. Они здороваются и рассказывают, что пришли издалека, из леса, к вам в гости, очень устали и хотят есть. Предложите сделать для них салат из пластилиновых овощей» и прочтите стихотворение: Вот так радость, вот так диво — Ем салат из пластилина... Это лук зеленый — я его сорвал...
Этот помидорчик в руки мне попал. Режем быстро, — я сказал, — Лук — кусочками, А помидорчик — круглыми колечками... Возьмите длинный пластилиновый «лук», положите его на дощечку для лепки стекой отрежьте от него кусочек. Остальной «лук» предложите нарезать
ребенку. Затем покажите, как нарезать колечками «помидор». Все кусочки сложите в миску — получится салат. Разложите его в тарелочки к угостите гостей — мед вед с зайцем.

0_93ea0_a3a14d43_L.png

«Листик клена»

Цель: развитие умения размазывать указательным пальцем маленький кусочек пластилина по ограниченной поверхности; формирование контроля за мышечным тонусом пальцев; активизация словаря: «листик», «клею», «оторву», «размажу».                                                              Оснащение: осенний лист клена; красный пластилин; контурная прорисовка кленового листика (4 х 4 см) на листе картона; коробка из-под конфет.                                                                                                                                Ход игры. Покажите ребенку осенний лист клена. Рассмотрите его, называя части листочка, скажите, какого он цвета (красный), Предложите ребенку сделать картинку из пластилина. Возьмите брусок красного пластилина, указательным и большим пальцами отщипните от него маленький кусочек. Положите маленький кусочек красного пластилина на контурную прорисовку кленового листа и движениями сверху вниз размажьте указательным пальцем по его поверхности.
Предложите ребенку продолжить работу самостоятельно. Если он устал, предложите свою помощь: разделите лист клена на две части и попросите ребенка работать на правой стороне, а сами продолжайте работу с левой стороны.
Когда вся поверхность листа будет «раскрашена» красным пластилином, вырежьте кленовый листик по контуру, наклейте на цветной картон и поместите на дно коробки из-под конфет. Сделайте петельку на верхней части коробки. Картина готова, ее можно повесить на стену. Предложите ребенку выбрать для картины место в его комнате, повесьте картину на стену и полюбуйтесь ею всей семьей. Порадуйтесь за успехи ребенка.

0_93ea0_a3a14d43_L.png

«Ваня ходит по дорожке»
Цель: формирование контроля за мышечным тонусом пальцев (указательного пальца); выработка умения размазывать пластилин по ограниченной поверхности; развитие пинцетного захвата, координации «глаз — рука».
Оснащение: дощечка для работы с пластилином, мисочка с горохом или фасолью, игрушка — кукла Ваня; картинка, на которой изображен Ваты, стоящий дорожке.
Ход игры. Покажите ребенку куклу Ваню и радостно сообщите, что Ване купили новые сапоги и ему очень хочется их всем показать. Но куда ему в них пойти, он не знает. «А я знаю, куда я его поведу гулять. Я сейчас тебе расскажу:
                 Я кусочек пластилина размажу по дощечке.
                 А потом горошком
                 Выложу дорожку,
                 Чтобы топали по ней Ваниным сапожки».
Покажите ребенку, как размазывать по дощечке пластилин (сделает «дорожку для Ванечки). Попросите ребенка оторвать от бруска пластилина маленький кусочек, положить его на «дорожку» и размазать по ней указательным пальцем. Предложите ребенку размазывать пластилин по «дорожке» до тех пор, пока вся не станет «пластилиновой» (не делайте «дорожку» длинной и широкой — это может утомить малыша). Промазав «дорожку», проведите на ней стекой горизонтальную линию, возьмите горошинки и выложите «дорожку» для Вани. Если ребенок устал, работайте вместе с ним (по очереди). Закончив работу, проведите по «дорожке» указательным пальцем и попросите ребенка сделать то же самое.


