Программа дополнительного образования для детей от 5 до 6 лет "Волшебница бумага"
материал по аппликации, лепке (старшая группа)

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa-bumaga.docx207.92 КБ

Предварительный просмотр:

 


Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

                                          Мы чудо сотворить сумеем сами

                                                                 Вот этими умелыми руками.

Актуальная значимость программы

Новые жизненные условия, в которые поставлены  дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои условия: ребёнок должен быть мыслящим, самостоятельным, инициативным, ориентированным и социально-адаптированным к жизни.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Гарантией социализации и адаптации личности ребенка в обществе и выступает развитие творческих способностей.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения. У него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. В творчестве ребенок учится и развивает особые качества ума:  наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, эта деятельность позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Введение

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг», открывающая детям путь к творчеству, развивающая их фантазию и художественные способности.

Оригами – пер. с японского «сложенная бумага» -  древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Данная программа реализуется в форме кружковой работы в свободное от освоения основной образовательной программы время. Принцип подбора программного материала – от простого к сложному. В программе используются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, квиллинг, конструирование).

Реализация программы предполагает последовательное решение следующих задач:

Обучающие

• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

•  Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

• Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.

Развивающие

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные

• Воспитывать интерес к искусству.

• Совершенствовать трудовые навыки, воспитывать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, развивать коммуникативные способности детей.

Основные принципы:

Доступность

Постепенность

системность.

Методические приемы, используемые при обучении: беседа, рассказ, сказка, физкультминутка, показ видео и мультимедийных материалов, рассматривание иллюстраций, показ образца и последовательности выполнения работы.

Данная программа включает в себя оценку результатов ее освоения путем заполнения воспитателем диагностических карт.

Возрастная категория воспитанников

Возрастные и психологические особенности

В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и работа с бумагой, поскольку она направлена на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.

Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Работа с бумагой является мощным средством развития творчества у дошкольников.

Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением.

 Ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, что является одним из компонентов успешного овладения правильной речью.

Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности у детей формировались особые качества: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность.

Методы сотрудничества, сотворчества являются основными.

Раздел I

«Волшебный квиллинг»

Данный раздел предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети  начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия.

Бумажная филигрань, так еще называют квиллинг  это старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время. Эта техника удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие «тонкую кружевную паутинку». За одну две минуты из радуги полос корейской бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь, и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.

Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (кисточек, зубочистки…), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров. И с помощью метода специальной обработки  можно создать самые различные композиции. Занятия квиллингом – это колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.

«Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Цель работы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

1.Познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу и другие) и из них составлять различные композиции (от простых до более сложных)

2. Через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества

3.В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес

4. Гармонизация детско-родительских отношений через приобщение к совместному творчеству со своими детьми

5.Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

6.Оценить результаты проведённой работы с детьми (оформить выставку работ).

Организационно-методическое обеспечение

Календарно-тематическое планирование по данному разделу составлено на 1 календарный год (с сентября по май).

Возрастная категория детей: 5-6 лет.

Продолжительность одного занятия - 25 мин.

Кратность занятий - один раз в неделю.

Характеристика процесса обучения.

Форма проведения – занятия. В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения).

Занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о квиллинге, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, обработку бумаги и оформление поделок.

Формы взаимодействия:

  - индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

  - групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

  - коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Педагогическая ценность данной работы заключается в том, что она дает возможность каждому ребенку открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Условия успешной реализации: систематичность, последовательность работы, постепенное повышение уровня сложности выполняемых работ, поддержка со стороны родителей воспитанников.

Ожидаемые результаты. В результате обучения дети:

- приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с бумагой;

- познакомятся с искусством бумагокручения;

- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- улучшат свои коммуникативные способности, овладеют навыками культуры труда.

Техническое оснащение занятий.

- цветная бумага для принтера

- картон белый, цветной, гофрированный

- клей  ПВА

- зубочистки

- ножницы

- карандаши простые

- линейка

- кисточки для клея

- салфетки

- клеенка

- образцы  композиций

- инструкционные карт

Календарно-тематический планирование по разделу

«Волшебный квиллинг»

Месяц

Тема

Цель

Cодержание

Сентябрь

1.Занятие. Вводное.

История возникновения квиллинга.

2. Знакомство с основной формой.

