Краткосрочный проект по изобразительной деятельности для детей старшей группы на тему: «Пластилиновые фантазии» Пластилинография - как средство развития художественно – творческих способностей дошкольников
методическая разработка по аппликации, лепке

Данилова Валентина Павловна

Краткосрочный проект по изобразительной деятельности для детей старшей группы на тему: «Пластилиновые фантазии» Пластилинография - как средство развития художественно – творческих способностей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratkosrochnyy_proekt_po_izobrazitelnoy_deyatelnosti.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 65 «Улыбка» города Ставрополя

Краткосрочный проект по изобразительной деятельности для детей старшей группы на тему: «Пластилиновые фантазии» Пластилинография - как средство развития художественно – творческих способностей дошкольников

Введение.

 «Творчество детей – условие становления их личности»     

Ш. Амонашвили.

         Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

           Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Данная техника хороша и тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более разнообразным, увлекательным и интересным.

Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов. Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Для пластилиновой аппликации понадобиться разноцветный пластилин, картон (цветной или белый), кроме того, аппликацию можно выполнять на стеклянной поверхности, затем накрыв ее таким же куском стекла и вставив в рамку. Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги. Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.

Тип проекта: познавательно – творческий проект.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный ( 2 недели).

Участники проекта: дети старшей группы 5 – 6 лет, воспитатели, родители.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей, презентация.

Актуальность

Данный проект развивает познавательную активность. В интересной игровой форме обогащает словарный запас. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми,  стимулируется  их речевая  активность, формируется и активизируется словарь.

Развивает сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии.  Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

Дети  знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Основной материал — пластилин, а «инструментом» в пластилинографии является рука, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимулятором мозговой деятельности ребенка. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Проблема

Дети незнакомы с данной техникой рисования и поэтому не умеют использовать пластилин для создания лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Цель проекта: познакомить детей с пластилинографией как средством развития художественно – творческих способностей.

Задачи:

Развивающие:

развивать интерес к лепке, художественный вкус, фантазию. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

развивать мелкую моторику рук.

Образовательные:

познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования –пластилинографией;

Учить приемам выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов.

Воспитательные:

воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Методы и приёмы реализации проекта

  • наглядные - наблюдение, показ, образец;
  • словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
  • практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);
  • игровые методы - игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Приёмы рисования пластилином:

  • прием надавливания;
  • прием вдавливания;
  • прием размазывания пластилина подушечкой пальца;
  • прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками;
  • рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками».

Предполагаемый результат.

Дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), создавая выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук.

Материально – техническое обеспечение: пластилин, дощечки для лепки, салфетки, видеоролики , «Физкультминутки», настольно – печатные игры, пластилиновые мультфильмы.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

№  п/п

Мероприятие

Задачи

Литература

Подготовительный этап

1

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Повысить компетентность педагога.

1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М., 2007

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М., 2013

3.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярослав: Академия развития: Академия холдинг, 2004

2

Подбор методической литературы для реализации проекта

Изучить литературу по теме

3

Подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы, видеоролики, организация развивающей среды в группе.

Систематизировать материал для реализации проекта.

 

4

Анкетирование родителей, консультации для родителей.

Познакомить родителей с видами нетрадиционного рисования.

Интернет ресурс:

Социальная сеть работников

образования nsportal.ru

5

Разработка комплексно – тематического планирования по теме проекта.

Системно выполнить проект.

Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М.,2008

Основной этап

1

Организация самостоятельной деятельности в уголках творчества.

Проведение целевых наблюдений, игры.

Развивать кругозор детей, наблюдательность, творчество.

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи». Издательство МОЗАИКА-Синтез Москва 2011

2

Организованная  образовательная деятельность.

ООД Занятие «Царица Осень»

ООД Занятие «Цветы для мамы»  (коллективная работа)

Познакомить с приемами пластилинографии. Научить выполнять работу в нетрадиционной техники рисования.

Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М., 2008

Заключительный этап

1

Выставка детских работ для родителей.

Познакомить родителей с результатом проекта. Повысить интерес к художественному творчеству.

 

Планирование организованной образовательной деятельности с детьми.

Осуществление основного этапа.