«Следы»
Цель: формирование контроля за мышечными ощущениями; воспроизведение алгоритма движений пальцев (указательного и среднего попеременно, двух пальцев одновременно).
Оснащение: пластилиновая «дорожка» (5 х 20 см); игрушечные заяц, медведь; картинка с изображением животных.
Ход игры. Скажите ребенку, что к вам пришли гости — заяц и медведь. Со словами: «Медведь большой, тяжелый, он ходит, тяжело ступая лапами по дорожке, вот так»,— возьмите руку ребенка и «пройдите» по ней от кисти к локтю указательным и средним пальцами.
А это зайчик. Он легкий, прыгает, вот так»,— возьмите руку ребенка и «прыгайте» по ней от кисти к локтю одновременно указательным и средним пальцами.
«Посмотри, вот дорожка, по которой «пойдет» медведь в лес, тяжело ступая, вот так»,— повторите движения на другой руке.
Попросите ребенка показать на вашей руке, как ходит медвежонок (движения ребенка аналогичным вашим), затем попросите показать, как скачет зайчонок.
Когда ребенок усвоит эти движения, предложите ему показать, как бегает лиса (движения легкие, пальчики — указательный и средний — «бегут» попеременно).
Размажьте пластилин на трех «дорожках» и проведите по ним «медведя», «зайца», «лису» (пальцы двигаются так же, как по руке).
0_93ea0_a3a14d43_L.png


«Новогодняя елка»
Цель: дальнейшее формирование контроля за мышечными ощущениями; отрабатывание ритмичности в выполнении действий (сильное — слабое надавливание указательным пальцем на шарик).
Оснащение: вырезанный из зеленого картона силуэт елки с игрушками и с пластилиновыми диагональными полосками, бусинки для украшения елки.
Ход игры. Скажите ребенку: «Скоро очень красивый и веселый праздник Новый год. В этот праздник люди ставят дома елку, украшают ее игрушками. Но игрушки не простые, а елочные».
Прочтите стихотворение:
                                Висят на елке бусы,
                                Хлопушка и звезда.
                                Мы любим нашу елку,
                                Да, да, да!
Скажите: «Посмотри на елку и скажи, каких игрушек на ней нет» (нет бус). Предложите ребенку сделать красивые бусы на елку. Нужно брать по одной бусинке и накладывать на пластилиновую «ниточку» на елке.
Предложите малышу «работать» сначала правой, потом левой рукой, двумя руками одновременно. Когда работа будет окончена, полюбуйтесь нарядной елкой, похвалите ребенка. Если малыш устанет, работу можно продолжить в другой раз.
Усложнение задания. Рассмотрите с ребенком елочные шары. Предложите украсить ими елку для этого вы должны заранее скатать из пластилина маленькие разноцветные шарики. Положите пластилиновый шарик на силуэт елки, придавите его пальцем — шарик расплющится и получится «елочный шарик».
Ребенок может выбирать шарики по желанию или по просьбе взрослого: Возьми красный шарик, а потом — зеленый» и т. д.
0_93ea0_a3a14d43_L.png

0_93ea0_a3a14d43_L.png

«Как на горке снег, снег...»
Цель: совершенствование пинцетного захвата (указательным и большим пальцами) правой и левой руки и развитие координации рук ребенка; активизация
словаря: «медведь», «берлога», «горка», «спит».
Оснащение: сюжетная картинка: горка, берлога со спящим в ней медведем (можно вырезать из бумаги); пластилин.
Ход игры. Рассмотрите с ребенком картинку. Спросите, кто на картинке нарисован и что на ней изображено (снег, горка, берлога, медведь). Прочтите стихотворение:
                                 Как на горке — снег, снег,
                                 Как под горкой — снег, снег,
                                 И на елке — снег, снег,
                                 А под снегом спит медведь.
                                 Тише, тише, не шуметь.
                                                                             И. Токмакова
Предложите ребенку для работы белый пластилин. Спросите: «Что это?» (Пластилин.), «Какого он цвета?» (Белого.)
Предложите сделать около берлоги еще больше снега, чтобы медведю было еще теплее спать. Оторвите от бруска пластилина маленький кусочек — это будет «снежинка». Прилепите ее к берлоге.
Попросите ребенка продолжить работу самостоятельно. Спросите, где «ляжет» его снежинка (на берлогу, около берлоги, за берлогой)?
Когда работа будет окончена, покажите ее тем, кто может порадоваться успехам ребенка (дома и в детском коллективе).