3. Занятие

Композиция  «Яблонька»

 

Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга.

Познакомить  с содержанием предстоящей работы. Знакомство с правилами техники безопасности. 

Познакомить с технологической картой и обозначением основных форм на схемах.

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль».

Развивать воображение творческие способности; воспитывать эстетические чувства; умение аккуратно пользоваться ножницами и клеем.  Предвосхищать результат своей деятельности.

Показ электронной презентации о квиллинге.

Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно учатся правильно накрутить рол, выполняют основную форму «Свободная спираль».

Подбор цветовой гаммы. Изготовление  заготовок, базовых форм.

Сборка поделки. Оформление композиции.

Работа выполняется индивидуально

Октябрь

4.Занятие

Композиция «Дождик»

5. Занятие

 Композиция

«Веточка рябины».

6. Занятие

«Кленовый лист».

 Рассказать о технологии изготовления форм “капля”. Познакомить с технологической картой и обозначением форм на схемах.

Продолжать учить детей правильно накручивать рол.

Развивать глазомер, фантазию, творчество.  Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое до конца.

    

Продолжать учить детей правильно накручивать рол.

Закрепить у детей умение  скручивать элемент (форму) «свободная спираль».

Продолжать учить скручивать свободные роллы, делать элемент «капелька», учить детей выбирать необходимый цвет бумаги и уметь сочетать его с другими цветами; формировать умение наклеивать готовые детали на основу.

Дети продолжают учиться накручивать рол.  Самостоятельно вырезают заготовку по шаблону и производят сборку изделия и оформляют в композицию. 

Работа выполняется индивидуально

Показ  технологии выполнения поделки.

Изготовление

заготовок для поделки.

Оформление поделки. Работа выполняется индивидуально.

Ноябрь

7. Занятие

Поделка-кулон «Сердце»

8. Занятие

Поделка «Подарок маме»

9. Занятие

 «Осеннее дерево» (коллективная работа).

Продолжать учить детей правильно накручивать рол.

Закрепить у детей умение  скручивать элемент (форму) «капля».  Развивать глазомер, фантазию, творчество.  Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое до конца.

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль» и  «капелька».

Учить соединять элементы в композицию.

Учить накручивать полоску бумаги на зубочистку и заклеивать край полоски,

учить работать в коллективе, составлять коллективную композицию дерева.

Показ  технологии выполнения поделки

Изготовление

заготовок для поделки.

 Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально.

Показ  технологии выполнения поделки

Изготовление

заготовок для поделки.

Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально.

Декабрь

10. Занятие

Новогодняя

открытка «Свеча»

11. Занятие

Поделка «Ангел»

12. Занятие

Поделка «Снежинка»

Рассказать о технологии изготовления поделки. Продолжать учить детей правильно накручивать рол. Закрепить у детей умение  скручивать элементы (форму) «капля», «свободная спираль».

Закрепить у детей умение  скручивать элемент (форму) «капля», Развивать глазомер, фантазию, творчество. Воспитывать  аккуратность, умение доводить начатое до конца.

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль» и  «капелька».

Учить соединять элементы в композицию.

Показ  технологии выполнения поделки.

Изготовление

заготовок для поделки.

 Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально.

Показ  технологии выполнения поделки

Изготовление

заготовок для поделки.

 Оформление композиции. Работа выполняется коллективно.

Январь

13. Занятие

Поделка «Цыпленок»

14. Занятие

«Веселый зоопарк»

Учить детей работать в новой технике -  объемного  квиллинга.

Закреплять умение скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька». Учить объединять  элементы в объемную модель.

Продолжать учить детей работать в новой технике объемного квилинга.

Развивать фантазию, творчество.

Показ  технологии выполнения поделки.

Изготовление

заготовок для поделки. Работа выполняется индивидуально.

Показ  технологии выполнения поделки

Изготовление

заготовок для поделки. Работа выполняется индивидуально.

Февраль

15. Занятие

Поделка «Танк»

16. Занятие

Поделка «Танк»

17. Занятие «Подарок для папы»

Продолжать учить детей работать в новой технике объемного квиллинга.

Закреплять умение скручивать элемент (форму) «свободная спираль». Учить объединять  элементы в объемную модель.