№п.п

Тема

Задачи

Литература

1.

«Царица

Осень»

1.Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

2. Учить преобразовывать шарообразную форму в овальную,  прямыми движениями ладоней.

3. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

4. Развивать эстетическое и образное восприятие. Учить раскрашивать готовый силуэт  рисунка при помощи пластилина

Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. с. 6

2.

 

 

«Цветы для мамы»

 

 

1.Учить детей создавать коллективную работу. Закрепить навыки работы с пластилином: скатывание комочков круговыми движениями, сплющивание комочков, соединение всех дисков к одному в середине.

2. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением
на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.

3.Развивать композиционное и пространственное восприятие.

Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. с. 15

1.Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, желание сделать своей маме приятное.

 

Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. с. 23

Конспект.

Интеграция областей.

Познавательное развитие

Наблюдение на прогулке за природными явлениями в осенний период.

Рассматривание растений, выделение основных частей растений.

Беседы «Моя семья».

Игры по ФЭМП: сравнение предметов по форме, цвету, размеру.

Социально – коммуникативное развитие

Знакомство с праздником «День матери».

Сюжетно – ролевая игра «Семья», «Детский сад».

Настольно – печатные игра: «Собери цветок», «Когда это бывает»

Речевое развитие

Разучивание стихотворений, составление рассказов по картине, чтение художественной литературы: «Унылая пора » А. Пушкин; Тютчев «Лес, точно терем расписной», чтение стихотворений о маме

Физическое развитие

Пальчиковые гимнастики: «Наши алые цветки…», «Этот пальчик дедушка…»

Физминутки: «Раз, два, три, четыре – и на месте походили…», «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко…»

Подвижная игра: «Солнышко и дождик»

Анализ проделанной работы.

Системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционнойтехники«Пластилинографии» способствовали формированию изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.

Результат.

В ходе изучения данной техники дети научились передавать образы предметов, совершенствуя приемы работы с пластилином, прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

Вывод.

Необходимо продолжить изучать данную технику рисования для развития творческих способностей детей.

Список литературы:

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М., 2010

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М., 2007

Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М., 2013

От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-ИНТЕЗ, 2014.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2004.

Интернет ресурсы:

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

http://www.maam.ru  3.  http://skazkacentr.ru

Приложение 1

Организованная образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию детей в старшей группе группе (5 – 6 лет)

Пластилинография.

Тема: «Цветы для мамы».

Цель: учить раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, приему вдавливания пластилина двумя пальчиками (лепёшка).

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к природе, поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
  • воспитывать аккуратность в работе с пластилином;
  • развивать речь детей.

Образовательные:

  • продолжать развивать интерес к новым способам лепки;
  • упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины;
  • учить приему сворачивания длинной колбаски по спирали.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию.
  • композиционное и пространственное восприятие.

Предварительная работа: чтений стихотворений, знакомство с приемом отщипывания пластилина от целого куска, скатывания, прикрепление готовой формы на плоскости путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

Материалы для работы: плотный картон – заготовка с изображением корзины для цветов, размер А4, пластилин красного, желтого цветов, синего, зелёного цвета.

Раздаточный материал: на каждого ребенка: салфетка для рук, доска для лепки, пластилин, лепестки.

Демонстрационный материал: букет цветов.

Интеграция образовательных областей:

«Развитие речи», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Методические приемы:

Наглядные: рассматривание букета, образца изделия.

Словесные: беседа, чтение стихотворения.

Практические: приемы лепки, работа за столами.

Индивидуальная работа: словесная помощь детям.

Организация ООД.

Организационная часть.

Игра «Найди предмет», рассматривание букета, цветка, дыхательная гимнастика, формулирование темы лепки, физкультминутка.

Практическая часть.

Этапы выполнения работы, самостоятельная деятельность.

Заключительная часть. 

Рефлексия.

Обыгрывание работ: чтение стихотворения.

Ход организованной образовательной деятельности.

Организационная часть.