«Оденем Маню на прогулку»
Цель: укрепление мышц указательного пальца; развитие ритмичности и координации движений, формирование связи «глаз — рука».
Оснащение: контурный трафарет из картона (шапочка, рукавички); пластилин на выбор (разноцветный); картинка с зимним пейзажем и куклой Маней шапки и рукавиц. 0_93ea0_a3a14d43_L.png

Ход игры. Покажите ребенку картинку, скажите: «На улице мороз, лежит снег, холодно, а наша Маня пошла гулять на улицу без шапки и рукавичек. Как ты думаешь, что может случиться с Маней?»
Выслушайте предположения ребенка и скажите: «Я тебе сейчас прочитаю стихотворение:
                        На дворе большой мороз,
                        Отморозит Маня нос,
                        Шарфик с шапкой нужен ей,
                        Чтобы стало ей теплей.
Нашей Мане нужны шапка и рукавички. Давай подарим ей шапку и рукавички . Наложите трафаретную «шапочку» на голову Мани. Возьмите небольшой кусочек пластилина и размажьте его внутри трафарета. Предложите ребенку продолжить работу самостоятельно. Когда все пространство внутри трафарета будет заполнено, уберите трафарет и полюбуйтесь шапочкой: «Получилась красивая шапочка, просто загляденье». Попросите ребенка, чтобы он надел ее на Маню.
Рассмотрите картинку, обратите внимание, что ручки у куклы голые. Предложите таким же образом сделать «рукавички» на обе руки. Спросите ребенка: «Сколько нужно сделать рукавичек?» (Столько же, сколько ручек,— две рукавички. Чтобы сделать этот вывод, ребенок должен сосчитать ручки у Мани и подумать.). Предложите ребенку выбрать один из четырех брусков пластилина — синего, желтого, зеленого, красного цветов. Трафарет рукавички наложите сначала на одну руку, заполните его, размазывая пластилин внутри. Так же поступите со второй рукавичкой. Попросите ребенка найти теплую шапочку и рукавички в его гардеробе, расскажите о них (из чего они сделаны, какого цвета, куда он наденет шапку, рукавицы).
 


«Лепим лыжные палки для Вани»
Цель: формирование умения ребенка правильно пользоваться пластилином — раскатывать палочки; развитие координации правой и левой руки; выработка умения ритмично выполнять действия.
Оснащение: картинка с зимним пейзажем. На картинке нарисован мальчик Витя, стоящий на горке (на лыжах, но без лыжных палок).
Ход игры. Покажите ребенку картинку с зимним пейзажем. Прочтите стихотворение:
                             Ох, мороз на дворе,
                             Он не страшен детворе,
                             Ваня лыжи
 дома взял
                             И на горку побежал.
                             Но что-то не катается,
                             Никак не получается...
                             Палки лыжные забыл —
0_93ea0_a3a14d43_L.png

                              Кто б ему их раздобыл?
Предложите сделать лыжные палки для Ванн. Оторвите от бруска пластилина небольшой кусочек, раскатайте его на дощечке для лепки.
 Внизу прикрепите кружок из картона — получилась «лыжная палка». Вторую «палку» предложите ребенку сделать самостоятельно. Обе «лыжные палки»  готовы, осталось только отдать их Ване. Положите на рисунке справа и слева от Вани «палки». Придавите «палки» в нескольких местах указательным пальцем, чтобы они держались на листе бумаги. Полюбуйтесь результатом своего труда и скажите: «Теперь Ваня может съехать с горки и не упадет».

0_93ea0_a3a14d43_L.png

«Три каравая»
Ц ель: развитие координации рук, моторики, ловкости пальцев (указательного, большого); выработка у ребенка умения раскатывать небольшие кусочки пластилина между ладошками, соединять концы вместе; развитие воображения.
Оснащение: пластилин; красивый поднос для караваев; кукла Ваня; картинки с изображением папы, мамы Вани.
Ход игры. Расскажите ребенку, что скоро праздник — женский день. В праздник люди ходят друг к другу в гости, угощают всякими вкусными вещами. Ваня любит караваи. Послушай, как он их лепил:
                                Я слепил три каравая,
                                Ведь у мамы именины.
                                Всю семью я угощаю
                                Караваями из глины.
                                Я слепил три каравая
                                И несу домой.
                                Этот маме, этот папе,
                                Этот будет мой.
                                                          М. Друмников
Научите ребенка лепить караван: возьмите заранее подготовленный кусочек пластилина и раскатайте его между ладонями — получится «колбаска». Соедините ее концы и сожмите пальцами — получится круглый каравай. «Смотри, какой у меня получился каравай. Я положу его на поднос. А теперь ты слепи каравай для мамы». Не вмешивайтесь в работу ребенка. Вы можете показать какое-то трудное действие, но только на своем кусочке пластилина. Сложите все караваи на поднос. Угостите ими бабушку, маму. Похвалите ребенка: «Какие красивые, румяные, круглые получились у тебя караваи!» Попросите угостить караваями папу, маму, сына, нарисованных на картинке.