Продолжать учить изготавливать различные формы роллов;

выкладывать из деталей, заданную фигуру и уметь располагать её на готовой форме; воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к папе.

Показ  технологии выполнения поделки

Изготовление

заготовок для поделки.

Соединение деталей в единую объемную  композицию.

Работа выполняется индивидуально.

Март

18. Занятие

Открытка

«Подснежники»

 

19. Занятие

Композиция

«Веточка мимозы»

20. Занятие

«Поделка к 8 марта»

Познакомить детей с новыми элементами «полукруг» «треугольник». Продолжать учить детей правильно накручивать рол. Закреплять умения оформлять элементы в композицию.

«Закрепить у детей умение  скручивать элемент (форму) «капля».  Развивать глазомер, фантазию, творчество.  Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое до конца.

Продолжать учить применять в работе 2-3 полоски бумаги при скрутке роллов; развивать творческое воображение, тактильную чувствительность;

воспитывать любовь и уважение к маме.

Показ  технологии выполнения поделки

Изготовление

заготовок для поделки. Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально.

Показ  технологии выполнения поделки

Изготовление заготовок для поделки.

Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально.

Апрель

21. Занятие

Композиция

«Мотивы Хохломы»

22. Занятие

Открытка

«Пасхальный заяц»

23. Занятие

«Цветы в горшочках».

Закреплять у детей представление о народных праздниках.  Учить детей скручивать новые элементы (формы) «лист», «стрела». Закрепить у детей умение  скручивать элемент (форму) «капля», «свободная спираль». Закреплять умение оформлять элементы в композицию.

Развивать глазомер, фантазию, творчество. Воспитывать  аккуратность, умение доводить начатое до конца.

Учить детей использовать в работе полосы разные по ширине; уметь передавать сходство цветов (розы, ромашки, одуванчика); развивать мышление, воображение, сообразительность, глазомер.

Показ  технологии выполнения поделки.

Изготовление

заготовок для поделки. Оформление композиции. Работа выполняется коллективно.

 

Оформление композиции. Работа выполняется

индивидуально.

 

Май

24. Занятие

Композиция

«Ландыши»

25. Занятие

Композиция

 «Сирень»

Продолжать учить детей скручивать новые элементы (формы) «лист», «стрела». Составлять объемные предметы. Продолжать учить собирать полученные элементы  композицию.

Закреплять умение скручивать элементы «лист», «стрела», «капля» «свободная спираль». Учить объединять  элементы в объемную модель.

Развивать творчество, фантазию. Воспитывать  аккуратность, умение доводить начатое до конца.

Показ  технологии выполнения поделки.

Изготовление

заготовок для поделки. Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально.

Показ  технологии выполнения поделки.

Изготовление

заготовок для поделки. Оформление композиции. Работа выполняется коллективно.

Июнь

Цикл творческих работ «Цветы луговые»

«Цветы луговые»

 

Помочь детям в разработке задуманной работы, сделать эскиз. Развивать творческие способности детей.

Учить работать коллективно, обсуждать  и воплощать задуманное.

Дети разрабатывают дизайн задуманной работы. Делают эскиз. Самостоятельное выполнение необходимых  заготовок.

Самостоятельное выполнение необходимых  заготовок.

Дети собирают в единое полотно все элементы и заканчивают работу.

Июль

Цикл творческих работ.

«Занимательные игрушки»

«Занимательные игрушки»

  

Закреплять умение скручивать элементы в различные формы, с которыми познакомились в течении года.

Закреплять умение скручивать элементы в различные формы, с которыми познакомились в течении года.

Дети задумывают поделку  занимательную игрушку. Осуществляют работу в технике объемного квиллинга, используя полоски гофрокартона.

Дети задумывают поделку  занимательную игрушку. Осуществляют работу в технике объемного квиллинга, используя полоски гофрокартона

Август

Цикл творческих работ «Летние фантазии»

«Летние фантазии»

Помочь детям  определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы.

Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение. Развивать мелкую моторику рук.

Дети выполняют коллективную работу. Дети сами определяются с темой выполняемой  работы. Разрабатывают дизайн.  Выполняют базовые формы.

Оформляют заготовки в единую композицию

Раздел II

«Оригами»

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

- умение слушать воспитателя;

- принимать умственную задачу и находить способ ее решения;

- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;

- развитие самоконтроля и самооценки;

- осознание собственных познавательных процессов.