Дидактическая игра «Найди предмет» (развивать наблюдательность, внимание)

- Ребята посмотрите внимательно на нашу группу. Что появилось в группе? Еще вчера этого не было, а сегодня есть? Что это? - Где стоит ваза с цветами? (На столе). - Как вы думаете, сколько цветов в вазе? - Как мы называем одним словом это, когда цветов много? (Букет)

- Зачем букет мы собираем, покупаем? (Можно подарить маме, бабушке). Чтобы сделать приятное или поздравить человека с каким – либо событием. - Давайте рассмотрим цветок. Назовем все части цветка. (Стебель, лист, цветок).

- Цветок ребята, состоит из лепестков. Каким цветом лепестки?

Каждому ребёнку раздаю лепестки для ознакомления и выполнения дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика.

- Положите на ладошку лепесток и подуйте на него. Какой он? Почему летает? (легкий).

- Ребята, так зачем букеты цветов? (в подарок).

- Скоро, в воскресенье будет праздник «День матери». Давайте и мы подарим букеты цветов.  Показать образец с цветами. Ребятам раздать без цветов.

Сообщение темы занятия.

- Посмотрите на свои букеты. Можно их дарить? Почему? (Нет цветов).

- Как же быть? Что же надо сделать? (Слепить)

- Из чего будем лепить? (из пластилина).

- Сегодня мы будем учиться лепить цветы из пластилина в подарок маме.

Физкультминутка.

Наши алые цветки, распускают лепестки.

(Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно раскрывайте пальцы.)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивайте кисти рук)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)

Тихо засыпают, головой качают. ("Цветом" снова покачивается на ветру)

Практическая часть.

- Как вы думаете, как сделать цветок. Посмотрите на образец.

Этапы выполнения работы.

Взять кусочек пластилина любого цвета, скатать круговыми движениями между ладошками обеих рук шарик. Таким образом скатать 6 шариков.

Приплюснуть все шарики используя 2 пальчика.( Пальчиками слегка надавить на получившийся шарик)

Выбрать один большой диск, положить его на доску и прикрепить вокруг него 5 маленьких дисков.

Получившийся цветок поместить в корзинку.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь.

Заключительная часть.

Выставка детских работ.

- Вот теперь подарок мамам готов. Какие у вас работы получились, как вы считаете?

- Давайте прочитаем стихотворение, которое вы прочитаете маме.

Подарок мамочке готов - большой – большой букет цветов. 
Я рисовал его полдня… Ну, поцелуй скорей меня. 

Приложение 2

Рекомендации для родителей

«Пластилинография – это интересно!»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки ребенка. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Развивается волевое усилие – дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца, формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно).

Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в памяти. Это позволяет уточнить уже усвоенные ребенком знания, расширить их и применять на практике.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином должен идти непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность.

Развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), что занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. При создании работы дети знакомятся со средствами художественной выразительности (пропорция, ритм, цвет, объем, фактура, колорит).

У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев, что необходимо для накопления социокультурного опыта ребенка.

Особенности используемого материала.

Пластилин – мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

Несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам.

В своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям: 

Пластилин – материал объемный, а значит имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки можно снять лишний пластилин, не оставляя следов.

Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.

На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных разминок и пальчиковых игр.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в работе важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, таких как, игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение.

Обучение рисованию в технике пластилинографии следует начинать с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка, а затем переходить к более сложным композициям. Также необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону деятельности.

Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому детям требуется поощрение. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.  Дети  одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они ...

Краткосрочный проект по изобразительной деятельности для детей младшей группы ДОО на тему: «Пластилиновые фантазии»

Пластилинография как средство развития художественно – творческих способностей младших дошкольников....

Обобщение педагогического опыта Тема: «Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Тема:«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей   дошкольного возраста».“Ум ребенка - на кончиках его пальцев”.В....

Краткосрочный проект по изобразительной деятельности для детей младшей группы на тему: «Пластилиновые фантазии»

Краткосрочный проект по изобразительной деятельности для детей младшей группы на тему:«Пластилиновые фантазии» ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Пластилинография как средство развития художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В соответствии с новым ФГОС  одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество», направленно на достижение целей формирования интереса к эстетиче...

Краткосрочный проект по изобразительной деятельности для детей старшей группы ДОО на тему: «Пластилинография»

Краткосрочный проект по изобразительной деятельности для детей старшей группы ДОО на тему: «Пластилинография»...