«Следы на пластилине»
Цель: формирование координации движений указательного и среднего пальцев; выработка умения выполнять движения в ритме, заданном стихами; активизация словаря: «корова», «кошка», «дорожка», «идёт», «бежит».
Оснащение: дощечка с промазанной по ней «дорожкой» из пластилина; игрушечные кошка, корова.
Ход игры. Покажите ребенку гостей — корову и кошку. Скажите: «Корова большая и тяжелая. Она ходит вот так»,— и «пройдите» указательным и средним пальцами по руке ребенка от запястья к локтю. (Пальцы  «шагают» попеременно, сильно нажимая на руку ребенка.)
«Пройдите» пальцами по «дорожке», обратите
внимание ребенка на следы (глубокие). Попросите его «пройти» по «дорожке», как корова, тяжело «ступая». После этого «проведите» по «дорожке» кошку. Кошка «идёт», легко «ступая». Сначала «пройдите» указательным и средним пальцами по руке ребенка, слегка нажимая на нее. Затем так же пройдите по пластилиновой «дорожке». Обратите внимание ребенка на следы — они не такие, как у коровы. Попросите ребенка «пройти» по «дорожке», как кошка, легко «ступая».
Сопровождайте действия чтением стихотворения:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
0_93ea0_a3a14d43_L.png

                                Шла корова по дорожке —
                               ТОП-ТОП,
                               ТОП-ТОП.
                               А за ней бежала кошка —
                               Топ-топ-топ,
                               Топ-топ-топ.


«Паровоз едет на вокзал»
Цель: формирование умения размазывать пластилин указательным пальцем по поверхности листа движениями сверху вниз; развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «паровоз», «вокзал», «едет», «шпалы».
Оснащение: лист картона с нарисованными двумя параллельными линиями черного цвета («рельсами»); игрушечный паровоз; картинка с изображением вокзала; брусок пластилина; дощечка для раскатывания пластилина.
Ход игры. Покажите ребенку картон с рельсами и расскажите, что паровоз не хочет ехать потому, что нет шпал. Предложите ребенку сделать «шпалы» и выложить их между «рельсами». Покажите, как делать «шпалы»: оторвите от большого бруска пластилина маленький кусочек, раскатайте его на доске. Положите «шпалу» между «рельсами». Предложите ребенку продолжить начатую вами работу. Когда все «шпалы» будут уложены, проведите по ним указательным пальцем и предложите ребенку сделать то же самое. В конце «дороги» приклейте картинку с изображениями. Предложите ребенку быть машинистом и проехать на паровозе по дороге с дачи на вокзал.
0_93ea0_a3a14d43_L.png

0_93ea0_a3a14d43_L.png

 «Дождик льет и капает»
Цель: формирование контроля за мышечными ощущениями, воспроизведение алгоритма движений пальцев (пинцетный захват). Обучение основным техническим приемам лепки — раскатыванию, сплющиванию, размазыванию.
Оснащение: сюжетная картинка: лесная полянка, туча, цветы, кошка; пластилин голубого (лазурного) цвета.
Ход игры. Покажите ребенку картинку, рассмотрите ее вместе: «В небе дождевая туча, она несет дождик. Кот гуляет в траве среди цветов — вот ромашка, а вот колокольчик». Ударьте под столом ложкой по металлической крышке. Скажите: «Послушай, что-то гремит. Это гром. Сейчас начнется дождь». Возьмите руку ребенка и, читая стихотворение, ударяйте своим указательным пальцем по его ладошке в такт словам:
  Дождик капнул на ладошку,
(ударяйте указательным  

                                       пальцем  по ладошке ребенка)
   На цветы, на Мурку-кошку,
  Дождик-дождик, лей-лей,
(проводите указательным

                         пальцем длинные линии по ладошке ребенка)
   Струй лазурных не жалей!
Предложите ребенку пластилином «нарисовать (размазать) струйки дождя, льющиеся из тучи. Скатайте в ладонях тонкие «колбаски» из
 небольших кусочков пластилина — это будут «струйки дождя». Сделав вместе с ребенком несколько «струек», прикрепите их верхние концы к тучке.