Цель работы: формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами.

Задачи:

Обучающие

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., базовыми формами оригами;

- Формировать умение следовать устным инструкциям;

- Обучать различным приемам работы с бумагой;

- Обогащать словарь ребенка специальными терминами;

- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие

- Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;

- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

- Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.

Воспитательные

- Воспитывать интерес к искусству оригами;

- Расширять коммуникативные способности детей;

- Способствовать созданию игровых ситуаций,

- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Организационно-методические основы

Календарно-тематическое планирование раздела составлено на 1 год.

Кратность занятий - 4 раза в месяц.

Длительность занятия - 25 минут.

Форма организации детей - групповая.

Основные направления деятельности:

- работа с разными видами бумаги;

- развитие творческой атмосферы;

- освоение детьми техники складывания бумаги (диагональ, пополам и т.д.), техники вырезания (симметричное и отдельных частей);

- использование сочетания различных видов изобразительной деятельности на одном занятии (делают жирафа из желтой бумаги, а пятна и глаза рисуют карандашом).

Методы и приемы:

- создание игровой мотивации;

- беседа;

- чтение литературных произведений;

- показ и рассматривание готовых поделок;

- объяснения;

- обыгрывание;

- использование поэтапного показа.

Ожидаемые результаты. В результате обучения дети:

        – научатся различным приемам работы с бумагой;
       – будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
       – научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
       – будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
       – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
       – познакомятся с искусством оригами;
       – овладеют навыками культуры труда;
       – разовьют свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Календарно-тематическое планирование по разделу «Оригами»

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

«Давайте поиграем»

Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры; заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств – сминаемостью; научить делить квадрат путем складывания на разное количество равных частей: 2 прямоугольника, 4 квадрата или треугольника; развить мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность.

«В некотором царстве, в бумажном государстве…»

Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; начать знакомить с историей искусства оригами.

Знакомство с базовой формой «треугольник».

«Ёлка»

Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать из квадрата треугольники меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); воспитывать усидчивость, аккуратность.

Т.И. Тарабарина стр.32

 «Котёнок», «Лиса»

Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол. Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.

Октябрь

 «Бабочка»

Закреплять умение получать из квадрата треугольник меньшего размера; развитие творческого воображения.

Т.И. Тарабарина стр.37

«Рыбка», «Лягушонок»

Продолжать учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый приём складывания бумажных квадратов по диагонали; поощрять творческую инициативу детей; развивать глазомер.

Т.И. Тарабарина стр.39, 41

«Кораблик»

Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», упражнять в свободном выборе цвета бумаги; воспитывать усидчивость, аккуратность.

Т.И. Тарабарина стр.51

«Стаканчик»

Продолжать закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией.

Т.И. Тарабарина стр.55

Ноябрь

Знакомство с базовой формой «воздушный змей». «Кролик»

Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; продолжать знакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «воздушный змей»); воспитывать усидчивость, аккуратность.

Т.И. Тарабарина стр.68

«Дерево»

Продолжать знакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «воздушный змей»), обучать приёмам декоративного украшения поделок

Л. Арсентьева стр.118

«Яхта»

Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», упражнять в свободном выборе цвета бумаги; воспитывать усидчивость, аккуратность.

Л. Арсентьева стр.126

«Самолётик»

Продолжать учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый приём складывания бумажных квадратов; поощрять творческую инициативу детей; развивать глазомер.

Л. Арсентьева стр.132

Декабрь

«Утка»

Продолжать учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый приём складывания бумажных квадратов; поощрять творческую инициативу детей; развивать глазомер.

Л.Арсентьева стр.68

«Сова»

Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами пользуясь клеем и ножницами; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата; воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Т.И. Тарабарина стр.78

 «Щенок»

Закреплять умение делать животных способом оригами, составлять из деталей из разных базовых форм «треугольник, воздушный змей».

Т.И. Тарабарина стр.57

«Новогоднее украшение»

Вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику; продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги; развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение; воспитывать аккуратность.

Январь

«Курочка»

Закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами, используя схему; совершенствовать навыки работы с ножницами; воспитывать самостоятельность, усидчивость.