0_93ea0_a3a14d43_L.png

«Тапочки с помпонами»
Цель: развитие щипкового захвата (ребенок учится отрывать кусочек пластилина от большого бруска), координация движений обеих рук (скатывание шарика-помпона между ладошками); обучение основному техническому приему лепки — скатыванию шарика между ладонями; развитие воображения; активизация словаря: «тапки», «помпоны».
Оснащение:  рисунок на картоне — два тапочка зеленого цвета; пластилин красного цвета.
Ход игры. Покажите ребенку рисунок — два танка — и скажите: «Эти тапочки мама решила подарить своей дочке. Но они не очень нарядные. Давай попробуем их украсить. Послушай, какими тапочки должны быть:                                                                                                                                                                                    

                        Мама тапочки купила
                       И дочурке подарила.
                       Тапочки зеленые,
                       С красными помпонами.
Что было на тапочках дочурки? (Красные помпоны.) давай тоже для этих зеленых тапок сделаем красные помпоны. Оторви от большого бруска красного пластилина маленький кусочек и скатай из него шарик (покажите, как круговыми движениями раскатывать пластилин между ладонями, чтобы получился шарик). Нам нужны два шарика, так как у нас «два тапка». Когда шарики будут готовы, приложите их к прорисовке тапочка и слегка придавите большим пальцем. Полюбуйтесь своей работой: «Хороши тапки с помпонами».

 0_93ea0_a3a14d43_L.png

«Чайничек»
Цель: выработка умения раскатывать кусочек пластилина между ладошками и на дощечке для раскатывания; координация работы рук; развитие наблюдательности.
Оснащение: нарисованный на картоне чайник без носика; пластилин; игрушки — заяц, кукла.
Ход игры. Пригласите в гости зайца и куклу. Прочтите им стихотворение:
                         Чайник заварочный
                         Зайка слепил.
                         Чайник слепил,
                         А носик забыл.
                         Хочет он чаю налить поскорей.
                         Чай не течет —
                         Вот как хочешь, так пей.
Скажите: «Что же делать? Давай слепим из глины (пластилина) носик». Скатайте из небольшого кусочка пластилина «колбаску» — «носик», приложите к контурному изображению носика чайника на картинке, придавая «колбаске» нужную форму. «Куколка, посмотри, какой у нас получился красивый чайник, носик у чайника новенький. Налей зайчику чай. Ох, и вкусный чай получился!» Рассмотрите вместе с ребенком носик у большого чайника и у заварочного. Посмотрите, как из носика вытекает вода в чашку.


«Ромашка»
Цель: совершенствование работы указательного и большого пальцев; развитие координации правой и левой руки; обучение основным техническим приемам лепки — раскатыванию «колбаски» из небольшого кусочка глины развитие воображения; расширение словарного запаса ребенка.
Оснащение: нарисованная на картоне ромашка с контурными лепестками и желтой серединкой; брусок пластилина белого цвета.
Ход игры. Прочтите стихотворение: 0_93ea0_a3a14d43_L.png

                             Я — цветок на длинной ножке,
                            С желтой серединкой.
                            А зовут меня — ромашка,
                            Белая кудряшка.

Покажите ребенку заранее приготовленное изображение ромашки. Огорчитесь по поводу того, что листочки некрасивые. Предложите сделать ромашку красивой. Объясните, что для этого нужно скатать длинную «колбаску», отрезать от нее стекой небольшие кусочки — «лепестки» — и уложить их на контурную прорисовку лепестка.
Если ребенок утомился, предложите выполнять работу вместе — один лепесток сделаете вы, а другой — он. Когда цветок будет готов, покажите его тем, кого любите.
 0_7cb1f_a6688a02_orig.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры с пластилином"

Цель: знакомство ребенка со свойствами пластилина (это мягкий материал, который можно разминать); развитие мышечных ощущений, формирование контроля за тонусом мышц пальцев и кисти руки (размазывание п...

картотека "Игры с пластилином"

картотенка по развитию мелкой моторики...

картотека игр по развитию мелкой моторики рук детей игры с пластилином

Цель: знакомство ребенка со свойствами пластилина (это мягкий материал, который можно разминать); развитие мышечных ощущений, формирование контроля за тонусом мышц пальцев и кисти руки (размазыва...

«Картотека дидактических игр по лепке из пластилина»

Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движен...

Картотека игр с пластилином

Цель: знакомство ребенка со свойствами пластилина....

«Картотека дидактических игр по лепке из пластилина»

laquo;Картотека дидактических игр по лепке из пластилина»...

Картотека игр с пластилином

Картотека игр с пластилином...