Т.И. Тарабарина стр.73

«Пингвин»

Закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «воздушный змей»; воспитывать умение работать в коллективе; вызывать чувство радости от проделанной работы

Л. Арсеньева стр. 62

«Мотылёк»

Учить детей изготовлению насекомых в технике оригами; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата; развивать творческое воображение, фантазию; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Т.И. Тарабарина стр. 95

Февраль

«Бабочка»

Закреплять умение делать насекомых способом оригами из базовой формы «двойной треугольник», составлять из деталей из разных базовых форм «треугольник, воздушный змей».

Т.И. Тарабарина стр. 97

«Кораблик»

Продолжать учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый приём складывания бумажных квадратов по диагонали; поощрять творческую инициативу детей; развивать глазомер.

Л. Арсеньева стр. 124

«Корзиночка»

Закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.

Л. Арсеньева стр. 62

«Жар - птица»

Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационные карты; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата; воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Л. Арсеньева стр. 58

Март

«Фазан»

Закрепить изготовление простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «воздушный змей»), обучать приёмам декоративного украшения поделок

Л. Арсеньева стр. 78

«Пчела»

Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; продолжать знакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали; воспитывать усидчивость, аккуратность.

Л. Арсеньева стр. 88

«Утка»

Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, совершенствовать навыки работы с бумагой; воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.

Л. Арсеньева стр. 68

Апрель

«Курица»

Совершенствовать навыки работы с бумагой; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; воспитывать самостоятельность, аккуратность

Л. Арсеньева стр. 70

«Чайка»

Продолжать учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя; создавать новые композиции.

Л. Арсеньева стр. 66

«Ворона»

Закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «воздушный змей»; воспитывать умение работать в коллективе; вызывать чувство радости от проделанной работы

Л. Арсеньева стр. 64

«Петух»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; упражнять в свободном выборе цвета; развивать объяснительную речь.

Л. Арсеньева стр. 60

Май

«Сорока»

Научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Л. Арсеньева стр. 54

«Летучая мышь»

Закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами, используя схему; совершенствовать навыки работы с ножницами; воспитывать самостоятельность, усидчивость.

Л. Арсеньева стр. 54

«Итоговое занятие»

Закреплять умение используя технику оригами, мастерить поделки из разных базовых форм, воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Диагностическая карта

«Оценка результатов освоения программы «Волшебница-бумага»

п/п

Ф.И.

ребенка

Знание базовых форм и условных обозначений

Умение пользоваться чертежами и схемами

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями

Моделирование художественно-выразительных форм

Владение разнообразными приемами, техниками работы с бумагой

Проявление творчества и фантазии в создании композиции

1

2

Оценка знаний и умений:

  • Не умею (1 балл).
  • с чьей-то помощью (2 балла).
  • в зависимости от сложности материала (3 балла).
  • Умеет вне зависимости от сложности и материала (4 балла).

Список литературы:

  1. Быстрицкая А.. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 2011.
  2. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2006.
  3. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва, 2002.
  4. Джейн Дженкинс «Трехмерный квиллинг», -  «Контент», 2010.
  5. Новикова И.В. «Квилинг. Бумажные поделки в детском саду», «Академия детства», 2012.
  6. Букина С., Букин М. «Волшебство бумажных завитков», - «Феникс» 2011.

Интернет-ресурсы:

  1. http://community.livejournal.com/ru_quilling – квиллинг-сообщество в ЖЖ
  2. www.ссылка запрещена администрацией – сайт корейской квиллер-мастерицы Клер Сан Шуа
  3. http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества
  4. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»
  5. http://www.flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в технике бумагокручения на Фликре

Программа дополнительного образования

«Волшебница-бумага»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для детей средней группы по художественной направленности - кружок "Из любой бумаги мастерим, как маги"

Ручной труд - уникальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность детей....

Рабочая программа дополнительного образования художественной направленности «Все дело в бумаге»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое  развитие детей 5-6 лет)Анализ работы с программой доп.образования "В...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...

Спортивно-оздоровительная программа «МАУГЛИ» (программа дополнительного образования для детей в возрасте 4-7 лет)

Программа в области физической культуры "Маугли" (далее Программа) рассчитана на срок обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет и соответствует многолетней оздоровительной подготовке в течение...